Межрегиональный сетевой проект
«Поколение созидателей. Вклад в развитие культуры».
Внеклассное мероприятие
«Утёс Степана Разина»
Работу выполнила:
учитель химии и биологии
Никулина Валентина Александровна
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа имени Героя Советского Союза
В. К. Ерошкина с.Новозахаркино
Духовницкого района Саратовской области»,
РОССИЯ
2022
Общие положения.
Аннотация. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре. В связи с этим огромное значение имеют внеклассные мероприятия, где поднимаются вопросы исторического прошлого нашего края.
Данная работа, сценарий внеклассного мероприятия «Утес Степана Разина» ,адресован учащимся 8-11классов. Материал могут использовать учителя, которую реализуют внеклассную работу.
Введение. Данная тема выбрана не случайно. Каждый человек связан с прошлым, настоящим, и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своей малой родины. Задачей образования является развитие гражданского воспитания, а составной частью её является сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Наша Саратовская область богата историческими событиями.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма
проведения: тематическое
внеклассное мероприятие.
Метод проведения: словесный, объяснительно-иллюстративный, монологический.
Возраст детей: 14-17 лет.
Цель: 1.Сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.
2.Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.
3.Воспитание ценностного отношения к истории Родного края, развитие патриотизма, вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека.
Задачи:
1. Помочь учащимся в осознании значимости исторического прошлого нашего края.
2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.
3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости
патриотизма, уважения к родному краю, Родине.
4. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.
5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;
6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.
Предварительная подготовка:
-подбор материала к классному часу,
-подготовка учащимися кратких сообщений по теме
мероприятия;
- подбор стихотворений, музыки;
- распределение материала между учащимися;
- составление презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,
Ресурсы: Компьютерная презентация.
Эпиграф: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».
М.Горький
Ход мероприятия.
Слайд 2-4
Учитель. Для того чтобы любить свою Родину, бережно к ней относиться каждый человек должен хорошо знать историю своего родного края. Уникальная по красоте природа и богатая история Саратовской области оказала заметное влияние на творчество художников, поэтов, писателей. В этих местах собран богатейший фольклорный материал - песни, сказки, былины, легенды и т.д. Главная задача нашего поколения –сохранить наследие для потомков. Сегодня мы познакомимся с самым легендарным и загадочно-мистическим утёсом Степана Разина, который находится на Волге в Красноармейском районе.
В1 Песня "Есть на Волге утес" считается народной, хотя у неё есть авторы: музыку написала А.Рашевская, а слова песни - А.Навроцкий. Песня была написана в 70-х годах девятнадцатого века. Как пишут в литературе, революционеры России в 19 веке считали эту песню русской Марсельезой. Часто этот утес называют утесом Разина, куда забирался Степан Разин, чтоб обдумать дальнейшие свои действия. Песню исполняет солист Большого театра России бас Владимир Маторин. https://zen.yandex.ru/media/id/5f0ac877f22ade06014a1178/russkie-narodnye-pesni-o-stepane-razine-5-602e044e3ad6ee787c976dd0
1 ученик. Утес Степана Разина расположен в 5 км от села Белогорское, Красноармейского района, Саратовской области и всего в 150 км от Саратова. Утёс является самой северной точкой природного парка «Щербаковский», на территории которого также находятся связанные с именем Степана Разина бугры «Ураков» и «Настин». Берег Волгоградского водохранилища в этом районе возвышается на 35—40 метров. Верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 млн. лет. Нижний слой образуют кварцево-глауконитовые пески сеноманского яруса возрастом 100 млн. лет. Утёс разбит пополам глубоким «Невольничьим» («Тюрьминским», «Дурманным») оврагом, с юга граничит с Дурман-горой, высота которой достигает 186,2 метра. В районе утёса также известны четыре старообрядческих пещеры: «Старая I», «Старая II», «Лисья» и «Майская», продолжительностью от 600 до 800 метров.
2 ученик. Археологические исследования доказали поселения человека на территории утёса ещё в бронзовом веке. В культурном слое этой эпохи были найдены могильники родового посёлка (доно-волжская катакомбная культура). Наиболее ценные археологические объекты относятся к эпохе Большой Орды, а наиболее популярные принадлежат ко времени народного восстания (1667-1671 года) и пребывания в этих местах Стеньки Разина со своим отрядом.
