Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе Филологическая игра «Грамотеи»
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе Филологическая игра «Грамотеи»

Оценка 4.6
docx
19.03.2021
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе  Филологическая игра  «Грамотеи»
Грамотеи.docx

    

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе

 

Филологическая игра

«Грамотеи»

  Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе

 

Тема. Филологическая игра «Грамотеи».

Цели и задачи: актуализировать знания учащихся по различным разделам русского языка; развивать познавательный интерес к предмету, расширять общий кругозор и обогащать речь школьников; воспитывать культуру речи, способность работы в команде, терпимость к различным точкам зрения.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, песочные часы для заключительного этапа игры.

 

Ход игры

Вступительное слово учителя (Слайд №1). Добрый день, я рада приветствовать всех присутствующих на филологической игре «Грамотеи». Сегодня знатоки русского языка 6-А и 6-Б класса собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашем соревновании  участвуют команды (представление команд). Оценивать игру будет компетентное жюри в составе (представление жюри). А победителем станет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках русского языка.

Начнём нашу игру с РАЗМИНКИ (Слайд № 2). За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Вопросы:                                          (Слайд № 3)

1. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

2. Какие существительные не имеют рода? (Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа – брюки, часы и т.д.)

3. Какие существительные не относятся к 1, 2 и 3 склонению? (Разносклоняемые и несклоняемые)

(Слайд № 4)

4. Какие прилагательные имеют краткую форму? (качественные)

5. Какой частью речи является слово «оба»? (числительное)

6. Без какого местоимения не могут обойтись прилагательные в форме превосходной степени сравнения? (Самый, всех)

(Слайд № 5)

7.  В каких случаях существительные не являются членами предложения?                         ( Если они входят в состав обращения)

8. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Себя)

9. Как называется раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов? (Орфоэпия).

 

Следующий конкурс  в нашей игре «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ» (Слайд № 6)

Каждый из участников команд сможет принести  очко своей команде, если правильно произнесёт слово, которое появится на экране. Проходить этот конкурс будет в виде словесной дуэли. Первыми к барьеру приглашаются капитаны.  (Слайд № 7)

А сейчас в орфоэпическом конкурсе примут участие и болельщики, которые тоже могут принести своей команде по 3 очка. (Слайд № 8)

Для этого они должны отгадать загадки Незнайки и произнести слова, в которых часто делают ошибки, неправильно ставя ударение.

Загадки-складки для 1 команды (Слайды № 9, 10, 11)

1) На бахче у нас растёт, как разрежешь сок течёт,

    Свеж и сладок он на вкус называется арбуз.

2) Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую

    Обжигают с давних пор, называюсь я фарфор.

3) Это зелье ты не тронь: жжётся больно, как огонь.

    Неприметна, некрасива, называется крапива.

Загадки-складки для 2 команды(Слайды № 12, 13, 14)

1) Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу смог,

    Там бывает картотека – специальный каталог.

2) Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условленном месте стоит, и называются все алфавит.

3) Стелют на матрас меня, называюсь простыня.

(Слово жюри)

 

Следующий конкурс «ПОЛИГЛОТ» (Слайд № 15).  Кого называют полиглотом? ( Полиглот – человек, знающий  много языков). В русском языке есть группа слов, которые называются заимствованные. Почему их так называют? (Ответы) Сейчас команды продемонстрируют знание иностранных слов: они получат кроссворды, которые должны будут разгадать и найти зашифрованное слово. А также ответить на вопрос, в чём особенность слов, из которых составлен кроссворд.

Болельщики тоже выступят в роли переводчиков с девяти иностранных языков и, воспользовавшись подсказками, назовут  слова, пришедшие в русский язык из других языков.(Работа в группах)

А сейчас проверим, как справились с заданием обе команды.               (Слайд № 16).  Внимание на экран. Давайте сначала посмотрим на правильные ответы, которые должны были дать болельщики.

(Слайд № 17)А теперь команды имеют возможность увидеть все слова, бывшие в кроссворде (пенальти, депо, пенсне, какао, филе, пони, кашне, салями, меню, домино, фойе, ателье), и готовятся дать ответ на вопрос, в чём особенность этих слов.

 

А сейчас в нашей игре – юмористическая страничка (Слайд № 18), ведь мы переходим к  фразеологическому конкурсу, который называется «ПОСЛОВИЦЫ-ПЕРЕВЁРТЫШИ». Ваша задача  – узнать пословицы и поговорки, в которых шут заменил слова на другие , часто противоположные  по значению . Например,  «Лужа по шею» - перевёрнутая поговорка «Море по колено».

(Слайды № 19, 20, 21, 22, 23, 24)

1.     На полицейском  сапоги мокнут. – На воре шапка горит.

2.     Перед солнечным  понедельником. – После дождичка  в четверг.

3.     Лысина – мужское безобразие.  – Коса – девичья краса.

4.     Ниже пяток не опустишься.  – Выше головы   не прыгнешь.

5.     Болтовня не примета отказа. – Молчание  –  знак согласия.

6.     Курица кабану подружка.  – Гусь свинье  не товарищ.

А теперь задание для болельщиков – помочь своей команде угадать фразеологизм, подготовив его инсценировку (Слайд №25)

Пантомима. Команды угадывают фразеологизм, который инсценируют болельщики:

           Обвести вокруг пальца

         водить за нос

           хлопать ушами

         тянуть за язык

                       прикусить язык

                     спустя рукава

                       клевать носом

                     на лбу написано

 

ПОСЛЕДНИЙ КОНКУРС «ЭКСПРЕСС-ОПРОС» (Слайд № 26)

Команда должна постараться дать как можно больше правильных ответов на вопросы за одну минуту.

 

Вопросы для 1 команды

1.     К какому роду относится существительное кофе?   (к мужскому)

2.     Второстепенный член предложения подчёркивается пунктиром?   (дополнение)

3.     Как называются слова,  близкие по лексическому значению? (синонимы)

4.     Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов (суффикс)

5.     Сколько существует типов речи?    ( 3)

6.     К какому склонению относится существительное метро?     (несклоняемое)

7.     Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания.    (пунктуация)

8.     Форма какой степени сравнения имён прилагательных образуется при помощи слова более?  ( составной сравнительной)

9.     Является ли пословица фразеологизмом? (да)

10. Как называются слова, употребляемые людьми той или иной местности?     (диалектные)

 

Вопросы для 2 команды

1.     Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? (дополнение)

2.     К какому склонению относится существительное путь? (разносклоняемое)

3.     Часть слова без окончания            (основа)

4.     К какому роду относится существительное  шимпанзе?      (к мужскому)

5.     Являются ли словосочетанием подлежащее и сказуемое?     (нет)

6.     Какие прилагательные отвечают на вопрос чей?  (притяжательные)

7.     Устойчивые сочетания слов называются            (фразеологизмы)

8.     Сколько существует стилей речи? (5)

9.     Сколько значений имеет каждое слово?       ( 2)

10. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов (орфография)

 

СЛОВО ЖЮРИ

 

Заключительное слово учителя (Слайд № 27): подведение итогов, награждение победителей.


 

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе

Как называется раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов? (Орфоэпия)

Как называется раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов? (Орфоэпия)

А сейчас в нашей игре – юмористическая страничка (

А сейчас в нашей игре – юмористическая страничка (

Форма какой степени сравнения имён прилагательных образуется при помощи слова более ? ( составной сравнительной) 2

Форма какой степени сравнения имён прилагательных образуется при помощи слова более ? ( составной сравнительной) 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2021