Внеклассное мероприятие по творчеству А.С.Пушкина "Болдинская осень"

  • docx
  • 23.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеклассное мероприятие по творчествуА.С.Пушкина для учащихся.docx

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская школа»

Амвросиевского района Донецкой Народной Республики

 

http://www.skaz-pushkina.ru/ill/ku_44.jpg

 

Внеклассное мероприятие  по творчеству

А.С.Пушкина для учащихся

8-9 классов

 «Болдинская осень»

        

 

 

Учитель русского языка и литературы

Крайнюкова Наталья Петровна

 

 

 

 

Оформление: выставка книг А.С.Пушкина, презентация

Чтец (фоном спокойная музыка):

Сухая, звенящая осень

Касается щек, точно жесть,

Листами, которые сносит

На травы, которым не цвесть.

Уже под ногой каменеет

Песок опустевших аллей,

Но зрелым спокойствием веет

От вечно прямых тополей.

И в рыжей, вот в этой метели

Я думаю только о том,

Как в Болдине листья летели

В бессмертие – лист за листом.

В.Соколов

Ведущий: Есть в России места, примечательные не только архитектурными памятниками или красотами природы. Мы называем их – и перед глазами возникают картины. Мы говорим: набережная Мойки, 12, – и представляем себе мрачноватый дом, вереницы скорбных людей, всеобщую печаль.

         Мы говорим: Царское Село – и сразу вспоминаем: «Друзья мои, прекрасен наш союз», пушкинский лицей и группу мальчиков, таких талантливых, таких одарённых. Мы говорим: Болдино – и сразу возникает сочетание: Болдинская осень, 1830 г. – пора удивительного творческого взлета А.С.Пушкина. Того, что было написано им за три месяца в Болдине, хватило бы на несколько жизней. Поэзия и проза, драматургия и критические статьи, сказки и письма – всего не вспомнить в один час, не рассказать подробно. Мы сегодня только перелистаем некоторые страницы тех произведений, которые Пушкин создал осенью 1830 г., в его первую Болдинскую осень. Уезжал Александр Сергеевич в настроении смутном и печальном, - предстоял раздел имения, часть которого отец выделил ему накануне свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой. Вот строчки из писем последних дней августа.

Чтец (можно в роли Пушкина): «Я уезжаю в Нижний, не знаю, что меня ждет в будущем. Если матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, – я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить… Быть может, она права, а неправ был я, на мгновение поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае… что касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда не женюсь».

Чтец: А.С.Пушкин – П.А.Вяземскому: «Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска… Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграммы…»

Ведущий: Может быть, из-за этой душевной смуты, неопределенности будущего 7 сентября появляется такое тревожное, такое безысходное стихотворение.

Чтец 1:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Чтец 2:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Ведущий: Откроем книгу Марины Цветаевой «Мой Пушкин»: «Самое любимое из страшных, самое по-родному страшное, по-страшному родное были – «Бесы». Все страшно – с самого начала: луны не видно, а она есть, луна-невидимка, луна в шапке-невидимке, чтобы все видеть и чтобы ее не видели. Странное стихотворение (состояние), где сразу можно быть (нельзя не быть) всем: луной, ездоком, шарахающимся конем и-о, сладкое обмирание – ими? Ибо нет читателя, который бы не сидел в санях и не пролетал над санями, там, в беспредельной вышине, на разные голоса не выл и там, в санях, от этого воя не обмирал. Два полета: саней и туч: и в каждом ты – летишь. (М.И.Цветаева. Автобиографическая проза. М.1991. с.331).

 

Чтец 3:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне... 

Ведущий: Но уже на следующее утро приходит некоторое успокоение, и в прекрасной жемчужине поэтического наследия Пушкина – «Элегии» – мы читаем строчки:

                        Но не хочу, о други, умирать;

                        Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

                        И ведаю, мне будут наслажденья

                        Меж горестей, забот и треволненья:

                        Порой опять гармонией упьюсь,

                        Над вымыслом слезами обольюсь,

                        И может быть - на мой закат печальный

                        Блеснет любовь улыбкою прощальной.

