КОНСПЕКТ
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
«Своя игра»,
Цели:
· формирование и развитие познавательной активности школьников;
· совершенствование знаний, умений и навыков по математике;
· развитие внимания, памяти, абстрактного мышления;
· воспитание интереса к математике через нестандартные и занимательные задания.
.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение, доска для отражения набранной суммы баллов для каждой команды
- презентация (приложение);
Предварительная работа:
- определение участников команд;
- выбор капитанов;
- выбор членов жюри.
Форма проведения: игра-соревнование
Место проведения: кабинет математики
Сценарий проведения аналогичен телевизионной игре с одноименным названием. Викторина, проводится для учащихся 10-11 классов. В игре принимают участие 2 команды. Каждая команда выбирает себе название.
Вместо денег учащиеся зарабатывают баллы, учет которых ведёт счётная комиссия. Команда набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем игры.
Правила игры
Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2-х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.
В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос-аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
Подсчёт ведёт счетная комиссия из числа преподавателей школы и приглашенных они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.
Ход игры:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы проводим викторину “Своя игра!”. Цель игры – популяризация знаний по предмету Математика. Наша цель узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по этому предмету. Мы проверим ваши знания по математике. Победители будут награждены призами. Внимание! Объявляю участников игры! (Представление команд – название команды и выбор капитана команды).
Счетная комиссия, которая будет считать баллы – (назвать).
Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.
Основная часть.
I тур
Темы I тура: математические формулы, толкование математических терминов, единицы измерения, крылатые фразы.
Темы |
Стоимость вопроса |
||||
Математические формулы |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Толкование математических терминов |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Единицы измерения |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Крылатые фразы |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
1. Математические формулы
1. Запишите формулу
корней квадратного уравнения. Ответ: х1,2 = .
2. запишите формулы суммы и разности кубов двух чисел.
Ответ: a3 - b3 = ( a - b)( a2 + ab + b2)
3. Запишите формула Герона для вычисления площади треугольника.
Ответ: S =, где
р - полупериметр
4. Запишите основное
тригонометрическое тождество. Ответ: sin2 + cos2
= 1
5. Кот в мешке. Запишите формулу куба суммы двух чисел.
Ответ: (a + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3.
2. Толкование математических терминов
1. Трапеция происходит от латинского слова “трапезиум” - столик.
От этого же слова происходит наше слово “ трапеза”, означающее стол.
2. Конус – это латинская форма греческого слова “конос”, что означает сосновую шишку.
3. Аксиома. В современном понимании аксиома - высказывание некоторой теории, принимаемое при построении этой теории без доказательства, т.е. принимаемое как исходное, отправное для доказательств других положений этой теории (теорем). Аксиомы называют также постулатами.
4. Гипотенуза. Гипотенуза - от греческого слова "гипотенуза", что означает "тянущаяся под чем-либо". Название происходит, очевидно, от способа построения прямоугольных египетских треугольников с помощью натягивания веревки. Евклид вместо термина "гипотенуза" так и писал: "сторона, которая стягивает прямой угол").
5. Радикал – знак математического действия извлечения корня, также результат такого действия.
3. Единицы измерения
1. Какую часть составляет
1 ар от гектара? Ответ: .
2. Что такое баррель? Чему он равен?
Ответ: Известно, что баррель единица измерения объёма нефти. Нефтяной баррель равен 158,988 куб. дм.
3. Вопрос аукцион. Назовите любые три старинные русские единицы измерения длины.
Ответ: аршин - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112 м.
4. В некоторых зарубежных магазинах говорят: " Отпустите, пожалуйста,
тридцать декаграммов сыра". Сколько это граммов?
Ответ: 300 грамм. (Декаграмм — 10 граммов.)
5. Сколько литров воды в 1 куб. дециметре? Ответ: 1 литр.
4. Крылатые фразы
Назовите автора этих строк?
1. Математика – царица наук, арифметика – царица математики. Ответ: (К.Ф. Гаусс)
2. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
Ответ: (М.В. Ломоносов)
3. Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. Ответ: (А.С. Пушкин)
4. Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств. Ответ: (Л. Эйлер)
5. Кот в мешке. Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. Ответ: (Б. Паскаль)
II тур
Темы |
Стоимость вопроса |
||||
Вычислительная техника |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Великие математики |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Математические развлечения |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Задачи в стихах |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
1. Вычислительная техника
1. Как называлась счётная доска у древних греков.
Ответ: Абамк (греч. ,
abakion, лат. abacus — доска) — счётная доска, применявшаяся для арифметических
вычислений приблизительно с IV века до н. э. в Древней Греции, Древнем.
2. В 1662 году немецкий математик Г.Лейбниц разработал счетную машину, выполняющую все четыре арифметические действия и использующую двоичную систему счисления. Это счетное устройство использовали до середины 20 века.
