ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СВЕТОФОРИЮ
Учитель. Дорогие ребята! Предлагаем вам отправиться в страну Светофорию и повторить правила поведения на дороге.
Кто готов, поднимите руки! Молодцы!
1 уч. Движеньем полон город!
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
2 уч. И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон!
3 уч. шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно,
Её переходи!
Учитель. Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Безопасность здоровья и жизни человека на улицах и дорогах любого населенного пункта во многом зависит от того, знают ли пешеходы правила дорожного движения: как идти по дороге и переходить через неё, как идти по тротуару, что обозначают дорожные знаки и т.д.
4 уч. Как по улице идти?
На прохожих натыкаюсь,
Извиняюсь на ходу,
Я иду и удивляюсь:
Может, я не так иду?
Что ж, пойду наоборот.
Встал я задом наперед.
Все равно меня ругают,
Все равно меня толкают:
- Ой ты, горе-пешеход!
Что скажу я, что отвечу?
Боком, что ли мне пойти?
Все спешат ко мне навстречу.
Никого нет по пути.
Кто-то крикнул рядом:
- Эй!
Как идешь? Держись правей!
Что получится – поверю.
Так и быть, иду правее.
Я иду и удивляюсь:
Интересно, почему
Больше я не спотыкаюсь.
Не мешаю никому?
5 уч. Как улицу тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево
сперва погляди,
Направо взгляни потом.
6 уч. Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны-
Держитесь правой стороны.
7 уч. Запомнить надо просто,
Будь ты юн иль стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя – тротуар.
8 уч. Делаем ребятам
предостереженье:
Выучите срочно
правила движенья,
Чтоб не волновались
каждый день родители,
Чтоб спокойны были
за рулем водители.
Дети ( хором).
Правил дорожных на свете
немало,
Все бы их выучить
Нам не мешало.
Учитель.
Но основные из правил движенья
Знать как таблицу должны
умноженья:
- На мостовой не играть,
не
кататься,
Если ты хочешь
здоровым остаться.
Каждый школьник должен помнить, что тот, кто твердо знает и точно выполняет правила дорожного движения, может не бояться улицы.
Давайте повторим эти правила:
· Где пешеходы должны идти? (По тротуару.)
· Чтобы не сталкиваться с другими пешеходами, какой стороны тротуара нужно придерживаться? ( Правой.)
· За городом тротуаров нет, но по обе стороны есть обочины. Где идут пешеходы? (Пешеходы идут по обочинам навстречу транспорту.)
· Где можно переходить улицу? (Только там, где нарисован полосатый переход «зебра», а если «зебры» нет, то по подземному переходу.)
9 уч. Для чего на перекрестке
Черно-белые полоски?
Это «зебра», но не лошадь,
А дорога через площадь.
Вдоль по «зебре» пешеход
В безопасности идет.
При переходе улицы, куда надо обязательно посмотреть сначала? (Налево.)
А дойдя до середины дороги? (Направо.)
Исполняется песенка «Вместе весело шагать».
Вместе весело шагать
По дорогам. (3 раза)
Только знаки соблюдать
Надо строго. (3 раза)
Указатель – «зебра»,
лесенка,
А сигналы светофора-
словно песенка.
Переходы, перекрестки
не кончаются,
Помнить правила движенья
полагается!
Учитель. А вы, ребята, знаете дорожные знаки?
(На экране появляются дорожные знаки, ребята по очереди читают загадки).
1 уч. Если в красный треугольник
Помещен крутой зигзаг,
Это – малышу понятно-
Не какой-нибудь пустяк,
А скорей наоборот… (Здесь опасный поворот.)
2 уч. Что написано на знаке
На латинском языке?
Как его увидят – сразу
Тормозят невдалеке. (Стоп.)
3 уч. Если в круге красном
Белый минус помещен –
Тут движение опасно… ( Въезд здесь строго запрещен.)
4 уч. Ни проехать, ни пройти!
Знак дорожный на пути.
Отдает приказы стрелка
Это место обойти!
Хочешь прямо? Что ты! Что ты! Здесь.. .( дорожные работы).
5 уч. Только я могу решить,
Где стоянку разрешить. ( Место стоянки.)
6 уч. Путь не близок, на беду,
Ты не взял с собой еду.
Вас спасет от голодания
Знак дорожный … ( пункт питания).
7 уч. Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети.)
8 уч. С велосипедом в круге синем
Очень нравится мне знак. (Движение на велосипеде разрешается.)
9 уч. Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода. (Пешеходный переход.)
10 уч. Обрати вниманье, друг,
Знак дорожный: красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут. ( Пешеходное движение запрещено.)
11 уч. Машина мчит во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Что это, друг, за знак? (Железнодорожный переезд со шлагбаумом.)
12 уч. У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут. ( Место остановки общественного транспорта.)
13 уч. Вот едут машины, положим.
Положено ждать их прохожим.
Дождались – теперь проходите,
Теперь уж, водители, ждите!
Кому же поручим мы этот дозор?
Вот тут-то на помощь пришел… (светофор).
Учитель. Да, наш друг светофор отметил свое 130 –летие. Самый первый светофор совсем не был похож на нынешний. Со всех четырех сторон на нем было по три цветных стекла: зеленый, желтый, красный. По ним медленно ползла большая черная стрелка. А вы знаете, что обозначают сигналы светофора?
1 уч. Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора-
Подчиняйся им без спора!
Желтый свет-
предупрежденье.
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу –
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
На улице
будьте внимательны, дети.
Твердо запомните правила эти.
Учитель. Шаг беспечный, шаг опасный –
Не ходи, дружок, на красный.
Осмотрись, чтоб все учел ты,
Светофор сигналит желтый.
