Внеклассное мероприятие " Край белоствольных берез",2-3 кл.
Оценка 5

Внеклассное мероприятие " Край белоствольных берез",2-3 кл.

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
воспитательная работа +2
2 кл—3 кл
25.03.2017
Внеклассное мероприятие " Край белоствольных берез",2-3 кл.
Урок по курсу " Краеведение"( " Нижегородская сторона") направлен на расширение знаний о русской березке. На уроке будет сформировано представление о жизни берёзы, как живого существа, символа страны. Он разовьет познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания о дереве. А так же на этом уроке затрагиваются основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережному отношению к ней.Текстовый документ урока " Край белоствольных берез"
Край белоствольных берез.doc

 

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

 

Кафедра начального образования

 

Областной конкурс творческих работ

«Родного слова глубина»

 

Название номинации: «Методическая разработка для детей-мигрантов»

 

Творческая работа

                                          Тема « Край белоствольных берез»

                                           

                           Выполнил учитель начальных классов

                                        МБОУ « Тимирязевская средняя школа» Городецкого района

                            Ф.И.О. Богданова Татьяна Николаевна

                                                Квалификационная категория:   I категория

                                                 Педагогический стаж: 20 лет,Городецкий педагогическое йчилище,1996 год, учитель начальных классов;Шуйский государственный педагогический университета,2002год,учитель русского языка и литературы

                                                 Стаж работы учителем начальных классов: 4года

                                                  Контактная информация:,

                                                  Телефон:41242,89063636457(сот)

                                                   e-mail:sctim1@yandex.ru- школьня

                                                              Tanyabogi-25@yandex.ru- личная      

                                                       

Н.Новгород

2016

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

« Тимирязевская средняя  школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное районное мероприятие

по курсу  «Нижегородоведение»

 

 

 

 

 

 

Тема: « Край белоствольных берез»

 

 

 

 

 

Учитель: Богданова Т.Н.

1 квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

Оборудование: аудиозапись песни «Отчего так в России березы шумят», проектор, экран, презентация «Люблю березку русскую», репродукции картин русских художников, выставка книг.

Материал: посылка с разными предметами,  поделки из березы, посуда из бересты,  березовый веник, почки,  шкатулка, мыло дегтярное, лучина, березовый деготь, прялка, веточки березы, лыжи, цв. карандаши(красный, зеленый), ручки

 Цель: расширение знаний  о русской березе

Задачи:

1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.

2. Развить у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

 

Ход мероприятия:

 

Дети разбиты на 3 группы ( по 7-6 чел),сидят за столами.

1.Орг. Момент.

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям и пожелаем плодотворной и интересной работы на сегодняшнем мероприятии. Садитесь на места.( слайд1 улыбка)

2.Заинтересовывающий момент

- Ребята, вы знаете, только что мне передали ценную посылку с пометкой

 «Срочно», адресованное ученикам 2 класса. (Вскрываю…) Ребята, да здесь еще и письмо. Узнаем, что там? (Да)

(Читаю)

- Мои милые детки! Очень рада, что мое письмо попало вам в руки. Хочу с вами поделиться своими думами горькими: кора от мороза у меня треснула да ранки от рук злых людей не заживают, через них мой  нектар вытекает. Этот живительный сок корни из земли вытягивает, пока не напьются его все веточки и почки, листья не развернутся. В мои ранки попадают бактерии и вершат быстро своё злое дело, разрушая древесину.
Не дайте  губить меня! Помните, что вы пьёте не сок, а наши слёзки. ( слайд2 слеза)

3. Постановка проблемы

-Ребята, кто же льет так горько слезки и просит у нас помощи?

- Береза.

- Верно, тогда отправляемся на помощь русской красавице.

- А знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы и сок собрать и дереву не навредить? Как правильно собирать березовый сок( пасока)? (слайд3 –березовый сок)

 Проговаривают правила сбора сока ( что не сказали, я добавляю)

1. Березовый сок надо брать там, где планируется вырубка деревьев.

2.Нельзя брать сок с молодых березок.

3. После сбора сока нужно замазать ранку глиной или землей.

- А чем полезен березовый сок?

(В нем  много витаминов, он утоляет жажду, обладает бактерицидным и противовоспалительным действием.)

- Спасибо, молодцы!

