Тема: «Веселые фразеологизмы»
Внеклассное мероприятие для 4 класса
Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, яркости, выразительности.
Личностные УУД
Осознавать богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные УУД
Умение формулировать учебную задачу; выделять существенные признаки; умение слушать, задавать вопросы. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные УУД
Владение поисковыми и творческими способами решения практических проблем; пользование различными словарями. Умение осуществлять логические действия «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков, «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
Коммуникативные УУД
Умение работать в командах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её.
Оборудование:
презентация
оформление доски (рисунки детей)
музыкальное сопровождение к конкурсам
игрушки: кот, медведь, курица, свинья в мешочке
фразеологические словари
Ход занятия
Дети поделены на 2 команды, 4 человека в жюри.
I.Организационный момент.
Добрый день, ребята!
От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд!
II. Сообщение темы и цели занятия.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
(2 ученика вбегают после звонка в класс)
Учитель: Почему вы опоздали на урок?
Ученик 1: Наталья Ивановна, Захар бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурных, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят.
Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Захар, все как об стенку горох.
Захар: Извините, из головы вылетело, больше не буду
- Ребята, что интересного вы заметили в нашем диалоге?
Как называются эти необычные выражения?
Вам все слова показались понятными и обычными?
сломя голову – очень быстро
путался под ногами - мешать
глазом не моргнул – очень быстро
куда глаза глядят – куда попало, всё равно куда
как об стенку горох - бесполезно
из головы вылетело - забыл
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.
Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!
- Итак, начинаем наш весёлый урок!
III. Актуализация знаний. (выступление ученика)
-Для чего нужно изучать и знать фразеологизмы?
(Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.)
(Выступление ученика) -Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу. Он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
- Где мы можем узнать значение фразеологизма? Да и сами фразеологизмы почитать, узнать какие бывают?
Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеологизмы в учебнике, в Интернете.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.
Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);
другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);
третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
1. Игра «Доскажи словечко»
-Для создания образности обычно используются хорошо известные народу предметы и явления. Например, наблюдая за животными, люди стали видеть в них человеческие качества. Так появились многие фразеологизмы, включающие названия животных и их признаки. Многие фразеологизмы - это выражения, связанные с характеристиками животных. Поиграем в игру «Доскажи словечко» -
Ответ:
· Голоден как …..(волк)
· Надут как ……(индюк)
· Хитер как лис ….(лиса).
· Нем как (рыба).
· Труслив как… (заяц)
· Грязный как …(свинья).
· Здоров как …(бык).
· Упрям как… (осел.)
· Изворотлив как… (уж).
· Колючий как …(ёж)
· Болтлив как… (сорока).
2. Вспомните и назовите, какие вы знаете фразеологизмы о животных.
3.Игра « Покажи у себя» .Многие связаны с частями тела.
· -Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
· - Его вешают в унынии,
· Его задирают, зазнаваясь,
· Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)
Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,
Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (уши)
· -Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
· Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
· Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)
В них пускают пыль, если хотят обмануть,
Их можно сделать большими от удивления.(глаза)
4. «Угадай профессию»
Конечно, происхождение фразеологизмов связано не только с животными. Существует много выражений, пришедших из различных профессий. Интересно, а вы сможете определить, благодаря каким профессиям появились следующие выражения: Определите, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:
Закидывать удочку.(рыбак)
Ждать у моря погоды.(моряк)
Сгущать краски.(художник)
Брать на прицел.(военный)
Топорная работа.(столяр)
Семь раз отмерь, один раз отрежь.(портной)
С больной головы на здоровую (врач)
Играть первую скрипку (музыкант)
Пальчики оближешь (повар
Без сучка, без задоринки (столяр)
Доводить до белого каления (кузнец)
Итоги конкурса.
V. Первичное закрепление.
1. Работа в группе
1. -Следует придерживаться определённых правил:
2. - говорим вежливо;
3. - называем собеседника по имени;
4. - говорим по очереди, не перебивая друг друга;
5. - внимательно слушаем;
6. - чётко высказываем своё мнение;
7. - уважаем мнение собеседника.
_ Очень много фразеологизмов пришло из сказок и литературных произведений. Ваша задача послушать мой рассказ и выписать из него все фразеологизмы.
Теперь проверяем, за каждый правильный ставим плюсик. У кого больше, тот и победил.
Подсчёт очков.
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации
«Замени предложение фразеологизмом».
Для чего нужно изучать фразеологизмы? (они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)
Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их очень мало.
Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.
Перед вами описания различных случаев из жизни. При помощи какого фразеологизма можно выразить основную мысль прочитанного.
1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)
3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)
4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)
5. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят, шутя в таком случае? (Лёгок на помине).
6. Коля говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово (Слов на ветер не бросает).
7. Всю четверть ученик трудился усердно. ( Не покладая рук)
8.Денег в кошельке очень много. (Куры не клюют)
9. От мальчишек я бежал быстро. (Сломя голову) 10.Иванов работает здесь недавно. (Без году неделя)
11. Соседнее село от нас совсем близко. (Рукой подать) 12.Это правило нужно запомнить навсегда. (Зарубить на носу)
13.Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал пропустил мимо ушей.
14.Серёжа всегда преувеличивает __делает из мухи слона .
15.Ира узнала, что поездка откладывается и загрустила _повесила нос .
16.Мы догадывались, что он нас обманывает водит за нос .
17.Таня весь урок сидела вялая _как сонная муха.
18.Брат с сестрой целый день ссорились _как кошка с собакой .
19.Сёстры были очень похожи друг на друга как две капли воды.
20.Катя сегодня целый день усердно работала не покладая рук.
Игра "Доскажи словечко".
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
(Водой не разольёшь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, (кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни (уши вянут).
VII Подведение итогов
-Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего мероприятия?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Чью работу на мероприятии хотите отметить?
VIII.Рефлексия.
-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
Работал засучив рукава-
Работал в поте лица –
Поломал голову-
Знаю как дважды два –
Я очень рада. Что вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера! Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.
Если мы ответили на этот вопрос, значит - урок удался.
Все, что узнали - зарубите на носу.
Надеюсь, что вы будете более внимательны к русскому слову, что в своей речи будете употреблять фразеологизмы.
Спасибо за работу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.