Слайд 5
В2 Степан Тимофеевич Разин родился в 1630 году в станице Зимовейская-на-Дону. Он (известный также как Стенька Разин) — атаман, поднявший крестьянское восстание на Руси, которое считается крупнейшим. Смелый, твердый в решениях и убеждениях — Разин был именно тем человеком, который смог повести за собой простой народ. Несмотря на то, что прожил он короткую жизнь, она вся была посвящена попытке освободить людей от крепостного права.
Степан Разин был русским Робином Гудом: грабил князей и бояр, а вот простой люд в обиду не давал. И когда атаман со своим крестьянским войском стал поднимать народ к восстанию, многие города сдавались ему без боя. Так, 15 августа 1670 года он вошел в Саратов...
Город встретил Степана колокольным звоном, а жители хлебом и солью. Пробыл он здесь всего несколько дней, а потом отправился вниз по Волге.
Слайд 6-7
Ученики
1 Обширные воды матушки-Волги
Там вольницы чувство и труд бурлака.
О жизни нелёгкой рассказывать долго.
О Разине песнь воспевает река.
Сын Тихого Дона, любимец
народа.
Степан Тимофеевич Разин-казак.
Отважный и воин бунтарской породы
Крестьянской войны тянет воз как бурлак.
2.Он вышел на Волгу с казацким отрядом
К нему примыкала с округ голытьба.
Решили на Персию выступить надо.
За право свободы повсюду борьба.
Персидское войско разбито у
моря.
За счёт полонянцев отряды растут.
Для базы и отдыха выстроен город.
И Разину верят, надеются, чтут.
3 Бежит ото всюду истерзанный люд.
Пристанище ищет, вступает в отряды.
Бегут с Украины, с Сибири бегут.
Всем порох свободы прочувствовать надо.
Веди Степан Разин вперёд на
господ.
Крестьянской войны по России этапы.
Плывут челноки средь пенящихся вод.
Жизнь вверх заструится, не каплями капать.
1 За Астрахань дрались и пала она.
Разбиты войска иноземных служак.
Открыли ворота стрельцы, беднота.
Победно кричали сквозь ярость атак.
На вольную волю, свободную
жизнь.
Призыв всей России «Прелестные письма»
Вставай же с коленей, за счастье борись!
Никто кроме нас нам помочь не сумеет!.
2 И дрались народы мордвы, чуваши
Татарин и русский бок о бок стоял.
Народы огромной всей Родины нашей.
Чтоб гнёт феодальный в безвестности пал.
Царёвы приспешники врали
народу,
Что Разин мол вор и грабитель, бандит.
Сегодня истории новой уроды
Ему подписали тот же вердикт.
3Не вор, не грабитель, а ищет он волю,
Так песни слагала о нём беднота.
Встречали Степана хлебом и солью.
Прославлен наш Разин на многи лета.
Симбирск одолеть не сумели
повстанцы.
Израненный Стенька начал отход.
Сужались свободы добытой границы.
Царёвы войска собирались в поход.
1Дрожали бояре Волги и Дона.
Ждала Украина повстанцев к себе.
В Москве зашаталась царёва корона.
Но силы не равны в жестокой борьбе.
Предатели в стане богатых
казаков
Продали царю предводителя масс.
Казнённого люд всей страною оплакал.
Не слёзы, а гнев проливались из глаз.
2 Пленён атаман и казнён был в столице.
Повстанцы ушли в глубь лесов и полей.
Пусть власти господской спокойно не спится
И Разина помыслы в сердце людей!
Такие как Разин страну прославляли
Борьбою своей продвигали вперёд.
Хочу чтоб сегодня потомки узнали.
и чтил их и помнил российский народ.
