Внеклассное мероприятие по русскому языку
3 класс
Тема: «Наш родной русский язык»
Цель:
Создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка как родного.
Задачи:
- способствовать пробуждению потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- воспитывать позитивное эмоционально – ценностное отношение к родному языку.
Оборудование: плакат с названием темы, карточки с заданиями, коробки и фишки для подсчёта баллов, карточки с высказываниями о русском языке, карточки с названием этапов мероприятия, видеоролик «Песня о русском языке»
1.Организационный момент |
Учитель - Ребята, как вы думаете: почему животные, например кошки и собаки, могут обойтись без улыбки, а человек нет?
Учитель(читает стихотворение) Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. |
2. Сообщение темы мероприятия.
3. Беседа о русском языке. |
Учитель: Ребята, попробуйте отгадать, о чём я сейчас буду говорить:
-его «проглатывают», когда упорно не желают о чём-нибудь говорить; - он хорошо «подвешен» у человека, который говорит бойко, легко; - его «держат за зубами», когда не хотят говорить лишнего.
Правильно. Это – язык.
Беседа по вопросам учителя 1.Какой частью речи является слово язык? 2.Это слово имеет одно значение или несколько? 3. Приведите примеры многозначности этого слова. |
4.Как вы думаете, о каком языке мы с вами будем говорить сегодня? 5. Как называется наш родной язык?
Давайте прочитаем тему внеклассного мероприятия. (Дети читают название темы с доски)
Учитель: Посмотрите вокруг, и вы увидите много интересных вещей, созданных разумом и руками человека: телефоны, компьютеры, ракеты и самолёты- всего и не перечесть. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык, на котором мы говорим. -Как вы думаете, какая главная задача языка? (Главная задача языка-помогать людям понимать друг друга при общении и при общей работе.)
Чтение стихотворений по теме мероприятия Щедрое народное наследство- Жизнь идет, словарь опережая. Навсегда вошли без перевода Я ко всем наукам ключ имею, Наш язык - язык труда и света, Учитель: Русский язык – один из богатейших языков мира. Его с охотой изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, своему народу
Дети читают стихи по теме мероприятия
Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых И взлёт ракеты в громе и огне.
В его звучанье сок рябины горькой И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные, ставя голоса.
Учитель:
Какие высказывания о русском языке вы нашли? (Дети зачитывают высказывания)
1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием!» И.С. Тургенев
2. «Русский язык, настоящий, сильный, где нужно строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой.» Л.Н.Толстой
3. «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.»А.Н.Толстой
4. «Бессмертие народа – в его языке» Ч. Айтматов
Чтение стихов по теме мероприятия
Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. К.Д.Бальмонт
Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий, Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем, думаем, живём.
Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языке. И в своей столице древней, И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.
Просмотр видеоролика «Песня о русском языке»
|
|
5.Игра «Грамматический турнир»
Учитель: А сейчас у нас интересная встреча с русским языком. Игра «Грамматический турнир». В этой игре примут участие все обучающиеся класса.
Разминка Учитель: Я буду вам по очереди предлагать разные вопросы, вы отвечаете. 1.Мать моей мамы…(бабушка) 2.Светлое время суток …(день) 3.«Пальчики оближешь» – как это понимать (очень вкусно) 4.У утки - утята, у козы - …(козлята) 5.Чем не кормят соловья? (баснями) 6.Кого по осени считают: (цыплят) 7.Без чего не вынешь рыбку из пруда? (без труда) 8.Чем горю не поможешь? (слезами)
Заморочки
Учитель: -А теперь приступаем к выполнению заданий. За каждый правильный ответ вы получаете фишку в свою копилку.
1.Мать, отец, дети - (семья) 2.Какой лук не кладут в суп?(оружие) 3.Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре -(варенье) 4.Снежная буря-(метель) 5.Домик для пчёл - (улей) 6.В название, какого дня есть удвоенная буква? -(суббота) 7.Крупное предприятие, где хранят деньги-(банк) 8.Какие ноты кладут в суп?(фа-соль)
Игра «Да» - «Нет»
Учитель: Я задаю вопросы. А вы отвечаете «Да» или «Нет»
1.Я думаю, что предлоги со словами пишутся отдельно. 2.Мне кажется, что все слова в русском языке состоят из корня и окончания. 3.Я считаю, что сочетания ча – ща пишутся с буквой а. 4.Мне кажется, что предложение состоит из слов. 5.Я точно уверена, что в русском языке 36 букв. 6.Мне кажется, что имена людей пишутся с маленькой буквы. 7.Я считаю, что слова переносятся по слогам. 8.Я точно знаю, что в конце каждого предложения ставитсятолько !, ?
Физминутка «Эхо».
Учитель: -Ребята, кто из вас был в лесу хотя бы раз? Вы кричали когда-нибудь громко в лесу? Что вы слышали в ответ? Да, верно, это вам отвечало эхо. Эхо повторяет всё слово? Верно, только конец слова. Вот и сейчас мы поиграем в такую игру. Встаньте: я буду называть слово, а вы хором проговаривать конец его так, чтобы получилось новое слово. Повторяете слово три раза: громко, тише, тихо. Олень, Борис, мель, смех, экран.
Задание «Кто найдёт больше слов» Учитель: -Из букв слова Углегорск надо составить как можно больше слов.Углегорск – это название города, который расположен на острове Сахалин. (угол, рог, луг, кол, рок, гул, сок, сор, горе, курс, урок,)
Задание «Фразеологический зоопарк» Учитель: -Добавьте недостающее слово.
1.Хитёр как…(лиса) 2.Упрям как …(осёл). 3.Труслив как…(заяц). 4.Надут как… ( индюк). 5.Здоров как…(бык). 6.Голоден… (волк) 7.Болтлив как… (сорока) 8.Колючий как… ( ёж)
Задание «Сосчитай буквы и звуки» Учитель: -У каждого из вас на карточке написано слово. Сосчитайте сколько в нем букв и сколько звуков: Солнце, коньки, заяц, ёж.
Задание «И снова фразеологизмы» Учитель: -Я буду называть значение фразеологизма, а вы сам фразеологизм.
1.О полной тишине (муха не пролетит). 2. Об удачливом человеке (родился в рубашке) 3.О состоянии тоски тревоги, беспокойства ( на душе кошки скребут). 4.О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит). 5.О том, кто сам не пользуется и другим не даёт (собака на сене) 6.Быть постоянно в хлопотах и заботе (как белка в колесе). 7.Очень быстро бежать (лететь стрелой). 8.Хорошо, свободно себя чувствовать (как рыба в воде).
Итог занятия
Учитель: - Вот и подошёл к концу наш грамматический турнир. Посчитайте, сколько каждый из вас заработал фишек. Давайте назовём победителя. Награждение победителя и участников. -Ребята, что вы можете сказать о своей работе в ходе нашего мероприятия? (ответы детей)
Учитель Ребята сегодня на занятии вы ещё раз убедились в том, что русский язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Давайте изучать наш родной русский язык, бережно относиться к каждому слову на уроке, дома, в общении на улице! Давайте любить наш родной язык
|
|
Список литературы: 1.Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. 1988г. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс/ Сост.В.В. Никифорова. – 5-е изд.,-М.: ВАКО, 2014. Тесты по русскому языку. 3 класс. В 2ч.: к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. 3 класс.» / Е.М. Тихомирова.- 7-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – 8-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2014. Видеоролик « Песня о русском языке». Фото-сайты интернета подготовил Семёнов Г.Д.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.