Внеклассное мероприятие
Тема: «Жизнь и подвиг нашего земляка — поэты Мусы Джалиля»
разработчики: Валявина И. А.
преподаватель литературы и русского языка,
Сухомлина Елена Леонидовна,
преподаватель общественных дисциплин
Малбакова Нурсулу Барлыковна,
преподаватель общественных дисциплин
Цель:
образовательная:
познакомить обучающихся с основными этапами жизненного и творческого
пути М. Джалиля;
показать связь Мусы Джалиля с Оренбургской областью;
обобщить материал по теме;
развивающая
развивать умение творчески подходить к выполнению задания;
развивать умение обобщать и систематизировать материал по теме;
развивать навыки выразительного чтения;
воспитательная:
воспитывать у обучающихся чувство ответственности, патриотизма,
гражданственности;
воспитывать любовь к малой Родине,чувство гордости за свой город,
область, страну;
воспитывать чувство толерантсности, уважения к другим народам;
воспитывать любовь к чтению, к отечественной литературе Ход мероприятия
1. Вступительное слово преподавателя
Жизнь моя песней
Звенела в народе,
Смерть моя песней
Борьбы прозвучит.
Эти замечательные строки принадлежат поэтугерою, Лауреату Ленинской
премии нашему земляку Мусе Джалилю. 15 февраля 2016 года отмечалась 110
годовщина со дня рождения Джалиля. Через все испытания, выпавшие на долю
узника фашистского застенка, Муса Джалиль пронес любовь к Родине, к своему
народу.
Поэзия Мусы Джалиля, одухотворенная высокими человеческими идеалами,
наполненная горячей любовью к людям, нашла дорогу к миллионам сердец.
Поэтический и гражданский подвиг Джалиля подготовлен всей жизнью.
Более подробно с основными событиями жизни и творчества Джалиля вас
познакомят мои помощницыведущие:
2. 1ый ВЕДУЩИЙ
Залилов Муса Мустафович — татарский поэт, геройантифашист. Родился
15 февраля 1906 года в селе Мустафино ныне Шарлыкского района Оренбургской
области. Отец его был крестьянином. Пытаясь выбиться из нужды, часто уезжал в
город на заработки и перепробовал много занятий. Он умер от тифа, когда
будущему поэту было 13 лет.
Сначала Джалиль учился в сельской, а затем в городской школе при
оренбургском медресе Хусаиновых. Там он сдружился с детьми бедняков, встал
на сторону революционной молодежи. Весной 1919 года Муса записался в только
что возникшую оренбургскую комсомольскую организацию, начал бороться за
распространение в медресе влияния комсомола.
Джалиль рано познакомился с классиккми татарской и русской литературы.
В 1917 году он послал в оренбургскую газету «Вакыт»(«Время»)тьодно из
первых своих стихотворений. Печататься Джалиль начал с 1919 года. В
красноармейской газете вслед за «Счастьем» он опубликовал еще несколько
стихотворений, призывая молодежь биться насмерть с ненавистными врагами.
Хотя редактор ставил под стихотворениями Мусы подпись «Маленький Джалиль»,
в них ощущалось большое дарование будущего поэта.
3. 1ЫЙ ЧТЕЦ
Если б саблю я взял если б ринулся с ней,
Красный фронт защищая, сметать богачей,
Если б место нашлось мне в шеренге друзей,
Если б саблей лихой я рубил палачей, Если б враг отступил перед силой моей,
Если б шел я вперед все смелей и смелей,
Если б грудь обожгло мне горячим свинцом,
Если б пуля засела бы в сердце моем,
Если б смерть, не давая подняться с земли,
Придавила меня кулаком,
Я бы счастьем считал эту гибель в бою.....
4. 2ОЙ ВЕДУЩИЙ
В 1920 году Джалиль возглавил сельскую комсомольскую ячейку. Муса
вместе с отрядом юных коммунаров громил кулацкие банды. Затем он учился в
военнопартийной школе в г. Оренбург, нес караульную службу, сражался с
бандитами.
