В данной работе вы познакомиться с календарно - тематическим планированием уроков окружающего мира для 4 класса. Планирование составлено по программе "Перспективная начальная школа". Содержит следующие разделы: тема урока, количество часов, сроки, основные виды деятельности, планируемые результаты ( личностные, метапедметные, предметные).
Окружающий мир 4 класс.docx
Календарно – тематическое планирование 4 класс
Работать с толковым словарем;
работать с картой «Восточные
славяне»; анализировать
рисунки предметов труда и быта
древних славян и определять их
назначение; рассказывать о
занятиях древних славян,от кого
защищались, как обожествляли
природу
Проявление
познавательного
интереса.
Формирование
чувства
сопричастности
своей Родине,
народу и истории
и гордости за них.
Тема УЭ
Планируемые результаты
Метапредметные
Предметные
Кол
во
часов
Сроки Основные виды деятельности
№
У
Э
Тема модуля. «История Отечества»(10 ч)
Цели модуля:научить работать с толковым словарём;
познакомитьсотдельными наиболее важными и яркими историческими картинами быта, традициями людей
в разные исторические времена;
научить работать с картой.
1
(0)
Постановочный урок. 1 ч
Личностные
Древние славяне
1 ч
2
(1)
Познавательные
Умение осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание.
Коммуникативные
С достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
История Отечества:
отдельные наиболее важные
и яркие исторические
картины быта, традиций
людей в разные
исторические времена.
Древние летописи, былины.
Идолы.
Знать: названия древних
городов; основателя
Москвы; сколько веков
отделяет время возведения
первых стен Московского
Кремля от нашего века.
Уметь:работать с
толковым словарем;
работать с картой
«Восточные славяне»;
анализировать рисунки
предметов труда и быта
древних славян и
определять их назначение;
рассказывать о занятиях
древних славян,от кого Древняя Русь
2 ч
3,4
(2,
3)
Работать с картой «Путь "из
варягов в греки"»; пользоваться
толковым словарем; называть
имена и годы правления
киевских князей; определять
значение для Руси богатырских
застав; рассказывать из былин о
великом князе Владимире
Красное Солнышко и о русских
богатырях Илье Муромце и
Добрыне Никитиче.
Формирование
положительного
отношения к
учению,
проявление
особого интереса
к новому
содержанию
занятий.
Формирование
чувства
сопричастности
своей Родине,
народу и истории
и гордости за них
Коммуникативные
Умение участвовать
в диалоге,
осуществлять
работу в паре
Познавательные
Умение
рассматривать,
сравнивать,
классифицировать,
анализировать.
Умение осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Крещение Руси
1 ч
5
(4)
Учиться называть имена богов и
духов древних славян; объяснять
важность крещения Руси в истории
нашей страны; называть годы
правления Владимира Мономаха;
объяснять, почему князя Ярослава
Формирование
чувства
сопричастностисв
оей Родине,
народу и истории
и гордости за них
Познавательные
Умение осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
защищались, как
обожествляли природу
История Отечества:
отдельные наиболее важные
и яркие исторические
картины быта, традиций
людей в разные
исторические времена.
Древние летописи, былины.
Христианство. Варяги.
Греческие города.
Византия. Дань.
Знать, когда и где
произошло объединение
Новгородского и Киевского
княжеств.
Уметь:работать с картой
«Путь "из варягов в
греки"»; пользоваться
толковым словарем;
называть имена и годы
правления киевских князей;
определять значение для
Руси богатырских застав;
рассказывать из былин о
великом князе Владимире
Красное Солнышко и о
русских богатырях Илье
Муромце и Добрыне
Никитиче.
История Отечества:
отдельные наиболее важные
и яркие исторические
картины быта, традиций
людей в разные
исторические времена. Владимировича прозвали
Ярославом Мудрым.
6
(5)
Борьба Руси с
западнымизавоевателя
ми
1 ч
Работать по карте «Невскаябитва»;
описывать Ледовое побоище
Коммуникативные
Выражать свои
мысли четко, точно
и полно, учитывать
мнения других,
приходить к общему
решению.
Проявление
познавательного
интереса,
стремление к
повышению
культуры
речевого общения
Познавательные
Умение
рассматривать,
сравнивать,
классифицировать,
анализировать.
Умение осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание.
7,8
(6,
7)
ВозникновениеМосквы
Первые московские
князья
2 ч
Называть московских князейи
киевских князей; располагать
на«ленте времени» периоды
правлениямосковских и киевских
князей; анализировать «ленту
времени» и читать по ней даты.
Формировать
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности.
Формирование
чувства
Регулятивные
Осуществлять
пошаговый
контроль своих
действий,
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
Кириллица.
Знать,во что верили древние
славяне; почему славянская
письменность названа
кириллицей.
Уметь:называть имена богов
и духов древних славян;
объяснять важность крещения
Руси в истории нашей страны;
называть годы правления
Владимира Мономаха;
объяснять, почему князя
Ярослава Владимировича про
звали Ярославом Мудрым.
История Отечества:
отдельные наиболее важные
и яркие исторические
картины быта, традиций
людей в разные
исторические времена.
Невская битва. Ледовое
побоище.
Знать военные победы
Александра Невского.
Уметь:работать по карте
«Невскаябитва»; описывать
Ледовое побоище
Москва — столица России.
История Отечества:
отдельные наиболее важные
и яркие исторические
картины быта, традиций
людей в разные
исторические времена.
Юрий Долгорукий.
