Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги" для 4 класса
Оценка 4.8

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги" для 4 класса

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
12.05.2024
Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги" для 4 класса
Материал можно использовать в 4 классе в рамках курса по функциональной грамотности (финансовая грамотность)
Что такое деньги.docx

Конспект внеурочного занятия «Что такое деньги?»

в 4 классе в рамках курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

Тема

«Что такое деньги?»

Автор

Гуркина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

Класс

4

Цель:

повысить интерес младших школьников к урокам финансовой грамотности,

познакомить учащихся с понятием деньги, историей появления, функциями и видами денег.

расширять кругозор обучающихся, развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

узнать что такое деньги

объяснить причины появления денег

выяснить нужность денег в современном обществе

Планируемые результаты

Предметные

содействовать усвоению понятий «обмен», «бартер», «деньги»;

развивать представление о товарно-денежных отношениях;

познакомить с историей появления и видами денег.

 

Метапредметные

регулятивные:

понимать цель своих действий;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;                                                 познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные

овладение начальными навыками адаптации в мире финансов.

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

расширение кругозора обучающихся.

 

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, репродуктивный.

Основные понятия и термины

Обмен, бартер, деньги, денежная единица, рубль, копейка.

Межпредметные связи

Математика, литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование

Компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Этап занятия

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

I.Организационный момент

 

Сегодня работаем в группах (повт правила)

 

 

-Предлагаю ответить на волнующих всех вопрос:

- Что называют великим изобретением человечества?

-Воспользуйтесь подсказкой № 1, № 2, № 3.

Дети разделены на 3 группы

(затруднение)

№ 1.

Москва – 100,  Архангельск – 500, Ярославль – 1000.

№ 2

Когда их много, то они молчат.

Когда их нет, «они поют романсы».

Так именно про ЭТО говорят

И называют их ещё  - финансы.

№ 3.

Бывают купюры, бывают монеты

Любого размера и разного цветы.

Мы ими расплачиваемся на кассе,

Не купишь без низ ни печенья, ни кваса.

Мы с ними всегда идём в магазин,

Папа на них покупает бензин.

Мне – игрушки, маме – серьги

Может он купить за …

II.Определение темы занятия

 

  • ДЕНЬГИ.

Предположите, какие вопросы, связанные с этим понятием, могут вас заинтересовать?

  • – что такое деньги?
  • – как появились деньги и какими были первые деньги?
  • – современные деньги и их роль

 

Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?

Каков же главный вопрос?

Сформулируем тему нашего исследования:

«Верно ли, что деньги – великое изобретение человечества и без них невозможно жить в современном обществе?»

- Вам помогут в исследовании опорные листы с этапами исследования. Если нужно – фиксируйте на них результаты исследования.

 

Обратите внимание на п.5 – Вопрос для будущего по нашему исследованию.

В конце занятия его озвучить.

На доске              ДЕНЬГИ

         «Верно ли, что деньги – великое изобретение человечества и без них невозможно жить в современном обществе?

                          ЧТО?

                           КАК? КАКИЕ?

                            ЧТО?

                         

 

 

 

 

 

 

 

В маршрутном листе будут предложены источники информации и виды заданий

III. Актуализация знаний.

 

1.     - Что такое деньги? (найти информация в Толковом словаре)

 

« Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.

Деньги – особое средствовыполняющее роль «общего для всего – общего эквивалента» при обмене товаров и услугпосредством которого 

выражается стоимость всех других товаровДвыполняют роль средства обменаизмерения стоимостинакопления и материализации богатства и масштаба цен.

 

2.  - Что вы знаете об истории появления и развития денег?

(информация по группам – выступление с краткими обобщениями)

Толковый словарь

Вывод: деньги – особые знаки – мера стоимости при купле продаже; средства платежей; предмет накоплений, средства обмена, измерение стоимости.

 

                               ТАБЛ НА ДОСКЕ

 

                              ДЕНЬГИ

 

 

 

 

 

 

Ваша задача по группам познакомиться с отрывками из текстов (у каждого на парте) о появлении денег в России и представить вывод о денежной единице, о которой идёт речь, объяснить, почему так она называется, её особенности.

