Внеклассное мероприятие «А на поле Куликовом…» (устный журнал)
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
6 кл—10 кл
14.08.2018
Данное мероприятие посвящено 635-летию победы русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовском поле на монгольским войском хана Мамая. Проводится как внеклассное мероприятие по истории. Материал может быть использован как дополнительный на уроках истории в 7 и 10 классах
Внеклассное мероприятие.docx
Внеклассное мероприятие
«А на поле Куликовом…»
(устный журнал)
Цели:
1) Познакомить детей со славной страницей истории Отечества, с национальными героями;
2) Развивать умения выступать перед аудиторией, внимание и умение слушать;
3) Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, чувство патриотизма.
Оборудование:
Карта «Россия в 1415 вв», схема «Куликовская битва»
Портрет Дмитрия Донского
Картины на тему Куликовской битвы
Ведущий 1: Мы с вами живем в прекрасной стране, у которой удивительно красивое имя Россия.
Вы только вслушайтесь – Россия… И перед нашим взором встают огромные, сверкающие
Ход мероприятия:
росой русские поля…
Россия… И на полях встают русские богатыри, не раз показывавшие свою силу…
Ведущий 2: Много чудесных стран существует на Земле, везде живут люди, но Россия –
единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина, значит, родная, как
мать и отец, это место, откуда наш род и кровь. Родину не выбирают, она дается человеку от
рождения.
Чтец: Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Всё напоминает нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Эта неоглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Ведущий 1: В истории нашего народа много великих побед, российские боевые знамена овеяны
славой многих поколений воинов. И мы будем помнить о них и гордиться их подвигами.
Ведущий 2: 21 сентября 2015 года исполнилось 635 лет Куликовской битве. Это событие
произошло очень давно – когда на Руси жили прапрадеды наших прапрадедов. И всё же мы помним
героев поля Куликова и чтим их память.
Ведущий 1: Куликовская битва – особая, и память о ней особая. Горьким было то время. Уже
более века находились русские земли под гнетом Золотой Орды. Наше Отечество было разорено.
На Руси не строились храмы и города, народ платил дань завоевателям, отдавал в рабство своих
детей, сестер и братьев.
Ведущий 2: Казалось, на этом и завершится история русского народа, растворится он среди других
народов, подобно множеству исчезнувших племен, от которых даже имен не осталось…
Историк: Со времен Чингисхана азиатские кочевые племена покорили и разорили более
цивилизованные государства Центральной и Средней Азии, Сибири и Кавказа. Во второй половине
13 века после опустошительного нашествия на Русь хана Батыя образовалось разноплеменное по
составу и агрессивное по своей сути государство – Золотая Орда. Для Русской земли начались
долгие и мучительные годы зависимости. Свободолюбивый русский народ не мог смириться с
судьбой раба. Сопротивление ханской тирании год от года нарастало. И вот в 1374 году великий
князь московский Дмитрий Иванович бросил вызов властителю Орды – Мамаю: отказался платить
дань. Русь вступила в смертельное единоборство с могущественным врагом. Мамай посылает
многочисленный конный отряд во главе с хитрым и опытным военачальником – мурзой Бегичем – наказать непослушного князя. Но русские войска под предводительством Дмитрия Ивановича
наголову разгромили ордынскую конницу на реке Вожа 11 августа 1378 года. Взбешенный Мамай
усиленно готовиться к новому походу на Москву, собирая многочисленное войско, вербуя
наемников.
Чтец: Вторую сотню долгих лет стенает Русь под гнетом ига,
Затмивши тучей солнца свет, висит, как тяжкая верига,
Орда – огромный паразит, к живому телу присосавшись,
Набега ужасом грозит, довольно кровью напитавшись.
Родная матушказемля, закрыв травою пепелища,
О мире призрачном моля, забыть не в силах то огнище,
Пожары мирных городов, позоры жен, детей убийство,
Порубленных в боях отцов, десятилетья кровопийства,
Баскаков ханских произвол, творящих, что душе угодно,
Князей, посаженных на кол, желавших вновь пожить свободно.
Всех ужасов не перечесть, из слез давно скопилось море,
Втоптали в грязь былую честь, осталось только рабства горе.
Чтец: Казалось, все, не встать с колен, в крови утоплены восстанья
Князей, искавших перемен и доли лучшей пожеланья,
Не удержавших свой порыв, сорвавшихся в безумство сечи,
Стремясь сорвать больной нарыв, приняв удар на свои плечи.