Знать,когда была основана 2 ч
9,1
0
(8,
Р)
Вера в единогобога и
сохранение
традиционной
обрядовости (первое
заседание клуба)
Отвечать на вопросы
по тексту;работать со справочной
литературой
сопричастности
своей Родине,
народу и истории
и гордости за них
действий на уровне
адекватной
ретроспективной
оценки
Познавательные
Умение
рассматривать,
сравнивать,
классифицировать,
анализировать
Москва;в какое княжество
входила Москва при Юрии
Долгоруком.
Уметь:называть московских
князейи киевских князей;
располагать на«ленте
времени» периоды
правлениямосковских и
киевских князей;
анализировать «ленту
времени» и читать по ней
даты.
История Отечества:
отдельные наиболее важные
и яркие исторические
картины быта, традиций
людей в разные
исторические времена.
Христианский храм.
Мечеть. Буддийский храм.
Синагога. Мировые религии
.
Иметь представлениео
мировых религиях.
Уметьотвечать на вопросы
по тексту;работать со
справочной литературой.
Тема модуля. «Земля – планета Солнечной системы» (5 ч)
Цели модуля: познакомить с условиями жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода;
познакомить с планетами Солнечной системы и их образовании.
11
(0)
12
(1)
Постановочный
урок.
Солнечная система
Называть космические
тела;рассказывать о возникновении
Солнечной системы; выполнять
модельСолнечной системы;
объяснять появление в календаре
високосного года
1 ч
1 ч
Формировать
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
Регулятивные
Умение
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
Земля – планета. Условия
жизни на Земле: свет,
тепло, воздух, вода.
Вселенная. Високосный
год. Плазма. Астероиды.
Кометы. Метеорные тела. деятельности
поискового
характера. Умение
делать выводы на
основании
полученных
результатов
13
(2)
1 ч
Вращение Земли
вокруг своейоси и ее
движение вокруг
Солнца
Проводить простейшие опыты,
делать выводы; объяснять смену
времен года, смену дня и ночи на
Земле. Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий.
Развивать учебно
познавательный
интерес к новому
учебному
материалу и
способам
решения новой
частной задачи.
14
(3)
Природные зоны
нашей страны
1 ч
Учиться работать с картой
«Природные зоны России»;
объяснять условные обозначение
на карте; называть природные
зоны.
Познавательные
Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
наблюдений смены
времен года, смены
дня и ночи на Земле,
в паре провести
опыт по освещению
глобуса
проекционным
фонариком, опыт по
нагреванию
металлических
пластин, если стоит
солнечная погода
Коммуникативные
Умение
договариваться,
Образование солнечной
системы.
Знать:названия планет
Солнечнойсистемы; что Земля
один оборот вокруг Солнца
делает за один год.
Уметь: называть
космические
тела;рассказывать о
возникновении Солнечной
системы; выполнять
модельСолнечной системы;
объяснять появление в
календаре високосного года.
Земля – планета. Условия
жизни на Земле: свет,
тепло, воздух, вода. Солнце
– небесное тело, источник
света и тепла (общее
представление о влиянии на
земную жизнь).
Знатьпричины смены дня и
ночи, смены времен года на
Земле.
Уметь:проводить
простейшие опыты, делать
выводы; объяснять смену
времен года, смену дня и ночи
на Земле.
Понимание связи неживой и
живой природы в каждой
отдельной природной зоне.
Природа как важнейшее
условие жизни человека.
Природные зоны России. 1 ч
15
(р)
Обобщение
по теме.
Готовимся к
школьной
олимпиаде.
Тема модуля. «Путешествие по природным зонам России» (12 ч)
Цели модуля: понимать связь неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне;
учить находить природные зоны на карте «Природные зоны России»;
познакомить с особенностями неживой и живой природы в каждой природной зоне.
Выбирать оптимальные
16
(0)
формы поведения во
взаимоотношениях с
17
одноклассниками,
(1)
друзьями, взрослыми
Повторить правила работы
в группах, учиться находить
в
Интернетеопределённый
материал.
Постановочный
урок
Стартовая
проектная задача
1 ч
1 ч
Знать: понятие
«природные зоны»;причины
смены с севера на юг
нескольких природных зон.
Уметь: работать с картой
«Природные зоны России»;
объяснять условные
обозначение на карте;
называть природные зоны.
Уметь работать в группах
находить общее
решение, работая в
паре
Познавательные
Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
наблюдений смены
времен года, смены
дня и ночи на Земле,
в паре провести
опыт по освещению
глобуса
проекционным
фонариком, опыт по
нагреванию
металлических
пластин, если стоит
солнечная погода
Коммуникативные
Участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем, строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками
Познавательные 2 ч
18,
19
(2,3)
Ледяная зона
(второе заседание
клуба).
Тундра.
Тундра и человек
Формирование
способности поиска
и выделения
необходимой
информации,
применение
методов
информационного
поиска
Коммуникативные
Осуществлять
работу в группе,
вести продуктивный
диалог, выражать
свои мысли точно,
полно, быть
терпимым к
мнениям других,
учитывать их в
совместной работе.
Регулятивные
Осознавать
необходимость
осуществлять
контроль по
результату
(ретроспективный),
контроль результата
по просьбе учителя,
отличать верно
выполненное
задание от
неверного.
Понимание связи неживой и
живой природы в каждой
отдельной природной зоне.
Природа как важнейшее
условие жизни человека.
Иметь представлениеоб
особенностях неживой
природы, растительноми
животном мире,
деятельности человека в
тундре.