 

IV. Освоение нового материала.

Беседа

- Каждый день мы имеем дело с деньгами, но не каждый знает историю появления денег. И поэтому сейчас мы с вами отправимся в краткое путешествие по нашей стране от древних времён до современности и узнаем историю денег.

ГРУППА 1 (текст)

Первые деньги на Руси появились около несколько тысяч лет назад, когда у людей появились излишки определённых изделий и продуктов, которые можно было обменять на те предметы, которых не хватало. Так появились ТОВАРНЫЕ ДЕНЬГИ.

       Сначала у наших предков своих монет не было, а деньгами служили меховые шкурки. Русская пушнина ценилась высоко. Она была мягкая, красивая. Вместо денег использовали шкурки соболя (самые дорогие), шкурки белки (самые дешёвые), куницы (самые популярные). Одна шкурка куницы называлась «куна»

           Память о меховых деньгах осталась у нас до сих пор. По наиболее распространённой версии, слово «СОРОК – 40» происходит от понятия «связка меховых шкурок». Связка из 40 шкурок представляла собой единицу меры, торговли и хранения этих шкурок, т.к. именно 40 собольих шкурок требовалось для шитья одной собольей шубы.      

           У некоторых племён это были животные: овцы, коровы, лошади.

           Вместо денег в далекой древности использовали драгоценные камни, меха и даже кости.        

            Самые первые деньги, которыми начали пользоваться люди, была – соль.

Т.е. происходил  ОБМЕН. Сейчас также существует взаимовыгодный обмен, этот обмен называется – БАРТЕР.

Происходил обмен на «полюдье» – место обмена продуктами и изделиями труда в древней Руси.)

-Наши предки выбирали один товар и сравнивали его ценность с другими. Например:

 

           Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. И поэтому бартер привел к необходимости денег. Ведь деньги должны быть не временными, а постоянными, они не должны портиться при хранении, нужно чтобы деньги было легко носить с собой.

 

 

ГРУППА 2

         Раковины каури были одними из первых денег и на Руси. Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом, взамен получавшие русскую пушнину. Чем же были удобны раковины каури? Они не портились, легко носились с собой. За 1 быка нужно было отсчитать 1000 раковин. Раковины каури носили название ужовок, жерновок, змеиных головок. Служили разменной монетой.

 

           Но потом на Руси появились иностранные серебряные монеты. В основном это были арабские дирхемы.

Дирхам или дирхем - первоначально арабская серебряная монета, введённая в обращение в конце VII века. Название представляет собой арабизированное греческое слово «драхма». Вот так они выглядели.

https://cdn.monetnik.ru/storage/market-lot/74/42/187174/645560_big.jpg

За одну такую монету давали одну шкурку куницы´ или пять беличьих. На часть полученных от торговли монет люди покупали разные заморские товары.

            При археологических раскопках встречались римские монеты, арабские и крымские дирхемы, ордынские медные и серебряные монеты. Бывали  и редкие находки: например, английские и немецкие денарии, монеты Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, пражские гроши...

         На часть полученных от торговли монет люди покупали разные заморские товары. А большую часть переплавляли и делали серебряные украшения. В основном это были обручи, которые надевались на шею. Шея на древнерусском языке – грива. Поэтому обруч на ней стали называть гривной.

Чуть позже гривнами стали называть небольшие серебряные палочки, которые по ценности были примерно такими же, как гривны на шее. Эти самые палочки и стали новыми деньгами. На Руси появилась обменная монета – серебряная гривна (брусок).

 

https://rusdarpa.ru/wp-content/uploads/2015/10/008-6211.jpg

Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.

Что же получалось?

  • – РУБЛЬ

При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках (копейщик) размером с арбузное зерно.

Так появилась -

  • – КОПЕЙКА

На 3 копейки можно было купить крестьянскую избу.

Появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.

 

УЧИТЕЛЬ

Удобными ли стали металлические деньги?

Но и у них всё же оказался важный недостаток.

Попробуйте его определить.

