Счастливый случай.
Математическая игра.
Цели игры:
− развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;
− демонстрация красоты математики в окружающем мире, а так же тесной взаимосвязи с различными областями её применения;
− развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении.
Оборудование: компьютерная презентация игры (выполнена Microsoft Power Point), сигнальные таблички, таблички для названия команд (на столах), фломастеры, листы с викториной, ребусы, черный ящик, два маркера.
Ход игры
Перед началом игры все учащиеся 7 – 9 классов, желающие принять в ней участие, делятся на две сборные команды (до 7 человек). Разделение осуществляется следующим образом. Два капитана (выбираются заранее) по очереди набирают себе команду из присутствующих. Сформированные таким образом команды рассаживаются за столы. В течение 2-х минут команды придумывают себе название и записывают его маркером на табличках, которые заранее приготовлены на столах. Жюри записывает названия команд в таблицу фиксирования результатов игры, заранее заготовленную. В столбцах таблицы фиксируются баллы, набранные командами по ходу игры. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Учитель. Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на игре «Счастливый случай» (слайд 2). Вопросы, которые прозвучат в этой игре, продемонстрируют вам красоту математики в окружающем мире, а так же её тесную связь с другими областями знаний.
Сегодня с нами те,
Кто хочет учиться с увлеченьем,
Все, кто любит тайны,
Загадки, приключения,
Все кто любознателен,
Трудолюбив, настойчив.
Ведущий. Начинаем игру, дорогие ее участники, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а смелость города берет, и тогда успех будет за вами. Удачи вам!
Учитель. И напоследок, простые правила поведения. Во время игры вам необходимо:
− вести себя спокойно, но не отсиживаться;
− задания выслушивать до конца;
− не выкрикивать (громко - это не значит красиво);
− быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
− быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам.
Ход игры
Тур I:
«Великие и знаменитые»
Вопросы этой категории о знаменитых людях, так или иначе, связанных с математикой.
Вопрос 1 (Слайд 4)
Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?
(ПИФАГОР)
Вопрос 2 (Слайд 5)
Кто из этих знаменитых людей является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?
(Л. Н. ТОЛСТОЙ)
Вопрос 3 (Слайд 6)
Он изобрёл для защиты своего города Сиракузы мощные машины-катапульты, изобрёл винт. Кто этот ученный?
(АРХИМЕД)
Вопрос 4 (Слайд 7)
Этот знаменитый ученый измерил высоту египетской пирамиды, не влезая на неё. Кто он?
(ФАЛЕС)
Вопрос 5 (Слайд 8)
С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…
«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»
(М. В. ЛОМОНОСОВ)
Тур II: Категория «Чудеса природы»
Вопрос 1
Назовите геометрический вид тополя
(ПИРАМИДАЛЬНЫЙ)
Вопрос 2
Вечнозеленый конус – это…
(КИПАРИС)
Вопрос 3
Какое математическое понятие объединяет эти живые организмы?
(ОСЬ)
Вопрос 4
Какое геометрическое преобразование фигур демонстрируют эти красавицы?
(ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ)
Вопрос 5
Какая геометрическая фигура очень больно кусается, иногда со смертельным исходом?
(КОНУС – МОРСКОЙ МАЛЮСК)
Тур III: Категория «Мир географии и культуры».
Вопрос 1
Название какого города в Крыму состоит из двух мужских имён и натурального числа?
(СЕВАСТОПОЛЬ)
Вопрос 2
Какое число входит в название коренного населения Мордовии?
(ДВА)
Вопрос 3
Название какого государства скрывается в математическом выражении А3?
(КУБА)
Вопрос 4
Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?
(А. С. ПУШКИН)
Вопрос 5
Какое натуральное число присутствует в названии известной картины Ивана Айвазовского?
(ДЕВЯТЬ)
Вопрос 6
Какая геометрическая фигура изображена на самой известной картине Казимира Малевича?
(КВАДРАТ)
Вопрос 7
Какая геометрическая фигура занимает центральное место на известной картине Пабло Пикассо?
(ШАР)
Вопрос 8
Назовите «математическое» направление в изобразительном искусстве начала ХХ века
(КУБИЗМ)
А сейчас мы обединим IV и V туры.
Капитаны в своих командах помогут выбрать среди участников игры художников и шифровальщиков. Готовы?
«Город Цифроград».
А сейчас мы отправимся на поиски города Цифрограда. Этот город описывается в лучших традициях детской классики:
У въезда в Математику
Есть город Цифроград.
Там знают арифметику
Все жители подряд .
Послушайте, какие в том городе порядки;
Ворота городские похожи на десятки.
Сам город расстилается на маленьких квадратах.