Уметь:находить зону
тундры на карте
«Природные зоны России»;
объяснять, почему в тундре
много болот; приводить
примеры животных тундры,
которые отличаются
способом питания;
составлять цепи питания,
которые сложились в
Арктике; рассказывать, как
растения и животные при
способились к суровым
условиям тундры;
сравнивать природу
Арктики и тундры;
Стремление к
повышению культуры
речевого общения, к
овладению приемами
творческого
самовыражения с
осознанием
общественной
полезности своего
труда и своей жизни в
целом
Работать с картой
«Природныезоны России»;
сравнивать
природныеусловия своей
местности с природными
условиями Арктики;
называть характерные
растения и животных
дляарктической зоны;
составлять цепипитания,
которые сложились в
Арктике; объяснять, почему
люди с давнихпор осваивают
Арктику; называть
заповедники Арктики;
рассказывать о мерах
защиты и охраны природы
северного края.
Учиться находить зону
тундры на карте
«Природные зоны России»;
объяснять, почему в тундре
много болот; приводить
примеры животных тундры,
которые отличаются
способом питания;
составлять цепи питания, 20
(4)
21
(5)
Зона лесов.
Растения зоны
лесов.
Животные леса.
Роль леса в
природе и жизни
людей
1 ч
1 ч
которые сложились в
Арктике; рассказывать, как
растения и животные при
способились к суровым
условиям тундры;
сравнивать природу
Арктики и тундры;
показывать на карте Мур
манск и другие города,
расположенные в зоне
тундры.
Учиться находить зону
лесов на карте «Природные
зоны России»; пользоваться
толковым словарем;
называтьосновные деревья
тайги, смешанноголеса,
широколиственного леса;
называть животных зоны
лесов; составлятьцепи
питания между обитателями
зоны лесов; рассказывать о
заповедниках,
расположенных в лесной
зоне России.
Формировать
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности
Регулятивные
Адекватно
воспринимать
оценку учителя.
Формировать
готовность к
преодолению
трудностей.
Познавательные
Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
наблюдений
показывать на карте
Мурманск и другие города,
расположенные в зоне
тундры.
Понимание связи неживой и
живой природы в каждой
отдельной природной зоне.
Природа как важнейшее
условие жизни человека.
ПриокскоТеррасный
заповедник. Фотосинтез.
Дыхание.
Знать о роли леса в
природе и жизни людей.
Иметь представление: об
особенностях неживой
природы, растительном и
животном мире,
деятельности человека в
зоне лесов; как меняется
характер лесов с севера на
юг.
Уметь: находить зону
лесов на карте «Природные
зоны России»; пользоваться
толковым словарем;
называтьосновные деревья
тайги, смешанноголеса,
широколиственного леса; 22,2
3
(6,7)
24,2
5
(8,9)
Зона степей. Степи
и человек
Зона пустынь.
Жизнь человека в
пустыне
2 ч
2 ч
Развивать учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу и
способам решения
новой частной задачи
Учитьсянаходить зону
степей на карте
«Природные зоны России»;
сравнивать зону степей и
зону лесов; объяснять
название промежуточной
зоны «лесостепь»; называть
редких животных степей,
занесенных в Красную
книгу; составлять цепи
питания между
обитателями степей;
находить в
Интернете материал о
растениях и животных
степей; рассказывать о
заповедниках и охранной
деятельности человека в
зоне степей.
Регулятивные
Организовывать
свое рабочее место,
определять цель
выполнения заданий
на уроке,
определять план
выполнения заданий
на уроке,
прогнозировать –
предвосхищать
результат и уровень
усвоения знаний,
оценивать свою
работу на уроке
Коммуникативные
Формирование
способности
строить понятные
для партнера
высказывания,
учитывающие, что
он знает и видит, а
что нет
называть животных зоны
лесов; составлятьцепи
питания между обитателями
зоны лесов; рассказывать о
заповедниках,
расположенных в лесной
зоне России.
Понимание связи неживой и
живой природы в каждой
отдельной природной зоне.
Природа как важнейшее
условие жизни человека.
Понятие лесостепи.
Иметь представление
об особенностях неживой
природы, растительноми
животном мире,
деятельности человека в
степи.
Уметь: находить зону
степей на карте
«Природные зоны России»;
сравнивать зону степей и
зону лесов; объяснять
название промежуточной
зоны «лесостепь»; называть
редких животных степей,
занесенных в Красную
книгу; составлять цепи
питания между
обитателями степей;
находить в Интернете
материал о растениях и
животных степей;
рассказывать о запо
ведниках и охранной Субтропическая
зона (третье
заседание клуба)
Обобщение по теме
1 ч
1 ч
26
(10)
27
(Р)
Учиться находить зону
субтропиков на карте
«Природные зоны России»;
называть особенности
неживой природы
Черноморского побережья;
называть растения
Черноморского побережья;
делить животных
субтропической зоны по
месту обитания (на суше, в
море);
Стремление к
повышению культуры
речевого общения, к
овладению приемами
творческого
самовыражения с
осознанием
общественной
полезности своего
труда и своей жизни в
целом
Познавательные
Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
доступных детям
источников
информации.
Коммуникативные
Умение осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
деятельности человека в
зоне степей.
Понимание связи неживой и
живой природы в каждой
отдельной природной зоне.
Природа как важнейшее
условие жизни человека.
Знатьправила поведения
во времяотдыха на
Черноморском побережье.
Иметь представлениеоб
особенностях неживой
природы, растительном и
животном мире,
деятельности человека в
субтропической зоне
Черноморского побережья
Кавказа.
