Внеклассное занятие по русскому языку в 1 классе
Учитель: Устюгова Л.И.
Тема занятия: Чудеса русского языка. Превращения слов.
Цель: способствовать прочному и сознательному развитию речи детей; вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка.
Ход занятия.
1. Орг. момент. - Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте. Что бывает, если на место одной буквы встанет другая, можно узнать из рассказа А.Шибаева «Одна буква».
2. Постановка учебной задачи.
(Учитель по ходу чтения делает необходимые записи на доске).
Все началось с того, что, Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: «варона».
Я ей говорю:
- Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а!
А Маша отвечает:
- Ну, подумаешь, одна буква… Варона или ворона – какая тут разница? И так все поймут.
Тогда я сказал:
- А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т. Что получилось?
Смеется Маша:
- Вот чудеса, получилось ворота!
- Поняла, - говорю, - что значит одна буква?
- Так, о чем пойдет речь на нашем занятии? (Ребята высказывают своё мнение, подводят к теме урока.)
Чудесные превращения слов.
1) А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот что получилось:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
? - Какое слово должно быть в стихотворении? (сом).
- Какая буква встала не на свое место?
- Что получилось при этой замене? (дом).
- Оказывается, одна маленькая буква может превратить слово в другое. Был сом, стал дом.
1. Забавные недоразумения. –Послушаем другие стихи и найдем в них ошибки.
1. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
2. Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело…
3. На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
4.. Забодал меня котел (козел)
На него я очень зол
2. Замените одну букву, так чтобы получилось новое слово:
День |
Палка |
Мак |
Коза |
бочка |
|
|
|
|
дочка |
|
|
|
|
точка |
|
|
|
|
кочка |
4. Физкультминутка.
Руки вверх и руки вниз
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
Энергично, как всегда,
Головой покажем: ДА!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, Поднимаемся легко.
6. Игра « Флот ….» Записаны 4 слова: пена, шар, бор, метр. Из слова флот нужно брать по 1 букве и добавлять в конец каждого слова, чтобы получилось новое слово.
7. Упражнение «Замените выделенную букву». (слова записаны на доске)
Ум палка лапка кот
Возможные варианты: бочка, точка, дочка, кочка, ночка, почка; папка, шапка; ус, уж, ух; кот, кол, ком, кон; коса, кожа, кора.
3) Метаграмма. Метаграмма- загадка, в которой зашифрованы слова, различающиеся 1 буквой. Например: Когда я с ч, то из меня ты пьешь, когда я с ш – врагов ты мною бьешь. (чашка, шашка).
А) С ё – колючий, с у – ползучий. (уж, еж)
Б) С ч – я над водой летаю, с г – навинченной бываю. (чайка, гайка).
- Найдите слова в метаграмме.
В) Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь – оставь меня в вазу…
Но с буквою к в огород я пойду,
И, если капусту на грядке найду, …
Капусте достанется сразу. (Роза – коза).
5. Итог занятия.
Что бывает, если на место одной буквы встанет другая? (Ответы детей)
- Вы убедились, что одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое. Так бывает не только при замене буквы, но и тогда, когда мы добавим к слову букву или отнимем её от слова.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.