По совету друзей, высоко оценивших его первые поэтические опыты,
Джалиль едет в Казань — центр татарской культуры. Здесь он поступает учиться
на татарский рабфак, много печатается в газетах и журналах. В 1923 году из
печати выходит первый сборник молодого поэта. На обложке книги красными
буквами было выведено краткое, но емкое название «Барабыз» («Идем»). В стихах
ощущаются величие времени, радость созидательного труда.
По окончании рабфака Муса Джалиль снова окунулся в комсомольскую
работу. Его направляют в Орск инструктором уездного комитета комсомола
Из воспоминаний товарищей, работавших и знавших Джалиля во время
работы в Орске, перед нами возникает образ скромного, дисциплинированного и
трудолюбивого комсомольца, все силы отдавшего работе с молодежью.
Муса Джалиль приехал в наш город девятнадцатилетним юношей. Но уже в
то время он был известен как поэт. В Орск Джалиль приехал с большими
творческими замыслами и сразу же приступил к их осуществлению. Время на
литературную деятельность оставалось мало. Инструктор уездного комитета
комсомола, он целиком посвятил себя работе с молодежью. Из воспоминаний
друга и соратника Джалиля — Амирова «М Джалиль активный комсомольский
работник. Идейно выдержанный, умный, веселый, общительный, неугомонный.
Человекогонь.
Муса Джалиль был душой молодежи в клубе, был инициатором многих
хороших начинаний, организатором вечеров. Проводил беседы на политические,
научные темы. Направленный губкомом ВЛКСМ для работы в уездном комитете
комсомола, Джалиль нашел в Орске благодатную почву для работы, дружный
комсомольский коллектив. Сам отзывался о своей работе в комсомоле:
«Комсомольская работа обогатила меня жизненным опытом, закалила меня и
воспитала мое мировоззрение».
Джалиль жил работал в Орске с августа 1925 по август 1926 года. В октябре
1960 года на здании №12 по улице Карла Маркса была установлена мемориальная
доска, на ней надпись: «В этом доме в 19251926 гг. работал инструктор уездного
комитета комсомола, Герой Советского Союза, Лауреат Ленинской премии — татарский поэт Муса Джалиль». В поселке мясокомбинат названа улица в честь
Мусы Джалиля.
5. 1ЫЙ ВЕДУЩИЙ
1927 год в биографии Мусы Джалиля был особенным. В апреле этого года,
приехав впервые в Москву на совещание работников комсомола, он был избран
членом татаробашкирской секции ЦК ВЛКСМ и остался в Москве. Летом его
приняли на литературный факльтет Московского университета. Получив высшее
образование, Муса Джалиль в течение нескольких лет работает ответственным
редактором детских татарских журналов «Юные товарищи», «Октябренок»,
заведует отделом литературы и искусства в центральной татарской газете
«Коммунист».
К этому времени Центральное издательство народов СССР выпустило в свет
вторую книгу стихов Мусы Джалиля на татарском языке «Товарищу».
Произведения поэта появляются в альманахах и сборниках на русском языке.
В 1934 году при Московской государственной консерватории открылась
татарская оперная студия, где выдающиеся русские мастера готовили
композиторов, певцов, музыкантов для будущего национального оперного театра.
Столь же важной задачей была подготовка репертуара: предстояло перевести на
татрский язык тексты классических русских и западных опер, создать свои
национальные оперные произведения. Руководить этой большой и сложной работой
в студию пригласили Мусу Джалиля. Он оказался прекрасным организатором,
привлек к делу многих крупнейших татарских поэтов и композиторов, сам написал
несколько оперных либретто, самое удачное из которыз «Золотоволосая».
Завершив работу в 1938 году, студийцы вернулись в Казань. Вместе с ними
приехал в столицу Татарии Джалиль, заведующий литературной частью татарского
оперного театра. Через год открылся первый сезон. В числе других произведений
была принята к постановке опера «Золотоволосая», начались репетиции.
Во второй половине тридцатых годов Муса Джалиль создает поэмы
«Джиган», «Директор и солнце», «Джим». Один за другим выходят в свет
поэтические сборники, лирические песни на его слова приобретают
необыкновенную популярность среди молодежи.