Уметь:находить зону
субтропиков на карте
«Природные зоны России»;
называть особенности
неживой природы
Черноморского побережья;
называть растения
Черноморского побережья;
делить животных
субтропической зоны по
месту обитания (на суше, в
море);
Тема модуля. «Родной край – часть великой России» (9ч)
Цели модуля: познакомить с основными достопримечательностями родного села;
учить определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения родного края;
проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить
«учет» и описание растений, которые произрастают на школьном дворе; научить ориентироваться в политикоадминистративной карте России, показывать границы родного края;
познакомить с часовыми поясами, научить ориентироваться в карте «Часовые пояса России».
28
(0)
1 ч
Постановочный
урок.
Твой родной край
Учиться работать с
толковым словарем;
анализировать политико
административную карту
России; объяснять условные
обозначения; рассказывать, в
каком направлении от
Москвынаходится родной
город (поселок); показывать
границы родного края
Стремление к
повышению культуры
речевого общения, к
овладению приемами
творческого
самовыражения с
осознанием
общественной
полезности своего
труда и своей жизни в
целом
Коммуникативные
Осуществлять
работу в группе,
вести продуктивный
диалог.
Познавательные
Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
доступных детям
источников
информации
29
(1)
30
(2)
Московское время
1 ч
Учиться определять, в
каких часовыхпоясах
находятся данные
города;работать с картой
«Часовые пояса России».
1 ч
Карта твоего края.
Поверхность и
водоемы твоего
края. А что можешь
сделать ты?
Учиться работать с
физической картойРоссии и
с картой родного города
(поселка); определять
положение родного края на
Стремление к
повышению культуры
речевого общения, к
овладению приемами
творческого
самовыражения с
осознанием
общественной
полезности своего
труда и своей жизни в
целом.
Коммуникативные
Осуществлять
работу в группе,
вести продуктивный
диалог.
Познавательные
Осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
доступных детям
источников
информации
Родной город (село), регион
(область, республика,
край): название, основные
достопримечательности.
Знатьназвание родного
края.
Уметь:работать с
толковым словарем;
анализировать политико
административную карту
России; объяснять условные
обозначения; рассказывать,
в каком направлении от
Москвынаходится родной
город (поселок);
показывать границы
родного края.
Россия на карте.
Простейшие измерения
времени по часам. Понятие
часового пояса. Нулевой
меридиан.
Иметь представление
о часовых поясах.
Уметь: определять, в
каких часовыхпоясах
находятся данные
города;работать с картой
«Часовые пояса России».
Элементарные приемы
чтения плана, карты. Формы
поверхности: равнина, горы,
холмы, овраги (узнавание в
природе, на рисунке, карте России, сравнивать на
карте изображение участка
холмистой равнины и
изображение участка
низменности; составлять
список водоемов родного
края; показывать на карте
части реки
31
(3)
Полезные
ископаемые твоего
края
1 ч
Учиться работать с картой
«Полезныеископаемые»;
определять положение
родного края на карте;
указывать, какие полезные
ископаемые добывают в
родном крае
Воспитывать любовь к
природе, бережное
отношение к ней.
Выбирать оптимальные
способы участия
мл.школьников в
природоохранной
деятельности ней.
Коммуникативные
Умение
аргументировать
свое предложение,
убеждать и
уступать.
Познавательные
Умение планировать
карте).Водоемы, их
использование человеком.
Родной город (село), регион
(область, республика, край):
название, основные
достопримечательности.
Влияние человекана природу.
Охрана природных богатств.
Знать:понятия «холмистая»
и «плоская» равнина; понятия
«искусственные» и
«естественные» водоемы; час
ти реки (исток, устье,
приток).
Уметь: работать с
физической картойРоссии и
с картой родного города
(поселка); определять
положение родного края на
карте России, сравнивать на
карте изображение участка
холмистой равнины и
изображение участка
низменности; составлять
список водоемов родного
края; показывать на карте
части реки
Родной город (село), регион
(область, республика,край):
название, основные
достопримечательности.
Знать понятия
«месторождения»,«бассейн»,
«полезные ископаемые».
Уметь: работать с картой
«Полезныеископаемые»; 32
(4)
Растения твоего
края
1 ч
Учиться определять
положение родного края на
карте «Природные зоны
России»; называть растения
родного края; проводить
наблюдения за неживой
природой родного края;
называть отрасли
растениеводства родного
края; проводить «учет» и
описание растений, которые
произрастают на школьном
дворе.
1 ч
33
(5)
Отрасли
животноводства
твоего края и
домашние
животные
Называть домашних
животных родного края;
называть
отраслиживотноводства
родного края.
Ознакомление с миром
профессий, их
социальной
значимостью и
содержанием целом
и осуществлять
несложные
наблюдения,
проводить опыты.
Коммуникативные
Формирование
способности
строить понятные
для партнера
высказывания,
учитывающие, что
он знает и видит, а
что нет.
Регулятивные
определять положение
родного края на карте;
указывать, какие полезные
ископаемые добывают в
родном крае
Разнообразие растений.
Родной город (село), регион
(область, республика,
край): название, основные
достопримечательности.
Знатьотрасли
растениеводства.
Уметь: определять
положение родного края на
карте «Природные зоны
России»; называть растения
родного края; проводить
наблюдения за неживой
природой родного края;
называть отрасли
растениеводства родного
края; проводить «учет» и
описание растений,
которые произрастают на
школьном дворе.
Разнообразие животного
мира. Родной город (село),
регион (область,
республика, край):
название, основные
достопримечательности.
Знатьотрасли
животноводства.
Уметь: называть
домашних животных
родного края; называть 34
(6)
Народные
промыслы твоего
края
1 ч
Работать с картой
«Народныепромыслы»;
называть народные
промыслы; описывать
народные промыслы
родного края.