Надежды робкая свеча зажглась в сердцах победой Вожи,
Окрепшей силою меча нагнавшей страх до смертной дрожи
В непобедимые досель ряды Орды, войной живущей,
Побит впервые алчный зверь и втоптан в грязь для страсти пущей.
Летописец: И прослышал князь великий Дмитрий Иванович, что надвигается на него безбожный
царь Мамай со многими ордами и со своими силами, неустанно ярясь на христиан и на Христову
веру…и сильно опечалился князь великий Дмитрий Иванович изза нашествия безбожных… И
послал за братом своим за князем Владимиром Андреевичем в Боровск, и за всеми князьями
русскими скорых гонцов разослал, и за всеми воеводами на местах, и за детьми боярскими, и за
всеми служилыми людьми. И повелел им скоро быть у себя в Москве. Князь же великий поехал на
поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословения получить от святой
обители. Сергий окропил его священной водой и всё христолюбивое его войско и осенил великого
князя крестом Христовым – знамением на челе… и сказал тихо: «Победишь, Господи, супостатов
своих, как подобает тебе. Государь наш». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из
своей братии –Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь».
Историк: 6 сентября 1380 года русские войска подошли к Дону. Между князьями и боярами
разгорелся спор: ожидать ли монголов или идти дальше? Не было между ними согласия, и тогда
собрал Дмитрий Иванович воевод и сказал: «Час суда Божия наступает!». 7 сентября велел он
искать на реке удобные броды для конницы и наводить мосты для пехоты. В следующее утро был
густой туман, но он быстро рассеялся. Русское войско перешло за Дон и стало на берегах реки
Непрядвы, где Дмитрий Иванович построил все полки в боевом порядке и подготовился к битве.
Летописец: …Уже ночь наступила светоносного праздника Рождества святой Богородицы… И
сказал Дмитрий Волынец великому князю: «Хочу, Государь, в ночь эту примету свою проверить».
Взяв великого князя только, выехал на поле Куликово и, став между двумя войсками и поворотясь
на татарскую сторону, услышал стук громкий, и крики, и вопль,… с тылу же волки воют грозно
весьма, по правой стороне войска татарского вороны кличут и гомон птичий, громкий очень…по
реке же Непрядве гуси и лебеди крыльями плещут, небывалую грозу предвещая… О повернулся он
к войску русскому – и была тишина великая…И сошел с коня и приник к земле правым ухом на долгое время. Поднявшись, поник и вздохнул тяжело: «Одна примета тебе на пользу, другая же – к
скорби. Услышал я землю, рыдающую двояко: одна сторона, точно какаято женщина громко
рыдает о детях своих на чужом языке, другая же сторона, будто какаято дева вдруг вскрикнула
громко печальным голосом, так что горестно слышать очень».
Чтец: Отвечал Боброк при этом:
«Плачут женщины. Их две.
Плач такой, по всем приметам,
полагается вдове.
Труп страшнее нет подарка,
если выбросит струя.
Плачет первая татарка,
а вторая русская».
«Кто из них страшнее плачет?»
вопросил московский князь.
«Обе страшно… Это значит,
что не хватит слёз из глаз…»
He сорвался князь на ругань,
но вспылил: «Боброк, ответь,
можно ли при вдовах русских
вдов татарских нам жалеть?»
И Боброк ответил ровно,
без стесненья и стыда:
«Можно. Вдовы невиновны.
Дети тоже никогда…».
Историк: Ночью 7 сентября и утром 8 сентября по шести мостам русские полки переправились
через Дон и развернулись в боевом порядке. Дмитрий объехал войско, спешился и стал простым
воином в первые ряды. Из лучших воинов князь сформировал Засадный полк, которым командовал
Дмитрий БобрукВолынский и князь Владимир Андреевич Серпуховский. По фронту русская
позиция имела протяженность свыше 8 км.. Когда закончилась переправа русского войска через
Дон, князь Дмитрий приказал уничтожить мосты.
Чтец: Мамай же, утром наслаждаясь с вершины Красного холма,
В туман глядел, постичь стараясь, достало ль русскому ума?
Восстал плебей, улус ничтожный, шутя туменом раздавить,
Но голос сердца, осторожный, твердил иное – «может быть».
