Тема: «Права человека»
Цели урока:
1. Дать учащимся представление, что такое права и свободы человека.
2. Познакомить их с международными документами о правах человека.
3. Способствовать формированию правовой и политической культуры.
План урока:
1. Вступительное слово.
2. Права человека. Что это?
3. Международные документы о правах человека.
4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.
5. Заключение.
Основные понятия: право, свобода, ООН, декларация, конвенция, пакт.
Оборудование:
Тексты документов: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
Компьютерная презентация к уроку.
Высказывания на плакатах:
«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (М. Клаудиус, немецкий поэт 18 века)
«Источник права – народ. Право человеку никем не даровано, оно принадлежит ему потому, что он – человек».
«Редкое, счастливое время, когда позволено чувствовать что хочешь и говорить, что чувствуешь» (Тацит, римский историк 1 век н.э.)
Выставка правовой литературы.
Ход урока.
1. Вступительное слово.
Уважаемые обучающиеся, наш урок сегодня посвящен правам человека. Проблема прав человека всегда волновала людей и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. Путь к свободной и счастливой жизни был долгим и нелегким. Жизнь устроена так, что за все в ней надо бороться и сражаться. И, наверное, почти всю свою жизнь люди боролись, отстаивали свои права и свободы и добились, наконец того, о чем мечтали и за что сражались.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, что такое права и свободы человека, какими правами обладают граждане мира и граждане Российской Федерации, какие существуют международные документы о правах человека.
2. Права человека
У нас на доске записаны новые понятия, с которыми мы должны познакомиться.
(ООН, Декларация, Конвенция)
Ребята, скажите, а такое слово как право вам знакомо? Давайте подумаем, с какими словами ассоциируется у вас данный термин.
Возможные ответы учащихся.
(права, данные природой, моральные права, возможности что-то делать, правила, без которых невозможно развитие личности и т.д.)
Задание Собрать определение. Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная возможность человека осуществлять действия и иметь достойные условия жизни.
Вопрос к классу. Как вы считаете, нужно ли изучать права человека? А скажите зачем?
(Возможные ответы: чтобы защитить себя, чтобы отстаивать свое мнение, свою точку зрения)
Учитель. Чем больше людей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам заложенных в них, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.
3. Международные документы о правах человека.
А теперь давайте, выясним какие права вы считаете главными. Для этого немного поиграем.
Игра «Полет на воздушном шаре».
5-6 человек выходят, становятся в круг, в центре стол или стул на котором находятся написанные права человека.
Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.
(Заранее подготавливаются 14 карточек с надписями:
· все равны перед судом и законом;
· право на жизнь;
· право на свободу;
· право на охрану здоровья;
· свобода слова;
· свобода совести;
· право вступать в общественные организации, объединения;
· право на свободу труда;
· право на жилище;
· право на частную собственность;
· право вступать в брак;
· право на образование;
· право на собрание и митинги;
· право избирать и быть избранным.
Желательно, чтобы остались право на жизнь, свободу, здоровье).
Вопросы для обсуждения игры.
– Почему вы оставили именно эти права?
(Ответ – Право на жизнь – это главное естественное право человека, если его не будет, то все другие теряют смысл.
Право на здоровье и свободу – это важнейшие человеческие начала необходимые каждому. Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать.)
А теперь проведем небольшой экскурс в историю. Подумайте, вспомнив историю, боролись ли люди древнего мира, средних веков, нового времени за свои права и свободы. (слайды 4–8).
– Право в Древней Греции (зарождение демократии в Афинах, гражданин Греции обладал правами как в личной , так и в политической жизни, а главная обязанность – ото соблюдать законы и защищать Отечество)
– Право в Древнем Риме (установление республики, права были разделены на публичные и частные)
– Восстание Спартака 74-71г. до н.э. (борьба за свои свободу и права)
– Средние века 13 век Англия (1215г. рыцари и горожане заставили короля подписать «Великую хартию вольностей», которая давала этим категориям ряд привилегий. Хартия – это грамота подтверждающая права.)
– 18 век – Новое время (Революции в Англии, Франции, США, которые привели к созданию Конституций, провозгласивших права и свободы)
– 19 век – Россия (Главная реформа по отмене крепостного права в России, которая предоставила крестьянам личные права и свободы)
– 1918 г. – образование РСФСР и принятие «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа»
Но решающий шаг в борьбе за права и свободы был сделан в середине 20 века.
4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.
10 декабря 1948г., 71 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. (слайд 9). Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Мир понял, что любой конфликт, война – нарушение прав и свобод целых народов
С историей создания этого документа, а также с другими международными документами о правах человека и ребенка мы познакомимся, послушав сообщение наших учащихся.
Сообщение 1.
Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому, что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...” Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом. Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.
В последующем были подготовлены и другие документы: Конвенция о правах ребенка и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинствах видов обращения и наказания.
Сообщение 2.
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Произошел ряд исторических преобразований, прежде чем возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации. После Второй Мировой Войны, ООН приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Учитель С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье др.
Одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют через внутреннее национальное право. Положения, закрепленные в них воплощаются в соответствующих законах каждой страны – в Конституциях, кодексах, указах, постановлениях. Примером для нашей страны является Конституция РФ 1993 года, в которой в главе 2 закрепляются основные права и свободы человека. Итак, мы с вами познакомились с международными документами по правам человека.
Назовите их?
(Декларация прав человека 1948г. Конвенция о правах ребенка 1989г.
Назовите основной закон в нашей стране, закрепляющий права и свободы человека? (Конституция РФ)
Учитель.