35
(7)
Заповедные места
твоего края
1 ч
Обобщение темы
1 ч
36
(Р)
Работать с картой
«Охраняемые территории»;
пользоваться толковым
словарем; описывать
заповедные и охраняемые
места родного края
Воспитывать любовь к
природе, бережное
отношение к ней.
Выбирать оптимальные
способы участия
мл.школьников в
природоохранной
деятельности ней.
отраслиживотноводства
родного края.
Родной город (село), регион
(область, республика,
край): название, основные
достопримечательности.
Уметь: работать с картой
«Народныепромыслы»;
называть народные
промыслы; описывать
народные промыслы.
Охрана природных
богатств. Роднойгород
(село), регион (область,
республика, край): название,
основные
достопримечательности.
Знатьпонятие
«заповедник».
Уметь: работать с картой
«Охраняемые территории»;
пользоваться толковым
словарем; описывать
заповедные и охраняемые
места родного края
Адекватно
воспринимать
оценку учителя.
Формировать
готовность к
преодолению
трудностей
Коммуникативные
Формировать
эмоционально
позитивное
отношение к
процессу
сотрудничества
Регулятивные
Уметь учитывать
выделенные
учителем
ориентиры действий
в новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем оценивать
свою работу на
уроке
Тема модуля. «Человеческий организм» (13 ч)
Цели модуля: узнать общее представление о строении и основных функциях организма человека;
познакомить с понятиями «орган», «система органов»;
познакомить с основными частями тела человека и о значении каждой части тела человека;
узнать о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения,
мочевой, нервной систем. 37
(0)
1 ч
Постановочный
урок.
Письмо
руководителей
клуба школьникам.
Что нам предстоит
изучить во втором
полугодии 4
класса?
38
(1)
1 ч
Как устроен
организм человека.
Путешествиев мир
клеток
39
(2)
Самый большой
орган чувств
1 ч
Учиться называть основные
части тела человека;
рассказывать о значении
каждой части тела
человека.
Формирование
установки на здоровый
образ жизни.
Учитьсяпроводить
простейшие опыты;
рассказывать о значении
кожи для организма
человека; показывать на
схеме структурные части
кожного покрова
Формировать
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Формирование
установки на здоровый
образ жизни.
Коммуникативные
Участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем, строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками
Регулятивные
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности
Коммуникативные
Участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем, строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками
Регулятивные
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Клетка
человеческого организма,
ткань органа человека.
Размножение клеток.
Знатьпонятия «орган»,
«система органов».
Иметь представление
о строении и значении
костной системы, мышечной
системы, системы
пищеварения, дыхания,
кровообращения, мочевой,
нервной систем.
Уметь: называть основные
части тела человека;
рассказывать о значении
каждой части тела
человека.
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Кожа человека,
строение и функции кожи.
Эпидермис. Дерма.
Подкожный слой. Меланин.
Знать: термин «кожа»;
строение кожи(эпидермис,
меланин, дерма, подкожный
слой).
Уметь: проводить
простейшие опыты;
рассказывать о значении
кожи для организма 40
(3)
Как человек
двигается?
1 ч
Учиться называть части
скелета (череп,
позвоночник); рассказывать
о назначении костей скелета
человека
Формировать
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Формирование
установки на здоровый
образ жизни.
Пищеварительная
система
2 ч
41,4
2
(4,5)
Учиться выполнять правила
питания;рассказывать о
процессе пищеварения;
называть необходимые для
ростаорганизма питательные
вещества (углеводы, белки,
кальций)
Познавательные
Формирование
умения выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Регулятивные
Формирование
умения
действоватьпо
плану и
планировать свою
деятельность.
Коммуникативные
Формировать
эмоционально
позитивное
отношение к
процессу
сотрудничества
человека; показывать на
схеме структурные части
кожного покрова.
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Опорно
двигательный аппарат
человека.
Знатьтермины «кости»,
«мышцы»,«скелетные
мышцы», «суставы».
Иметь представление: о
значении мышцесгибателе и
мышцеразгибателе; о
строении костей; что кости
«делают» кровь.
Уметь: называть части
скелета (череп,
позвоночник); рассказывать
о назначении костей
скелета человека.
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Пищеварительная
система.
Знатьпонятия
«пищеварение»,
«пищеварительная
система». Система
кровообращения
2 ч
43,4
4
(6,7)
Развивать учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу и
способам решения
новой частной задачи
Учиться называть органы
кровеноснойсистемы;
рассказывать о работе
сердца; рассказывать о
циркуляции кровипо
организму; называть состав
крови(красные и белые
кровяные клетки,кровяные
пластинки и плазма);
рассказывать о строении
сердца.
Уметь: выполнять правила
питания;рассказывать о
процессе пищеварения;
называть необходимые для
ростаорганизма
питательные вещества
(углеводы, белки, кальций)
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Система
кровообращения.
Знать, что в теле человека
находятся полости,
занимаемые органами.
Уметь: называть органы
кровеноснойсистемы;
рассказывать о работе
сердца; рассказывать о
циркуляции кровипо
организму; называть состав
крови(красные и белые
кровяные клетки,кровяные
пластинки и плазма);
рассказывать о строении
сердца.
Познавательные
Умение
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
поискового
характера. Умение
делать выводы на
основании
полученных
результатов.
Регулятивные
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности 2 ч
45,4
6
(8,9)
Познакомимся с
дыхательной
системой.