От Натальи Николаевны пришло, по словам Пушкина, «премиленькое» письмо, погода установилась, и в послании к Плетневу мы читаем:

Чтец:А.С.Пушкин – П.А.Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не мешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины, и прозы, и стихов…».

Ведущий:Невозможно даже бегло остановиться на всех написанных в этот период произведениях. Большое место в творчестве Пушкина занимают женские образы. Предлагаем вам вспомнить диалог между двумя девушками.

Инсценирование эпизода

Настя: Позвольте мне сегодня пойти в гости.

Лиза: Изволь, а куда?

Настя: В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница, и вчера приходили звать нас обедать.

Лиза: Вот! господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.

Настя:А нам  какое дело до господ, к тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не  бранились еще смолодым Берестовым; а старики пускай себе дерутся, коли им это весело.

Лиза:Постарайся,  Настя,   увидеть   Алексея  Берестова,  да  расскажи  мне

хорошенько, каков он собою и что он за человек.

Вечером того же дня.

Настя: Видела  молодогоБерестова: нагляделась довольно;  целый день были вместе.

Лиза:Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

Настя:Извольте-с, пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька...

Лиза:Хорошо, знаю. Ну потом?

Настя:Позвольте-с расскажу всё  по порядку. Вот  пришли  мы к самому  обеду. Комната полна была  народу.  Были  колбинские,  захарьевские,  приказчица  с дочерьми, хлупинские...

Лиза:Ну! а Берестов?

Настя:Погодите-с.  Вот мы сели за стол, приказчица на  первом месте, я подле нее... а дочери и надулись, да мне наплевать на них...

Лиза:Ах Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!

Настя:Да как же вы нетерпеливы!  Ну вот вышли  мы изо  стола... а сидели  мы часа  три  и  обед  был  славный;  пирожное  блан-манже  синее,   красное  и полосатое...  Вот вышли  мы  изо стола,  и пошли в сад  играть в горелки,  а

молодой барин тут и явился.

Лиза:Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой?

Настя:Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

Лиза:Право? А я  так думала, что  у  него лицо бледное.  Что же? Каков он

тебе показался? Печален, задумчив?

Настя:Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

Лиза:С вами в горелки бегать! Невозможно!

Настя:Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну цаловать!

Лиза:Воля твоя, Настя, ты врешь.

Настя: Воля ваша, не вру. Я насилу от  него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

Лиза: Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?

Настя: Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел да и на Таню, приказчиковудочь,  тоже;  да и на Пашу  колбинскую, да  грех сказать,  никого не обидел, такой баловник!

Лиза:  Это удивительно! А что в доме про него слышно?

Настя:Барин,  сказывают, прекрасный:  такой добрый, такой веселый.  Одно  не хорошо: за  девушками  слишком любит гоняться. Да,  по мне, это еще не беда: современем остепенится.

Лиза:Как бы мне хотелось его видеть!

Настя:Да  что же тут мудреного? Тугилово от нас не далеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону,  или  поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякой день, рано по утру, ходит с ружьем на охоту.

Лиза:  Да нет,  не хорошо. Он может  подумать, что я за ним гоняюсь. К тому

же отцы наши в ссоре, так и мне  всё же нельзя будет с ним познакомиться...

Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь якрестьянкою!

Настя:И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

Ведущий: Мы специально опустили имена героинь. Как их зовут? Из какого произведения? А как звучит общее название пяти повестей, куда вошла повесть «Барышня-крестьянка»? («Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.»).

         Надо сказать, что Пушкин не сразу раскрыл свое авторство. Написаны все повести в Болдине и как от лица разных лиц. И не в том порядке, в которым были изданы.

         Теперь предлагаем послушать диалог других героев А.С.Пушкина.

Инсценирование эпизода из трагедии «Скупой рыцарь»

СЦЕНА III

Во дворце

Альбер, герцог

 

Альбер

Поверьте, государь, терпел я долго 
Стыд горькой бедности. Когда б не крайность, 
Вы б жалобы моей не услыхали.

