Цели урока:
Обучающие:
1. повторить основные формулы и правила дифференцирования, физический и геометрический смысл производной;
2. вывести уравнение касательной к графику дифференцируемой функции;
3. сформировать умение комплексного применения знаний, умений, навыков и их перенос в новые условия;
4. проверить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.
Развивающие:
1. способствовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение;
2. оказать помочь в формировании умений самооценки и взаимооценки;
3. развивать познавательную активность, вычислительные навыки.
Воспитательные:
1. воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность, организованность.
Тип урока:
комбинированный
Структура урока:
Организационный этап.
Этап проверки домашнего задания.
Этап всесторонней проверки знаний.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Этап усвоения новых знаний.
Этап закрепления новых знаний.
Этап постановки домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Оборудование: программа презентаций Microsoft Office PowerPoint, презентация, компьютер, мультимедиа проектор.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (3 мин)
3. Проверка знаний (17 мин)
4. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний (1 мин)
5. Усвоения новых знаний (5 мин)
6. Закрепления новых знаний (10 мин)
7. Подведение итогов урока (1 мин)
8. Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.
Учитель знакомит с темой, целями и ходом урока.
II. Проверка домашнего задания
№ 858, 859
III. Проверка знаний
1) Устный опрос:
1. Сформулируйте определение производной.
Определение: Пусть функция f (x) определена на некотором промежутке, х – точка этого промежутка и число h # 0 такое, что х + h также принадлежит данному промежутку. Тогда предел разностного отношения
при h → 0 (если этот предел существует) называется производной функции
f (х) в точке х и обозначается f '(х). Таким образом,
2. Как называется операция нахождения производной?
Операция нахождения производной называется дифференцированием.
3. Какая функция называется дифференцируемой в точке?
Если функция f (х) имеет производную в точке х, то эта функция называется дифференцируемой в этой точке.
4. Какая функция называется дифференцируемой на некотором промежутке?
Если функция f (х) имеет производную в каждой точке некоторого промежутка, то говорят, что эта функция дифференцируема на этом промежутке.
5. В чем заключается физический (механический) смысл производной?
Тангенс угла наклона касательной есть величина, показывающая мгновенную скорость изменения функции в данной точке.
6. В чем заключается геометрический смысл производной?
Значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.
7. Сформулируйте правило нахождения производной суммы, произведения, частного.
2) «Верно-неверно»
Если ученик согласен с ответом – он ставит у себя в тетради «+», если – нет «-«.
Цель данного задания – понимание смысла теоретических знаний.
1.Если функция дифференцируема в точке, то она в этой точке непрерывна?
Да
2.Если функция непрерывна в точке, то она в этой точке дифференцируема?
Нет
3. Верно ли, что тангенс угла наклона касательной к графику функции – есть значение производной функции в точке касания?
Да
4.Верно ли, что производная суммы функций равна сумме производных функций?
Да
5.Верно ли, что производная функции у = ln x имеет производную в точке
х = - 5?
Нет
6.Верно ли, что первая производная пути от времени – это есть мгновенная скорость материальной точки?
Да
7.Верно ли, что функция у =cos x дифференцируема на множестве действительных чисел?
Да
Ответы: + - + + - + +
3) Решение задач
1. Решение задач на нахождение производной в точке, углового коэффициента касательной к графику функции.
Данные задачи учащиеся решают с использование интерактивной доски, каждая задача изображается на отдельном слайде. (1 – 11 слайд)
Учащиеся по мере движения слайдов обсуждают решения задач.
2. Самостоятельная работа: 5 заданий из открытого банка заданий (1в., 2 в.)
ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ЗАДАНИЙ 1в
1. На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.
ТОЧКИ ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
A 1) 0,5
B 2) − 0,7
C 3) 4
D 4) −3
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
2. На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C
и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.
ТОЧКИ ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
A 1) −
B 2) 2
C 3)
D 4) − 1
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
3. На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x)
в точке x0.
4. На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x)
в точке x0.
5. На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x)
в точке x0.
ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ЗАДАНИЙ 2в
1.На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.
ТОЧКИ ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
A 1) − 1,5
B 2) 0,5
C 3) 2
D 4) − 0,3
таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
2. На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A, B, C и D.
В правом столбце указаны значения производной функции в точках A, B, C и D. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке значение производной функции в ней.
ТОЧКИ ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
A 1) ⅔
B 2) - ½
C 3) -1⅓
D 4) 1⅔
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
3.На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой
x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
4. На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой
x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
5. На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой
x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
IV. V. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний. Усвоение новых знаний.
Вывод уравнения касательной к графику дифференцированной функции y = f (x) в точке ( х0; f (x0) ).
VI. Закрепления новых знаний.
Запишите алгоритм нахождения уравнения касательной к графику функции y = f (x) в точке х0.
Решаем №860 (1,3)
VII. Подведение итогов урока.
Ф.И. обучающегося |
Теоретический опрос |
Верно-неверно |
Самостоятельная работа |
Работа у доски |
Итого |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
VIII. Домашнее задание.
№860(2,4,6), 866(2,4)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.