Все о вдохе и
выдохе
Учиться проводить
простейшие опыты;
называть органы системы
дыхания; рассказывать о
путешествии воздуха в
организме человека;
сравнивать вдыхаемый и
выдыхаемый воздух.
Формировать
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Формирование
установки на здоровый
образ жизни.
Береги свои легкие
1 ч
47
(10)
Получить общее
представление о строении и
основных функциях
организма человека.
Дыхательная система.
Формировать
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Формирование
установки на здоровый
образ жизни.
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Дыхательная
система.
Знать,какие внутренние
органы защищены грудной
клеткой, понятия
«диафрагма», «трахея»,
«бронхи», «бронхиолы»,
«альвеолы», «капилляры».
Уметь: проводить
простейшие опыты;
называть органы системы
дыхания; рассказывать о
путешествии воздуха в
организме человека;
сравнивать вдыхаемый и
выдыхаемый воздух.
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Дыхательная
система.
Знать, что курение вредно
для каждой части
организма человека.
Иметь представление о
том, что легкие
необходимы не только для
дыхания, но и для того,
чтобы говорить
Познавательные
Формировать
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности учебной
деятельности.
Формирование
установки на
здоровый образ
жизни.
Коммуникативные
Формировать
эмоционально
позитивное
отношение к
процессу
сотрудничества
Познавательные
Умение
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
поискового
характера. Умение
делать выводы на
основании
полученных
результатов
Регулятивные
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей 48
(11)
Как почки удаляют
из организма
вредные вещества
1 ч
Учиться называть органы
мочевой системы (мочевой
пузырь, почки,
мочеточники,
мочеиспускательный канал,
почечная артерия, почечная
вена).
Формировать
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Формирование
установки на здоровый
образ жизни.
49(Р) Нервная система
человека.
Обобщение по теме
1 ч
16.03 Учиться называть все
органы чувств;рассказывать
о строении нервной системы
(головной мозг, спинной
мозг, нервы).
Формировать
способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Формирование
установки на здоровый
образ жизни.
деятельности
Коммуникативные
Формирование
эмоционально
позитивного
отношения к
процессу
сотрудничества
Регулятивные
Осуществлять
взаимный контроль
при работе в группе
Познавательные
Формировать
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности учебной
деятельности.
Формирование
установки на
здоровый образ
жизни.
Коммуникативные
Формировать
эмоционально
позитивное
отношение к
процессу
сотрудничества
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Почки.
Знатьстроение мочевой
системы.
Иметь представлениео
роли почек.
Уметьназывать органы
мочевой системы (мочевой
пузырь, почки,
мочеточники,
мочеиспускательный канал,
почечная артерия, почечная
вена).
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Нервная система
человека.
Знать: строение нервной
системы;какие сведения об
окружающем миремы
получаем с помощью
органов чувств.
Иметь представление
о защитных рефлексах
организма.
Уметь: называть все
органы чувств;рассказывать
о строении нервной системы
(головной мозг, спинной
мозг, нервы). Тема модуля. «Изучаем органы чувств» (7 ч)
Цели модуля: познакомить с органами чувств человека;
познакомить с правилами ухода за органами чувств;
научить проводить простейшие опыты и наблюдения за органами чувств.
50(0) Постановочный
1 ч
урок.
Учиться готовить сообщение
об органах чувств по плану;
рассказывать о значении носа;
проводить простейшие опыты
и наблюдения
Развивать учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу и
способам решения
новой частной задачи
51
(1)
1 ч
Спроси у носа, что
такое запах (первое
заседание клуба по
теме «Органы
чувств»)
52(2) Высуни языки, скажи:
1 ч
«А»
Рассказывать о значении языка;
проводить простейшие опыты и
наблюдения.
Развивать учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу и
способам решения
новой частной задачи
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Органы чувств.
Знать: органы чувств;
правила ухода за органом
обоняния.
Иметь представление: об
органе равновесия; о
строении носа.
Уметь: готовить сообщение
об органах чувств по плану;
рассказывать о значении носа;
проводить простейшие
опыты и наблюдения.
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Органы чувств.
Иметь представлениео
строении языка.
Уметь: рассказывать о
значении языка; проводить
простейшие опыты и
наблюдения.
Регулятивные
Формирование
умения учиться и
способности к
организации своей
деятельности)
(планирование,
контроль, оценка)
Коммуникативные
Умение осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Познавательные
Формирование
умения выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
задач в зависимости
от конкретных
условий
Коммуникативные
Формировать
эмоционально
позитивное
отношение к
процессу
сотрудничества «Взгляд» на глаз
1 ч
53
(3)
Рассказывать о значении глаза;
проводить простейшие опыты и
наблюдения.
54
(4)
Ухо не только орган
слуха. Ухо – орган
равновесия
1 ч
Рассказывать о значении
органа слуха; проводить
простейшие опыты и
наблюдения
Рассказывать о значении
органа осязания; проводить
простейшие опыты и
наблюдения
1 ч
1 ч
55
(5)
Распознавание
предметов путем
соприкосновения с
ними. Советы
школьного врача
56(Р) Обобщение
по теме.
Готовимся к
школьной
олимпиаде
Развивать учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу и
способам решения
новой частной задачи
Развивать учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу и
способам решения
новой частной задач
Регулятивные
Формирование
умения учиться и
способности к
организации своей
деятельности)
(планирование,
контроль, оценка)
Коммуникативные
Умение осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Познавательные
Умение
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
поискового
характера. Умение
делать выводы на
основании
полученных
результатов
Регулятивные
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности
Коммуникативные
Умение осознанно и
произвольно
строить речевое
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Органы чувств.
