Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе
« Увлекательный русский язык»
Цели и задачи:
1. Воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям.
2. Формировать позитивное отношение к предмету, повышение престижа знаний.
3. Развивать логическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность.
4. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;
5. формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
Оборудование занятия:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Ход мероприятия
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Паустовский
С русским языком можно творить чудеса.
К. Паустовский
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники нашего мероприятия. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий. Наша игра посвящена русскому языку. Участвуют 2 команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3.Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
Учитель. Теперь я представлю команды.
(Учитель называет команды, участники встают.)
И ещё, ребята, давайте определим, с каким настроением вы пришли на мероприятие? Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.
(Ребятам раздаются кружки из бумаги, на которых
они отмечают своё настроение и показывают жюри)
1.Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
Вопрос 1 команда
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопрос 2 команда
Сколько согласных букв? (21)
Вопрос 1 команда
Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
Вопрос 2 команда
Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
Вопрос 1 команда
Сколько гласных букв? (10)
Вопрос 2 команда
Первый звук в слове Яблоко? (й)
Вопрос 1 команда
Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
Вопрос 2 команда
Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
2. Конкурс «Весёлая грамматика»
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:
1. Дельфин
2. Щука
3. Карп
4. Окунь
5. Карась
6. Сом
7. Краб
8. Акула
9. Кит
10. Рак
11. Медуза
12. Осьминог
13. Сельдь.
3. Конкурс «Орфографический»
Учитель:
· Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный,«графо»-пишу.
Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.
· Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
Задание командам:
· Я раздаю карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно
вставить пропущенные буквы как можно быстрее. За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.
м_роз х_рошо к_ртина к_пуста м_локо уч_ник м_рковь к_ньки |
д_рога п_льто п_нал в_рона м_дведь сп_сибо д_журный л_пата |
б…рёза в…робей к…рандаш д…екабрь п…года ж…лтый г…рох м…лина |
4.Конкурс «Один прыжок»
Вам надо изменить всего одну подчёркнутую букву в слове, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.
корж - … (морж) майка - … (зайка) дом - … (сом)
палка -… (галка) крыша - … (крыса) лук - … (жук)
булка - … (белка) баран - … (варан) сам - … (сом)
коса - … (коза) маки - … (раки) кит - …(кот)
клон - … (слон) мушка - … (мышка) лес - … (лев)
(игра с болельщиками – «Кто как поёт?»)
Учитель: Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…
Слышны звуки тут и там.
Кто-то рыщет по кустам.
Тот поёт, а тот кричит,
В джунглях зверь. Он голосит!
Ваше задание – назвать, кто как поёт.
Голубь - … (воркует) Собака - … (лает)
курица - … (квохчет) корова - … (мычит)
Глухарь - … (токует) баран - … (блеет)
Утка - … (крякает) Свинья - … (хрюкает)
Гусь - … (гогочет) Конь - … (ржёт)
кошка - … (мурчит) Медведь - … (ревёт)
(физкультминутка)
5.Конкурс «Грамматическая арифметик»
Учитель:
- Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Грамматическая арифметика
(по очереди каждой команде – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад
До + рожки у улитки = дорожки
До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
До + термин игры в шашки, шахматы = доход
С + мелкое место поперек реки = сброд
С + спрятанные ценности = склад
Чудеса – а + ный = чудесный
Часть – ушко – о +а = частушка
Кабан – ан + лук = каблук
6. Конкурс «Наборщик»
Из букв этого слова собрать другие слова ГРАММАТИКА
7.Конкурс «Фразеологический зверинец»
Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:
трещит как... нем как…. труслив как… хитрый как… голоден как… |
|
упрямый как… здоров как… писать как… надутый как… грязный как… |
|
Подведение итогов
Итак, друзья, пришла пора,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться.
Никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать.
Рефлексия.
Учитель:
· Вот и закончилось наш турнир знатоков русского языка. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное.
· Понравилась ли вам игра?
· Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках с обратной стороны.
· Спасибо за ваше старание. До новых встреч в удивительном мире русского языка!
· Ребята, вы, молодцы!!!
(подведение итогов, награждение победителей – медали «Знаток русского языка»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.