Внеклассное мероприятие
по русскому языку и литературе
для учащихся 7 класса с участием родителей
«САМЫЕ, САМЫЕ…»
Автор разработки:
Г.И. Игнатова,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Идея данного мероприятия заключается в привлечении родителей в совместное с детьми изучение родного языка, так как во время игры они в непринужденной форме смогут проявить свои знания и умения в области русского языка.
Цель: развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи:
1. Формирование положительной мотивации к изучению предмета.
2. Развитие познавательной и творческой активности обучающихся.
3. Обобщение знаний по русскому языку и литературе в игровой форме.
4. Создание условий для развития умения действовать коллективно, самостоятельно.
5. Создание благоприятного эмоционального фона при активном участии родителей.
Викторина может быть проведена в учебном кабинете. Единственным условием реализации является наличие учебных столов и листов-бланков для заполнения командами и членами жюри. Состав команд и жюри (смешанный: дети и родители).
Сценарий мероприятия
Добрый вечер! Мы пригласили сегодня Вас на лучшее шоу этого сезона - турнир между родителями и детьми «Самые, самые...». «Самые, самые...» - это командная игра, где бок о бок будут бороться за победу дети и родители. Наш конкурс поможет взрослым вновь почувствовать себя школьниками, а ребятам – показать свои знания, проявить компетентность в вопросах русского языка.
Сегодня здесь встретятся две замечательные команды, и я приглашаю за центральный игровой стол команду учащихся ... (название команды). Соперники у вас серьезные. Я приглашаю за левый игровой стол команду родителей ... (название команды). Нашу игру мы начнем со знакомства (по первой букве своего имени вы должны себя охарактеризовать). Например, Наталья – надежная.
В составе команды играют... (представление игроков).
Итак, команды представились, осталось выбрать строгое, но справедливое жюри: 1 представитель от родителей, 1 - от детей, ну третьим членом жюри приглашаем классного руководителя
Мы познакомились с участниками сегодняшней игры, представлено и жюри, поэтому я объявляю о начале нашей игры.
Внимание – внимание! Уже звучит задание.
1 задание: « Признание в любви»
(Приветствие противоположной команде. Признание в любви - кто дружнее)
Родители – детям: Вы красивые, как звёздочки, и глаза блестят огнём,
Ведущий: Всем желаем только счастья мы, и откроем вам секрет
Что таких ребят, родителей - во всей школе просто нет!
2 задание: «Разминка»
Вопросы команде родителей:
1. Сколько падежей в русском языке? (6)
2. Имя, отчество Лермонтова? (Михаил Юрьевич)
3. Что писал И.А. Крылов? (басни)
4. Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)
5. К какой части речи относятся слова: тройка, семёрка, сотня? (сущ.)
6. Назовите автора следующих строк: "Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза"? (Маяковский)
7. Кто создал бессмертную комедию "Горе от ума"? (А.С. Грибоедов)
8. В словах парашют, брошюра пишем У или Ю?
9. Что изучает фонетика? (звуки)
10. Определите род у следующих слов: лебедь, тюль, рояль. (м.р)
11. Как зовут жителей Архангельска? (архангелогородцы)
Вопросы команде детей:
1. Сколько падежей в русском языке? (6)
2. "Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.."- откуда строчка, кто автор? (А.С. Пушкин)
3. Образуйте форму мн. ч. слов дно, шило? (донья, шилья)
4. В какую группу славянских языков входит русский язык? (восточно-славянскую)
5. О каком писателе идет речь: "Невесёлым было детство этого мальчика. Мать умерла, когда ему не исполнилось и 3-х лет. Отца видел редко; бабушка не любила его и заставила уступить ей право воспитывать мальчика"? (Лермонтов)
6. Особые формы глагола? (причастие, деепричастие)
7. Назовите размеры стиха? (анапест, амфибрахий, дактиль, хорей, ямб)
8. Синоним лингвистики? (языкознание)
9. Как переводится с греческого библио- ? (книга)
10. Настоящее имя Дефоржа. (В. Дубровский)
11. Как зовут жителей Курска? (куряне)
3 задание: «Пантомима»
Послушайте правила. Участник команды выбирает одну из карточек, на которой записана пословица. Прочитав ее, он должен за минуту мимикой и жестами донести ее до остальных членов команды. В случае правильного ответа команда получает 10 очков.
Начнем мы играть с команды... (название). Какую карточку вы выбираете? Итак, вы выбрали ... (цвет) карточку. Прочитайте про себя пословицу. Готовы? Время! (Показ пословицы).
Каждая команда получает
по три пословицы:
1. Яблоко от яблони недалеко падает.
2. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
3. Много будешь знать, скоро состаришься.
4. Горбатого могила исправит.
5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
6. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
4 задание: «Словарная дуэль»
Послушайте правила третьего задания. Из одного сложного слова участники должны составить как можно больше простых слов (в ед.ч., И.п., нарицательные). На это задание отводится около 5 мин. Затем представители команд зачитывают получившиеся слова по очереди. Команда, в резерве которой остались слова, считается победившей.
Итак, команды ... набрали ... очков. По итогам 3 конкурсов лидирует команда ...
Слова могут быть
следующими:
1. Любознательный
2. Сформулировать
5 задание: «Проба пера»
Послушайте правила четвёртого раунда. Капитан команды выбирает одну из карточек, на которой написана буква. Далее вся команда сочиняет небольшой рассказ, начиная каждое слово в предложении на выбранную букву. На это задание отводится 5 минут. Сочинения зачитываются и сдаются жюри.
6 задание: «Слово болельщикам»
Командам даём возможность отдохнуть. Слово предоставим их болельщикам. Сейчас вы можете помочь своим любимым командам. Выслушайте СМС-ки литературных героев и отгадайте, кому они принадлежат.