Писатели Татарии в 1939 году выбрали Мусу Джалиля руководителем
своего творческого союза. На плечи легли новые заботы. Он часто выступает с
докладами в Союзе писателей, как депутат заседает в Казанском городском
Совете, спешит на читательские конференции, пишет публицистические статьи.
6. 2ОЙ ВЕДУЩИЙ
Когда началась Великая Отечественная война, Муса Джалиль пришел в
военкомат города Казань, требуя отправить его на фронт, но последовал приказ
ждать своей очереди. Повестка о мобилизации пришла лишь 13 июля 1941 года.
Окончил шестимесячные курсы политработников и в звании старшего
политрука направлен на Волховский фронт. До июля 1942 года работал военным
корреспондентов армейской газеты «Отвага». В свободное от боя время поэт
писал стихи, а также письма совим близким: жене Амине и дочери Чулпан. 28 февраля 1942 года. Милая моя Чулпаночка!
Наконец поехал на фронт бить фашистовмерзавцев. Ты, наверное, в
кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов.
Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду.
Будем праздновать твой день рождения. Я собирался сделать тебе очень
хороший подарок, приеду, сделаю. Ну, пока, дорогая, до свидания! Я уже
сажусь в вагон. Крепко целую.
Я поехал на фронт под Ленинград.
Папа.
12 января 1942 год. Дорогой Амине
уехать?»
… Я спросил: «Чулпаночка, я уезжаю, до свидания! Можно мне
она, не открывая глаза, утвердительно покачала головой. Значит,
«можно». Значит, дочь отпускает папу на священную битву.
Это был трогатьльный момент. Если даже я не вернусь из этой поездки
и Чулпаночка вырастет, сохраняя в душе туманное воспоминание об отце,
этот ее последний ответ в последние минуты расставания будет самым
существенным в ее жизни: она, лишившись отца, все же гордо будет думать,
что она сама отпустила папу на великую войну. Она сказала: «можно», и этот,
может быть, бессознательный ответ 4х летней девочки означал ее слово
самому догрогому, самому любимому человеку: «Поезжай ,папа! Защищай
Родину, уничтожай фашистов гадов! Ничего, что я останусь без папы...пока, а
может даже и … навсегда. Ну. Ничего. Поезжай, так надо!» Вот что я прочел
в ее глазах, когда она сказала: «можно». Она вырастет и осознает что, а это
уже героизм 4х летней девочки, во имя Родины расставшейся с дорогим
папой...
Ну, до свидания, милая!.. До победы!...
Муса
26 июня 1942 года фашисты вели непрерывный огонь по нашим позициям.
Враг бросал в атаку все новые и новые подкрепления. Силы были слишком
неравными. В тяжелых оборонительных боях войска Волховского фронта с трудом
сдерживали натиск гитлеровцев. Солдаты и командиры героически сражались за
каждый метр земли. В одной из контратак у деревни Мясной Бор Муса Джалиль
был тяжело ранен. Он лежал в кювете, который быстро заполнялся водой. В бессознательном состоянии Муса был взят в плен, долго находился на грани жизни
и смерти. Его выходили военнопленные, которые хорошо знали своего поэта.
2ОЙ ЧТЕЦ
Простились мы, и с вышитой каймою
Платок родные руки дали мне.
Подарок милой! Он всегда со мною.
Ведь им закрыл я рану на войне.
Окрасился платочек теплой кровью,
Поведав мне о чемто о родном.
Как будто наклонилась к изголовью
Моя подруга в поле под огнем.
Перед врагом колен не преклонял я,
Не отступил в сраженьях ни на пядь.
О том, как наше счастье отстоял я,
Платочек этот вправе рассказать.
3ИЙ ЧТЕЦ
И в час, когда мне сон глаза смыкает,
И в час, когда зовет меня восход,
Мне кажется, чегото не хватает,
Чегото остро мне не достает.
Есть руки, ноги — все как будто цело,
Есть у меня и тело, и душа.
И только нет свободы! Вот в чем дело!
Мне тяжко жить, неволею душа.
Когда в темнице речь твоя немеет,
Нет жизни в теле — отняли ее,
Какое там значение имеет
Небытие твое иль бытие?