Свет зеленый говорит:
Путь свободен, путь открыт!
Игра «Красный, желтый, зеленый»
У ведущего кружки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Если он поднимает кружок желтого цвета, ребята поднимают руки, если кружок красный – стоят на месте, грозя пальцем, если зеленый – хлопают в ладоши.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Если на вопрос ведущего нужно ответить положительно, дети вместе говорят: «Это я, это я, это все мои друзья», если ответ отрицательный - ребята молчат.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
(Это я…)
Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
(Дети молчат.)
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
(Дети молчат.)
Знает кто, что красный свет-
Это значит: хода нет? (Это я…)
Инсценировка стихотворения «Светофор»
На дежурство постовой
Шел по переулку.
Нес на завтрак огурец,
Помидор и булку.
Вдруг навстречу мчится «МАЗ»:
- Светофор сбежал у вас!
Что такое? В самом деле
Светофора не видать!
А машин на перекрестке
За два дня не сосчитать.
Постовой вбегает в будку,
Вдруг звонят, берет он трубку.
И услышал постовой
Голос светофора:
- Не волнуйтесь, постовой,
Здесь я, у монтера.
Свет зеленый вдруг погас,
Я приеду через час!
Озабочен постовой,
Покачал он головой:
- Через час - то, через час,
А что делать мне сейчас?
Тут дежурный постовой
Поглядел на завтрак свой
И сказал он вдруг шоферам:
- Завтрак будет светофором!
Помидор вот этот красный –
Нет проезда – это ясно!
А у булки желтый цвет:
Не спеши – проезда нет!
Вот зелёный огурец:
Можно ехать, наконец!
Улыбаются шоферы:
- Ну и завтрак – светофорит!
И машины легковые,
И машины грузовые
С кирпичом, углем, известкой
Покатили с перекрестка.
Перекресток опустел,
Постовой свой завтрак съел.
Учитель. Это, конечно, шуточная ситуация. На самом деле, если на улице нет светофора или он не работает, тогда на перекресток дорог встает регулировщик.
2 уч. Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
На экране появляется регулировщик. Дети объясняют значение жестов регулировщика.
· Регулировщик стоит к пешеходу боком. (Это соответствует зеленому сигналу светофора – переход разрешается.)
· Регулировщик повернулся к пешеходам лицом или спиной. (Переход запрещен.)
· Регулировщик поднял руку вверх. (То же, что и желтый сигнал светофора, - внимание.)
Игра «Регулировщик»
Учитель выступает в роли регулировщика. На жест «переход разрешается» учащиеся шагают на месте, на жест «внимание» - стоят, на жест «переход запрещен» - делают шаг назад.
Учитель. Предлагаем вам решить задачи-шутки.
· За друзьями Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст. Сколько друзей поймал милиционер за нарушение правил дорожного движения? (2)
· Тигр, Винни-Пух, Пятачок и Иа решили поиграть в футбол. Тигр решил это сделать на шоссе – гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав? (Тигр)
· Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему?
· Волк-регулировщик стоял на перекрестке и забирал всех нарушителей дорожного движения. Сколько нарушителей забрал Волк, если известно, Вовочка 2 раза перешел улицу на красный свет, Петя это сделал на 3 раза больше, а Костя в это время дома смотрел мультфильм?
3 уч. Ни в коем случае нельзя играть
на дороге!
Когда поблизости шоссе,
Скорей забудь про игры все!
Ракетка, мяч и самокат
Здесь не игрушки для ребят.
И зверята даже знают:
На дороге не играют.
Учитель. А сейчас, ребята, повторим виды транспорта, которые можно встретить на дороге.
Игра «Подскажи словечко»
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки…
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.
1. Чтобы я тебя повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль)
2. В магазине мы купили
Глобус круглый и большой.
Об одном мы позабыли,
Как нести его домой?
Но, подъехав к остановке,
Дверь открыл и очень ловко
Вмиг привез и нас, и глобус,
Замечательный … (автобус)
3. Знает правила движенья.
Как урок учитель,
Плюс сноровка при вожденьи,
Звать его … (водитель)
4. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой … (велосипед)
5. Он и в поле, и на стройке,
Он почетный трудовик.
Тяжесть он выносит стойко,
Возит грузы … (грузовик)
6. Волшебной лестницы движенье
Не потому, что просто лень нам-
В метро нас бережно спускает
Или обратно поднимает.
На ней стоят, но в тоже время
Все едут в нужном направленьи,
Идет лишь кто, спешит куда-то,
Мы говорим про… (эскалатор)
Экзамен-игра «Да - нет»
Учитель читает стихотворение, ребята хором отвечают на вопросы.
· Быстрая в городе очень езда,
Правила знаешь движения? (Да!)
· Вот в светофоре горит
красный свет.
Можно идти через улицу ? (Нет.)
· Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается? (Нет.)
· Вот и зеленый зажегся, тогда
Можно идти через улицу? (Да.)
· Старушке
в преклонные очень года
Ты в транспорте место уступишь? (Да)
· Запомните, дети,
что «Нет», а что «Да»,
И делать, как нужно,
старайтесь всегда.
Игра «Запрещается – разрешается»
Учитель читает текст, дети в нужных местах говорят слова «запрещается», «разрешается».
И проспекты, и бульвары-
Всюду улицы шумны,
Проходил по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу… (запрещается).
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая.
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно … ( запрещается).
Уступить старушке место… (разрешается)
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете … (запрещается).
При зеленом – даже детям… (разрешается).
А если же вы приняли решение
Прожить лет сто и более того,
Без уваженья к правилам движения
С затеей той не выйдет ничего.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.