Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
12.05.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)
В данном уроке показаны методы ит формы современного урока. Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II. 2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым. 3. Развивать устную речь. 4. Воспитывать интерес к истории.
ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ.docx
Тема: «ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ»  Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II. 2.   Познакомить   учащихся   с   известными   военачальниками   –   А.   В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым. 3. Развивать устную речь. 4. Воспитывать интерес к истории. О б о р у д о в а н и е: компьютер,карточки, презентация «Екатерина Великая» Ход урока I. Организационный момент. (слайд 1) Начинаем мы опять  По истории шагать.  Чтобы всё понятно стало  Потрудимся мы немало. Проверка домашнего задания: II. Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили период правления Петра Первого. Давайте вспомним, о чем говорили.  Учитель  проводит     о   п   р   о   с    учащихся   «Древо   знания»   На   доске нарисовано   дерево,   с   прикрепленными   к   нему   листочками.   На листочках записаны данные вопросы, см. внизу.): – Почему Петр Первый получил прозвище Великий? – Зачем России нужен был флот? – Какие главные перемены произошли в России  при Петре Первом? – Когда и как был основан Санкт­Петербург?  Индив.опрос по карточкам III.Мотивация к изучению нового материала. ­А сейчас прослушайте отрывок(слайд 2) « Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла!» ­  О   ком   речь?  Из   какого   произведения? (О   царице.  Отрывок   из   поэмы Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») 1 ­ Действительно о царице, вот и сегодня речь пойдёт о царице, вернее об императрице Екатерине Великой. ­ Ребята, а  почему я сказала императрица, а не царица?( В 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором) IV. Сообщение темы и целей урока. Работа над темой урока. Учитель.  Сегодня   на   уроке   речь   пойдет   о   Екатерине   Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему ее назвали Великой, мы узнаем на этом уроке. Нас ожидает знакомство с Петербургом того времени. ­Какие цели мы можем поставить на уроке? (слайд 3) ­Как мы будем достигать наших целей? (Работать с учебником,   рабочей тетрадью, коллективно, работа группами и парами).Ребята мы будем работать по плану, карточки у вас на партах. ­Какой первый пункт плана?(Екатерина Великая).Цель на данном   этапе? (познакомиться с жизнью императрицы) ­А   теперь   внимательно   послушаем   ваших   одноклассников,   которые подготовили сообщения об императрице. Ученик 1: (слайд 4) Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала   Елизавета   Петровна.   Острый   и   живой   ум,   красота   немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы.  Ученик   2:  (слайд   5)Блистая   при   русском   дворе   красотою   и   умом, Екатерина   весь   свой   досуг   употребляла   на   самообразование.   Она   много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина   выучила   так,   что   знала   множество   поговорок   и   писала   на   нем сочинения. Ученик 1: (слайд 6) После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала   императрицей.   Она   славилась   искусством   управлять   государством   и выбирать   своих   приближенных.   В   делах   она   принимала   за   образец   Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Ученик   2:  (слайды7)  Екатерина   царствовала   34   года.   Все   это   время наполнено   громкими   победами   русских   и   мудрыми   распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник.  Учитель: ­Ребята давайте прочитаем слова Екатерины Великой(слайд 8) (Дети читают) ­Как вы их понимаете?(Ответы детей) (слайд 9)  А сейчас проверим, как внимательно слушали рассказ ребят. Ответив на несколько вопросов: ­ Кто стал продолжателем дел Петра 1? (Екатерина II.) ­ Где родилась Екатерина Великая? Ответ: В Германии 2 ­   Кем   она   была   до   того   как   стала   русской   императрицей?   Ответ: Немецкой принцессой ­ Сколько лет царствовала Екатерина II? (34 года.) ­ Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом.) V.Физминутка. (упражения на внимание) VI. Работа над темой урока. Учитель:­ Мы продолжаем работуи выясним какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II .Прочитайте следующий пункт плана. • «Путешествие в Санкт­Петербург»   «Путешествие в Петербург» (Слайд 10) Самым многолюдным городом империи был Санкт­Петербург, который стал ещё красивее, чем прежде. На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознёсся Медный всадник – памятник Петру Первому. Он стал одним из символов города. Постамент памятника высечен из Гром ­ камня (его расколола молния). Это   была   огромная   скала,   которую   с   огромным   трудом   перевезли   в Петербург.   Для   этого   использовали   огромные,   обитые   медью   желоба   и бронзовые шары. (Слайд 11) В каменные набережные оделась Нева. Строились каменные и чугунные мосты через реки и каналы. (Слайд 12­13)  В середине  XVIII  века на набережной   Невы возводится Зимний   дворец.  Это   огромное   нарядное   здание   построено   архитектором Франческо   Бартоломео   Растрелли   для   дочери   Петра   –   императрицы Елизаветы. Правда пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия   стала   могучей   державой.   В   Петербурге   жили   посланники   многих иностранных правителей. Учитель: – А что в наши дни находится в Зимнем дворце? (слайд 14­15) В   наши дни в Зимнем дворце находится   Музей Эрмитаж.   Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от   глубокой   древности   до   наших   дней.   Но   только   небольшая   часть экспонируется в четырех зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитажах.   А   еще   там   есть   пятое   здание   –   Эрмитажный   театр,   где   при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь слушают лекции и концерты. Подведём итоги: ­     Какие   изменения   произошли   в     Санкт   –   Петербурге   при   Екатерине Великой?   (возник   памятник   Петру   Великому   «Медный   всадник;   Нева 3 оделась   в   каменные   берега;     строились   мосты;     был   возведен   Зимний дворец) – Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому? ­Следующий пункт­это  «Дворяне и крепостные крестьяне»         (Слайд 16)Никогда ещё дворянам не жилось так вольготно. Многие покинули Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян. (Слайд   17)  В   1785   году   Екатерина   II   издает   «Жалованную   грамоту дворянству», согласно которой: 1)   дворяне   освобождались   от   телесных   наказаний,  налога,   обязательной службы; 2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян. (слайд 18 ) 3) Дворяне владели крепостными крестьянами.  Ученик:    Еще   в   начале   своего   правления   Екатерина   II   попыталась поставить   перед   обществом   вопрос   об   отмене   крепостного   права,   но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона. Как жили крепостные кресьяне?  Крепостной   полностью   зависел   от   своего   господина.   Тот   мог продать   его,   подарить,  проиграть   в  карты,  а  то   и   обменять   на породистую собаку.     (слайд 19) Многие   крестьяне,   не   выдерживая   такой   жизни, бежали.   Другие   собирались   в   разбойные   шайки,   грабили   на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.  Емельян  Пугачёв  поднял  восстание, для того чтобы крестьяне получили   независимость.  Но   силы  были   неравными.  Обученные войска разгромили восставших. Итоги:    Ребята, скажите, кто такие дворяне? Ответы детей        Дворяне – это люди, которые принадлежали к  господствующему слою населения. Они могли владеть землями, деревнями,  крепостными крестьянами.  А  крепостные крестьяне? 4 Ответы детей       Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к  своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться  судьбой такого крестьянина. Он мог продать его, или обменять на что угодно.  Например, на породистую собаку или проиграть крестьянина в карты. VII.Физминутка(военная) VIII.Продолжние работы. Учитель:   ­Нам   осталось   изучить   последний   пункт   плана «Знаменитые   военачальники».Во   время   царствования   Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.  Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил. (слайды 20­ 21) Учитель9 (слайд 22). Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один   из   создателей   российского   Черноморского   флота   и   с   1790   года   его командующий.   Разработал   и   применил   маневренную   тактику,   одержав   ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно   провел   Средиземноморский   поход   российского   флота   во   время войны против Франции. Александр Васильевич Суворов.  В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был   произведен   в   офицеры.   Суворов   изнутри   знал   солдатскую   службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это   любовью   и   уважением.   С   именем   Суворова   связаны   многие   победы русской   армии.   Прямой   и   честный   характер   Суворова   не   позволял   ему склонять   голову   даже   перед   императорами.   В   1799   году   Суворов   стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать». Подведём итоги: ­ Назовите самого известного полководца того времени. Ответ: А.В.  Суворов ­ А теперь самого известного флотоводца. Ответ: Ф.Ф. Ушаков – Чем прославились А. В. Суворов  и Ф. Ф. Ушаков? IX.Закрепление изученного. Рефлексия. 5 • • Работа парами в тетради : с 37 №1,2­проверка Работа группами (каждой группе выдаётся задание) ­Для дальнейшей работы мы разделимся на  3 группы и закрепим все пункты плана.   Каждая   группа   будет   работать   по   своей   теме,   которые   являются пунктами нашего плана. Используйте материал учебника. • «Путешествие в Санкт­Петербург» ­ 1 группа • «Дворяне и крепостные крестьяне» ­ 2 группа •  «Знаменитые военачальники» ­ 3группа (ребята   работают   8­10   минут)­проверка,оценивание   работы   капитанами групп. ­Вы сегодня очень хорошо работали, были внимательными, молодцы!  А вот как усвоили, сегодняшнюю тему урока вы сейчас проверите.  Предлагаю вам поиграть в  игру «Историческое домино». ­ У каждой пары на столе набор карточек. ­ Победит та команда, которая быстрее всех составит большее количество верных цепочек из карточек домино.(слайд 25) Возводится в середине XVII в. на Дворцовой  Царствование  Екатерины II  34 года Медный  всадник площади Памятник Петру I  Емельян Пугачев А. В. Суворов Эрмитаж Великая Ф. Ф. Ушаков «Наука  побеждать» Крепость Измаил Подведение итогов игры. (слайд 26) Предводитель  крестьян Крупнейший музей Командующий Черноморским флотом Знаменитая  победа  Суворова Генералиссимус Прозвище  Екатерины II Книга  Суворова Зимний  дворец 6 V. Закрепление изученного. 1 Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей? 2 Какие перемены произошли в России в это время? 3 !!!!!!!! – Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой? 4 ПРОЧИТАТЬ ВЫВОД УРОКА В УЧЕБНИКЕ С. 111 V. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание. У. С. 105–111. Ответить на вопросы «Проверь себя», в Т. с. 37­38 зад.3, 4. 7

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Екатерина Великая" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017