Что мне с того, что не без ного я вроде:
Они — что есть, что нету у меня,
Ведь не ступить мне шагу на свободе,
Раскованными песнями звеня.
Я вырос без родителей. И все же
Не чувствовал себя я сиротой. Но то, что было для меня дороже,
Я потерял: отчизну, край родной!
В стране врагов я раб тут, я невольник,
Без родины, без воли — сирота.
Но для врагов я все равно крамольник,
И жизнь моя в бетоне заперта.
Моя свобода, воля золотая,
Ты птицей улетела навсегда.
Взяла б меня с собою, улетая,
Зачем я сразу не пошиб тогда?
Не передать, не высказать всей боли,
Свобода невозвратная моя.
Я разве знал на воле цену воле!
Узнал в неволе цену воли я!
Но коль судьба разрушит эти своды
И здесь найдет меня еще в живых,
Святой борьбе за волею, за свободу
Я посвящу остаток дней своих.
7. 1 ЫЙ ВЕДУЩИЙ
Позднее Муса Джалиль был брошен в лагерь. Затем пошли тюрьмы,
фашистские застенки: Моабит, Шпандау, Плетцензее. В лагере под Оадомом, в
Польше, Джалиль возглавил подпольную организацию военнопленных. Фашисты в
то время хотели создать специальные легионы из числа военнопленных нерусской
национальности. Легион, сформированный под Радомом, был послан на фронт, но
в районе Гомеля повернул оружие против гитлеровцев.
Находясь в концлагере Шпандау, он организовал группу, которая должна
была готовить побег. Одновременно вел политическую работу среди пленных,
выпускал листовки, распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению
и борьбе. По доносу провокатора он был схвачен гестаповцами и заключен в
одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни посулы
свободы, жизни, благополучия, ни камера смертников не сломили его воли и
преданности Родине. Тогда он был приговорен к смерти. 25 августа 1944 года
казнен на гильотине в тюрьме Плетцензее в Берлине.
Джалиль до конца оставался советским поэтом. На обрывках бумаги,
огрызком карандаша писал стихи, как он сам выразился. «на плахе под топором
палача», наполненные жаждой свобода и страстным призывом к борьбе с
фашизмом. Героизм — это существо поэзии Джалиля. Он и сам погиб как герой, не
склонив головы, непокоренный. За толстыми стенами камеры пылко билось сердце человекаборца, человека,
беспредельно любящего свою Родину, свой народ. И каждый стук его рождал
новые строки, которые изумили весь мир:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей,
Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Независимо, гордо звучит каждое слово! Это настроение любого
стихотворения. Джалиль спешил сказать многое: о жизни, о фронтовых друзьях, о
родине, о близких:
Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждет меня палач и
Вырыта могила.
Я ко всему готов.
Но мне еще нужны
Бумага белая и черные чернила.
Он писал аккуратно занося стихи в самодельный блокнот. Получилась
небольшая тетрадь, которую легко было прятать, т.к. она помещалась в
человеческой ладони.
Пусть сердце пылает в песне,
Правда ей дорога.
Песней ласкал я друга,
Песней момол врага.
С песней я шел сквозь пули,
С песней весну встречал,
Последнюю песню пою я
Под топором палача.
Воспевая любовь, человек большой души, поэт, утверждал всесилие ее.
Просмотр в/ф «Джалиль в Моабитской тюрьме»
8. 2 ОЙ ВЕДУЩИЙ
В последние дни войны, а именно 23 апреля 1945 года, воины 79го
стрелкового корпуса, наступавшие на рейстаг, увидели большое серое здание за
высокой кирпичной оградой — тюрьму.
Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было: ни охраны,
ни заключенных. Ветер носил по двору мусор, обрывки бумаг, сваленные в кучу
папки. И тут один из солдат заметил клочок бумаги. На нем порусски было
написано: «Я, поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, скоро буду расстрелян. Если
комунибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня
товарищамписателям в Москве, сообщат семье. Так вместе с известием о Победе
на Родину пришла трагическая весть о Джалиле.
