Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки"

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Чайные посиделки"

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Чайные посиделки.docx
«Чайные посиделки». Внеклассное мероприятие для учеников 3­4 классов в форме КТДНа   мысль   о   проведении   данного   мероприятия   натолкнули   меня   сами   ребята.   При изучении раздела « Мы и наше здоровье» по окружающему миру выяснилось, что у многих детей класса любимые напитки – «Кола»,   «Спрайт»,   «Буратино». И только несколько человек из класса отдают предпочтение чаю или соку.  Поэтому, в целях пропаганды питья полезного   напитка,   профилактики     здорового   образа   жизни     и   сплочения   классного коллектива   я     решила   провести   данное   внеклассное   мероприятие.   Кроме   того,   это прекрасный повод пообщаться друг с другом в неформальной обстановке и обсудить дела как класса, так и друг друга. Ребята вместе с родителями приняли посильное  участие  в  данном  мероприятии: готовили   костюмы,   реквизиты,   мальчики   помогали   записывать   музыку,   все   вместе украшали класс.            Во время данного мероприятия  дети получили много новой и полезной информации. Для  более углубленного обзора нового материала и пробуждения интереса,  был проведён краткий экскурс в историю, благодаря моменту театрализации.   В результате чего перед детьми была поставлена проблема, (Почему чай так называется?), которую мы вместе и решили. Также на этом этапе ребята получили много дополнительной информации о чае. ( Как собирается чай, что обозначает, как собирают и почему.)  Для расширения кругозора был проведён краткий экскурс в историю, из которого дети узнали, когда и где появился самовар в России.  А приглашение к чаю было проведено  с помощью игры « Волшебная чашечка»      (по методике Н.С.Щурковой),  целью которой является ­ сплочение детского коллектива,  где ребята учились видеть только красивые черты характера и стороны друг друга.                                      Чайные посиделки Цели проведения мероприятия: 1. Познакомить  учащихся с историей появления чая в России. 2. Познакомить детей с историей возникновения русской традиции чаепития. 3. Содействовать сплочению классного коллектива через  живое общение в игровой деятельности  для более глубокого  знакомства друг с другом и самим с собой.      Задачи: 1. Воспитывать  уважение  друг к другу,  формировать  культуру общения. 2. Развивать потребность к самореализации творческого потенциала, заложенного в личность каждого ребёнка.                                        Ход мероприятия: I.     Орг.   момент.     Звучит   задорная     музыка   «Коробейники»  (   Девочки   в   русских народных сарафанах зазывают гостей на чайные посиделки)  « Всех, кто мимо не проходит,     В гости дружно к нам заходит,Пряниками  угощаем               И поим душистым чаем».                            Слайд «Чайная церемония»   Учитель:   ­  Здравствуйте     мальчики   и   девочки,   уважаемые   гости!     Сегодня     мы приглашаем вас на чайные посиделки. Известный   французский   писатель   Антуан   де   Сент   Экзюпери   сказал   :   «Самая   большая роскошь на свете ­ это роскошь человеческого общения».  И если вас приглашают на чай, на   чаепитие   –   значит,   вас   приглашают   к   общению.     И   я   вас   сейчас   всех   приглашаю пообщаться.  Вы узнаете, откуда пришёл обычай пить чай, что означает слово «чай»,  как попал к нам в Россию и стал пользоваться огромной популярностью? ­А также вместе  заварим чайку и попьём его с пряничками да крендельками…   ( Выходят дети и говорят русские народные пословицы)    Чай пить ­ приятно жить.                                 Выпей чайку ­ позабудешь тоску.    С чая лиха не бывает.     Устал ­ пей чай,  жарко­ пей чай,  хочешь согреться­ пей чай.    Если чай не пьёшь, где силы берёшь? Учитель:­ Чай в далёкие времена ценили очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за высокие заслуги. Во дворце этот напиток пили во время торжественных церемоний   и   даже   использовали   вместо   денег     (спрессованными     лепёшками   чайных листьев расплачивались вместо денег) А кто же открыл этот чудодейственный напиток? II.    Элемент театрализации. Историческая  справка.  Звучит китайская музыка.  (Выходит ученик в костюме китайца и говорит) ­ Давным­давно, мои предки ­  китайские  пастухи заметили, что стоит  их овцам пощипать листья вечно зелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать это средство на себе. Они заварили листья этого растения и выпили ароматный настой, почувствовав вскоре прилив свежих сил.  ­ В одной из древних китайских книг описано свойство чая: « Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени, освежает тело. Сладкий покой, который ты обретёшь, употребляя этот напиток, можно ощутить, но описать его не возможно». III.    