 

Лента времени + презентация

Маршрутный лист

1.ТОВАРНЫЕ ДЕНЬГИ

ОБМЕН – БАРТЕР (взаимовыгодный обмен)

Ракушки, шкурки животных, драгоценные камни, скот, СОЛЬ

Могли испортится, занимали много места, их сложно было разменять или дать сдачу и т. д.

Трудно определить за сколько нужно обменять товар.

Занимает много места, нельзя долго хранить, сложно произвести, добыть, получить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полюдье – место обмена продуктами и изделиями труда в древней Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каури (раковина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Легкие, не портятся, можно носить с собой

 

 

 

 

 

 

3 обменная монета – ГРИВНА (брусок)

               - рубль

               - копейка

 

Они тяжелые и занимают много места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И тогда люди придумали выход. Золото передавали на хранение в банк, а с собой брали бумажные расписки на это золото. Так впервые и появились бумажные деньги. Сегодня ими оплачивают вещи, услуги, продукты.

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ

-Послушайте шуточку интересную историю и подумайте, какие деньги стали выпускаться после такого случая?

Однажды - учёный Михаил Ломоносов написал хвалебное стихотворение в честь русской царицы Елизаветы Петровны. И она наградила его 2 тысячами рублей – огромной по тем временам суммой. Всё бы ничего, но деньги выдали не серебряными рублями, а медными пятаками да алтынами (= 3 коп). И получилась куча монет, равная по весу слону! Чтобы привезти эти деньжищи домой, Ломоносову пришлось нанять несколько телег.

-Как вы думаете, какие деньги стали выпускать после такого случая?

29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций.

На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств: 25, 50, 75 и 100 руб. Их печатали чёрной краской на белой бумаге с водяными знаками. В обеих столицах частные лица были обязаны внести из расчёта на каждые 500 руб. казённых платежей по крайней мере одну ассигнацию в 25 руб.

Выпуск ассигнаций мотивировался тем, что «тягость медной монеты, одобряющая её собственную цену, отягощает её же и обращение». В то время пользовались в основном медной монетой, и для доставки 1000 руб. в этой «валюте», весивших 62,5 пуда, приходилось задействовать две телеги. Кроме того, подсчёт меди занимал много времени и, как правило, был сопряжён с арифметическими ошибками. Бумажные деньги этих недостатков не имели.

 

Об истории развития и изменении денег можно долго говорить. Это целая наука – нумизматика.

 

РАССМАТРИВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ КУПЮР И СТАРЫХ МОНЕТ 20 ВЕКА

       4. бумажные расписки за хранения золота

 

 

             БАНКНОТЫ         МОНЕТЫ

               КУПЮРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         АССИГНАЦИЯ

V/ Закрепление изученного материала

 

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

                                     № 1

Вернёмся в наш 21 век, 23 октября 2023года.

3 коробочки, 3 конверта (50р, 100р, 500р), 3 пластиковые карты

Назовите общее? Различие?

1) Откройте банки. Назовите – МОНЕТЫ

Возьмите по 1 монете (аверс – орёл, реверс – решка, гурд – ребро, легенда, номинал)

Сделайте вывод.

 

- Назовите общую сумму

 

2) Откройте конверт. Назовите – БАНКНОТЫ, КУПЮРЫ – назовите сумму.

 

Внимательно рассмотрите:

Что можете рассказать? (билет банка России, номинал, защита от подделки)

 

В 2001-м году в обращение выпущены банкноты достоинством 10, 50, 100, 500 рублей.

- В 2004 году разработали купюры более высокого номинала.  Ими стали купюры в 1000 и 5000 рублей образца 2004 года.

 

Сегодня, по мнению многих экономистов, бумажные и металлические деньги устарели.

3)Конверты - пластиковые банковские  карты

В наши дни во многих странах современный человек может практически обходиться без наличных денег - их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути – электронные деньги.

!!! Вся информация скрыта, имеет право использовать только владелец карты – скрыты персональные данные, которые нельзя никому говорит, даже сотруднику банка!!!

                                     № 2 (дискуссия)

Вы рассмотрели современый вариант  видов денег.

Возможно ли сейчас человеку в 21 веке жить – существовать без денег?