Вспоминает генералполковник Шатилов: «...Перед нами лежала Моабитская
тюрьма — огромное зловещее здание, встретившее нас ураганным огнем. После
короткого, но мощного артналета полки двинулись вперед. Тюрьма уже в наших
руках. Распахнуты двери камер, освобождены узники. Только после окончания
войны я узнал, что в этой тюрьме находился ранее и погиб выдающийся советский
татарский поэт Муса Джалиль. Среди освобожденных были не только советские
люди, но и чехи, поляки, французы. Были там и немецкие коммунисты».
До нас дошли две маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки с
моабитскими стихами Джалиля. Первая из них содержит 62 стихотворения и два
фрагмента, вторая — 50 стихотворений. Двадцать из них, очевидно, те, которые
поэт считал наиболее важными, повторяются в обеих тетрадках. Таким образом,
моабитский цикл содержит 92 стихотворения и два отрывка. Первую тетрадь
вынес из Моабитской тюрьмы бывший узник, советский воеенопленный Нигмат
Терегулов. В марте 1946 года он приехал в Казань и передал тетради Мусы
Джалиля председателю Союза писателей Татарии Ерикею.
Стихотворение «Варварство» прослушиватеся в записи.
Впервые стихотворения были орпубликованы после смерти Сталина в 1953
году в «Литературной газете» благодаря главному редактору Константину
Симонову. В 1957 году за цикл стихов автор был посмертно удостен Ленинской
премии. «Моабитская тетрадь» была переведена более чем на 60 языков мира.
Стихи поэта, написанные в плену, проникнуты пламенной любовью к Родине,
нанавистью к врагу, верой в победу.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за
исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко
фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю
посмертно присовено звание Героя Советского Союза.
Слово преподавателя
В Казани Мусе Джалилю поставлен памятник и открыт доммузей. Вот что
говорила сестра поэта об этом памятнике: «...стоит Муса, подняв голову, гордый,
величественный в своей непокороненности, всем своим существом стремящийся к
свободе. Горящие глаза его устремлены вдаль...» 25 октября 2008 года на юго
востоке Москвы установлен памятник советскому поэтугерою Мусе Джалилю.
Двухметровая фигура Мусы Джалиля изображает его в форме капитана Красной
Армии с самым знаменитым сборником его стихов в руке «Моабитской
тетрадью». Надпись на постаменте выполнена на русском и татарском языках. ...Над могилой
Бессмертное знамя горит
В каждом доме тебя
Поминают любовью,
В каждом сердце живет
Твое имя, джигит,
И склонилась страна
К твоему изголовью.
Пускай ты умер!
Но в песне смелых и сильных духом
Всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Звучит песня «Журавли»
Заключительное слово преподавателя.
Кем бы мы ни были, где бы мы ни были, мы никогда не должны забывать тех,
кто отдал свою жизнь за нашу счастливую жизнь.
Всем спасибо за внимание. Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Орский машиностроительный колледж»
Внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели цикловой
комиссии общеобразовательных и общественных дисциплин и
Внеклассное мероприятие
Тема: «Жизнь и подвиг нашего земляка — поэты Мусы Джалиля»
разработчики: Валявина И. А.
преподаватель литературы и русского языка,
Сухомлина Елена Леонидовна,
преподаватель общественных дисциплин
Малбакова Нурсулу Барлыковна,
преподаватель общественных дисциплин
Цель:
образовательная:
познакомить обучающихся с основными этапами жизненного и творческого
пути М. Джалиля;
показать связь Мусы Джалиля с Оренбургской областью;
обобщить материал по теме;
популяризация знаний по дисциплине: «Литература», развитие у
обучающихся интереса к предмету, процессу познания;
развивающая развивать умение творчески подходить к выполнению задания;
развивать умение обобщать и систематизировать материал по теме;
развивать навыки выразительного чтения;
воспитательная:
воспитывать у обучающихся чувство ответственности, патриотизма,
гражданственности;
воспитывать любовь к малой Родине,чувство гордости за свой город,
область, страну;
воспитывать чувство толерантсности, уважения к другим народам;
воспитывать любовь к чтению, к отечественной литературе
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.