Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе « Увлекательный русский язык»

  • docx
  • 01.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе.docx

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе

« Увлекательный русский язык»

Цели и задачи:

1.                 Воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям.

2.                 Формировать позитивное отношение к предмету, повышение престижа знаний.

3.                 Развивать логическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность.

4.                 Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

5.                 формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

Оборудование занятия:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия

 

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Паустовский

С русским языком можно творить чудеса.

К. Паустовский

 

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники нашего мероприятия.  Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Ведущий. Наша игра посвящена русскому языку. Участвуют 2 команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3.Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

Учитель. Теперь я представлю команды.

(Учитель называет команды, участники встают.)

И ещё, ребята, давайте определим, с каким настроением вы пришли на мероприятие? Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.

(Ребятам раздаются кружки из бумаги, на которых

они отмечают своё настроение и показывают жюри)

1.Разминка «Вопрос-ответ»  (каждый правильный ответ – 1 балл)

Вопрос 1 команда

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопрос 2 команда

Сколько согласных букв? (21)

Вопрос 1 команда

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях?      (местоимения)

Вопрос 2 команда

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол)

Вопрос 1 команда

Сколько гласных букв? (10)

Вопрос 2 команда

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Вопрос 1 команда

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?»   (подлежащее)

Вопрос 2 команда

Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

 

2. Конкурс «Весёлая грамматика»

В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.  

https://ped-kopilka.ru/images/tabl1.gif

Материал для учителя:

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:

1. Дельфин

2. Щука

3. Карп

4. Окунь

5. Карась

6. Сом

7. Краб

8. Акула

9. Кит

10. Рак

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

3. Конкурс «Орфографический»

Учитель:

·                     Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный,«графо»-пишу.

Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.

·                     Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.

Задание командам:

·                     Я раздаю карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно

вставить пропущенные буквы как можно быстрее. За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.

м_роз

х_рошо

к_ртина

к_пуста

м_локо

уч_ник

м_рковь

к_ньки

д_рога

п_льто

п_нал

в_рона

м_дведь

сп_сибо

д_журный

л_пата

б…рёза

в…робей

к…рандаш

д…екабрь

п…года

ж…лтый

г…рох

м…лина

 

4.Конкурс «Один прыжок»

 Вам надо изменить всего одну подчёркнутую букву в слове, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.

             корж - … (морж)                 майка - … (зайка)              дом - … (сом)

             палка -… (галка)                  крыша - … (крыса)           лук - … (жук)

             булка - … (белка)                баран - … (варан)              сам - … (сом)

             коса - … (коза)                     маки - … (раки)                 кит - …(кот)

            клон - … (слон)                     мушка - … (мышка)           лес - … (лев)

(игра с болельщиками – «Кто как поёт?»)

Учитель:  Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…

                   Слышны звуки тут и там.

                    Кто-то рыщет по кустам.

                   Тот поёт, а тот кричит,

                    В джунглях зверь. Он голосит!

            Ваше задание – назвать, кто как поёт.

                 Голубь - … (воркует)                  Собака - … (лает)

                 курица - … (квохчет)                  корова - … (мычит)

                 Глухарь - … (токует)                  баран - … (блеет)

                 Утка - … (крякает)                      Свинья - … (хрюкает)

                 Гусь - … (гогочет)                        Конь - … (ржёт)

                 кошка - … (мурчит)                     Медведь - … (ревёт)   

(физкультминутка)

5.Конкурс «Грамматическая арифметик»

Учитель:

Без букв и грамматики не обходятся и математики!

 

Грамматическая арифметика

(по очереди каждой команде – по 1 баллу за каждый правильный ответ)

 

Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад

До + рожки у улитки = дорожки

До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада

До + термин игры в шашки, шахматы = доход

С + мелкое место поперек реки = сброд

С + спрятанные ценности = склад

Чудеса – а + ный = чудесный

Часть – ушко – о +а = частушка

Кабан – ан + лук = каблук

6.                 Конкурс «Наборщик»

Из букв этого слова собрать другие слова ГРАММАТИКА

7.Конкурс «Фразеологический зверинец»

 Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

трещит как...

нем как….

труслив как…

хитрый как…

голоден как…

https://urok.1sept.ru/articles/610301/3.JPG

 

упрямый как…

здоров как…

писать как…

надутый как…

грязный как…

https://urok.1sept.ru/articles/610301/4.JPG

 

Подведение итогов

Итак, друзья, пришла пора,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться.
Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать.

Рефлексия.

Учитель:

·                     Вот и закончилось наш турнир знатоков русского языка. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное.

·                     Понравилась ли вам игра?

·                     Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках с обратной стороны.

·                     Спасибо за ваше старание. До новых встреч в удивительном мире русского языка!

·                     Ребята, вы, молодцы!!!

(подведение итогов, награждение победителей – медали «Знаток русского языка»)