ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ
Цели мероприятия:
повышение познавательного интереса к науке химии;
показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни;
показать ее связь другими науками о природе;
вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия.
Оборудование:
1. Таблица Менделеева
2. Наборы для конструирования моделей молекул
3. Химический стакан, вода, яблочный уксус, питьевая сода, ложечка для сухих веществ, ягода винограда.
4. Свеча, тигель, тигельные щипцы, спички.
5. Смеси железа и серы, воды и масла, соли и почвы. Магнит, штатив, воронка для разделения жидких фаз, 3 химических стакана, вода, фильтровальная бумага, воронка, чашка для выпаривания, тигельные щипцы, горелка.
6. Кристаллизаторы, вода, пластмассовые воронки. Моющее средство для посуды.
******************************************
Учитель. Дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы совершить таинство посвящения в химики. В 8 классе вы будете изучать новый для вас предмет – химию и за это время, надеюсь, успеете её полюбить.
Учитель. Великий М.В. Ломоносов говорил:
«Химия руками, математика очами физическими по справедливости называться может».
О, физика – наука из наук!
Всё впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трёх сестёр
Познания в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остёр
И знанье человеческое шире.
М. Алигер. Поэма «Ленинские горы»
ЗАДАНИЕ 1. Вот мы говорим – химия, это наука о веществах. Вещества, вещества. А знаем ли мы, о чем идет речь? Начнем с малого – с таинственного мешка. Ваша задача – закрыв глаза, нащупать предмет и, не раскрывая глаз, назвать этот предмет (свеча, спички, ручка, карандаш, калькулятор, воронка, пачка соли, лучинка, кисть винограда).
Спасибо – это сегодня – наши первые помощники.
ЗАДАНИЕ 2. В принципе, многие предметы можно назвать физическими телами. Вещество – это то, из чего состоит физическое тело. А сейчас – небольшой конкурс, за 3 минуты подчеркните в полученном списке названия веществ – одной чертой, а названия физических тел – волнистой линией.
Покрышка Ацетон Монета Стакан Железо Колесо Кислород Уксусная кислота Сера Гвоздь Ваза Алюминий Медь Проволока Кувшин Мяч Резина Углекислый газ Вода Перо Спичка
|
Учитель. Химия – наука экспериментальная. Приступать к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности.
Сунул палец я в пробирку,
Вместо пальца – просто дырка.
Вот беда! Игра опасна,
Слёзы льёшь теперь напрасно.
Чтоб жизнь свою не подвергать опасности,
Ты свято соблюдай все правила безопасности!
ЗАДАНИЕ 2. Запишите на листочке, какие вещества и химические средства нужно держать в доме подальше от маленьких детей и животных, в определенных местах, соблюдая правила безопасности, да и самим относиться к ним с уважением соблюдая правила использования.
(5 минут ) – результаты в жюри.
Учитель .Но всё же, ребята хотя вещества нужно уважать, их не нужно пугаться. Как мы уже убедились – химия, это не нечто экзотическое – вещества вокруг нас. В том числе, и на нашей кухне.
Открываю нашу «кухонную» лабораторию.
ЗАДАНИЕ 3. Знакомые незнакомцы. (ОБОРУДОВАНИЕ: химический стакан, до половины наполненный водой с ягодой винограда на дне, химические стаканы с содой и яблочным уксусом, ложечка для сухих веществ, стеклянная палочка). ЗАДАНИЕ – НА ДНЕ ЛЕЖИТ АБСОЛЮТНО НЕПОДВИЖНАЯ ЯГОДА ВИНОГРАДА. КАК «ОЖИВИТЬ» ЕЁ, ЗАСТАВИТЬ ДВИГАТЬСЯ В СТАКАНЕ, НЕ ПРИКАСАЯСЬ К НЕЙ РУКАМИ. ОБСУДИТЕ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, КОМАНДА, КОТОРАЯ ПЕРВАЯ ПОДНИМЕТ РУКУ И ПРЕДЛОЖИТ СВОЙ ВАРИАНТ ДЕЙСТВИЙ, ПОЛУЧИТ БАЛЛ В НАШЕЙ ИГРЕ. НУ А МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПРОВЕСТИ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕТИМЕНТ, ПОДТВЕРДИВ ВАШУ ГИПОТЕЗУ.
