Методическая разработка внеклассного занятия
"Путешествие в страну доброты и дружбы"
Учитель: Слесарева Наталья Николаевна,
МОУ «СОШ № 9»
высшей квалификационной категории.
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну доброты и дружбы"
Цель: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Задачи: учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим; развивать творческие возможности детей, раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен - обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
УУД:
Метапредметные
результаты: - в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- осуществлять анализ и синтез.
Предметные результаты: - сформировать умения связного говорения; - развивать речь, умение говорить, набирать описательные характеристики.
Личностные результаты: - сформировать умения анализировать и давать оценку героям и ситуациям; - развить внимание, память, речь; - расширять запас знаний.
Оборудование:
- музыкальное оборудование;
- фонограмма «Песенки кота Леопольда»; "Всех добрее и дороже в этом мире доброта»
-видео ролик мультфильм «Крошка Енот»;
- памятка «Основные законы дружбы»;
- плакат с нарисованным сердцем, к которому приклеен кармашек.
Сценарий мероприятия
I. Организационный момент
– Добрый день! Эти слова мы произносим тем, кому желаем добра.
– Сегодня у нас необычный классный час
II.Мотивация. Звучит «Песенка кота Леопольда» из мультфильма «Кот Леопольд».
А о чём мы будем с вами говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Подсказка: к этому слову подходят определения «крепкая», «долгая» «настоящая».
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям.
(Доброта).
2.Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный).
3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость).
4.Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать его в голосе. (Нежность).
5.Так называют экономного человека. (Бережливый).
6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего всё старательно и точно. (Аккуратный)
- Какое же слово получилось? (Дружба).
III. Актуализация знаний.
- Мы с вами, ребята, сегодня отправимся в путешествие в прекрасное королевство Дружбы, и тема нашего мероприятия: «С детства дружбой дорожи». Сегодня мы будем обсуждать серьёзные и интересные вопросы. Скажите, ребята, как вы понимаете слово «дружба»? Кто такой друг? Что значит дружить?
Какое прекрасное слово – «дружба». Давайте хором произнесём его.
-А кого из друзей вы можете сейчас вспомнить?
-Ребята, давайте сделаем вывод. Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы. Итак, дети, что же такое дружба? Дружба – близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову «дружба» в словаре Ожегова.
Ученица читает стихотворение «Дружба»
- Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
- Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
* Жизнь дана на … дела.
* Мир не без …людей.
* :.желаешь - …и делай.
* Истинное …всегда просто.
* …слово человеку - что дождь в засуху.
- Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
"Не ищи красоты, а ищи доброты" - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли
"Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.
- А что такое "доброта"? (заботливое, внимательное отношение)
"Добро - это всё положительное, хорошее, полезное" - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова.
- А с чем можно сравнить доброту- Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)
- Так на что же похожа доброта? (на солнышко)
Посмотрите на нашу доску. Вы обратили внимание на лучи у нашего солнышка.
- Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?
(Когда солнышко светит - хорошо, а когда все кругом добрые - еще лучше)
-И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко, покажет дорогу.
- Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, - у вас получится это волшебство. (Антонимы)
·
Физическая пауза «Как живешь?
— Как живешь?
— Вот так! Показать большие пальцы.
— А плывешь?
— Вот так! Имитация плавания.
— Как бежишь?
— Вот так! Указательный и средний пальцы
— Вдаль глядишь? «бегут».
— Вот так! Приставить к глазам пальцы
— Ждешь обед? «биноклем».
— Вот так! Подпереть щеку кулачком.
— Машешь вслед?
— Вот так! Помахать руками.
— Утром спишь?
— Вот так! Обе руки— под щеку.
— А шалишь?
— ... Хлопнуть по надутым
щекам. IV. Закрепление
знаний.
Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
Помогите
нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми,
заботливыми".
- А что еще нужно
обязательно взять в дорогу? Какое настроение? (улыбку) Какой
мимикой человек может показать доброту? Что посоветовал Крошка Енот своему
другу?
В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро.
Встречая гостей, мы говорим …; Провожая гостей…; Утром…; Вечером… и т.д.
Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?
Добрые мысли, добрые поступки.
Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел
- Думать о родителях |
- Утешить плачущего |
- Радоваться неудаче ближнего |
- Подать милостыню |
- Стремиться быть богатым человеком |
- Помогать ближним |
- Завидовать |
- Сделать кормушку для птиц |
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Вывод: Будем делать хорошо и не будем плохо.
Сценка "Ученик часто опаздывает на урок"
Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.
Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.
Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.
Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.
Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.
- Чей совет оказался истинно добрым?
- Чья помощь могла принести только вред?
Задание – рассуждение «Солнышко добра»
Во внутреннем мире доброта – это солнце. В. Гюго.
Игровое упражнение «Слово потерялось»
Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. На остановке вошла пожилая женщина. Витя встал и сказа ей: «Садитесь… (пожалуйста)». Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему:… (спасибо).
Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя не удержался и упал на мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что – то держаться, но Витя быстро сказал ему… (извините). Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?».
- Ответьте, почему мужчина не рассердился на мальчика?
- Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее и добрее?
- От чего зависит сила волшебных слов?
V. Рефлексия.
-Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друзьям. Но оно непростое, а волшебное. В это сердце-конвертик вы опустите сейчас свою вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями своему другу. – Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор о доброте, дружбе, не пройдет зря. Вы всегда будете учиться размышлять, задумываться над своими поступками, научитесь и в жизни отличать добро и зло, помогать людям. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта – в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.
VI. Итог.
-Добро желаешь - добро и делай.
-Давайте все вместе прочитаем их и постараемся запомнить.
Основные законы дружбы.
1. Один за всех и все за одного
2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4. Радуйтесь вместе с друзьями.
5. Не оставляйте в беде своих друзей, не подводите их и не предавайте.
6. Не обманывайте их и не нарушайте своих обещаний.
7. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг, лучше новых двух.
Настоящая доброта рождается в глубине твоего сердца и начинается с тебя самого.
– Доброту невозможно отдать навсегда – она всегда возвращается.
Звучит песня "Всех добрее и дороже в этом мире доброта"
VII. Литература
1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Составители Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003г.
2.Внеклассные мероприятия.3-й класс. Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.- Москва: ВАКО, 2005.
3. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2008.
5. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2000.
6. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2001.
7. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель,2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.