И миг спустя, познал владыка – свершилось худшее сейчас:
Восстала рать, стоит велика, и грозен будет божий глас,
Сбылись тревоги, опасенья еще с Батыевых времен:
Стоят, ища объединенья, собрав земли великой стон,
Все рати русские, что прежде сидели в градах по углам,
На долю лучшую в надежде – набег к другому, но не к нам.
Все нынче здесь, в орды пределах, за Дон шагнув, пришли на смерть,
Оставив немощных в уделах. Народом всем. Не войско – твердь
Меж рек стоит скалой булатной, не охватить, не обойти,
Грозя лавиной необъятной, щетиной копий на пути.
Но вал войны уже в движеньи, огромный, тяжкий маховик
Насильно всех погнал в сраженье, родив из тысяч глоток крик.
Историк: После стычки татарских и русских разъездов навстречу нашим полкам выехал любимец
Мамая – богатырь Челубей. Его вызов принял Александр Пересвет, один из монахов, посланных на
битву Сергием Радонежским Чтец: Димитрий шлет парламентера, зовет Мамая в смертный бой,
Ответ ему приходит скоро: сражаться будет, но…другой.
Негоже, мол, орды владыке о данника кровавить меч,
С мурзою бейся, коль великий, или других пошли на сечь.
Застыли рати в отдаленьи, обычай предков выше всех,
В глухом молчаньи и сомненьи: кому же бог отдаст успех?
Ряды орды взрывает криком батыр огромный – Челубей,
Сметая всех в порыве диком, и конь под ним, что воробей
Под черным коршуном, так тяжек из крепких жил огромный стан,
Такому и овраг – овражек, одним дыханьем гнет бурьян.
Казалось бы, никто не в силах сломить его лихой напор,
Застыла кровь в мужицких жилах, в душе лишь совести укор.
Чтец: Но вот, дружины раздвигая, пробился русский богатырь,
С доспехов рясы не снимая, монах, в плечах раздался вширь,
Отдал поклон рядам дружинным, рванул коня в лихой разгон,
Взметнул копье броском пружинным, сближенье, грохот, тяжкий стон!
Земля прогнулась от удара, пронзило эхом небеса.
Ища не жребия, но дара, забыв благие словеса,
Судьба свершилась, принимая пронзенных вмиг богатырей,
По смерти все грехи прощая, предвидя слезы матерей.
Мурза в седле не удержался, монаха ж конь привез верхом,
Как будто божий глас раздался, подув легонько ветерком,
Исход предвидя этой битвы, в бою едином прояснив,
Что многих смерти ждут молитвы, и кто в победе будет жив.
Чтец: А кто ж монах? Лихой боярин дремучих брянщины лесов,
Рубака бывший и хозяин, закрывший ныне на засов
Мирские страсти в Подмосковье, у Троицы найдя приют,
Моля богов за счастье вдовье, хотя его уже не ждут.
Он Сергием направлен в битву, владыкой духа на Руси,
Что вслед ему послал молитву: «Погибнув сам – других спаси!»
Ослябля в помощь был монаху, но все же имя – Пересвет,
Не дало дух наполнить страху, и он исполнил свой обет.
Чтец: И вот, нашла коса на камень, столкнулись вместе две волны,
Взметнулся к небу битвы пламень на радость молоху войны:
Смешенье криков, стонов, ржанья, доспехов блеск и лязг мечей,
Всё это – схватки содержанье. Не хватит мысли и речей,
Чтоб передать словами битву людей, рожденных для меча,
Забывших в этот миг молитву, сносящих головы сплеча,
Презревших смерть на поле боя, в одном стремлении – убить,
Рубить, терзать до смерти воя, чтоб удержать надежды нить. Чтец: Познали русичи замашки степной разбойничьей орды,
И нынче бьют, и без промашки. Заветы ханские тверды,
В искусстве боя безупречны, но Русь – достойный ученик,
Учителя, порой, беспечны, храня воинственный тайник.
Не зря терпели пораженья, сносили ига тяжкий гнет,
Копили силы для сраженья и опыт боя наперед,
Терпенье сторицей вернулось, постигла Русь ордынский бой,
Назад наука возвратилась, подмяв учителя собой.