В том городе катаются на двойках – самокатах.
Девятки там зимою, как саночки летят.
С горы слетают сами, а в гору не хотят.
Короткими четверками там колются дрова,
А длинными восьмерками там стелется трава.
Там вяжут единицами,
А тройки вьются птицами.
По улице, по площади
Везут пятерки – лошади.
Там веет ветер легкий вечерними часами.
Нули же, словно лодки плывут под небесами.
Под липами, под вязами играют музыканты
Восьмерками завязаны у них на шее банты
А трубы все, горячие
От солнечных лучей,
Шестерками блестящими
Обвили трубачей.
Вопросы:
1. Какие цифры упомянуты в стихотворении?
2. Какая цифра упомянута дважды?
3. Какая не упомянута вовсе?
4. Как нарисовать цифру 3, чтобы она стала похожа на птицу?
5. Как заставить цифру 2 походить на самокат, а цифру 0 на лодку?
Задание: изобразить сказочный Цифроград, в соответствии с описанием.
«Шифровальщик»
Вопрос 1
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ПОВЕРХНОСТЬ)
Вопрос 2 (Слайд 15)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД)
Вопрос 3 (Слайд 16)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ОТРЕЗОК)
Вопрос 4 (Слайд 17)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(СИММЕТРИЯ)
Вопрос 5 (Слайд 18)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ПЕРПЕНДИКУЛЯР)
Сейчас к нам подключатся и болельщики.
Внимание вопрос. Назовите имя известного поэта и математика:
Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом,
Чем с презренным сидеть за обильным столом.
Лучше черствую корку глодать в одиночку,
Чем халвой угощаться с вельможным ослом.
Ответ. Омар Хайям, один из крупнейших математиков средневекового Востока. Он занимался астрономией, математикой (написал комментарии к «Началам» Евклида, внес большой вклад в теорию доказательств). Как гражданин своей страны и своего времени Омар Хайам был человеком верующим, а как математик - думающим, что не способствовало дружбе математика с мусульманским духовенством. Хайям писал замечательные четверостишия - рубаи, в которых его вольнодумство проявилось во всей полноте, за которые его так ненавидело духовенство и за которые его по сей день чтит весь мир.
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!
Игра «Пойми меня».
Их все любят. (8 знак )
На них все едят. (7 знаков)
Они есть у взрослых и маленьких. (6 знаков)
Это когда девочки бегают за мальчиками. (5 знаков)
Когда гоняют сифу по полу и в салки играют. (4 знака)
Когда это начинается, все вылетают с криком. (3 знака)
А когда кончается, залетают обратно. (2 знака)
Когда все балуются. (1 знак) (Ответ - Перемена)
Кто быстрее.
1. Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева? (Пуд-ель)
2. Какой получится струнный инструмент, если на участке в 100 м²
звучит одна и та же нота? (Ар-фа)
3. Какая мера длины определяется двумя нотами? (Ми-ля)
4. Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь,
то возможна ли через 48 часов солнечная погода?
(Нет, будет темно)
5. Один человек купил трех коз и заплатил 100 рублей.
Спрашивается, по чему каждая коза пришла? (По земле)
6. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
10. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всей
книги, если в ней 240 страниц? (2 см)
12. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом».
13. Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (Трое)
Тур VI. Черный ящик.
Дорогие ребята, у меня на столе находиться «черный ящик». По наводящим вопросам вам предлагается отгадать, какой предмет в нем находиться. Начальная цена вопроса - 6 очков. За каждую следующую подсказку цена падает на 1 очко. Очки присваиваются команде, если ответил кто то из ее участников, или тот, кто ответит озвучит команду, за которую болеет ответивший.
1 –й предмет (шахматы и шахматная доска).
(6 очков) Историк XX в. Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний Восток и современная Европа».
(5 очков) Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудость истинных государственных умов.
.(4 очка) Родина – Индия. Возраст -15 столетий. Имя изобретателя – неизвестно. Древнее старинное название – «чатуранга».
(3 очка) Это постоянный спор «двух К».
(2 очка) Это дворцовая жизнь в миниатюре.
(1 очко) До сих пор спорят, что ЭТО: искусство, спорт или игра? Для кого – то это труд, для кого – то отдых. Однако очевидно, что для этой игры нужны воля, упорство, память, логическое мышление, математические способности и, несомненно, талант.
(0 очков) На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет на поле у полков
Ни патронов, ни штыков.
Послесловие. Известен исторический факт: 16 декабря 1776 г. Произошло крупное сражение при Тристоне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими североамериканских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, так был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в шахматы. Вопрос за дополнительное очко. Кто из ученых – химиков, куда бы ни шел, ни ехал, всегда брал с собой шахматы? (Менделеев)
2 –й предмет (циркуль).
