Внеклассное мероприятие по математике для студентов 1 курса:
Великолепная семерка
Цели:
Установление взаимосвязи математики с другими науками
Расширение кругозора студентов, повышение их интеллекта
Развитие интереса к предмету
Развитие культуры общения и развития математической речи
Воспитание чувств ответственности и солидарности
Оформление: портреты великих математиков, плакаты с высказываниями о математике, стенгазеты, мультимедиа.
Сценарий внеклассного мероприятия
Правила:
В игре принимают участие по семь игроков от группы (не более трех команд)
В игре семь конкурсов.
Участвуя в каждом конкурсе, команды зарабатывают призовые баллы.
Так же дополнительные баллы командам могут принести болельщики в конкурсе моделей геометрических тел.
1. Вступительное слово преподавателя (или ведущих)
Наша сегодняшняя программа называется «Великолепная семёрка». Надеемся, что она даст вам возможность хорошо отдохнуть, проявить находчивость, ловкость и знания. А в центре внимания в этот вечер будет цифра «семь».
Замечали ли вы, друзья, необыкновенную распространенность этого числа?
Обратимся к истокам нашей цивилизации. Вот Древняя Греция.
Семеро героев сражались против Фей на заре истории; семь городов спорят за честь именоваться родиной Гомера; семь мудрецов почитаются эллинами. Кстати, имена мудрецов менялись, а число оставалось. Вы знаете, сколько раз на страницах Библии встречает нас цифра «семь».? Более 160 раз!
Вот например: потрудившись шесть дней над устроением мира, Господь благословляет и освещает седьмой день – день, когда «почин… от всех дел своих»; семь пар чистых животных и семь пар чистых птиц небесных велено взять Ною в Ковчег, ибо через семь дней начнётся великий потоп.
Семерых бесов изгоняет Иисус из Марии Магдалины, семь слов произносит на кресте Христос и т. д.
Приверженность наша к этому числу достойна изумления! Это необыкновенное число! Программа сегодняшней игры ещё одно тому подтверждение.
Обратите внимание: сегодня 7 участников игры, между которыми развернется борьба за главный приз игры «Великолепная семёрка». Победы в конкурсах оцениваются определённым количеством баллов. Главный приз получит та команда , у которой к концу игры окажется наибольшее количество баллов.
Представление жюри.
Представление команд. Жеребьевка
II. Основная часть
Конкурс 1. Тесты
Из пяти вариантов на каждый вопрос нужно
выбрать правильный ответ. Есть две попытки. С первой попытки команда получает
200 баллов, со второй – 100 баллов. Затем право ответа переходит к соперникам,
они могут получить 50 баллов за правильный ответ. На обдумывание каждого ответа
дается 30 секунд.
1. Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил провести на карте земного шара параллели и меридианы и ввести хорошо теперь известные географические координаты – широту и долготу, и обозначать их цифрами.
В XVI в. французский математик Н. Оресм ввел, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.
Вопрос: С именем какого ученого связана привычная для нас прямоугольная система координат?
А. Карл Фридрих Гаусс Б. Рене Декарт
В. Пифагор Г. Франсуа Виет
Д. Эварист Галуа
2. Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик, ставший затем великим математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал ученикам задание: вычислить сумму чисел от 1 до 100. Но мальчик выполнил это задание почти моментально.
Вопрос: Назовите имя и фамилию этого мальчика
А. Карл Фридрих Гаусс Б. Рене Декарт
В. Пифагор Г. Франсуа Виет
Д. Эварист Галуа
3. Он прожил 20 лет, всего пять из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть больше 60 страниц.
В 15 лет он открыл для себя математику и с тех пор, по словам одного из его преподавателей, «был одержим демоном математики». Ему было неполных 18 лет, когда была опубликована его первая работа. Труды этого ученого содержали решение проблемы о разрешимости алгебраического уравнения в радикалах. Погиб он после тяжелого ранения, полученного на дуэли.
Вопрос: Назовите имя этого ученого.
А. Карл Фридрих Гаусс Б. Рене Декарт
В. Пифагор Г. Франсуа Виет
Д. Эварист Галуа
4. Уже у индийцев были названия для очень больших чисел. Но в Европе долго не знали названия узловых чисел, следующих за тысячей. Число 999 999 они еще могли прочитать, а дальше не умели.
В XIV в. венецианский купец совершил неслыханное путешествие: пройдя северным побережьем Черного моря, он пересек Волгу, азиатские степи и Великим шелковым путем добрался до Китая. Там он увидел много прекрасных вещей, о которых не знали европейцы: полеты пороховых ракет, книгопечатание, изготовление фарфора.
Когда он возвратился в Венецию, его рассказам не было конца, и чаще всего встречалось слово «миллионе» - большая тысяча. Так он назвал тысячу тысяч. Недоверчивые купцы прозвали его Миллионе.
Вопрос: Кто привез в Европу слово «миллион»?
А. Колумб Б. Веспуччи В. Никитин
Г. Марко Поло Д. Аль-Хорезми
5. Учителя математики часто говорят: «Разжевали теорему – только проглотите». В одном из литературных произведений встречаются такие слова: «Каждая теорема с доказательством тщательно переписывается на тоненькой облатке чернилами, составленными из микстуры от головной боли. Ученик глотает облатку натощак и в течение трех следующих дней ничего не ест, кроме хлеба и воды. Когда облатка переваривается, микстура поднимается в мозг. Принося с собой туда и теорему».
