Внеклассное мероприятие по русскому языку "Слово и его значение"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Слово и его значение"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
1 кл—2 кл
22.03.2020
Данное мероприятие направлено на умение отличать слово от набора букв или звуков, на умение определять слово по его лексическому значению, а также определять у слова лексическое значение

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Внекл мер Слово и его значение.docx

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Слово и его значение»

Цели: 1. Научить отличать слово от набора букв или звуков, научить определять слово по его лексическому значению; научить определять у слова лексическое значение; познакомить с явлением полисемии.

2. Развивать мышление, речь, орфографическую зоркость.

 

1 конкурс – «Слово или не слово?»

- Один или несколько звуков (или букв) могут объединяться, составлять слова. Но словом может называться один или несколько звуков (или букв) только в том случае, если они имеют какое-то значение, что-то обозначают. Если звуки (или буквы) не несут какого-то значения, значит они не являются словом.

Например, звуки [к], [р], [а], [в], [а] (или буквы к р а в а) вместе ничего не обозначают и словом не являются. Но если, в конце слова добавить звук [т'] (или буквы т ь), то получится слово «кровать», которое обозначает вид мебели, на котором спят.

Давайте поверим, умеете ли вы среди набора букв или звуков узнавать полноценные слова.

На доске даны конец или начало некоторых слов. Вместо точек надо вставить нужную букву. Учитель называет буквы, приведенные в скобках, а дети должны хлопнуть в ладоши, если образуется слово – «поймать его».

1.     …от (к, ж, р,п,ф)

2.     … ара (г, ж, ф, п, р)

3.     … арта (в, д, к, с, п)

4.     со… (б, к, м, щ, р)

5.     сто… (л, г, ж, н, т)

6.     поро… (х, г, с, б, ф)

 

2 конкурс «Пятый лишний»

Даны наборы слов.

1.     Ком, бок, коф, кот, кок

2.     Бок, бощ, боб, бор, бот

3.     Рой, рог, ров, рот, рор

- Можем ли мы все записанное назвать словами. Найдите «пятое лишнее» слово в каждой строке.

    Почему «коф», «бощ», «рор», оказались лишними?

    Что обозначают слова «кок», «кол», «бор», «бот», «рой», «ров»?

 

3 конкурс «Вставьте букву»

         Нужно выбрать из скобок нужную букву, чтобы получилось слово

1.     ко…а    (б, ф, з, н)

р…ка    (и, ы, я, у)

2.     ро…а     (л, к, з, ф)

б…лка     (о, и, ю, е)

3.     ко…ка     (г, ж, ш, н)

м…шка    (а, ы, ю, я)

 

4 конкурс «Какие это слова?»

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят!

- Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

1. одм           4. варта             7. сутк

2. ворд          5. кута              8. ави

3. цова          6. елонь            9. шокак

Ответы: дом, двор, овца, трава, утка, олень, куст, ива, кошка.

 

5 конкурс «Найди слова»

Даны два столбика слов:

1.     ст…                           2. …ст

ст…                               …ст

ст…                               …ст

ст…                               …ст

Я назову значения слов, а вы должны узнать, что это за слово.

1 столбик: 1) Группа птиц

                  2) Большая высокая копна сена

                  3) Предмет, предназначенный для сидения

                  4) Команда: «Остановись»

2 столбик: 1) Средство переправы через реку

                  2) Твердая корка на снегу

                  3) Пункт, который охраняет часовой

                  4) Длинная палка

 

6 конкурс «Перекресток»

Впишите в клетки слова, которые вы сразу узнаете, если внимательно прочитаете, что они обозначают.

По вертикали:

1.     Сумка школьника, которую носят на спине

2.     Занавеска на окне

 По горизонтале:

3.     Рабочий столик ученика в школе

4.     Дикая полосатая лошадь

 

1

 

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы: 1. Ранец  2. Штора   3. Парта      4. Зебра

 

7 конкурс «Не достал»

         Послушайте внимательно рассказ, а затем я задам вам вопрос.

«Выстирала мать рубашку и говорит:

- Неси, сынок, повесь на солнце, пусть сохнет.

Ушел Михась и тотчас вернулся с рубашкой в руках.

- Почему ты не повесил? – спросила мать.

- Не достал до солнца.»

         Где должен был повесить Михась выстиранную рубашку?

         В нашей речи мы часто многим словам дополнительное значение, новый смысл, который нам может быть понятным только в тексте или предложении.

 

8 конкурс «Две кошки»

         Со столба кричит он: «Есть!

         Вспыхнул свет в окошке!»

         А на столб ему залезть

         Помогли две кошки     (Е.Руженцев)

О каких кошках идет речь?      (Монтерские кошки)

Почему монтерские крючки называют кошками?

 

Вот и закончилось наше мероприятие «Слово и его значение». Что нового узнали?


 

скачать по прямой ссылке