Знать правила ухода за
глазами.
Иметь представлениео
строении глаза.
Уметь: рассказывать о
значении глаза; проводить
простейшие опыты
инаблюдения.
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека.
Знатьправила ухода за
органом слуха.
Иметь представлениео
строении уха.
Уметь: рассказывать о
значении органа слуха;
проводить простейшие опыты
и наблюдения.
Общее представление о
строении и основных
функциях организма
человека. Органы чувств.
Знать правила ухода за
органом осязания, как
помочь человеку до приезда
врача
Иметь представление
о строении кожи.
Уметь: рассказывать о Границы России
1 ч
58
(1)
Формирование чувства
сопричастности
своей Родине, народу и
истории и гордости за
них
Учиться работать с
физической картой России;
называть соседние
государства и их столицы;
рассказывать о соседних с
Россией государствах;
называть основные
достопримечательности,
исторические памятники
соседних с Россией
государств
Тема модуля.«Путешествие по странам мира» (5 ч)
Цели модуля:познакомить с государственной символикой России;
учить находить Россию на карте, Москву, другие города России;
научитьработать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних
с Россией государствах;
познакомить с основными достопримечательностями,историческими памятниками США, Великобритании, Франции;
называть их столицу и главные города.
57
(0)
Постановочный
урок
1 ч
высказывание
значении органа осязания;
проводить простейшие
опыты и наблюдения
Коммуникативные
С достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
Регулятивные
Умение быстро
включаться в работу
и осознавать, что
надо делать в
процессе решения
поставленной
задачи
Познавательные
Умение
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
поискового
характера. Умение
делать выводы на
Россия – наша Родина.
Государственная символика
России. Россия на карте.
Москва – столица России.
Города России: названия,
достопримечательности,
расположение на карте.
Элементарные приемы
чтения карты. Морские
границы России.
Знать: границы России; с
какими государствами
граничит Россия; понятие
«государства».
Уметь: работать с
физической картой России;
называть соседние
государства и их столицы;
рассказывать о соседних с
Россией государствах;
называть основные
достопримечательности,
исторические памятники
соседних с Россией
государств 59,6
0
(2,3)
Соединенныештаты
Америки (США),
Великобритания,
Франция
2 ч
Работать с картой;
называтьосновные
достопримечательности,ист
орические памятники США,
Великобритании, Франции;
называть их столицу и
главные города
Проявление
познавательного
интереса, стремление к
повышению культуры
речевого общения.
61(Р) Обобщение
1 ч
по теме.
Готовимся к
школьной
олимпиаде
Учиться работать с картой;
называтьосновные
достопримечательности,ист
орические памятники США,
Великобритании, Франции;
называть их столицу и
главные города
Формирование чувства
сопричастности
своей Родине, народу и
истории и гордости за
них
основании
полученных
результатов
Регулятивные
Умение быстро
включаться в работу
и осознавать, что
надо делать в
процессе решения
поставленной
задачи
Познавательные
Умение
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
поискового
характера. Умение
делать выводы на
основании
полученных
результатов
Познавательные
Умение
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
поискового
характера. Умение
делать выводы на
основании
полученных
результатов
Регулятивные
Элементарные приемы
чтения карты.
Уметь:работать с картой;
называтьосновные
достопримечательности,ист
орические памятники США,
Великобритании, Франции;
называть их столицу и
главные города.
Элементарные приемы
чтения карты.
Уметь:работать с картой;
называтьосновные
достопримечательности,ист
орические памятники США,
Великобритании, Франции;
называть их столицу и
главные города. Тема модуля. «Москва как летопись истории России» (4 ч)
Цели модуля:познакомить с историей Москвы, Кремля, Красной площади, Спасской башни, Кремлевских курантах, о московских
Князьяхи их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского;
познакомить с государственными праздниками России.
62
(0)
1 ч
Постановочный
урок.
День народного
единства
Формирование чувства
сопричастности
своей Родине, народу и
истории и гордости за
них
Рассказывать об истории
Москвы, возведении
Кремля, о Красной
площади, Спасской башне,
Кремлевских курантах, о
московских князьях и их
победах над иноземными
захватчиками; рассказывать
о подвиге Минина и
Пожарского.
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности
Коммуникативные
Умение осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Коммуникативные
С достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
Регулятивные
Умение быстро
включаться в работу
и осознавать, что
надо делать в
процессе решения
поставленной
задачи
Познавательные
Умение
самостоятельно
создавать способы
Россия – наша Родина.
Государственные
праздники. Минин и
Пожарский.
Знать:государственные
праздники России; историю
создания памятникана
Красной площади
«ГражданинуМинину и
князю Пожарскому от бла
годарной России».
Уметь:рассказывать об
истории Москвы,
возведении Кремля, о
Красной площади,
Спасской башне,
Кремлевских курантах, о
московских князьях и их
победах над иноземными
захватчиками; рассказывать
о подвиге Минина и 63(1) Итоговая
проверочная задача
1 ч
Повторить правила работы
в группах, учиться находить
в
Интернете определённый
материал.
Выбирать оптимальные
формы поведения во
взаимоотношениях с
одноклассниками,
друзьями, взрослыми
64(2) Москва: память
1 ч
о войне 1812
годаПамять
Москвы о героях
Великой
Отечественной
войны 19411945
годов
Формирование чувства
сопричастности
своей Родине, народу и
истории и гордости за
них
Рассказывать об
Отечественной войне 1812
года; называть памятники,
посвященные
Отечественной войне 1812
года.