В стакан с водой и ягодой винограда помещаем соду (чайную ложку), заливаем яблочным уксусом. Происходит реакция с выделением углекислого газа, ягода, окруженная пузырьками углекислого газа, двигается в стакане.
· Что произошло? Какой газ выделился в результате реакции соды и уксуса? Подумайте и предложите варианты, как я могу доказать с помощью имеющихся в нашем кабинете средств, доказать наличие именно этого газа? (Зажигаем спичку, и вносим в баночку с реагирующими содой и уксусом – спичка гаснет. Значит это - углекислый газ).
На суку сидит сова
Выдыхает СО2.
Такова формула этого вещества. Вещество состоит из частиц, которые называют молекулами. В свою очередь молекулы состоят из более мелких частиц – атомов.
ЗАДАНИЕ 4. Давайте попытаемся составить из модельного набора молекулу углекислого газа СО2.. Договоримся, что атом С(углерод) будет черный, атомы О (кислорода – красные). Команды делают модель молекулы углекислого газа и предоставляют их в жюри.
Давайте составим модель еще одного знакомого вам вещества, с которым вы сейчас работали.
Сапоги мои того,
Пропускают Н2О
Учитель пишет на доске формулу вещества, разъясняет его состав (давайте договоримся, что атом кислорода будет красным, а атомы водорода – синими). Команды делают модель молекулы воды и предоставляют её в жюри.
Учитель. Ну что же, ребята – теперь мы имеем некоторое представление о строении молекул веществ и о мельчайших частицах – атомах.
В настоящее время учеными описано множество атомов (химических элементов). Их названия, как в алфавите, находятся в таблице, которую называют в честь основоположника классификации и систематизации атомов (химических элементов). Подробно эту систему вы изучите в 8 классе. А сейчас на основе таблицы Д.И. Менделеева мы устроим занимательную игру.
ЗАДАНИЕ 5. Ваша задача – в игровой таблице прочитать задания и догадаться – о каком элементе (атоме) идет речь. Найдите его в таблице Менделеева и запишите название в пустую графу. Затем сдаем игровые таблицы в жюри.
Какой элемент всегда рад?
|
|
Какой элемент утверждает, что он – это не он? |
|
Какой элемент является лесом?
|
|
Какой элемент состоит из двух животных?
|
|
Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? |
|
Какой элемент является настоящим «гигантом»? |
|
Название, какого металла несет в себе волшебника? |
|
Какой элемент утверждает, что он – настоящий «немец»? |
|
Какой элемент отпугивает нечистую силу?
|
|
О каком элементе мечтают все модницы?
|
|
Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? |
|
Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? |
|
Какой элемент утверждает, что может уголь«родить»? |
|
С элементом, который был в задании последним, мы сейчас познакомимся поближе. Возьмите свечу, зажгите её, зажмите в щипцах чашку для выпаривания жидкости (тигель) и подержите донышко этой чашки над пламенем свечи. Что вы видите? Это одна из форм существования этого элемента – углерода – перед нами сажа. Но оказывается. Эти атомы могут «складываться в молекулы других знакомых нам веществ. Послушайте стихотворение и догадайтесь – каких именно.
ЗАДАНИЕ 6.
"Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад
Я уже пылал в костре,
Освещая интерьер
Первобытных их пещер.
И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе…
Если мягким быть решу, -
То в тетради я пишу.
Такова, друзья, природа
Элемента углерода!"
Ответы: сажа, уголь, алмаз, графит
ЗАДАНИЕ 7. Уж если мы начали эксперименты со свечой, давайте проведем еще один конкурс. Перед вами на столе данные предметы (банка с крышкой, свеча, спички). Погасите свечу, не задувая её. Команда, делавшая это первой получает три балла. Остальные – по одному баллу. (школьники ставят свечу в банку, зажигают её и закрывают крышкой.