(6 очков) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастере, сделавшем крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это молодой человек поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
(5 очков) Самый древний такой предмет пролежал в земле почти 3000 лет.
(4 очка) Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране он впервые был обнаружен на раскопках в Нижнем Новгороде.
(3 очка) В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом учености, а умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума.
(2 очка) Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
(1 очко) Известный писатель Ю. Олеша, автор « Трех толстяков», писал: « В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».
(0 очков) Об этом предмете придумана загадка: «Сговорились две ноги делать дуги и круги».
3 – й предмет (часы).
(6 очков) История изобретения этого предмета насчитывает более двух тысяч лет. Вряд ли кто –то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. Древнее название этого предмета клепсидры.
(5 очков) Эта вещь на протяжении веков совершенствовалась, менялась, уменьшалась в размерах. В ее усовершенствование внесли свою лепту Галилео Галилей, Христиан Гюйгенс, Иван Кулибин.
(4 очка) В начале XX в. поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
(3 очка) Название этой вещи не употребляется в единственном числе.
(2 очка) Частично об этом поется в песне:
Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущем,
Именно он называется жизнь.
(1 очко) К этой вещи относятся эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
(0 очков) Этому предмету посвящена загадка: « Весь день усами шевелит, и время узнавать велит».
Тур VII. Дальше, дальше, дальше…
Кто ответит на большее число вопросов за минуту.
1. Кто вывел равенство, ? (Пифагор.)
2. Как называется теорема, которую можно записать в виде равенства.
3. Кем была введена координатная плоскость? (Декартом.)
4. Тень, отбрасываемая фигурой. (Проекция.)
5. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (Медиана. )
6. Единица скорости на море. (Узел.)
7. Счетный прибор, которым пользовались греки.(Абак.)
8. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
9. Как называется вторая координата точки на плоскости? (Ордината, или игрек.)
10. Как перевести слово «гипотенуза? (Натянутая.)
11. Как называется знак корня? (Радикал.)
12. Имя русской женщины – математика. (Софья Ковалевская.)
13. Разделите 100 на половину.(200)
14. Периметр квадрата равен 20 см. Чему равна его площадь?(25 см)
15. Параллелограмм, у которого все углы прямые. (Прямоугольник.)
16. Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат.)
17. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами уравнения и его корнями. (Виет.)
18. Чему равен катет, лежащий против угла в 30 ?(Половине гипотенузы.)
19. Найдите корень уравнения =- 9.(Корней нет.)
20. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?(100)
21. Два числа, произведение которых равно 1.(Взаимно обратные.)
Тур VШ. Математическая викторина.
Математическая викторина.
Для каждой команды подготовлены 3 листа с викториной, распределите задания, чтобы рационально использовать свои силы.
Вопрос |
Ответ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Мальчик наловил пауков и жуков – всего 8 штук. Если пересчитать сколько у них ног, то окажется – 54. Сколько пауков и сколько жуков поймал мальчик? |
У пауков – 8 ног, а у жуков по 6 , значит было 3 паука и 5 жуков |
||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Десять человек обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий? |
45 |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Крепость обнесена квадратной стеной. Какое минимальное количество солдат потребуется для охраны крепости, чтобы каждую стену охраняли 4 солдата? |
8 |
||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Стенные часы отбивают 6 ударов за 30 секунд. За сколько времени эти часы отобьют 12 ударов в полдень или полночь? |
За 66 секунд |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Бабушка печет блины. Когда её внук пришёл из школы, то на тарелке лежали 17 блинов и он начал их есть. Пока внук ест 4 блина, бабушка подкладывает на тарелку 3 новых. Внук съел 24 блина. Сколько блинов осталось на тарелке? |
11 |
||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Ужасный вирус пожирает память компьютера. За первую секунду он управился с половиной памяти, за вторую секунду – с одной третью оставшейся части, за третью секунду вирус уничтожил четверть того, что осталось, за четвертую секунду – одну пятую остатка. И тут его спас могучий Антивирус. Какая часть памяти компьютера уцелела? |
Пятая часть |
||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Сколько треугольников изображено?
|
20 |
||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Перед вами стоят шесть стаканов: три с водой и три пустых. Дотроньтесь рукой лишь до одного стакана и добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. ■■■□□□ |
Перелить воду из второго стакана в пятый
|
Подведение итогов игры. Победители получают дипломы.
Спасибо вам, ребята за участие в игре. Всего хорошего, до новых встреч!
Подготовила и провела
учитель математики Плахова С. А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.