Слайд 8-9
1 ученик. По историческим данным, когда атаман Стенька Разин был со своей ватагой в Саратовской области, он останавливался на берегу реки Волги около села Банновка на самой высокой возвышенности, которую впоследствии в народе назвали "Бугор Стеньки Разина". По преданию, Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре с ватагою. А на самой вершине стояло кресло с насечкой из слоновой кости, с него атаман высматривал купцов на Волге и расправу чинил. Местные жители говорят, что при закате, когда тени длинные, на утесе можно различить очертания трона, а возле него самого атамана.
По
легенде кресло с насечками из слоновьей кости для Степана изготавливалось в
Саратове 13 дней и 13 ночей. Мастера под страхом смерти сделали поистине чудо.
Увидев кресло сам атаман застыл как вкопанный, так его заворожило своей
необычной красотой работа мастеров.
Пятиметровый «железный трон» установили в
Саратовской области в мае 2019 года на утесе
Степана Разина
В1 Песня "Мимо сада городского" в исполнении Юрия Богатикова. И перед глазами могучий Стенька Разин и хрупкая женщина Алена. Степан -человек смелый, добивающийся своих желаний, не останавливающийся ни перед какими трудностями. Образ Степана Разина усиливается блестящим баритоном Юрия Богатикова. https://zen.yandex.ru/media/id/5f0ac877f22ade06014a1178/russkie-narodnye-pesni-o-stepane-razine-5-602e044e3ad6ee787c976dd0
Слайд 10-12
Ученик 2 Между Дурман -горой и Утесом Степана Разина находится, так называемый – овраг, позднее названный «Стенькина тюрьма», а награбленное добро прятали в Дурман-гору. По преданию, именно здесь волжский разбойник держал своих узников, до того момента пока за них не давали выкуп. Но опять-таки, как гласит предание, до выкупа доживали немногие. Склоны у оврага и по сей день отвесные, взобраться или спуститься можно лишь по одной тропинке. Под утесом располагалось несколько пещер.
С Дурман -горой связаны много мистических событий и разнообразного народного фольклора. Также в повествовании о легендарном атамане, его буйной свадьбе на Волге и брошенной за борт персидской княжне упоминается именно этот утёс. История личной жизни грозного атамана легла в основу излюбленной народной песни "Из-за острова на стрежень...".
В2 Песня про Степана Разина "Из-за острова на стрежень". Музыка народная, стихи Дмитрия Садовникова, известного в 19 веке поэта. В тексте и музыке чувствуется величие и мощь великой русской реки Волги. По ней возвращается Степан Разин и его дружина из Персии, где, видимо, получили в подарки много добра. В том числе и княжну, которую повез на Русь, чтоб на ней жениться. Песню исполняет Иван Петров(Краузе), великолепный бас Большого театра, в котором пел с 1943 по 1970 годы. https://zen.yandex.ru/media/id/5f0ac877f22ade06014a1178/russkie-narodnye-pesni-o-stepane-razine-5-602e044e3ad6ee787c976dd0
Слайд 13
Ученик2 При отсутствии прямых доказательств как самого пребывания Степана Разина в окрестностях утёса, так и связанных с этим событий, за прошедшие с тех времён века в народе сложились самые разные легенды о кладах, якобы зарытых в этих местах, поговаривают даже о барже, груженной золотом... Впрочем, какие бы несметные сокровища он не прятал на нашей земле, никто за 340 лет их так и не нашел. То ли спрятаны хорошо, то ли заклятье на них наложено. Ведь Разина считали человеком заговоренным, которого «ни штык, ни пуля не брали». На свои клады он накладывал заговоры, чтобы никто их не нашел.
В1 Прямых доказательств того, что именно в этих местах обитал известный атаман, нет, но за несколько веков в народе сложилось немало легенд об утесе.
Легенды:
Гробница Марины Мнишек
В 1859 году в Саратовских Губернских Ведомостях был
опубликован рассказ бурлака, который, взобравшись вместе со своим товарищем на
утёс, увидел в земле отверстие с дверью. Спустившись в подземелье, они
оказались в богато обставленном помещении, посреди которого был установлен
окованный тремя железными обручами гроб. В углу комнаты висела икона в
осыпанном драгоценными камнями окладе, а вдоль стен стояло множество бочек с
золотом и серебром. Бурлаки помолились иконе, после чего товарищ рассказчика
схватил молот, лежавший возле гроба, и разбил замки на гробе, из которого
поднялась ожившая Марина Мнишек. Бурлак, обезумев, начал стегать её железными
прутьями, а попытавшийся его остановить рассказчик был мгновенно выброшен за
дверь невидимой силой. Вход в подземелье бесследно исчез. После случившегося
бурлак вернулся на корабль один, его товарищ пропал без вести.
