МКОУ СОШ №13
Урок-тренинг
Умение слушать.
Педагог-психолог: Абидова Н.Н.
Цель:
· Развивать умение слушать.
· Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых).
· Познакомить с новым видом работы: иллюстрирование сказки цветной бумагой.
Задачи:
- мотивировать учащихся на овладение одним из важнейших умений в общении — умением слушать; - помочь разобраться в содержании умения слушать;
- помочь разобраться в различении понятий «слушать» и «слышать»; - развивать у детей навыки активного слушателя.
Коррекционные задачи:
формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Ход занятия.
1. Организационный этап. Настрой на занятие. Здравствуйте, ребята!
Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!» На доске незаконченная запись темы урока « Я умею … …»
- Как бы вы продолжили это предложение? (Одобряется каждый ответ). - Полностью тему занятия вы узнаете после выполнения следующего задания.
Честерфилд сказал как-то: "Никогда не старайся казаться умнее или образованней своего собеседника". Не станем воспринимать эти слова как призыв только лишь слушать кого-то, молча соглашаясь с его мнением. Хотя случается (как это ни парадоксально), что именно умеющий слушать зачастую приобретает репутацию блестящего собеседника.
Почему? Да потому, что умение слушать — чрезвычайно редкое искусство.
Это искусство необходимо для повседневных отношений в коллективе. Человек, не умеющий выслушивать другого, лишён притока необходимой информации, он все узнает последним, окружающие неохотно сообщают ему о своих идеях. Окружающие совершенно справедливо воспринимают такой стиль общения как проявление невнимания, неуважения к их личности, что вызывает с их стороны обиды и раздражение. Проведенный среди 1500 менеджеров крупнейших западноевропейских компаний опрос показал, что 93% из них отнесли умение выслушивать мнение коллег и подчиненных к числу наиболее важных качеств руководителя. Оно оказалось на втором месте, опередив даже такое безусловно важное качество, как умение принимать эффективные решения.
Уважать мнение другого, даже если оно полностью противоположно нашему собственному, кажется, по крайней мере в такой формулировке, просто лозунгом, добрым пожеланием. Но на самом деле это умение делает вас обладателем крупного козыря. И умению уважать чужую точку зрения следует учиться всю жизнь. Это вовсе не значит, что надо отказываться от собственного мнения, что можно менять его в зависимости от обстановки, ведь вежливость никогда никого не вынуждала к малодушию. Никто не возбраняет вам высказывать свое мнение. Но давайте делать это спокойно, и особенно — в такой форме, при которой несогласие с собеседником не вызовет ни осуждения, ни насмешки ни унижения.
Каждый имеет право на свою точку зрения, давайте постараемся не перебивать партнёра по беседе выражениями типа: "И речи быть не может"., "Ошибаетесь!", "Вы неправы!", "Это не имеет отношения к делу!". Допуская их, мы не только погрешим против хорошего тона, но и рискуем получить щелчок всякий раз, как станем излагать свои доводы. Наши же слова бумерангом вернутся к нам.
Есть куда более деликатные и эффективные способы донести до собеседника свою точку зрения. Можно, например, выслушав его, вежливо сказать: "Простите, пожалуйста, но мне кажется, что по вопросу о…". "Ваше мнение интересно, но давайте взглянем на проблему с другой стороны...". "При решении данного вопроса я учту ваши пожелания".
А главное — никогда не надо перебивать. Сколько раз случалось, что в конце своей речи человек вносил какие-то поправки, свидетельствовавшие о сходстве прежде казавшихся противоположными мнений!
А что значит «уметь слушать» и почему это важно при общении — мы узнаем сегодня на занятии.
-Можно ли сказать, что мы сейчас общаемся ? (Можно). Мы общались все вместе, значит - Общение – дело общее. В общении необходимо научиться «слушать» и «слышать». «Слушать» и «слышать» — не одно и то же.
«Слушать»- значит делать осознанное усилие, чтобы услышать звук, шум, речь.
«Слышать» - значит воспринимать звук, шум, речь.
Упражнение 2. Вы должны объединиться в пары. В парах мы будем обучаться различным приёмам активного слушания.
- На уроке так хочется, чтобы учитель спросил тебя, если ты знаешь верный ответ. Но в классе есть и другие ребята, которые тоже хотят ответить на вопрос учителя. Но школьнику надо учиться слушать других.
- Слушать можно позой тела, глазами, головой, руками.
Слушать всем телом – значит
выглядеть слушателем.
Подпертая кулаком или указательным пальцем голова, говорит, что вы внимательно
слушаете. Наклонитесь ближе к говорящему, будто ловите каждое слово, но при
этом будьте искренни. (Отработка в парах)
Слушать глазами.
Слушать глазами – значит смотреть на человека, говорящего с Вами.