Как назывался прибор, выполнявший все четыре действия, который был прототипом прибора созданного в 1673 году немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем?
Ответ: Арифмометр (от
греч. —
“число”, “счёт” и греч.
—
“мера”, “измеритель”) — настольная (или портативная) механическая
вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также
для сложения и вычитания. Арифмометры, начиная с 1820,
производились серийно и ими пользовались до 1960-х годов.
3. Как называется прибор, который использовали школьники для упрощения вычислений до изобретения микрокалькулятора?
Ответ: Логарифмимческая линейка — аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень (чаще всего в квадрат и куб) и вычисление квадратных и кубических корней, вычисление логарифмов, тригонометрических функций и другие операции.
4. Назовите автора первой вычислительной машины, работавшей на двоичной логике и применявшее арифметику с плавающей запятой
Ответ: Изобретатель компьютера — немецкий инженер Конрад Цузе
5. Кот в мешке. Назовите родоначальника науки кибернетика
Ответ: Норберт Виннер.
2. Великие математики
1. Попробуй и отгадай.
Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы, как в Сиракузах
Родину он защищал.
Свой народ спасал от бед,
Его имя …..
Ответ: (Архимед).
2. На острове Самос
Философ сей родился.
И во главу угла
Поставлены им числа.
И, говорят, за теорему
Принес богам быка он в жертву.
Был чемпионом Олимпиады,
Имел своих учеников.
Надеюсь, догадался каждый,
Что его имя ….. Ответ: (Пифагор)
3. Все, что раньше люди знали,
Он собрал в своих “Началах”.
Было их 13 книг,
Написал их все …. Ответ: (Евклид)
4. Очень слабым он родился,
Но науке все ж сгодился.
Открыл не кто иной,
А он притяжения закон.
Интеграл дал миру он,
Физик ….. Ответ: (Ньютон)
5. Вопрос аукцион.
Математики начала
По обоям изучала
И влюбилась в ту науку.
Только вот какая штука.
Ведь в России в это время
Не пускали в вузы женщин.
Чтоб в математике достичь вершин,
Пришлось уехать девушке в Берлин,
И стать для этого фальшивою невестою,
Такой мы знаем …….
Ответ: Софью Ковалевскую
3. Математические развлечения
1. В эту игру умеют играть все. Это одна из древнейших игр. Для того, чтобы играть в нее, достаточно иметь лист бумаги и ручку. Наверное поэтому в нее играют на уроках тайком от учителя. Ответ: крестики, нолики
2. Древняя игра, берущая начало в Индии и имеющая многовековую историю; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить.
Что это за игра? Ответ: Шахматы
3. Жил – был игрок, он был далек от всякой науки
Любой урок ему не впрок, ему б монетку в руки
Что в жертву рок его обрек не мог он знать заранее
Один бросок, другой бросок – и выигрыш в кармане!
Приходит срок и наутек пускается удача…
Один бросок, другой бросок – и выигрыша нету!”
Какова вероятность выигрыша при игре “Орлянка" ?
Ответ: 0,5 Орлянка — старинная азартная игра, распространённая во многих странах.
4. Кот в мешке. В эту игру играли еще египетские фараоны, правда, она несколько отличалась от современной. Затем игра проникла в Грецию и в Древний Рим. Предметы этой игры были найдены в гробнице Тутанхамона. Появление этой игры на Руси связано с именем Владимира Мономаха.
Ответ: Шашки — одна из самых древних игр. 5. В 2004 году исполнилось 30 лет с тех пор, как весь мир развлекается этой игрой головоломкой. Конечно, пик популярности ее прошел, но если предмет этой игры попадет в руки думающего человека, он не откажется привести его в порядок. Назовите профессию и родину изобретателя этой игры.
Ответ: Эрно Рубик (Эрнё Рубик; венг. Rubik Erno, род. 13 июля 1944, Будапешт, Венгрия).
4. Шарады, мегаграммы
1. Вначале - двойка.
Далее - мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком - обозначенье,
Дробящее на дозы обученье.
Ответ: параграф
2. Читаем мы направо смело -
Геометрическое тело.
Прочтём же справа мы налево -
Увидим разновидность древа.
Ответ: куб - бук
3. Предлог стоит в моём начале,
В конце же - загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом
Ответ: задача
4. Счастливой цифру ту считают,
При счете её применяют.
А “М” вот на “Т” поменяли -
И рыбы немало поймали.
Ответ: Семь - сеть
5. Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать!
Ответ: (Семь – семья).
Учитель:
Слово жюри.
Подведение итогов игры.
Объявление результатов. Награждение победителей.
Все большие молодцы! Всем спасибо! Вам понравилась игра?
Нам без математики нельзя,
Математика для нас важна –
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она,
В этом зале вместе собрала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.