«Занимательные нанотехнологии»
Цель: Познакомить детей со словом «нанотехнологии» и историей появления нанотехнологий.
Задачи: 1.Сформировать представление о нанотехнологиях,
2.развивать речь, мыслительные процессы,
3.воспитывать чувство гордости за достижения российских ученых.
Ход мероприятия:
- Когда-то, давным-давно, люди начали сочинять и передавать из уст в уста вымышленные, придуманные, небывалые истории – сказки. Упоминались в них удивительныеволшебные предметы. Это и сапоги-скороходы, и скатерть-самобранка…А какие еще волшебные предметы вы знаете?
- Как вы думаете, почему люди придумывали эти удивительные вещи?
-Да, действительно, человек воплотил в них свою мечту – быстро передвигаться, высоко летать, передавать информацию на большие расстояния.
-Догадайтесь, во что превратился сегодня сказочный ковер-самолет?
-А печка, на которой Емеля к царю отправился?
- А волшебное блюдце, по которому «катилося наливное яблочко»?
- А ступа Бабы-Яги?
- А волшебный клубочек, который в сказке указывал путь?
-Удивительно, но научные изобретения превзошли все самые смелые человеческие мечты. Сегодня не только летают самолеты, но и ракеты поднимаются в космос, есть не только телевидение, радио, телефон, но и «умная» машина – компьютер. Все эти открытия были совершены в макромире, в мире больших вещей. Что же, больше нечего открывать, всё известно и изобретено? Нет! Человек решил отправиться в микромир.Так появились нанотехнологии. Произнесем вместе это слово: нано-технологии.
-Представьте себе монитор компьютера толщиной с бумажный лист! Бумагу, которая не горит и не промокает! Или одежду, которая не пачкается! Это не фантастика – все это можно сделать с помощью нанотехнологий.
Слово «технологии» означает создание материалов и предметов, необходимых человеку.
А нанотехнологии — это создание материалов и предметовс заранее заданными свойствами из наночастиц при помощи специальных приборов.
-Из каких слов состоит слово «нанотехнологии»?
- Что означает слово «нано»? (Одна миллиардная часть.)
- Что означает слово «технология»? (Создание предметов и материалов.)
1 конкурс :Невидимые миры
В современной лаборатории обязательными приборами является оптический и электронный зондовый микроскоп. Для исследования поверхности наночастиц и определения их состава, расположения атомов используются сканирующие зондовые микроскопы. Перед вами фотография, сделанная с его помощью.
Задание: Подберите нужный фрагмент и восстановите изображение.
«Нанофилворд»
Наночастицы - современное понятие, которое приобрело широкую популярность в различных сферах жизнедеятельности человека. Наночастицыизучают по сей день.
Задание: найдите все заданные слова в предложенном филфорде.
10 слов: нанотехнологии, нанохимия, наномир, анизотропия, меатстабильность, аллотропия, нанотрубки, стеклоуглерод, графен, фуллерен.
«Нанолабиринт»
Обыкновенноенаночудо – мыльные пузыри. Самый яркий и простой пример использования нанотехнологии в медицине и косметике — обыкновенный мыльный раствор, обладающий моющим и дезинфицирующим действием. Мыло - чудо нанотехнологии, появилось так давно, когда никто и не подозревал о существовании наночастиц.
Опыт: Пузырь на ладошке.
У нас возник вопрос, а можно ли поймать пузырь на ладошку? Сначала, пузырь лопался при соприкосновении с ладонью. Но потом мы догадались смазать ладошку мыльным раствором. И вот пузырь спокойно лежит в руке и не лопается!
Опыт: Пузыри вокруг предметов.
Небольшую игрушку смазываем мыльным раствором и кладем на стол. И аккуратно начинаем выдувать мыльный пузырь. Игрушка медленно погружается в пузырь. И вот фигурка оказывается лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки.
Вывод: мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченныймыльным раствором.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.