Вопрос: В какой книге описывается этот способ обучения математике?
А. Путешествия Гулливера
Б. Алиса в стране чудес
В. Приключения Тома Сойера
Г. Остров сокровищ
Д. Недоросль
6. Геометрия стала математической наукой около 2500 лет назад. В Греции. Однако появление ее связано с некоторыми климатическими условиями, необходимостью каждый год заново делить землю, вычислением площадей, для сбора налогов. В VI в до н.э. Пифагор отправился в эту страну, чтобы изучать геометрию.
Вопрос: О какой стране говорится?
А. Вавилон Б. Китай В. Индия
Г. Египет Д. Шотландия
Конкурс 2. Перевертыши
Вы должны вернуть первоначальный вид известным формулам, которые перевернуты с точностью до наоборот, т.е. в предлагаемых выражениях сумма заменяется разностью, произведение – частным и т.д. В качестве ответа принимается название формулы. За каждый правильный ответ – 50 баллов.
Например: - площадь квадрата
1. - разность квадратов
2. – полупериметр треугольника
3. - основное тригонометрическое тождество
4. – дискриминант
5. - квадрат разности
6. - периметр прямоугольника
Конкурс 3. Подсказки
В каждом вопросе речь идет о каком-либо объекте. Имеющем отношение к математике. Команды по очереди называют свои версии, но после каждой подсказки количество баллов, которое можно получить, уменьшается на 20. За ответ с первой попытки участники могут получить по 100 баллов.
1. Единица измерения длины
1) Первоначально определяли как длину трех ячменных зернышек
2) Означает фалангу большого пальца рук.
3) Одна из основных английских мер длины.
4) Равна 25.4мм
5) Имя одной из героинь сказок Андерсена произошло от названия этой меры длины
Ответ: дюйм
2. Этого нет у окружности.
1) Это есть у правильного n-угольника.
2) Это может быть внутри и вне фигуры
3) Может использоваться для нахождения площади
4) Их не может быть меньше двух
5) У параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам
Ответ: диагонали
3. Приспособление для счета
1)не нужны батарейки
2) просто в обращении
3) Благодаря ему появилась позиционная система счисления
4) всегда перед глазами
5) пять братцев в одном чулане живут
Ответ: Пальцы
4. Функция.
1) Область определения – множество действительных чисел
2) Область значений – множество действительных чисел
3) График пересекает хотя бы одну из координатных осей
4) Для построения графика достаточно двух точек
5) График – прямая
Ответ: линейная функция
5. Ученый – математик,
1) Современник Птолемея I, который царствовал с 306 по 283 г. до н.э.
2) Последователь древнегреческого философа Платона
3) Преподавал четыре науки: арифметику, геометрию, теорию гармонии, астрономию
4) Его великий труд называется «Начала»
5) Геометрия на плоскости называется геометрией этого ученого
Ответ: Евклид
6. Одно из свойств функции
1) Есть в музыке
2) Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста: например, сказка про белого бычка или о попе и его собаке.
3) Сердцебиение
4) Смена времен года
5) Свойство тригонометрических функций
Ответ: периодичность
Конкурс 4. Переводчики
Почти все названия геометрических фигур имеют греческое происхождение, так же как и многие другие математические термины. Переведите на греческий.
За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов.
1. Землемерие (геометрия)
2. Сосновая шишка (конус)
3. Валик, каток (цилиндр)
4. Мяч (сфера)
5. Бубен (ромб)
6. Воздушный, несущий (вектор)
7. Измерение вокруг (периметр)
8. Струна, стягивающая что-то (хорда)
9. Рядом идущий (параллельный)
Конкурс 5 .Ситуации
1. Чтобы получить математическое образование за границей, она вступает в фиктивный брак.
2. Первым знаком того, что город пал, была тень воина, упавшая на чертеж, построенный на земле. «Не трогай моих чертежей!» - вскричал старец.
От команд требуется назвать имена тех, о ком шла речь в этих ситуациях.
(С. Ковалевская, Архимед)
Конкурс 6. Математический комплимент
Команды по очереди делают комплименты своим соперникам, использую математические термины. Например: словосочетании «линия плеч», «овал лица» и т.д.
За каждый комплимент команда получает 5 баллов.
Конкурс 7. Конкурс капитанов
Капитан каждой команды отвечает на определенное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 10 баллов
1. Как называется расстояние между концами отрезка? (длина)
2. Три в квадрате равно 9, четыре в квадрате – 16. А чему равен угол в квадрате? (900)
3. Какие цифры употребляются в десятичной системе? (арабские)
4. Горело пять свечей. Две потушили. Сколько свечей осталось? (2)
5. Какая собачка получится из 16 кг хвойного леса?
1. Какая мера длины определяется двумя нотами? (миля)
2. На дереве сидело 10 птиц. Охотник застрелил одну. Сколько птиц осталось? (1)
3. Чем кончаются день и ночь?
4. Даны числа от 0 до 9. Что больше их сумма или произведение? (сумма)
5. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом» (1800)
1. Электропоезд едет с запада на восток, ветер дует с севера на юг. В какую сторону отклоняется дым от поезда? (электропоезд не дымит)
2. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)
3. На что похожа половина яблока? (на другую половину)
4. Что определяет положение точки на плоскости? (координаты)
5. Какая дробь меньше единицы? (правильная)
Внеконкурсная программа – презентация моделей болельщиков.
III. Подведение итогов. Награждение победителей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.