Рассказывать о героях
Великой Отечественной
войны
решения проблем
творческого и
поискового
характера. Умение
делать выводы на
основании
полученных
результатов
Регулятивные
Организовывать
свое рабочее место,
определять цель
выполнения заданий
на уроке,
определять план
выполнения заданий
на уроке,
прогнозировать –
предвосхищать
результат и уровень
усвоения знаний,
оценивать свою
работу на уроке
Познавательные
Умение
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
поискового
характера. Умение
делать выводы на
основании
полученных
результатов
Регулятивные
Пожарского.
Уметь работать в группах
Москва – столица России.
Отечественная война 1812
года.
Знать: государственные
праздникиРоссии; историю
создания памятника
«Триумфальная арка».
Иметь представление
о значении войны 1812 года.
Уметь: рассказывать об
Отечественной войне 1812
года; называть памятники,
посвященные 65(3) Памятники
1 ч
Москвы
покорителям
космоса
Рассказывать об истории
освоения космоса; называть
памятники, посвященные
космонавтам; рассказывать
о достижениях России в
освоении космоса.
Формирование чувства
сопричастности
своей Родине, народу и
истории и гордости за
них
Отечественной войне 1812
года.
Москва столица России.
Знать, когда началась и
закончилась Великая
Отечественная война.
Уметь:рассказывать о
героях Великой
Отечественной войны
Москва столица России.
Знать:государственные
праздники России; имя
первого космонавта.
Уметь: рассказывать об
истории освоения космоса;
называть памятники,
посвященные космонавтам;
рассказывать о достижениях
России в освоении космоса.
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности
Регулятивные
Организовывать
свое рабочее место,
определять цель
выполнения заданий
на уроке,
определять план
выполнения заданий
на уроке,
прогнозировать –
предвосхищать
результат и уровень
усвоения знаний,
оценивать свою
работу на уроке
9. Модуль «Мы – граждане России»» (3ч)
Цели модуля: познакомить с Государственной символикой России;
выучить Государственный гимн России;
познакомить с Основным законом страны Конституцией России; правами и обязанностями граждан России;
познакомить с главой нашего государства 66
(0)
1 ч
Постановочный
урок.
Имя нашей страны
Россия или
Российская Феде
рация
Рассказывать наизусть
Государственный гимн России;
рассказывать, что изображено на
Государственном гербе России;
описывать Государственный флаг
Российской Федерации
Формирование
чувства
сопричастности
своей Родине,
народу и истории
и гордости за них.
Формирование
осознания
этнической
принадлежности
и культурной
идентичности на
основе осознания
«Я» как
гражданина
России.
Познавательные
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
доступных детям
источников
информации.
Умение осознанно
и произвольно
строить речевое
высказывание
Регулятивные
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности
67
Основной закон
страны –
Конституция
России
1 ч
Учиться подписывать адрес на
конверте; называть Основной
закон страны Конституцию
России; называть права и
обязанности граждан России;
объяснять, почему охрана
природы является одной из
важнейших обязанностей
граждан; объяснять, почему
государство заинтересовано в
получении гражданами основного
общего образования; называть
Формирование
чувства
сопричастности
своей Родине,
народу и истории
и гордости за них.
Формирование
осознания
этнической
принадлежности
и культурной
идентичности на
Познавательные
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
доступных детям
источников
информации.
Умение осознанно
Россия – наша Родина.
Государственная символика
России. Россия на карте.
Москва – столица России.
Города России: названия,
достопримечательности,
расположение на карте.
Элементарные приемы
чтения карты.
Знать: все названия нашего
государства (Русь,
Древнерусское государство,
Россия); исторические
столицы России;
государственные символы
России.
Уметь: читать наизусть
Государственный гимн
России; рассказывать, что
изображено на
Государственном гербе
России; описывать
Государственный флаг
Российской Федерации
Человек – член общества.
Знать, что Россия
объединяет 89 равноправных
членов субъектов
Российской Федерации; что
главой нашего государства
является Президент РФ;
главные задачи парламента;
понятия «федерация»,
«республика».
Уметь: подписывать адрес
на конверте; называть имена депутатов, которые
представляют интересы твоего
региона в парламенте страны.
основе осознания
«Я» как
гражданина
России.
и произвольно
строить речевое
высказывание
Регулятивные
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности
Учиться подписывать адрес на
конверте; называть Основной
закон страны Конституцию
России; называть права и
обязанности граждан России;
объяснять, почему охрана
природы является одной из
важнейших обязанностей
граждан; объяснять, почему
государство заинтересовано в
получении гражданами основного
общего образования; называть
имена депутатов, которые
представляют интересы твоего
региона в парламенте страны.
Формирование
чувства
сопричастности
своей Родине,
народу и истории
и гордости за них.
Формирование
осознания
этнической
принадлежности
и культурной
идентичности на
основе осознания
«Я» как
гражданина
России.
Познавательные
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
доступных детям
источников
информации.
Регулятивные
Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности
Основной закон страны
Конституцию России;
называть права и обязанности
граждан России; объяснять,
почему охрана природы
является одной из
важнейших обязанностей
граждан; объяснять, почему
государство заинтересовано в
получении гражданами
основного общего
образования; называть имена
депутатов, которые
представляют интересы
твоего региона в парламенте
страны
Человек – член общества.
Знать, что Россия
объединяет 89 равноправных
членов субъектов
Российской Федерации; что
главой нашего государства
является Президент РФ;
главные задачи парламента;
понятия «федерация»,
«республика».
2 ч
68
Обобщение
по теме.
Готовимся к
школьной
олимпиаде.
Итоговая
проверочная
работа.
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.