- Когда собеседник смотрит вам в глаза,
этим он выражает свое доверие, показывает что слушает внимательно. (Отработка в
парах)
Слушать головой.
- Кивок головой в подходящий момент сообщает: «Я понимаю», «Согласен», «Я с
тобой». (Отработка в парах)
Слушать ртом.
Сюда входят
улыбка, смех. Здесь при случае можно сказать: «Хм», «Шутишь», «Да, понимаю» и
другие выражения, в зависимости от ситуации. Это могут быть простые искренние
реплики, которые помогут собеседнику убедиться, что вы слушаете. (Отработка в
парах)
Слушать руками.
С помощью рук можно произвести различные жесты, означающие одобрение или
несогласие. Поднятый вверх большой палец означает согласие; а опущенный вниз —
несогласие. Когда
вы «тыкаете» указательным пальцем в другого, — это обвиняющий
жест.
Но когда разворачиваете руку и часто сгибаете
указательный палец в свою сторону, это значит: «Иди сюда, я хочу, чтобы ты был
ближе ко мне». (Отработка в парах)
Слушать позой.
Позы нашего тела выражают либо открытость, либо оборону. Вытянутые руки с
открытыми ладонями означают открытость и искренность. Наклон вперед к
собеседнику — знак заинтересованности и участия. (Отработка в парах)
Алгоритм правильного умения слушать
1.При беседе не держите руки в карманах, не упирайте их в бока и не закладывайте за спину. Не надо также барабанить пальцами по подлокотнику кресла или по краю стола, не следует касаться рукой собеседника, например, хватая его за пуговицу пиджака. Сидя в кресле или на стуле, не разваливайтесь, держитесь прямо, причем постарайтесь не болтать ногами и не класть их одна на другую.
2.Ноги созданы не для того, чтобы закрутить их вокруг ножек кресла и таким образом навеки в кем закрепиться. Нужно сесть удобно, это само собой разумеется, но в спокойной позе. Остерегайтесь неосторожных и слишком размашистых жестов, не играйте пальцами. Не подходите слишком близко к собеседнику и даже во время самого оживленного разговора не трогайте его.
3.Во время беседы деловые люди не суют в рот ни карандаш, ни спичку, ни (тем более) зубочистку. Они вынимают изо рта сигарету, трубку или сигару, прежде чем начать говорить.
4.Кашлять, чихать нужно по возможности сдержанно, прикрываясь рукой. Такой же скромности нужно ожидать от собеседника, который притворится, что ничего не заметил. Следовательно, абсолютно излишне сопровождать чиханье пожеланием "будьте здоровы" или каким-то аналогичным. Впрочем, из Англии распространился обычай, чихнув, прошептать "простите", что делает инцидент исчерпанным.
5.Не смотреть на собеседника — значит быть невежливым по отношению к нему. Однако это не означает, что следует впиваться в него взглядом или назойливо его рассматривать. Поддерживают связь с собеседником жестом, движением тела, коротким взглядом или кивком головы.
6.Самый ожесточенный спор не мешает вам дружески улыбнуться собеседнику. Улыбка — ключ к сердцу, не станем скупиться на неё.
7.Но давайте воздерживаться от слишком громкого или слишком долгого смеха и давайте не будем смеяться над маленькими промахами, которые могут совершить другие. Мы от этого тоже не застрахованы, поэтому лучше обезопасить себя от ответного удара.
Упражнение 3. Физкультминутка. Игра «Как живёшь?»
- Ребята, встали, вышли из – за парт, и повторяем движения!
- Как живёшь?
- Вот так! (большой палец поднят вверх).
- А поёшь?
- Вот так! (пение).
- Как бежишь?
- Вот так! (имитируют бег).
- Как грустишь?
- Вот так! (имитация грусти).
- Ешь обед?
- Вот так! (показывают).
- Машешь в след?
- Вот так! (машут руками, жест прощания).
- Как шалишь?
- Вот так! (изображают шалость).
- А молчишь?
- Вот так! (жест молчания: палец прижат к губам).
-Заняли свои рабочие места.
Тренинг 1.
Участники делятся попарно. Оба участника одновременно говорят от 30 секунд до 1 минуты. Тема разговора «Моя любимая телевизионная передача».
Обсуждение упражнения:
1. Что вы чувствовали?
2. Насколько вам трудно было говорить, когда вас не слушают?
Теперь пары высказываются поочередно в течение 1 минуты. Пока один говорит на любую тему, другой его полностью игнорирует. Затем они меняются ролями.
Обсуждение упражнения:
1. Как вы себя чувствовали, когда вас игнорировали?
2. Что это вам напоминало?
Тренинг 2.
Все участники сидят в кругу. Мяч бросается любому участнику. При каждом броске произносится какое-то грубое слово.