1.   Сообщение темы занятия

Учитель:  Ребята, конечно, вы поняли, что сегодня наш разговор пойдет о березе – дереве, которое особенно дорого сердцу каждого русского человека. ( слайд с названием темы)

Учитель: Чуть солнце пригрело откосы,

И стало, в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

5. Цель занятия:

Хотите ли вы пополнить свои знания о березе? (Конечно)

- Давайте послушаем Андрея, он подготовил  сообщение о березе.

Махов А: ( Слайд) Береза- это единственное дерево на земле с белой корой. Всего насчитывается более 140 видов берез.(слайд5-виды берез) Они растут
по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая. Цветки у нее скромные – сережки. Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов (то есть первой). Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах.

-Ребята, а знаете ли вы почему у березы кора белая? ( нет)

Слайд

 - Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка.Это вещество называется бетулин. Бетулин и придаёт коре белый цвет.Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.

А ёще берёза оказалась хитрее всех деревьев: мы укрываемся от непогоды в домах, а растения живут круглый год в суровых условиях. Но легко ли деревьям, если днём припекает солнце, а ночью сильный мороз?А берёза поступила мудро. Белый цвет хорошо отражает тепловые лучи, потому мы и одеваем летом белые панамы, светлую одежду. Белой коре не страшны резкие перепады температуры.  

- Готовя свое сообщение, Андрей пользовался энциклопедическими данными. А вот сообщение Маши более лиричное…

Семенова М.: Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.( слайды о березе) О березе сложено много песен, преданий, создано живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи запомнятся на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.

Спасибо, ребята.

- Ребята, у меня для вас есть загадки

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Когда дети назовут отгадку, спрашиваю:

- Как называют березу в этой загадке? Почему ее называют русской красави­цей?

(Ответы детей)

- Что у березы названо зеленой кофточкой? Что белым са­рафаном?

Ответы детей

 А теперь послушайте вторую загадку.

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

- В этой загадке указан еще один признак березы — «тонкий стан». Как вы думаете, что подразумевается под этими словами?

Предположительные ответы детей

- Это выражение обозначает тонкий, высокий ствол.

Бровкина  А:         Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Учитель: Да, согласна, нeт дерева прекраснее березы! Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные желтеющие  листочки осенью! И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с березой, когда она стоит, изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов.

- Ребята, посмотрите на экран. Это репродукции с картин известных художников:1)Саврасова ,2)Куинджи,3) Левитана,4)Грабаря ( слайд)

6.Работа в группах

- Давайте мы с вами побудем в роли искусствоведов. На партах на цветных листах отрывки из стихов разных поэтов. Прочтите их, какие строки можно отнести к 1 ,2, 3, 4 картине. Чья группа будет готова поднимите веточку березы (Ответы детей.)


1.ОСЕНЬ
Тихая осень. Берёзки – тростинки
Жёлтыми листьями в небо глядят.
Травы роняют жемчужин слезинки,
Клёны, раздевшись, без листьев дрожат.
Константин ЖОСАН

2.Белая берёза
Белая берёза 
Под моим окном 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром 
На пушистых ветках 
Снежною каймой 
Распустились кисти 
Белой бахрамой. 
С. Есенин

3.Печальная  береза      

У моего        окна,
И прихотью  мороза
Разубрана      она. 
Как       гроздья     винограда,
Ветвей  концы       висят,        —
И радостен   для   взгляда
Весь      траурный  наряд.
А.Фет

4.А весною... Боже правый! 
Красивее нет! 
Молодых листочков нежен, 
Изумруден цвет! 
Ты в любое время года 
Чудно хороша 
И для русского народа 
Ты его душа!
 Т.В. Герасимова

5.Бела, кудрява и стройна,

И весела всегда она,

И светлым, ясным летним днём

Листвою шепчет с ветерком!

Т. Денисова

6.Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

 Встречает горячее лето

 Она на опушке лесной.

Рождественский Всеволод

7. Склоняясь к реке, зеленой рукой

Спешит береза стройная умыться:

Ей хочется в семье своей большой

Быть самой лучшей, самой белолицей.

Новицкая Г


7. Применение березы для нужд человека

Учитель: Спасибо, молодцы! Ребята, а что имеют в виду, когда говорят «березовое царство-лучшее лекарство» ( Ответы детей)(слайд)

Учитель: Правильно, к березе мы обращаемся при различных недугах. Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами. А какие, вы знаете? (листья, почки, кора, ветки, даже гриб, который растет на березе ( а его называю чага).