Ответьте пожалуйста на вопрос – почему свеча погасла? Какое еще вещество выделилось в результате химической реакции?
ЗАДАНИЕ 8. Ох уж эти смеси. Ребята. Перед вами смеси железного порошка и серы, соли и грязи, масла и воды. С помощью того, что вы видите в ящике, постарайтесь разделить данные вещества. Удачи вам. Школьники делают задание, объясняя ведущему свои действия.
ЗАДАНИЕ 9. Химия и математика – лучшие друзья.
Решите задачу. Для того, чтобы прополоскать больное горло, Саша в 100 г. воды растворил 5г поваренной соли. Каков процент соли в получившемся растворе? Ответ запишите с точностью до сотых)
(Ответ:4,76 %)
Учитель. Что химия – волшебница, знают все
на свете.
Ждут многого от химиков и взрослые, и дети.
Но, чтоб волшебниками стать, нужно очень много
знать.
Как реакция пойдет, и что такое водород?
Что покажет индикатор, и для чего катализатор?
Как сделать из песка хрусталь, а из руды – чугун
и сталь?
Конечно, это не секрет. На все вопросы мы ответ
В курсе химии найдем, учебник лишь перелистнем!.
Куда ни бросим взгляды мы, увидим химии плоды.
Жить без нее никак нельзя, так будьте с нею вы,
друзья!
В заключение – последняя загадка. Как из имеющихся здесь предметов сделать веселое развлечение (на лабораторный стол выставляются моющее средство для посуды, кристаллизаторы, стакан воды, 3 пластмассовые воронки). Ребята делают раствор для мыльных пузырей.
Конкурс на самый большой пузырь.
Дорогие ребята!
Вот вы успешно прошли все испытания, приготовленные для вас химиками нашей школы. Поздравляю вас! Наконец настала торжественная минута, которую вы так долго ждали. Мы вас принимаем в ряды юных химиков нашей школы. А сейчас вам нужно дать клятву юного химика. Вы готовы?
Клянусь я
кислотой и хлором
Всегда урок по химии учить
И быть в учении упорным. Клянусь!
Клянусь Периодическим Законом
Достичь того, чего не знал,
И до всего дойти умом. Клянусь!
Клянусь я синим купоросом
Раскрыть все сложные вопросы. Клянусь!
А теперь разрешите вручить вам дипломы юного химика. (Вручаются дипломы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Покрышка
Ацетон
Монета
Стакан
Железо
Колесо
Кислород
Уксусная кислота
Сера
Гвоздь
Ваза
Алюминий
Медь
Проволока
Кувшин
Мяч
Резина
Углекислый газ
Вода
Перо
Спичка
Приложение 2.
Какой элемент всегда рад?
|
|
Какой элемент утверждает, что он – это не он? |
|
Какой элемент является лесом?
|
|
Какой элемент состоит из двух животных?
|
|
Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? |
|
Какой элемент является настоящим «гигантом»? |
|
Название, какого металла несет в себе волшебника? |
|
Какой элемент утверждает, что он – настоящий «немец»? |
|
Какой элемент отпугивает нечистую силу?
|
|
О каком элементе мечтают все модницы?
|
|
Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? |
|
Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? |
|
Какой элемент утверждает, что может уголь«родить»? |
|
Приложение 3.
Название команды _____________________
Название конкурса |
Баллы
|
А что в мешке? |
|
Тело-вещество |
|
«Живой виноград» |
|
Модели молекул |
|
Угадай элемент |
|
«Лица» углерода |
|
Погаси свечу |
|
Ох уж эти смеси |
|
Химия и математика |
|
Конкурс на лучший мыльный пузырь |
|
Итог: |
|
УДОСТОВЕРЕНИЕ «ЮНЫЙ ХИМИК»
|
Сокольская средняя школа
Выдано:
Желаем Вам успехов в изучении трудной, но интересной науки ХИМИИ. |
УДОСТОВЕРЕНИЕ «ЮНЫЙ ХИМИК»
|
Сокольская средняя школа
Выдано:
Желаем Вам успехов в изучении трудной, но интересной науки ХИМИИ. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.