Летописец: …Сошлись две силы великие надолго, и покрыли полки поле на десять верст от
множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая и бой упорный… Пролилась как дождевая
туча кровь…
Историк: Монгольская конница ринулась на передовой полк русских. Стойко бились воины этого
полка, но превосходство врага было подавляющим. Полк понес большие потери, но никто их его
воинов не отступил. Наступила очередь сражаться большому полку. Несмотря на бешенный натиск
ордынцев, большой полк устоял. Тогда Мамай перенес удар на полк левой руки, и ценой больших
потерь ордынцам удалось его потеснить. Усиливая натиск, монгольские полки стали обходить
большой полк, словно подставляя свой фланг и тыл засадному полку. Выбрав удачный момент,
засадный полк обрушился на врага.
Чтец: На поле том же в стороне,
За лесом был засадный полк,
Князь Серпуховский во броне,
Метался, как голодный волк,
Готовый кинутся на бой,
И разметать и бить врага,
Князь Боброк говорит постой,
В бою минута дорога,
Во время нанести удар,
И не уйти, тогда врагу,
Нам в спину нужно бить татар,
Когда начать я помогу…,
И вот настал атаки миг,
И кони ринулись вперед,
Врасплох удар татар настиг,
И страх к реке уж их ведет…,
Разгром, увидев войск своих,
Бежит со ставкою Мамай,
Полсотни верст прогнали их,
Раз заслужил, так получай!
Летописец: …И побежал Мамай сам – девятый, как серый волк. Многие сыны русские гнались
вслед Мамаю. Но не догнали его: уже кони их утомились, а сами они сильно устали…
Историк: А что же князь Дмитрий?
Чтец: Давайте обратим мы взор,
Великий князь, как принял бой,
Не чтоб чинить ему укор,
Он был ведом своей судьбой, Был, в общем, храбрый человек,
Когда вскочил он на коня,
Не стал продлять он жизни век,
Приказ дал: «не искать меня»,
Плащ, шестопер оставив свой,
Бренка «назначив быть собой»,
Поехал в полк передовой,
Рубил, сражался, как герой,
Когда пал полк передовой,
То в полк большой пробился князь,
И конь под ним пал боевой,
От смерти сам едва спасясь,
Как только подали коня,
Он снова ринулся на бой,
От смерти князя охраня,
Два детских пали чередой,
Когда прошел атаки вал,
То он один и без коня ,
Татар нападки отбивал,
«Герой не вышел из меня»,
Твердил, бредя устало князь,
Пока своих не встретил он ,
Чудесным образом спасясь,
Упал к ним в руки сил лишен.
Историк: Раненого Дмитрия нашли под сломанной березой. Объехали поле, прощаясь с павшими.
Летописец: …Нет у нас, государь, 40 бояр больших московских, да 12 князей белоозерских, да 30
бояриновпосадников новгородских, да 50 бояринов Новгорода Нижнего, да 40 бояринов
серпуховских…, да 50 суздальских, да 70 можайских, да 60 звенигородских. А молодым людям
счета нет, но только знаем: погибло у нас всей дружины двести пятьдесят тысяч и три тысячи, а
осталось у нас дружины пятьдесят тысяч…
Историк: Князя Дмитрия Ивановича народ с тех пор стал величать Донским, а саму Куликовскую
битву назвали Мамаевым побоищем.
Велико значение Куликовской битвы. Москва окончательно становится центром русской
земли. Сын Дмитрия Донского – Василий – занимает московский престол без ордынского ярлыка на
право княжения. Централизация государства позволила сплотить Русь и сделать её могущественной
до такой степени, что в 1480 при «великом стоянии на реке Угре» ордынцы не осмелились напасть
на Москву, и с зависимостью от Орды было покончено.
Чтец: Я пришёл к тебе,
Куликово поле,
потому что все стрелы
я рёбрами помню.
Здесь когдато
под всплеск боевого сигнала
вся Россия
Россией себя осознала.
Использованные источники: 1. Материалы сайта Википедия
2. Материалы сайта 1september.ru
3. Поэма Е.Евтушенко «Напрядва»
4. Стихи В.Полоротова «Куликовская битва»
5. Поэма О.Филатова «Куликовская битва»
Внеклассное мероприятие «А на поле Куликовом…» (устный журнал)
Внеклассное мероприятие «А на поле Куликовом…» (устный журнал)
Внеклассное мероприятие «А на поле Куликовом…» (устный журнал)
Внеклассное мероприятие «А на поле Куликовом…» (устный журнал)
Внеклассное мероприятие «А на поле Куликовом…» (устный журнал)
Внеклассное мероприятие «А на поле Куликовом…» (устный журнал)
Внеклассное мероприятие «А на поле Куликовом…» (устный журнал)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.