Слайд Берёза - дивный лекарь ( дети читают)

1.Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.
2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.
3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах и пролежнях.
4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.
5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.
-А сейчас прочтите пословицы и поговорки о березке.(слайд)

·         Когда береза станет распускаться, сей овес.

·         Бела береста — да дёготь чёрен

·         Берёза ума даёт (о розгах).

·          Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

 Какие слова  вам кажутся непонятными? (Деготь, береста)

8. Работа со словарем (закладки)

Деготь (Легистов М.)- читает в словаре. ( Я показываю из посылки)

Учитель: Берёзовый деготь получается путём сухой перегонки бересты (светлая, верхняя часть берёзовый коры). Получалась вязкая пахучая жидкость черного цвета — деготь. В старину дегтем чистили сапоги, чтобы не трескалась кожа, смазывали колеса, петли дверей. (даю понюхать, обращаю внимание на резкий неприятный запах) Собранную бересту укладывают в посуду с трубочкой для стока жидкости. А после под сосудом разводят маленький огонёк, запаливают бересту, и из неё выделяется деготь, стекая через трубочку в чашку.(Показываю на слайде)

 А еще деготь добавляют в состав мази Вишневского, а активированный уголь применяют при отравлениях и расстройствах кишечника.

Береста (Бровкина  А.)(Слайд)

Розги (Зайцев М)

-А сейчас немного отдохнем и  вспомним физкультминутку про березку

 9.Физкультминутка.( любую на выбор)

1.Наступило утро, 
Солнышко проснулось (рукой на окно показать)
И берёзки к солнцу ветви потянули(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом
Наклонившись в стороны(наклоны в сторону).

Улыбнулись и сказали:

-Радуюсь дню новому! ( руки вверх, помахать ими)

2. Мы себя полечим сами,

Мы попаримся с друзьями.

Веничком березовым мы пройдем

По ручкам, ножкам и бокам немножко.

Постучим по спинкам,

Постучим по ножкам,

Раз, два, три - вся хворь от нас уйди!

Учитель: Давайте заглянем в нашу посылку, что же там интересного осталось(мыло, веник, дрова, поделки из березы, березовые почки, посуда, лучина, прялка, лыжи) –Какой общий признак есть у этих предметов?(сделаны или изготовлены из березы)

-Верно! Внимание, на экран!( Слайды) Оказывается, береза дала начало всем этим предметам. Березовые почки служат лекарством. Из ветвей делают метлы и веники. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями (мы уже это узнали) – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли многое        узнать       о      жизни        предков. 

- А вот эти старинные вещички( показываю) пришли к нам из нашего школьного музея. Кто знает, как они называются? (прялка и лучина.) Они тоже сделаны из березы. Долгими зимними вечерами при свете лучины хозяйки пряли пряжу, напевая любимую песню. Свет от лучины был тусклым, неярким, но зато березовая лучина не давала много копоти.

10. Связь с историей

-(Слайд) Ребята, а что мы видим на слайде?( девушки водят хоровод вокруг березки, наряжают ее) А зачем?( Ответы детей)

- На Руси существовал праздник Троица, который празднуют в начале июня. Люди прощались с весной и встречали лето. Центральным персонажем праздника была березка. Гибкими, пахнущими ветками берез украшали дома, храмы, девушки плели зеленые венки, пели березкам песни. И наш местный праздник «Стрелка» празднуется именно в Троицу.

А в  древних летописях сказано: когда наши предки славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. Берегиня – славянская богиня добра, природы и плодородия. Но Берегиню наши пращуры считали не только богиней плодородия, но защитницей семейного очага. Наши предки особенно почитали эту Богиню в апрельские дни. А на Руси почитали её в образе священного белого дерева берёзы.( слайд)

У нас в среднем бьефе  на Волге стоит плавучая гостиница, которая носит это прекрасное имя « Берегиня».(слайд)

          На    поляне      на     пригорке,
           Под      окном,       среди         полей
           Белокорая     березка     – 
           Символ Родины     моей.

- А как вы думаете, у всех стран есть символ среди деревьев? (Да, почти у всех)

Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное     дерево       –      сакура. Символ Канады – клен.(слайды)

 В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции.
 Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.
С золотистыми сережками и нежно-зелеными листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»

Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Чибиряев И.      
Опять   о      них, кудрявых  и       белесых…
А что   тут   делать,      если на     Руси
У всех  дорог        встречаются       березы,
Хоть     день, хоть год,  хоть вечность    колеси,
«Россия»       -       шепчут      мне   березы,
«Россия»       -       шепчут      камыши,
«Россия»       -       ключ журчит      в       ложбинке,
И я       им    тихо вторю:      «Русь».
Мне      не     трудны     твои нагрузки:

Я в       поле  рос,  я       чубом        рус,
И я       люблю      тебя по-русски,
Моя      березовая  Русь!

