Цель:
1. Познакомить учащихся с понятием «Качество» .
2. Расширение кругозора о товаре и его качестве.
3. Формирование знаний о правах потребителя, ознакомление с законом РФ «О защите прав потребителя
4. Совершенствование умения в приобретении продуктов питания, выборе качественной продукции, подготовке к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.
5. Воспитывать общую культуру, вежливость.
6. Развивать интерес к покупкам.
Задачи:
- научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья;
- формировать умения отличать качественную продукцию от
подделки;
- вызвать стремление к здоровому питанию;
- правильно ориентировать детей в вопросах культуры питания;
- воспитывать бережное отношение к продуктам питания, уважение к людям труда.
Оборудование:
корзинки с карточками, изображающими различные продукты (или муляжи овощей и фруктов);мультимедийное оборудование; молочные продукты; текст сказки; карточки с названиями продуктов питания - картофельные чипсы, яблоко, хлеб, колбаса, масло, сыр.
Герои:
Доктор Айболит, хозяюшка, продавец, молочница, Карлсон
Музыкальное вступление (песня «Антошка»).
Ход урока
1. Организационный момент.
Тот, кто верит в свои силы,
В доброту и красоту,
Никогда и у здоровья
Не останется в долгу.
2. Беседа.
- Что значит для нас питание? (Это процесс поступления в организм с пищей питательных веществ и их последующее усвоение, необходимое для нормальной жизнедеятельности.)
- Как вы думаете, зачем человеку нужны продукты?
- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
- Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
Сейчас вокруг подделок тьма,
Чтоб человек здоровым был
Программу “Качества” не зря
Нам департамент предложил.
- В России по инициативе министерства здравоохранения принята целевая
программа “Качество”, задачами которой является контроль за качеством товаров и
услуг.
- В рамках программы “Качество” разработан и осуществляется целый ряд мероприятий по защите потребительского рынка, принято решение ввести в обращение индивидуальный защитный знак, который наносится на этикетку и упаковку продукции.
– Доктора советуют: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразность?
- Что означает умеренность?
- Древним людям принадлежат мудрые слова: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.” Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевает все переваривать!
- Что значит “разнообразие”?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.
Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать – углеводы, жиры (мед, гречка, геркулес, изюм, масло подсолнечное).
Другие помогают строить организм и сделать его более сильным – белки (творог, рыба, мясо, яйца, орехи).
А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться – витамины (ягоды, зелень, капуста, морковь, яблоки, бананы).
3. Сюжетно-ролевая игра.
В дверь стучат, входит доктор Айболит:
- Я принёс письмо от Карлсона.
Учитель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Своё письмо пишу вам из больницы.
У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах «звёздочки», всё тело вялое, нет настроения. Доктор Айболит говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и «Пепси-кола». Это моя любимая еда.
Наверное, я скоро буду здоров.
Ваш Карлсон».
Учитель: Дети, скажите, верно ли наш друг составил меню?
Дети: Нет, он выбрал «вредные» продукты.
Учитель: Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. В пищу нужно употреблять больше овощей, фруктов и ягод (ведь в них очень много витаминов).
Сейчас мы с вами отправимся в магазин и выберем продукты для Карлсона.
У нас выращивают много самых разнообразных ягод, фруктов и овощей, таких важных для сбалансированного питания.
Доктор Айболит: (это нужно знать) Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе человека регулярно. Основные группы витаминов: водорастворимые (С, В1, В2, В3, В12) и жирорастворимые (А, Д, Е, F, K).
Учитель: Прежде чем выбрать продукты для нашего друга, посмотрим рекламу:
«Овощи, выращенные в Челябинской области».
( Ученики, подготовившие домашнее задание, рекламируют продукты, изображение которых демонстрируется на экране).
1 ученик: Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста)
Капуста – это ценный источник витамина С (аскорбиновой кислоты), каротина, минеральных веществ. Витамин С повышает иммунитет.
2 ученик: Заставил плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а …( лук)
Лук содержит различные соли кальция и фосфора, витамины А, группы В, С, усиливает аппетит. Используется в лечебных целях при простудных заболеваниях.
3 ученик: Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко -
Ведь правда, вкусная … (картошка)
Картофель содержит практически все необходимые организму минеральные вещества и водорастворимые витамины.