Здесь прозвучали новые для вас понятия. Посмотрите и запищите их (слайд 32)
1. ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира.
2. Декларация – это рекомендация, провозглашающая основные принципы, программные положения, не имеющие обязательной силы.
3. Конвенция – международный документ, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединялись.
4.. Значение Всеобщей декларации о правах человека.
А теперь давайте поработаем с документами.
У вас на столах находятся тексты всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ. Мы уже говорили, что Всеобщая декларация прав человека была адресована всему человечеству. Большое влияние на принятие этого документа оказала Вторая мировая войн, и мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек…
Задание классу.
Откройте ст.3 декларации,ст.6 Конвенции о правах ребенка, ст.20 Конституции РФ и прочитайте
(имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д.)
Вопрос к классу.
Сделайте вывод, как в данных отрывках отражено право на жизнь?
(Ответ. Все документы признают высшей ценностью право на жизнь, а государство обязано соблюдать и защищать данное право) .
Учитель. Сколько статей содержит декларация?
Ответ. 30
Учитель. Все права и свободы, провозглашенные в ней подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека и лишь в одной 29-й обязанностям. О чем это говорит?
Ответ. Что этот документ определил систему прав человека.
Учитель. А теперь сравните ст.19 декларации, ст.13 Конвенции, ст.29 Конституции. О чем эти статьи?
Ответ. О свободе выражения своего мнения.
Учитель. Сравните ст.25 Декларации, ст.24 Конвенции, ст.41 Конституции РФ. О чем эти статьи?
Ответ. О праве на охрану здоровья, медицинскую помощь.
Учитель. В Декларации прав человека, Конвенции о правах человека и Конституции РФ много статей совпадают по содержанию. О чем это говорит?
Ответ. О том, что наша Конституция РФ была составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.
Учитель. И не только наша Конституция, но и многие национальные Конституции составлены на ее основе. И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в г.Женева, ссылаясь на Всеобщую декларацию.
Учитель. А теперь, ребята, подумайте и сделайте вывод. В чем историческое значение Всеобщей декларации прав человека? (слайд 33)
Ответ. Это международный документ, который определил систему естественных прав человека. Декларация утверждает и защищает права человека во всех его сферах деятельности. Основные идеи документа вошли в национальные Конституции. Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий образец права, к которому должны стремится все народы и все государства.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Я хотела бы услышать ваше мнение. Дал вам что-то этот урок, узнали ли вы что-то новое, или он для вас был неинтересен. Причем, хочу заметить, что высказывая свое мнение, вы реализуете еще одно из прав – право на свободу слова. (Заслушиваются высказывания учащихся по шаблону)
Для закрепления материала учащимся предлагаются тестовые вопросы. (Приложение 2)
5. Заключение.
Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека. Так зачем нам эти права? И есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями.
ФЕМИДА – правосудие. Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Рабочий лист
Задание 1 Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.
Задание 2
Название документа
Дата принятия/подписания
Кем принята_____________________________________________________
Структура документа_____________________________________________________
Статья 3 ____________________________________________________________
Статья 19____________________________________________________________
Статья 25____________________________________________________________
Рабочий лист
Задание 1 Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.
Задание 2
Название документа
Дата принятия/подписания
Кем принята_____________________________________________________
Структура документа______________________________________________________
Статья 6 ____________________________________________________________
Статья 13____________________________________________________________
Статья 24____________________________________________________________
Рабочий лист
Задание 1 Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.
Задание 2
Название документа
Дата принятия/подписания
Кем принята_________________________________________________________
Структура документа_____________________________________________________
Статья 6 ____________________________________________________________
Статья 13____________________________________________________________
Статья 24____________________________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная возможность человека осуществлять действия и иметь достойные условия жизни.
|
Право – |
|
|
охраняемая |
|
||||||||||||||||
|
обеспечиваемая |
государством |
|
||||||||||||||||||
|
естественная |
|
|
возможность |
|
||||||||||||||||
|
осуществлять |
|
|
действия |
|
||||||||||||||||
|
и |
|
|
и |
|
||||||||||||||||
|
иметь |
|
|
достойные |
|
||||||||||||||||
|
условия |
|
|
жизни |
|
||||||||||||||||
|
это |
|
|
||||||||||||||||||
Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная человека.
Приложение 2
Вопросы к теме «Права человека»
1. Выбери из следующих мыслей те, которые соответствуют духу прав человека.
1. Свобода есть возможность делать все, что мне хочется.
2. Свобода есть право делать все, что позволено законом.
3. Свобода есть независимость от заветов Бога.
4. Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.
5. Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
2. Выбери правильный ответ.
А. Свобода есть право делать все, что позволено законом.
Б. Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
1. Верно только А;
2. Верно только Б;
3. Верны А и Б;
4. Неверны и А и Б.
2. Ответьте на вопросы «да» или «нет».
1. Демократия означает народовластие.
2. 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека.
3. Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами, ее подписавшими.
4. Пакт – это документ, возлагающий на участвующие в нем государства конкретные обязанности в области прав человека.
5. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства.
6. Всеобщая декларация провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.
7. В Декларации сказано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».
8. Права человека означают, что каждый человек может ими пользоваться.
Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей
1. В ООН существуют специальные органы по защите прав человека.
Принята
Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Статья 6
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 8
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 10
Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Статья 11
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
Статья 12
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 14
1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 15
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Статья 16
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Статья 17
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.
Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 20
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Статья 21
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Статья 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.