- Как вы думаете какие деньги удобнее?

 

- Если вы считаете, что бумажные поднимите руку вверх. А кто считает, что удобнее металлические деньги, поднимите руку (объединиться в группы). 3я группа – предпочитает пластиковую карту.

Первая группа приводит 3 аргумента о том, чем металлические деньги лучше бумажных и электронных

Вторая группа, наоборот, о том, чем бумажные деньги лучше металлических и снова электронных.

3я группа – плюсы электронных денег.

Но, в то же время, каждая группа спорит с выступающими и может опровергать любую версию, защищая свою.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Посчитать за 1 минуту.

1р – 200р

2р – 250р

5р – 250р

10р- 500р

 

-Посчитать за 1 минуту.

 

 

         Билет банка России        МОНЕТЫ

            

                

 

 

   НАЛИЧНЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        БЕЗНАЛИЧНЫЕ

VIII Итог урока.

 

Согласны ли вы с тем, что деньги называют «великим изобретением человечества»?

 

 

 

 

Что же нового вы узнали на уроке?

Какие открытия сделали?

 

- Какие ассоциации возникают при слове «ДЕНЬГИ»

 

 

       Появлялись большие возможности для развития торговли, потом экономические связи, а значит происходило развитие государства.

        

 

 СМ НА ТАБЛИЦУ

 

   

АССОЦИАЦИИ

 

 

IX.

ВОПРОС ДЛЯ БУДУЩЕГО

- Что нельзя купить за деньги???

 

???

X. Рефлексия.

 

- Наше занятие подходит к концу.

- Какая  была его цель?

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Оцените свою работу И РАБОТУ ГРУППЫ.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект внеурочного занятия «Что такое деньги?» в 4 классе в рамках курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Конспект внеурочного занятия «Что такое деньги?» в 4 классе в рамках курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Методы и формы обучения

Методы и формы обучения

Ход занятия Этап занятия

Ход занятия Этап занятия

Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?

Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?

Деньги – особое средство , выполняющее роль « общего для всего – общего эквивалента» при обмене товаров и услуг , посредством которого выражается стоимость всех…

Деньги – особое средство , выполняющее роль « общего для всего – общего эквивалента» при обмене товаров и услуг , посредством которого выражается стоимость всех…

Первые деньги на Руси появились около несколько тысяч лет назад, когда у людей появились излишки определённых изделий и продуктов, которые можно было обменять на те…

Первые деньги на Руси появились около несколько тысяч лет назад, когда у людей появились излишки определённых изделий и продуктов, которые можно было обменять на те…

Т.е. происходил ОБМЕН. Сейчас также существует взаимовыгодный обмен, этот обмен называется –

Т.е. происходил ОБМЕН. Сейчас также существует взаимовыгодный обмен, этот обмен называется –

Чем же были удобны раковины каури?

Чем же были удобны раковины каури?

Бывали и редкие находки: например, английские и немецкие денарии, монеты

Бывали и редкие находки: например, английские и немецкие денарии, монеты

РУБЛЬ При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках (копейщик) размером с арбузное зерно

РУБЛЬ При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках (копейщик) размером с арбузное зерно

УЧИТЕЛЬ - Послушайте шуточку интересную историю и подумайте, какие деньги стали выпускаться после такого случая?

УЧИТЕЛЬ - Послушайте шуточку интересную историю и подумайте, какие деньги стали выпускаться после такого случая?

Выпуск ассигнаций мотивировался тем, что «тягость медной монеты, одобряющая её собственную цену, отягощает её же и обращение»

Выпуск ассигнаций мотивировался тем, что «тягость медной монеты, одобряющая её собственную цену, отягощает её же и обращение»

Назовите общее? Различие? 1)

Назовите общее? Различие? 1)

Конверты - пластиковые банковские карты

Конверты - пластиковые банковские карты

Первая группа приводит 3 аргумента о том, чем металлические деньги лучше бумажных и электронных

Первая группа приводит 3 аргумента о том, чем металлические деньги лучше бумажных и электронных

Что нельзя купить за деньги??? ???

Что нельзя купить за деньги??? ???
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024