4 ученик: Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные –
Вот такие круглые!
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидоры)
Помидоры богаты витаминами (каротином, группы В), ферментами и аминокислотами. Источник фолиевой кислоты и органического железа.
5 ученик: Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (морковь)
Морковь содержит витамин А (витамин роста), все необходимые организму минеральные вещества. Полезна для зрения.
6 ученик: Вверху зелено,
Внизу красно.
В земле выросло. (свёкла)
Свёкла отличается значительным содержанием углеводов, клетчатки, органических кислот и минеральных веществ, особенно калия. железа и меди.
7 ученик: Щёки розовы,
Нос белый.
В темноте сидит день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (редис)
Редис богат углеводами, витамином С и минеральными веществами.
8 ученик: Во саду ли, в огороде
Вы меня всегда найдёте.
А кто летом в лес пойдёт,
Тот в корзине принесёт. (щавель)
Щавель, салат, шпинат содержат минеральные вещества, витамины группы В, каротин, витамин С.
9 ученик: Баклажаны содержат много сахаров (в основном глюкозу), некоторое количество витамина С, так необходимого для поддержания иммунитета, витамины группы В, минеральные вещества, марганец, йод, медь, цинк.
10 ученик: Сладкий перец содержит большое количество витамина С. Улучшает аппетит, способствует лучшему усвоению пищи.
Продавец : Все эти овощи выращивают у нас. Большое значение для здорового питания имеет качество потребляемых нами продуктов. Когда вы покупаете что-либо из продуктов, обязательно изучайте упаковку, спрашивайте название фирмы-производителя и место выращивании продукции.
Вы обращали внимание на заморские фрукты и овощи? Какие красивые «наливные» яблоки лежат на прилавках! И вспомните те, которые растут у вас в огороде. При ударе о землю или о «соседа» в ящике на яблоке появляется тёмное пятнышко и фрукт очень быстро портится. Чтобы избежать порчи при длительной транспортировке (из зарубежных стран), продукцию обрабатывают специальным воском. Он растворяется в воде, и поэтому фрукты и овощи нужно очень хорошо мыть.
Фрукты и овощи, выращенные в нашей местности, нет необходимости обрабатывать, так как они сразу доставляются на прилавки магазинов. Благодаря усилиям учёных-селекционеров в настоящее время выведено большое количество сортов растений, способных давать большие урожаи и дольше храниться, а также устойчивых к различным заболеваниям.
4. Физминутка: «Вершки и корешки»:
Учитель: Я буду называть овощи. Если используем в пищу подземные части этих продуктов, надо присесть. Если надземные – встать во весь рост, вытянув руки вверх. (картофель, щавель, морковь, помидор, свёкла, огурец, репа, баклажан).
5. Игра « На прилавке в магазине»
Доктор Айболит: Предлагаю игру: «Назови правильно, что выросло на грядках».
Стихотворение «Про овощи»:
Жил один садовод.
Он развёл огород.
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян.
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна.
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас привёл в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГОРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА…
( Дети дают правильные названия овощей и выбирают карточки с их изображениями:
ОГУРЦЫ, АРБУЗЫ, ПОМИДОРЫ, ДЫНИ, РЕДИС, СВЁКЛА, ЧЕСНОК,ЛУК, РЕПА,КАПУСТА).
Доктор Айболит: Молодцы! Вы получили много новой полезной информации и теперь должны понимать, что для здорового питания необходимо употреблять в пищу много ягод, фруктов и овощей. Теперь давайте выберем в наши корзины продукты, необходимые нашему другу Карлсону для выздоровления.
( Учащиеся складывают в свои корзинки карточки с изображением овощей и фруктов и комментируют свой выбор).
Хозяюшка:
– Наша Родина – Челябинская область – славится молочной продукцией.– Какие домашние животные дают человеку молоко? (коровы, козы, овцы).
6. Игра “Угадайка”
– Молоко – такой знакомый продукт. А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока?
– Давайте поиграем: назовите молочный продукт, ваш друг-другой молочный продукт и т.д. Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий молочных продуктов.
– Вспомнить же некоторые продукты, приготовленные из молока, вам поможет текст на доске:
1. Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и образуется… (простокваша).
2. Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета – … (творог).
3. Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится… (топлёное молоко).
4. Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится… (кислое молоко).
7. Физминутка.
8. Практическая минутка
- Ребята, у каждого из вас на парте лежат плавленые сырки. Кто знает, как, глядя на внешний вид упаковки распознать, пригоден ли данный продукт для употребления в пищу? На что нужно обратить особое внимание, глядя на упаковку товара? (Ответы детей).
Молочница:
- Плавленые сыры делят на 5 подгрупп: ломтевые, колбасные, пастообразные, сладкие и сыры к обеду.
Плавленые сыры в виде секторов и прямоугольных брусков фасуются в фольгу, полимерные коробочки, стаканы. Эти сыры должны хранится в сухом помещении. Срок хранения сыров ломтевых и колбасных до трёх месяцев, пастообразных, сладких и сыров к обеду – не более 30 суток. Сыры, упакованные в полимерную тару со съёмной крышкой, могут храниться не более 15 суток, с луком – 10 суток, сыры стерилизованные – до 12 месяцев, пастеризованные с ветчиной – 30 суток. Срок хранения зависит от жирности сыра, введённых наполнителей, упаковочных материалов.
А сейчас мы узнаем, как можно проверить качество сливочного масла:
Если сливочное масло на прилавке сверху явно более жёлтое, чем внутри, или на срезе вы заметили слои, разводы иного цвета, чем основная масса, – воздержитесь от покупки.
Уже приобретённое масло не стоит употреблять в пищу, если вы ощутили неприятный запах. Горьковатый, салистый, кормовой привкусы также говорят о несъедобности продукта. Если сохранился чек, можете попробовать вернуть товар в магазин, если нет – выбросьте, поскольку пользы от такого масла организму никакого, а вот вред оно нанести может.
Фасованное масло лучше приобретать в фольге, чем в пергаментной упаковке. Уже размороженное масло желательно не помещать назад в морозилку, поскольку оно потеряет свои полезные качества.
9. Сказка “История в продуктовом магазине”
Однажды ночью в магазине продукты услышали шепот, переходящий в спор. В тишине всё громче и громче раздавались голоса двух сырков.
Один из них говорит другому: “Посмотри, какая у меня красивая упаковка – блестящая, расписная. Когда придет покупатель, он сразу обратит на меня внимание”
- Ребята, как вы думаете, действительно ли яркая блестящая упаковка является залогом качества продукта? (Ответы детей)
Второй сырок ему в ответ: “Может упаковка у меня и не такая яркая, но за то у меня есть маленький, но очень важный значок. Меня им наградили за моё высокое качество, за экологическую чистоту”.
- А какой из сырков выбрали бы вы? (Ответы детей)
И пока спорили, незаметно наступило утро. В магазине появились первые покупатели, среди них были и дети. А детям очень нравятся сладкие сырки. В один миг, сырки со знаком качества были раскуплены.
10.Игра “Что разрушает здоровье, что укрепляет?”
(Проводит Доктор Айболит, карточки с рисунками продуктов или мультимедиа)
Выберите те продукты, которые укрепляют наш организм.
Полезные продукты: Неполезные продукты:
1. РЫБА
2. КЕФИР
3. ГЕРКУЛЕС
4. ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО
5. МОРКОВЬ
6. ЛУК
7. КАПУСТА
8. ЯБЛОКИ, ГРУШИ И Т. Д.
7Карлсон :
-Спасибо, ребята! Вы мне так помогли! Теперь я точно знаю какие продукты мне можно употреблять в пищу и как их выбрать.
ДЕВИЗ моей ЖИЗНИ: «ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗА СТОЛ МНЕ СЕСТЬ, Я ПОДУМАЮ, ЧТО ЕСТЬ!!!
Полезные советы Доктора Айболита:
· При простуде нужно пить чай с малиной.
· От насморка помогает свекольный сок.
· При кашле пьют сок редьки на меду.
· От головной боли поможет избавиться капустный лист.
· Не заболеть гриппом помогут лук и чеснок.
· При малокровии рекомендуют съедать по одному баклажану ежедневно.
· Морковь содержит витамин роста.
11. Практическое задание
– (На столах лист бумаги и карандаши). Нарисуйте молочные продукты, полезные для здоровья.
12. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
- Всем спасибо за урок! Будьте здоровы!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.