родители |
дети |
1. Срочно уточни расписание поездов на Москву. (Анна Каренина) 2. Не волнуйтесь, я даже волка уделал! Подробности по возвращении. (Колобок) 3. Буду поздно, не забудь помолиться на ночь. (Отелло) 4. Куплю стулья. (Остап Бендер) 5. Молилась. Жду. (Дездемона) 6. Блин, когда же я высплюсь? (Красавица)
|
1. Нашел невод, пошел за рыбой, тебе чего-нибудь пожелать? (Старик) 2. Она утонула. (Герасим) 3. Мама, тут какой-то серый под окнами, говорит доставка продуктов. На козла не похож. Мы заказывали? (Семеро козлят) 4. Емеля, до дворца не дошла, стою в пробке на Невском. (Печь) 5. Мелофон у меня. Я дома. (Алиса) 6. Козел ты, Иванушка. (Старшая сестра)
|
7 задание: «Переводчики»
Заменить заимствованные слова исконно-русскими |
Заменить устаревшие слова современными |
презентация – представление шоу – зрелище позитивный – положительный имидж – облик санкция – разрешение, указание коммуникабельный – общительный абориген - коренной житель сервис - обслуживание |
стезя - дорога денница - заря льзя – можно брань – битва ланиты – щёки длань – ладонь шуйца – левая рука десница – правая рука
|
8 задание: «Диктор»
Что важно для настоящего диктора? Конечно, правильная, грамотная речь. Предлагаю и вам попробовать свои силы в этом деле. Вы должны правильно расставить ударения в предложенных словах.
Красивее, торты, банты, договор, баловать, звонишь, завидно, избалованный, средства, плесневеть, ожил.
КрасИвее, тОрты, бАнты, договОр, баловАть, звонИшь, завИдно, избалОванный, срЕдства, плЕсневеть, Ожил.
9 задание: «Артист»
Переводчиками были, дикторами тоже, а сейчас вы – артисты! Капитан команды выбирает одну из карточек, на которой написаны родовые понятия (например: «домашнее хозяйство» и «искусство»), которые сообщаются всем членам команды. Далее капитану предлагают список из 7 слов, связанных с этим понятием. За 2 минуты он должен показать своей команде как можно больше слов из этого списка. За каждое правильно угаданное слово команда получает 10 очков.
Понятия и слова:
1. Домашнее хозяйство: утюг, прищепка, раковина,
веник, дуршлаг, мясорубка, поварёшка.
2. Искусство: певец, скрипач, дирижер, балет, гитарист, танцор, фотомодель.
Итак, команды с помощью капитанов смогли отгадать ... слов и на их счету ... очков.
10 задание: «Головоломка»
Сейчас вам придётся поломать голову и отгадать ребусы.
Подведение итогов
Слово жюри: подведение итогов и награждение.
Послесловие
Дорогие дети, уважаемые родители! Вы все молодцы! Наши ребята много трудились на протяжении всего учебного года, многому научились. Прекрасные результаты показали сегодня и родители! Я желаю, чтобы Вы и в дальнейшем во всём поддерживали своих детей, сопровождали их во время всего школьного обучения. А детям желаю в школе новых открытий и хороших друзей!
Приложение (карточки)
Задания |
Команда родителей |
Команда детей |
1. "Признание в любви" (3 б.)
|
|
|
2. "Разминка" (1 б. за правильный ответ - всего 11 б.)
|
|
|
3. "Пантомима" (1 б. за правильный ответ)
|
|
|
4. "Словарная дуэль" (1 б.)
|
|
|
5. "Проба пера" (каждое слово - 1 б.)
|
|
|
6. "Слово болельщикам" (1 б. за правильный ответ - всего 6 б.)
|
|
|
7. "Переводчики" (1 б. за правильный ответ - всего 16 б.)
|
|
|
8. "Диктор" (всего - 11 б.)
|
|
|
9. "Артист" (1 б. за правильный ответ - всего 7 б.)
|
|
|
10. "Головоломка"
|
|
|
1 задание: « Признание в любви» Слова приветствия:
Дети – родителям: Вы у нас такие славные! Родители – просто класс! Потому нам всем так хочется быть похожими на Вас!
|
Родители – детям: Вы красивые, как звёздочки, и глаза блестят огнём, А улыбки ваши милые затмевают солнце днем!
|
3 задание: «Пантомима»
Яблоко от яблони недалеко падает.
|
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Много будешь знать, скоро состаришься.
|
Горбатого могила исправит.
|
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
|
Без труда не втащишь рыбку из пруда.
|
4 задание: «Словарная дуэль»
Л Ю Б О З Н А Т Е Л Ь Н Ы Й |
или
В З А И М О В Ы Р У Ч К А |
5 задание: «Проба пера»
О |
П |
7 задание: «Переводчики»
Заменить заимствованные слова исконно-русскими |
Заменить устаревшие слова современными |
презентация –
|
стезя -
|
шоу – |
денница -
|
позитивный –
|
льзя -
|
имидж –
|
брань - |
санкция –
|
ланиты -
|
коммуникабельный –
|
длань -
|
абориген - |
шуйца -
|
сервис - |
десница -
|
8 задание: «Диктор»
Красивее, торты, банты, договор, баловать, звонишь, завидно, избалованный, средства, плесневеть, ожил. |
Красивее, торты, банты, договор, баловать, звонишь, завидно, избалованный, средства, плесневеть, ожил. |
9 задание: «Артист»
Домашнее хозяйство: |
прищепка |
веник |
утюг |
раковина |
дуршлаг |
поварёшка |
мясорубка |
|
Искусство: |
дирижер |
|
певец |
фотомодель |
балет |
скрипач |
танцор |
гитарист |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.