Герцог

Я верю, верю: благородный рыцарь, 
Таков, как вы, отца не обвинит 
Без крайности. Таких развратных мало... 
Спокойны будьте: вашего отца 
Усовещу наедине, без шуму. 
Я жду его. Давно мы не видались. 
Он был друг деду моему. Я помню, 
Когда я был еще ребенком, он 
Меня сажал на своего коня 
И покрывал своим тяжелым шлемом, 
Как будто колоколом.

(Смотрит в окно.)

                                        Это кто? 
Не он ли?

Альбер

                Так, он, государь.

Герцог

                                                Подите ж 
В ту комнату. Я кликну вас.

(Альбер уходит; входит барон.)

                                                    Барон, 
Я рад вас видеть бодрым и здоровым.

Барон

Я счастлив, государь, что в силах был 
По приказанью вашему явиться.

Герцог

Давно, барон, давно расстались мы. 
Вы помните меня?

Барон

                                Я, государь? 
Я как теперь вас вижу. О, вы были 
Ребенок резвый. Мне покойный герцог 
Говаривал: Филипп (он звал меня 
Всегда Филиппом), что ты скажешь? а? 
Лет через двадцать, право, ты да я, 
Мы будем глупы перед этим малым... 
Пред вами, то есть...

Герцог

                                Мы теперь знакомство 
Возобновим. Вы двор забыли мой.

Барон

Стар, государь, я нынче: при дворе 
Что делать мне? Вы молоды; вам любы 
Турниры, праздники. А я на них 
Уж не гожусь. Бог даст войну, так я 
Готов, кряхтя, взлезть снова на коня; 
Еще достанет силы старый меч 
За вас рукой дрожащей обнажить.

Герцог

Барон, усердье ваше нам известно; 
Вы деду были другом; мой отец 
Вас уважал. И я всегда считал 
Вас верным, храбрым рыцарем — но сядем. 
У вас, барон, есть дети?

Барон

                                        Сын один.

Герцог

Зачем его я при себе не вижу? 
Вам двор наскучил, но ему прилично 
В его летах и званье быть при нас.

Барон

Мой сын не любит шумной, светской жизни; 
Он дикого и сумрачного нрава — 
Вкруг замка по лесам он вечно бродит, 
Как молодой олень.

Герцог

                                Нехорошо 
Ему дичиться. Мы тотчас приучим 
Его к весельям, к балам и турнирам. 
Пришлите мне его; назначьте сыну 
Приличное по званью содержанье... 
Вы хмуритесь, устали вы с дороги, 
Быть может?

Барон

                     Государь, я не устал; 
Но вы меня смутили. Перед вами 
Я б не хотел сознаться, но меня 
Вы принуждаете сказать о сыне 
То, что желал от вас бы утаить. 
Он, государь, к несчастью, недостоин 
Ни милостей, ни вашего вниманья. 
Он молодость свою проводит в буйстве, 
В пороках низких...

Герцог

                                Это потому, 
Барон, что он один. Уединенье 
И праздность губят молодых людей. 
Пришлите к нам его: он позабудет 
Привычки, зарожденные в глуши.

Барон

Простите мне, но, право, государь, 
Я согласиться не могу на это...

Герцог

Но почему ж?

Барон

                        Увольте старика...

Герцог

Я требую: откройте мне причину 
Отказа вашего.

Барон

                                На сына я 
Сердит.

Герцог

                За что?

Барон

                                За злое преступленье.

Герцог

А в чем оно, скажите, состоит?

Барон

Увольте, герцог...

Герцог

                                Это очень странно, 
Или вам стыдно за него?

Барон

                                            Да... стыдно...

Герцог

Но что же сделал он?

Барон

                                        Он... он меня 
Хотел убить.

Герцог

                        Убить! так я суду 
Его предам, как черного злодея.

Барон

Доказывать не стану я, хоть знаю, 
Что точно смерти жаждет он моей, 
Хоть знаю то, что покушался он 
Меня...

Герцог

             Что?

Барон

                        Обокрасть.

(Альбер бросается в комнату.)

Альбер

                                            Барон, вы лжете.

Герцог(сыну)

Как смели вы?..

Барон

                            Ты здесь! ты, ты мне смел!.. 
Ты мог отцу такое слово молвить!.. 
Я лгу! и перед нашим государем!.. 
Мне, мне... иль уж не рыцарь я?