Введение в тему: Учитель:­ Ребята, а кто­нибудь из вас знает, почему чай так называют?   В Китае чай называют разными словами, но наиболее часто « ча»,­ что в переводе на русский язык ­ «молодой листочек». В некоторых частях Китая это произносится «цха», в других ­ «тья».Родиной чайного растения следует считать юго–западный  Китай ­  Юньнань. Чай разводят исключительно ради листьев, чайный куст подрезают, не давая  ему расти выше 80 см.  Самые ценные в чайном кусте – верхние 2 листочка. Собирают чай только женщины, а особенно дорогие сорта ­ девушки, которым не исполнилось 16 лет. Считается, что у них нежные руки, которые не испортят аромат  чайных листьев. ­Китайцы не только подарили название чая и научили человечество употреблять чай, как напиток, но и открыли само чайное растение ­ чайный куст. Произошло это почти 4.700 лет назад. IV. Элемент театрализации. Лечебные свойства чая. Учитель:­  Но сказать об истории чая   – это сказать   слишком   мало. Чай ­ богатейшая аптека. О лечебных свойствах чая вам расскажет     доктор. (Выходит ученик в костюме доктора) (Звучит музыка  из программы «Здоровье».  Выходит девочка в костюме доктора, называя витамины, она прикрепляет карточки с их названиями на доске, вокруг пачки чая.)   ­ Здравствуйте, мальчики и девочки, уважаемые взрослые.   Я расскажу вам о лечебных свойствах   чая.   Чай   может   принести   большую   пользу   человеку,   если   употреблять   его правильно. В чае имеются почти все нужные для здоровья витамины:   В1­обеспечивает работу нервной системы;  В2­ витамин молодости, питает и омолаживает кожу;  С­ в свежих листьях чая витамина С в 4раза больше, чем, в лимоне, а в зелёном ­в 10 раз больше, чем в чёрном.  Р­  укрепляет стенки кровеносных сосудов; А­  важен для зрения К­ помогает правильно свёртываться крови.       1 девочка:   –« А, я поняла!   « Если хворь с кем приключится ­ чаем можете лечиться,            Чай всех снадобий полезней: он в жару нас освежает,    2 девочка:            И в морозы согревает, и сонливость переборит,  И с усталостью поспорит, сокрушит любой недуг,  Чай здоровью ­ лучший друг!»                                                                                                        (Доктор: « Какие у вас умные детки! Вот вам конфетки. Желаю всем приятного  чаепития!» V. Историческая справка. Чай  в России.  ­Давным­давно,   в 1638 году,  посол русского царя Михаила Фёдоровича вернулся домой в Москву. Он привёз  подарок от хана Алтына  для русского царя.   Вопрос: Что за подарок привезли русскому царю, именно он  сейчас находится внутри матрёшки.    (Отгадывают чай, кто отгадал ­ отдаю чай в подарок.) Учитель: ­ Но  Михаил Фёдорович не стал пить непонятного зелья ­ побоялся. И только через 25 лет, судьбоносная рука другого человека восполнила эти утраты. Это был один иноземный   врач,   имевший   доступ   ко   двору.   Заболел   царь   ­   Алексей   Михайлович   (сын Михаила Фёдоровича). Врач и посоветовал   ему попить чайку, « тогда все болезни, какрукой снимет»,­ пообещал он. Следом за царём потянулись к чаю бояре, а за ними и    « сошки поменьше». VI  .Элемент театрализации. Как пили чай простолюдины:   Учитель: ­ Заморский чай в России для крестьян был не доступен. С давних времён наши предки пили травяные чаи, знали, когда нужно было  собирать необходимые травы, чтобы от   них   человеку   «польза   была».   Душица,   мята,   Иван­чай,   зверобой.…Эти   травы подвешивали в пучки и сушили, а потом заваривали и пили как чай. Позже простой люд пил заморский чай в особых случаях, поэтому и возникло выражение « чайком побаловаться». ­ Многие крестьяне даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX в. Среди народа     « гуляли» такие шуточные стихи:  ( Стихотворение читает мальчик в косоворотке) « Раз прислал мне барин чаю, и велел его сварить.          А  я от роду не знаю, как же этот чай варить. Взял тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок, И приправил луку, перцу, да петрушки корешок. Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал, Остудил его немножко, на господский стол подал. Гости с барином плевались, сам он ажно озверел, И, отправив на конюшню, меня выпороть велел. Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?                   А потом­то догадался, что забыл я посолить!» VII. Церемония заваривания чая: Учитель: А сейчас вы узнаете, как правильно заваривать чай.   Заваривают чай свежевскипяченной водой, которая не бурно кипит, а только вскипает.   Заварник ополаскивают кипятком, затем засыпают   чай (1 чайная   ложечка на стакан воды), заливают  горячей водой  на 2/3 части заварника  и закрывают.       Через   2­3   минуты     доливают   и   дают   настояться   ещё   5   минут.   Накрывают   чайник полотяной  салфеткой или специальной насадкой. Отверстия на крышке чайника и носике должны быть закрыты, чтобы не испарились ароматические вещества.  