Игра продолжается, пока не иссякнут слова. Затем при каждом броске говорится хорошее, ласковое, доброе слово до тех пор, пока не иссякнут слова или не разрядится обстановка в классе.
Обсуждение упражнения:
1. Что вы чувствовали, когда слышали в свой адрес грубое слово?
2. Что вы чувствовали, когда слышали хорошее, ласковое, доброе слово?
Сказка с неожиданным сюжетом.
«Как обидели серого волка»
Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Однажды прекрасным летним днем я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзинкой в руках, которая спускалась вниз по тропинке. Она сразу показалась мне подозрительной: вся разодетая в красное, в шляпке, надвинутой на нос, словно не хотела, чтобы ее кто-нибудь узнал. Я, конечно, знаю, что нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она и откуда, то есть задал самые обыкновенные вопросы. Однако она мне весьма резко сказала в ответ, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Незнакомец? Вот тебе на! Это я-то? Я ведь как-никак вырастил целый волчий выводок в этом лесу! Впрочем, она вскоре успокоилась и рассказала, что идет навестить больную бабушку и несет ей обед. Она показалась мне на вид человеком честным, но все же я решил, что неплохо бы ее научить не врываться в чужой дом, одетой неподобающим образом. Она отправилась своей дорогой, а я, распрощавшись с ней, побежал напрямую к дому бабушки. Когда я познакомился с этой милой старушкой, объяснил, в чем дело, она сразу согласилась, что внучке следует вести себя скромнее и уважительнее. Мы решили, что бабуля спрячется до тех пор, пока я не подам знак, для чего она и залезла под кровать. Когда девочка пришла, я пригласил ее в спальню. Сам я лежал в кровати. Она вошла в спальню, вся такая раскрасневшаяся от ходьбы, и сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Мне и раньше приходилось терпеть обиды на этот счет, поэтому я вышел из положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Но тут она сделала еще одно замечание, теперь уже насчет моих выпученных глаз Вы сами понимаете, какие чувства появились у меня к этой девчонке, которая старалась выглядеть такой хорошей, а на деле оказалась такой противной. Несмотря на все это, я — волк воспитанный, обиды не показал, а всего лишь сказал ей, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше ее видеть. Но ее следующая выходка достигла своей цели. У меня всегда были трудности и неудобства из-за моих огромных зубов. И эта малолетняя девчонка, такая тихая с виду, не нашла ничего лучшего, как обратить внимание именно на мои зубы. Я знаю, что мне следовало бы быть сдержанней, но я вышел из себя, выскочил из кровати и заорал, что мои зубы такие большие, чтобы съесть ее. Теперь давайте начистоту: ни один нормальный волк никогда не станет есть маленьких девчонок. Все это прекрасно знают. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, но это только ухудшило дело. И тут вдруг дверь с шумом распахнулась, я увидел на пороге здоровенного парня с топором в руках и сразу понял: дела мои плохи. Окно за моей спиной было открыто, и я быстро удалился.На этом все и закончилось, но бабушка никому не рассказала, как на самом деле все произошло. Не прошло и недели, как обо мне пошли слухи как об ужасном и лживом создании. Я не знаю, что потом было с этой девочкой в красной шапочке, но мне с тех пор жизни нет».
Обсуждение сказки:
1. Чем наша история отличается от уже знакомой вам сказки? 2. Как часто мы смотрим на вещи только с одной точки зрения? 3. Имеет ли это значение? 4. Хорошо или плохо, когда в сказках есть «плохие» и «хорошие» герои?
Упражнение 6. Игра «Растущая скульптура»
- Во время переменки нужно уметь отдыхать. Давайте попробуем. Встаньте в 2 круга и посчитайтесь от 1 до 5. У каждого будет свой номер. Сейчас я включу музыку, и вы начнёте ходить по кругу. Можно пританцовывать в ритме музыки. Когда я скажу: «Номер один!» ребёнок под номером один должен выйти в середину круга, принять какую – нибудь позу и перестать двигаться. В этом положении он будет находиться до конца игры. Затем я позову ребёнка под номером два. Он тоже должен будет выйти в середину круга и принять какую – то позу, но при этом обязательно соприкоснуться с первым ребёнком. И так по очереди до тех пор, пока вы все не выстроитесь в одну большую скульптуру в своей группе.
Музыка звучит разной интенсивности по темпу и звуку.
3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Отвечаем на вопросы:
- Как на уроке учитель узнаёт, кто слушает его, а кто нет? (По позе, жестам…)
- Какие позы говорят о внимательном слушании?
- Какие о невнимательном?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что было необычного?
- Что получилось?
-Что не получилось?
- Вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Вы сегодня молодцы!
- Наше занятие закончено. До следующей встречи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.