Альбер

                                                        Вы лжец.

Барон

И гром еще не грянул, боже правый! 
Так подыми ж, и меч нас рассуди!

(Бросает перчатку, сын поспешно ее подымает.)

Альбер

Благодарю. Вот первый дар отца.

Герцог

Что видел я? что было предо мною? 
Сын принял вызов старого отца! 
В какие дни надел я на себя 
Цепь герцогов! Молчите: ты, безумец, 
И ты, тигренок! полно. (Сыну.) Бросьте это; 
Отдайте мне перчатку эту (отымает ее).

Альбер (a parte)

                                                Жаль.

Герцог

Так и впился в нее когтями! — изверг! 
Подите: на глаза мои не смейте 
Являться до тех пор, пока я сам 
Не призову вас.

(Альбер выходит)

                            Вы, старик несчастный, 
Не стыдно ль вам...

Барон

                                Простите, государь.... 
Стоять я не могу... мои колени 
Слабеют... душно!.. душно!.. Где ключи? 
Ключи, ключи мои!...

Герцог

                                     Он умер. Боже! 
Ужасный век, ужасные сердца!

Ведущий: Как зовут этих героев? Из какого произведения они?

Ведущий: В Болдине вместе с романтической прозой создавались лирические стихотворения, наряду с трагическими сценами появлялись шутливые строчки из поэмы «Домик в Коломне».

Чтец:

Параша (так звалась красотка наша)

Умела мыть и гладить, шить и плесть

Всем домом правила одна Параша;

         Поручено ей было счеты весть,

         При ней варилась гречневая каша

         (Сей важный труд ей помогала несть

         Стряпуха Фекла, добрая старуха,

         Давно лишенная чутья и слуха).

Ведущий: В Болдине Пушкин подводит итог своей тридцатилетней жизни, прощается с некоторыми своими героями и друзьями и возникают образы женщин, когда-то очень дорогих поэту. (Елизавета Воронцова)

Чтец:

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

 

Прими же, дальная подруга,

Прощанье сердца моего.

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

Ведущий: Глубокое чувство, которое связывало Пушкина с Воронцовой еще с давних, юных лет, прошло через долгие годы. Ей посвящено несколько стихотворений, около 30 портретов Воронцовой нарисовал Пушкин на полях своих рукописей. И в этом «Прощанье» единственный раз у Пушкина воспоминания о любви сравнивается с воспоминанием о близком друге Кюхельбекере.

         Но продолжим наше путешествие по страницам болдинских произведений.

Чтец: (А.С.Пушкин – Н.Н.Гончаровой.) «Милостивая государыня Наталья Николаевна! Я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, а вы, мой ангел, отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте».

Ведущий: Кому адресовано это послание? Среди писем, написанных в это время, больше всего, девять, будущей жене. Хотел Пушкин задержаться всего на месяц, а застрял на целые 3, окруженный со всех сторон холерными карантинами. И в каждом письме беспокойство за жизнь, и тоска, и надежда.

Мы уже говорили, что ежедневно поэт обращается к разным жанрам.

Чтец:

Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив.

Попадья говорит: «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство».

Ведущий: А из какого произведения эта героиня? («Сказка о попе…»)

Пушкин очень часто указывал не только даты, но и время суток написания своих произведений. В конце октября появляются «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», в которых поэт пишет о желании найти смысл жизни.

Чтец:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня,

Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня...

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна, или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу...

Ведущий: В рукописи видно, как Пушкин очень долго ищет последние строчки, подбирает варианты, и вдруг все зачеркивает, и говорит просто и ясно: «Я понять тебя хочу, / Смысла я в тебе ищу//».

Казалось бы, прост и ясен язык А.С.Пушкина, но прошло уже более 200 лет, и все новые поколения говорят, читая Пушкина: «Я понять тебя хочу». Некоторым целой жизни не хватает, чтобы понять эту ясность и простоту. Пусть наша встреча сегодня, хотя бы приоткроет завесу непостижимой тайны пушкинского слога, да будет счастлив тот, кому Пушкин станет другом.