В России чай так полюбили, что стали строить чайные и трактиры, где собирались люди и пили чай. Но, если в Китае во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, то  в России за чаем общаются, поют чайные частушки: VIII.Элемент   театрализации.   Чайные   частушки.  (   Девочки   в   русских   народных сарафанах поют частушки) ­ На столе у нас пирог, пышки и ватрушки,      Так пропойте ж под чаёк чайные частушки      В пляске не жалей ботинки, предлагай­ка чай друзьям,    Если в чашке есть чаинки, значит,  письма пишут вам! Самовар блестит, кипя, чай в нём пениться, Погляди­ка на себя ­ ну и отраженьице!Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай, В чае я души не чаю, наливай горячий чай!       IX. Историческая справка. Русский самовар.  Учитель:  ­   Ребята,   а   как   вы   думаете,   что   на   Руси   немцы   называли   «русской   чайной машиной?»   ­В России   так полюбили чай, что даже в 1679 году   (XVIII  веке)   изобрели самовар. Неизвестно, кто  и  где  первым  изобрёл  самовар.  Многие  считают,  что  это случилось  в городе Туле, но есть  факты, дающие  повод думать, что самовар был изобретён в Сибири, где развивалась металлургия.      ­ В трубу, которая находилась внутри самовара, засыпали сосновые шишки или  лучину­ настроганные мелкие щепки, поджигали, раздували огонь сапогом и вода закипала. Сверху у   самовара   имеется   приспособление   для   установки   заварного   чайника.   Со   временем появились электрические самовары.               Дети читают стихи. Посидеть за самоваром           Рады все наверняка,  Ярким солнечным пожаром   У него горят бока.                           Самовар поёт – гудит                               Только с виду он сердит.             К потолку пускает пар             Наш красавец самовар! Учитель:  Сегодня самовар такой же традиционный русский сувенир, как и матрёшка.     Кстати,  в  России   чай  растёт  только   в  Краснодарском  крае.   Поэтому  отечественным сортом чая является   «Краснодарский».   А пить   чай с лимоном ­   это истинно русское изобретение. Игра « Волшебная чашечка» ( по методике Н.С. Щурковой) Учитель: ­ Ребята,  встаньте, пожалуйста, в круг. Я хочу вас всех пригласить  к чаю.  У меня в руках волшебная чашечка. Но чашечка   одна. Поэтому, давайте пригласим к чаю друг друга по очереди. Например:  Я приглашаю к чаю Женю, потому что она красивая и очень трудолюбивая.   (Поочерёдно дети приглашают к чаю друг друга, называя только хорошие черты друг­друга).  X   Викторина «Русский чай» Учитель:   ­ Не уснём на посиделках, эй, ребята, не скучай! Начинаем викторину, викторину « Русский чай!»     Вопросы:     1) Какая страна является родиной чая?  (Китай)      2) Что обозначает слово «чай»?  (молодой листочек).      3) Когда произошло открытие чайного куста?  (4.700 лет назад)      4)  Какие витамины есть в чае? (В1,В2,С, Р,А,К)5) Во времена какого царя и в каком веке в России  появился  чай? ( Михаил Федорович – 18 век)      6) Что означает выражение « чайком побаловаться»? (Чай был    очень дорогим и пили его  в особых случаях)     7) Кто придумал пить чай с лимоном? (русские)      8) Что, благодаря чаю, изобрели русские? (самовар)    Учитель:    ­Эта   викторина   закрепила   ту   информацию,   которая  прозвучала   на  наших чайных посиделках. Надеюсь, что вы поделитесь новыми знаниями  со своими родителями, близкими и друзьями. Вы узнали много интересного, а я получила удовольствие от общения с   вами.   Но,   прежде,   чем   мы   приступим   к   церемонии   чаепития,   я   бы   хотела     узнать, понравилось ли вам  на чайных посиделках.  Рефлексия   Перед вами на столе лежат сушки. Рядом стоят две подставки. Перед каждой написано следущее:   «Мне   было интересно» .   «Мне было скучно»  . Пусть каждый наденет свою сушку на ту пирамидку, которая соответствует его настроению  Я   очень   рада.   Ребята,   несмотря   на   то,   что   мы   с   вами   поиграли,   вы,   наверное,   чуток засиделись. Я предлагаю вам немного размяться, отдохнуть, ну, а затем, прошу к столу отведать чайку! Рекомендация Дети начальной школы очень любят играть. Если ребята старшего звена начальной школы, то с ними можно  провести ещё  русскую народную  игру « Гляделки» Игра « Гляделки». Выходят  двое   желающих   и  встают  друг  к  другу   спиной.    На  раз­два­три  окружающие хлопают в   ладошки, а игроки поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону ­ жмут руки, а если в разные ­ кланяются друг другу.Список литературы: 1. Научно­методический журнал «Воспитание школьников» №2,2011. 2. Энциклопедия «Я познаю мир: история», Н.В. Чудакова, А.В. Громов,  Москва ТКО «АСТ» 1995. 3. Энциклопедия «Я познаю мир: культура», Н.В. Чудакова, Москва ТКО  «АСТ» 2001. 4. Энциклопедия «Я познаю мир: растения», Л.А.Багрова, Москва ТКО  «АСТ» 1995.