Внеклассное мероприятие по предмету
«День родного языка»
Цели:
- познакомить обучающихся с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка;
- формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
- воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты обучающихся.
Ход занятия
Ведущий: Посмотрите на доску Какое сегодня число?
Неслучайно, ведь 21 февраля отмечается Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Я поздравляю вас с этим праздником.
Прием «Ожидание»
- что вы ждете от урока?
- что можем узнать на уроке? О чем будем говорить на уроке?
Тема урока: Родной язык (записываем на доске)
История праздника имеет трагическое начало. Дата 21 февраля выбрана неслучайно: именно в этот день в 1952 году погибли пять студентов, которые принимали участие в демонстрации за предоставление родному им бенгальскому языку статуса государственного в тогдашнем Пакистане, часть которого позже стала независимым государством Бангладеш. Прошло почти полвека, и Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила, что ежегодно, начиная с 2000 года, 21 февраля будет отмечаться Международный день родного языка.
Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. Так что же значит для нас родной язык?
Видеоролик «21 февраля Международный день родного языка»
Ведущий:
Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.
В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».
В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.
Видеоролик «9 интересных фактов о русском языке»
Викторина «Забытые сокровища»
Темы: Родное слово. Календарь, приметы, символы. Дом, быт, праздники. Устное народное творчество.
Родное слово
1.Как назывался на Руси жилой дом?
а) Изба б) Хата в) Мазанка
2.Что украшает пословица?
а)Предложение б)Речь в)Текст
3. Что означало в старину выражение "бить баклуши"?
а) Вырезать заготовки для ложек б) Ничего не делать в)Усердно трудиться
Календарь, приметы, символы.
1. В какой месяц народная поговорка советует надевать "сто порток"
а) Январь б) Февраль в) Март
2. Как назывался праздник в честь нарастающей силы солнца?
а) Рождество б) Масленица в) Крещение
3. В рождественские праздники ходят по дворам и поют:
а) Песни б) Частушки в)Колядки
3. Дом, быт, праздники.
1. Народ говорит, что звезды на небе к…
а) Дождю б) Ясной погоде в) Ветру
2. К народным праздникам относится
а) День народного единства б)Новый год в)Троица
3. Что располагалось в Красном иглу?
а) Иконы б)Портреты
Устное народное творчество.
1. Жанр УНТ, в котором народ обращается к дождю?
а)Пословица б) Закличка в) Потешка
2. Как называли на Руси людей, веселящих народ на праздниках?
а)Шут б)Скоморох в)Клоун
3. Кто из названных героев является героем былин?
а)Иванушка-дурачок б) Царь-горох в) Алеша Попович
Чтение учащимися стихотворений о русском языке
Возвращение к «Ожиданию»
- ваши ожидания оправдались? Что нового для себя вы узнали? Где могут пригодиться эти знания?
Д/З: составить синквейн на одну из тем «Семья», «Родина», «Русский язык», «Слова»
Подведение итогов.
Ведущий:
Закончить наше мероприятие я хочу такими словами:
Красоту, доброту
Мы у старших берем.
Саги, сказки из прошлого тащим.
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Видеоролик «Родной язык»
Источник: http://www.menobr.ru/article/38876-vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yazyku-zabytye-sokrovishcha?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr.ru_newsdaily_17022017
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.