Внеклассное мероприятие по русскому языку
Брейн – ринг «Язык мой – друг мой» (7-8 класс)
Цели:
- развитие познавательных способностей обучающихся;
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку ;
- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению правил русского языка;
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции участников.
-организация познавательной игровой деятельность обучающизхся при изучении русского языка.
Задачи:
- развивать у школьников стремление к саморазвитию,
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
- содействовать развитию умения адаптироваться в разных ситуациях.
Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 5 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 3 тура. В каждом туре будет разыгрываться 8 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах.
Оформление доски. Брейн-ринг (интеллектуальная игра)
»
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на
нашей интеллектуальной игре «Язык мой – друг мой». «21 февраля
традиционно отмечается день родного языка. Этот праздник был установлен в 1999
году на 30-й сессии Генеральной конференции ЮНеСКО.Сегодня собрались самые
умные, интеллектуально развитые ребята, которые хотят показать свои способности
и умении в изучении русского языка
Ребята, вы, наверное, слышали
поговорку «Язык мой — враг мой!». В каких случаях так говорят? Но есть и
вторая часть этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня участникам
предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему
хозяину. И ещё есть правила речи, которые надо стараться соблюдать.
Необходимо говорить громко, чётко, выразительно.
1 Правило игры:за каждый правильный ответ команда получает определенное количество звездочек. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее их количество. 2 Правило игры: Если команда не знает ответ, то ход переходит другой команде, если и она не знает, то зрителям. 3 Правило игры: С места выкрикивать нельзя, иначе ход переходит к соперникам, а если он и верный, то не засчитывается.
Прежде чем начать игру, давайте познакомимся
с нашими командами. (Команда 7 класса и 8 класса) .Каждая из команд
проговаривает свое название и девиз .
А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку и находчивость.
РАЗМИНКА
1 задание . Игра « Смекалка»: Угадай слово по его лексическому значению. (2 минуты)
2 задание. « Фонетическая страничка» . Командам дается одно слово для фонетического разбора.
Задание: сделать фонетический разбор слов. (3 минуты)
1 команда: подъем
2 команда: съемка
Оценивает работу жюри.
Пока команды справляются с заданием, для зрителей викторина и возможность заработать звездочки.
Проверка фонетического разбора слов.
Слово жюри:
3 задание: исправь пословицу (2 минуты)
1.Одна голова хорошо, а две некрасиво. (лучше)
2.Чтение – лучшее мучение. (учение)
3.Одна нога здесь, а другая в гипсе. (там)
4.Друзья познаются на контрольной. (в беде)
5.Мал ноутбук, да дорог. (золотник)
6.Трудно в учении – легко на каникулах. (в бою)
7. После драки шапками не машут. (кулаками)
4 задание . «Черный ящик»
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т. е исправим ошибки. ( 3 минуты)
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Серьеза. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
Серьеза
Слово жюри, общий счет
Задача участника команды: правильно и быстро произнести скороговорку. На подготовку дается 1 минута.
1 команда: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон - как в капюшоне он смешон.
2 команда :Променяла Прасковья карасят на три пары чистокровных поросят. Пробежались поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Слово жюри, общий счет
6 задание.
Ответ. Поменять ударение.
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
1. Что такое синтаксис? Дайте определение.
2. Определите, какими частями речи выражено в следующих предложениях подлежащее.
1) Сытый голодного не разумеет. (Имя прилагательное)
2) Опоздавшие не допускаются в класс. (Причастие)
3) Пришло и завтра. (Наречие)
4) Четырежды пять – двадцать. (Имя числительное)
5) Учиться – всегда пригодится. (Глагол)
3.Установите, каким членом предложения является слово время во всех случаях.
Дорого вовремя (обстоятельство) время (подлежащее),
Времени (дополнение) много и мало.
Долгое время (подлежащее) – не время (сказуемое),
Если оно миновало.
С. Я. Маршак
8 задание. «Историческая страничка»
В этом конкурсе вы должны определить значение старорусских слов:
выя - шея;
десница- правая рука;
очи-глаза;
шуйца- левая рука;
чело-лоб;
уста-губы,
ланиты-щеки.
Ведущий: Ко мне подойдут капитаны команд. Вам будут предлагаться вопросы - кто быстро и првильно на них отвечает, тот и получает призовой балл.
Вопросы для капитанА 1 КОМАНДЫ:
№ П/П |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1 |
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения… |
Синтаксис |
|
Антоним к слову временный |
Постоянный |
Как погиб Колобок? |
Съела Лиса |
|
Откуда Айболиту пришла телеграмма? |
Из Африки |
|
Где происходит действие «Медного всадника»? |
Петербург |
|
Подруга дней моих суровых. О ком это? |
Няне Пушкина |
|
Фразеологический оборот со словом глаза. |
Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др. |
|
Объясните значение: Хоть кровь из носу. |
Обязательно |
|
Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. |
Орфоэпический |
|
Великий русский баснописец. |
Крылов |
|
Квартал или квартал? |
КвартАл |
|
Сколько частей речи в русском языке? |
10 |
|
Подлежащее и сказуемое являются… |
Грамматической основой |
|
Есть ли непроизносимый согласный в словеучаствовать? |
Нет |
|
Сколько звуков в слове яд? |
3 |
|
Где в слове искусство удвоенные согласные? |
Во втором случае |
Вопросы для капитана 2 КОМАНДЫ:
№ П/П |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. |
Фонетика |
|
Синоним к слову антитеза. |
Противопоставление |
|
Кто спас муху-цокотуху? |
Комар |
|
Каталог или каталог? |
КаталОг |
|
Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком это? |
О Пущине |
|
Фразеологический оборот со словом голова |
Ломать голову, сломя голову, оторвать лову… |
|
Объясните значение: подложить свинью. |
Напакостить |
|
Автор 4-томного Словаря живого великорусского языка. |
В.Даль |
|
Жалюзи или жалюзИ? |
ЖалюзИ |
|
Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? |
7 |
|
Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? |
8 |
|
Из главного и зависимого слова состоит… |
Словосочетание |
|
Есть ли удвоенные согласные в слове искусный? |
Нет |
|
Есть ли непроизносимый согласный в словеокрестность? |
Т |
|
Сколько звуков в слове ёжик? |
5 |
|
Объясните значение: Кот наплакал. |
Мало |
|
Со школы или из школы? |
Из школы |
|
Часть слова, стоящая перед корнем. |
Приставка |
|
Разносклоняемое существительное м.р.? |
Путь |
|
Есть ли непроизносимый согласный в словечувствовать? |
В |
Лист оценивания команд
Название конкурса |
баллы |
7 |
8 |
||
1. |
1-5 |
||||
2. |
1-5 |
||||
3. |
1-5 |
||||
4. |
1-5 |
||||
5. |
1-5 |
||||
6. |
1-5 |
||||
7 |
1-5 |
||||
8. |
1-5 |
||||
ИТОГ |
Выводы: |
Жюри
подсчитывает результаты игры. Награждение победителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.