В2 Клад убитого разбойника
В конце XIX века крестьянином из села
Даниловка была рассказана история, переданная ему покойным отцом, участником
случившегося. В штормовую погоду трое даниловских крестьян отправились на
противоположный берег Волги, где они встретили молодого парня и женщину с
ребёнком. Незнакомец попросил перевезти его в Даниловку, и после недолгих
торгов крестьяне согласились. На середине пути парень приказал своей спутнице
выбросить ребёнка за борт. Услышав отказ, он бросился на неё с кинжалом и был
убит веслом быстро среагировавшего рулевого. Спасённая женщина рассказала, что
её убитый похититель был разбойником.
Раздев его, крестьяне обнаружили кладовую
грамоту, составленную одним из есаулов Степана Разина, в которой подробно
описывалось место захоронения богатств атамана на Дурманной горе. Разыскивать
клад крестьяне отправились на Пасху. После недолгих поисков, помолившись,
начали рыть. Однако тут начало происходить необъяснимое: сначала на крестьян
ринулось стадо бешеных коров, затем поднялась буря, из которой показались трое
разбойников с дубинами, после чего герои рассказа, испугавшись, решили
прекратить поиски. На следующий день клада в яме уже не было, остались только
отпечатки от зарытого там сундука и следы немецкой повозки.
В1 Призрак Степана Разина
Согласно рассказам жителей окрестных сёл, дух
казнённого атамана неоднократно являлся людям в разных обличиях. Одну из таких
историй, согласно которой в лесу у Дурман-горы голос Разина слышал немецкий
дровосек, записал со слов даниловского крестьянина руководитель экспедиции 1907
года Б. В. Зайковский. Жителем села Щербаковка был пересказан другой загадочный
случай, произошедший с его отцом, который видел призрак Степана Разина. На пути
в Даниловку в сильную вьюгу ему встретился старец в лохмотьях, отказавшийся от
приглашения на тёплый ночлег со словами: «Стенька Разин я, великий грешник. Я
должен страдать ещё 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам, пусть живут в
мире!».
В2 Загадка Дурман-горы
Из всех легенд, связанных с Утёсом Степана
Разина, учёным удалось разгадать только одну. Многие археологи и кладоискатели,
с конца XIX века активно искавшие богатства, зарытые атаманом, жаловались на
головокружение и ухудшение самочувствия. Происходили и более странные события,
из-за чего клады считались заговорёнными и проклятыми. Последняя примечательная
история случилась уже в советские времена с остановившимся передохнуть
трактористом, работавшим у Дурман-горы. Сквозь сон он услышал, как кто-то с
силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова
заснуть, как всё повторилось. В народе также распространена молва о тюремном
овраге, где якобы все узники Степана Разина после первой же ночи заболевали.
Однако объяснение этим мифам дали исследования геологов, обнаруживших в этих
местах электромагнитное излучение - предположительно, наследие находившегося
там вулкана.
Ученик 1
Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с боков от подножья до края,
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная…
И поныне стоит тот утес и хранит
Он заветные думы Степана;
И лишь с Волгой одной вспоминает порой
Удалое житье атамана…»
Ученик 2 Утёс Степана Разина имеет научное историко-культурное значение, официально признан археологическим памятником природы Саратовской области.
Ресурсы интернета
https://ru.wikipedia.org/wiki/Разин,_Степан_Тимофеевич
https://zen.yandex.ru/media/id/5f0ac877f22ade06014a1178/russkie-narodnye-pesni-o-stepane-razine-5-602e044e3ad6ee787c976dd0
https://ru.wikipedia.org/wiki/Утёс_Степана_Разина
презентация https://disk.yandex.ru/i/9pw9afgCqfhTvg
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.