Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе
Филологическая игра
«Грамотеи»
Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе
Тема. Филологическая игра «Грамотеи».
Цели и задачи: актуализировать знания учащихся по различным разделам русского языка; развивать познавательный интерес к предмету, расширять общий кругозор и обогащать речь школьников; воспитывать культуру речи, способность работы в команде, терпимость к различным точкам зрения.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, песочные часы для заключительного этапа игры.
Ход игры
Вступительное слово учителя (Слайд №1). Добрый день, я рада приветствовать всех присутствующих на филологической игре «Грамотеи». Сегодня знатоки русского языка 6-А и 6-Б класса собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашем соревновании участвуют команды (представление команд). Оценивать игру будет компетентное жюри в составе (представление жюри). А победителем станет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках русского языка.
Начнём нашу игру с РАЗМИНКИ (Слайд № 2). За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.
Вопросы: (Слайд № 3)
1. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)
2. Какие существительные не имеют рода? (Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа – брюки, часы и т.д.)
3. Какие существительные не относятся к 1, 2 и 3 склонению? (Разносклоняемые и несклоняемые)
(Слайд № 4)
4. Какие прилагательные имеют краткую форму? (качественные)
5. Какой частью речи является слово «оба»? (числительное)
6. Без какого местоимения не могут обойтись прилагательные в форме превосходной степени сравнения? (Самый, всех)
(Слайд № 5)
7. В каких случаях существительные не являются членами предложения? ( Если они входят в состав обращения)
8. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Себя)
9. Как называется раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов? (Орфоэпия).
Следующий конкурс в нашей игре «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ» (Слайд № 6)
Каждый из участников команд сможет принести очко своей команде, если правильно произнесёт слово, которое появится на экране. Проходить этот конкурс будет в виде словесной дуэли. Первыми к барьеру приглашаются капитаны. (Слайд № 7)
А сейчас в орфоэпическом конкурсе примут участие и болельщики, которые тоже могут принести своей команде по 3 очка. (Слайд № 8)
Для этого они должны отгадать загадки Незнайки и произнести слова, в которых часто делают ошибки, неправильно ставя ударение.
Загадки-складки для 1 команды (Слайды № 9, 10, 11)
1) На бахче у нас растёт, как разрежешь сок течёт,
Свеж и сладок он на вкус называется арбуз.
2) Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор, называюсь я фарфор.
3) Это зелье ты не тронь: жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива, называется крапива.
Загадки-складки для 2 команды(Слайды № 12, 13, 14)
1) Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу смог,
Там бывает картотека – специальный каталог.
2) Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, и называются все алфавит.
3) Стелют на матрас меня, называюсь простыня.
(Слово жюри)
Следующий конкурс «ПОЛИГЛОТ» (Слайд № 15). Кого называют полиглотом? ( Полиглот – человек, знающий много языков). В русском языке есть группа слов, которые называются заимствованные. Почему их так называют? (Ответы) Сейчас команды продемонстрируют знание иностранных слов: они получат кроссворды, которые должны будут разгадать и найти зашифрованное слово. А также ответить на вопрос, в чём особенность слов, из которых составлен кроссворд.
Болельщики тоже выступят в роли переводчиков с девяти иностранных языков и, воспользовавшись подсказками, назовут слова, пришедшие в русский язык из других языков.(Работа в группах)
А сейчас проверим, как справились с заданием обе команды. (Слайд № 16). Внимание на экран. Давайте сначала посмотрим на правильные ответы, которые должны были дать болельщики.
(Слайд № 17). А теперь команды имеют возможность увидеть все слова, бывшие в кроссворде (пенальти, депо, пенсне, какао, филе, пони, кашне, салями, меню, домино, фойе, ателье), и готовятся дать ответ на вопрос, в чём особенность этих слов.
А сейчас в нашей игре – юмористическая страничка (Слайд № 18), ведь мы переходим к фразеологическому конкурсу, который называется «ПОСЛОВИЦЫ-ПЕРЕВЁРТЫШИ». Ваша задача – узнать пословицы и поговорки, в которых шут заменил слова на другие , часто противоположные по значению . Например, «Лужа по шею» - перевёрнутая поговорка «Море по колено».
(Слайды № 19, 20, 21, 22, 23, 24)
1. На полицейском сапоги мокнут. – На воре шапка горит.
2. Перед солнечным понедельником. – После дождичка в четверг.
3. Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.
4. Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.
5. Болтовня не примета отказа. – Молчание – знак согласия.
6. Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.
А теперь задание для болельщиков – помочь своей команде угадать фразеологизм, подготовив его инсценировку (Слайд №25).
Пантомима. Команды угадывают фразеологизм, который инсценируют болельщики:
Обвести вокруг пальца |
водить за нос |
хлопать ушами |
тянуть за язык |
прикусить язык |
спустя рукава |
клевать носом |
на лбу написано |
ПОСЛЕДНИЙ КОНКУРС «ЭКСПРЕСС-ОПРОС» (Слайд № 26).
Команда должна постараться дать как можно больше правильных ответов на вопросы за одну минуту.
Вопросы для 1 команды
1. К какому роду относится существительное кофе? (к мужскому)
2. Второстепенный член предложения подчёркивается пунктиром? (дополнение)
3. Как называются слова, близкие по лексическому значению? (синонимы)
4. Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов (суффикс)
5. Сколько существует типов речи? ( 3)
6. К какому склонению относится существительное метро? (несклоняемое)
7. Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания. (пунктуация)
8. Форма какой степени сравнения имён прилагательных образуется при помощи слова более? ( составной сравнительной)
9. Является ли пословица фразеологизмом? (да)
10. Как называются слова, употребляемые людьми той или иной местности? (диалектные)
Вопросы для 2 команды
1. Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? (дополнение)
2. К какому склонению относится существительное путь? (разносклоняемое)
3. Часть слова без окончания (основа)
4. К какому роду относится существительное шимпанзе? (к мужскому)
5. Являются ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (нет)
6. Какие прилагательные отвечают на вопрос чей? (притяжательные)
7. Устойчивые сочетания слов называются (фразеологизмы)
8. Сколько существует стилей речи? (5)
9. Сколько значений имеет каждое слово? ( 2)
10. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов (орфография)
СЛОВО ЖЮРИ
Заключительное слово учителя (Слайд № 27): подведение итогов, награждение победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.