Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию "Блокадный хлеб"
приуроченное ко дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
(27 января 1945 г)
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ СОШ села Девица
Соболева Н.В.
2022 год
Всероссийский урок
памяти «Блокада Ленинграда»
Тема: Блокадный хлеб.
Тип урока: внеклассное мероприятие
Цель урока: сформировать у школьников историческую эмпатию - способность сопереживать людям, жившим задолго до нас; создать условия, чтобы ученики самостоятельно осмыслили и проанализировали события 40-х годов XX века; воспитать личную ответственность участников за себя, близких, сограждан.
Оборудование к уроку: Проектор, экран, демонстрационные образцы «блокадного» хлеба, раздаточный материал для интерактивного блока, презентация, Дети блокадного Ленинграда», «Памятные места блокады», листовки «Блокада Ленинграда» и др.
Проведение урока возможно, как при стандартной, так и театральной рассадке класса.
Планируемое количество участников: до 30 человек.
Ход урока.
Ученица: Читает стихотворение О. Ф. Бергольц «Блокадный хлеб» слайд 1
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
...О, мы познали в декабре -
не зря "священным даром" назван
обычный хлеб. И тяжкий грех -
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие мы начали с такого стихотворения? (ответы детей)
Да, ребята, 27 января - это день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу», слайд2
Ведущий: Хлеб… слайд 3
Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!
Ведущий: Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.
Ведущий: Теперь - новый век, к хлебу новый подход… Но правильно ли это?! Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной… О хлебе блокадного Ленинграда…
Ведущий: У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время, слайд 4
(Звучит песня «Священная война»)
Ученик: 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.
Ученица: Мужественно держал оборону Брест. Бился с врагом Курск . Жил и сражался в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался 900 страшных голодных блокадных дней и ночей.
Ученик: слайд 5
Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.
Ведущий: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.
К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей
Ученица 1: Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.
Ученица 2: Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.
Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Ученик 1:
Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,
Вкуса хлеба не сможет понять.
Ученица 2:
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.
сдайд 6
Ведущий: Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.
Это много или мало?
А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.
Ведущий: Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады. Говорят, что у блокадного хлеба не было ни вкуса, ни запаха. Вокруг пекарен не распространялся такой хорошо знакомый нам аромат от теплой свежеиспеченной буханки хлеба. Но у блокадников другое мнение:
Ученик. Слайд 7
«До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см, черный, липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах».
Зинаида Павловна Овчаренко, жительница Ленинграда, пережившая блокаду.
Ведущий: Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.
Ведущий: Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.
28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:
Ученица 1. слайд 8 (под музыку «Реквиема» Моцарта)
«Женя умерла в 12.00 утра 1941 года »
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года »
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года »
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
Ученик 2.
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Слайд 9 (в тишине продолжает звучать музыка )
Ведущий: слайд
В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.
Ведущий: слайд 10-11 Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев которые умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.
... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил. Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда Минутой Молчания. Звучит метроном.
Ведущий: В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба. Слайд 12, видео.
Ведущий: слайды 13-17Ребята! Если жизнь предоставит Вам возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите Пискаревское кладбище. Зайдите в маленький музей возле входа на мемориальное кладбище, там вы увидите блокадную осьмушку хлеба и листочки из дневника Тани Савичевой. Посетите места хранящие память о тех страшных событиях в истории нашей страны.
Спуститесь к могилам тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов. Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважением к погибшим и символом памяти о том, о чем нельзя забывать никогда.
Посмотрите что написано на «Каменном цветке жизни»? Слайд 18 (пусть всегда будет солнце)
Давайте сейчас мы с вами изготовим свой цветок с пожеланиями, будущим поколениям и себе. (Дети выполняют работу).
Ведущий: Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
( Звучит песня «Блокадный хлеб» Эдуард Хиль)
Под песню желающие берут 125 грамм хлеба.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.