-На сегодняшнем занятии вы  узнали много нового о березке, много фактов уже знали ранее, а сейчас, я попрошу вас взять цветные листочки со стола ( у каждой группы лежат) и дополнить рассказ недостающими словами. Сегодняшние знания вам помогут при составлении рассказа.

11.Индивидуальная работа

Береза – дерево с ………….(белой) корой.

Весной на веточках появляются…(резные, зеленые листочки).

Осенью листья у березы..........(желтеют, разноцветные, опадают)

Березку часто  сравнивают с …………(девушкой, невестой)

Ее часто рисуют……………(художники) и воспевают в стихах……….( поэты)

 Мы любим  березку  за ….( красоту, за нежность, за то, что можно спрятаться под ее ветвями в жару, она дает нам сок)

Береза- это символ…(нашей страны России).

 Звучит фон песни « Во поле береза стояла»

( Несколько работ зачитываются)

12.Рефлексия:

- Сегодня мы убедились, что берёза самое красивое и любимое дерево России. Шумит оно листвой и украшает нашу жизнь. Давайте и мы украсим, оживим нашу девушку-березку.( Силуэт березы на доске на ватмане). На столах у вас лежат березовые листочки, кому хочется, напишите пожелания нашей красавице. ( Работают индивидуально)

 - Прикрепите  листочек на нашу березку.

Бородавкина А.:
Будем берёзку любить, охранять
Будем мы взрослым во всём помогать
Реки, поля и леса сбережём
Помним о том, что природа наш дом.

 Вот какое яркое, красивое дерево у нас получилось. Прошу Илью и Сашу раздать гостям небольшие подарки -буклеты.

Звучит (Песня «Отчего так в России берёзы шумят?»)

13. Самооценка

Ф.И_________________

Да

Нет

1. Узнал много нового?

 

 

2.Понравилось\ не понравилось?

 

 

3.Буду применять новые знания?(Поделюсь знаниями с другом, родителями)

 

 

4. Хотели бы вы объединить полученные знания в проект « Русская березка»?

 

 

 

14.Итог урока

- Наше занятие  подошло к концу. Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Муниципальное Бюджетное Образовательное

Муниципальное Бюджетное Образовательное

Оборудование: аудиозапись песни «Отчего так в

Оборудование: аудиозапись песни «Отчего так в

Ребята, вы знаете, только что мне передали ценную посылку с пометкой «Срочно», адресованное ученикам 2 класса

Ребята, вы знаете, только что мне передали ценную посылку с пометкой «Срочно», адресованное ученикам 2 класса

После сбора сока нужно замазать ранку глиной или землей

После сбора сока нужно замазать ранку глиной или землей

Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах

Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах

О березе сложено много песен, преданий, создано живописных картин

О березе сложено много песен, преданий, создано живописных картин

В этой загадке указан еще один признак березы — «тонкий стан»

В этой загадке указан еще один признак березы — «тонкий стан»

Ребята, посмотрите на экран. Это репродукции с картин известных художников:1)Саврасова ,2)Куинджи,3)

Ребята, посмотрите на экран. Это репродукции с картин известных художников:1)Саврасова ,2)Куинджи,3)

Разубрана она. Как гроздья винограда,

Разубрана она. Как гроздья винограда,

Она на опушке лесной. Рождественский

Она на опушке лесной. Рождественский

Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках

Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках

Береста (Бровкина А.)(Слайд)

Береста (Бровкина А.)(Слайд)

Верно! Внимание, на экран!(

Верно! Внимание, на экран!(

Гибкими, пахнущими ветками берез украшали дома, храмы, девушки плели зеленые венки, пели березкам песни

Гибкими, пахнущими ветками берез украшали дома, храмы, девушки плели зеленые венки, пели березкам песни

С золотистыми сережками и нежно-зелеными листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»

С золотистыми сережками и нежно-зелеными листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»

Осенью листья у березы........

Осенью листья у березы........

Самооценка Ф.И_________________

Самооценка Ф.И_________________

Внеклассное мероприятие " Край белоствольных берез",2-3 кл.

Внеклассное мероприятие " Край белоствольных берез",2-3 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017