«Чайные посиделки».
Внеклассное мероприятие для учеников 34 классов
в форме КТДНа мысль о проведении данного мероприятия натолкнули меня сами ребята. При
изучении раздела « Мы и наше здоровье» по окружающему миру выяснилось, что у многих
детей класса любимые напитки – «Кола», «Спрайт», «Буратино». И только несколько
человек из класса отдают предпочтение чаю или соку. Поэтому, в целях пропаганды питья
полезного напитка, профилактики здорового образа жизни и сплочения классного
коллектива я решила провести данное внеклассное мероприятие. Кроме того, это
прекрасный повод пообщаться друг с другом в неформальной обстановке и обсудить дела
как класса, так и друг друга.
Ребята вместе с родителями приняли посильное участие в данном мероприятии:
готовили костюмы, реквизиты, мальчики помогали записывать музыку, все вместе
украшали класс.
Во время данного мероприятия дети получили много новой и полезной информации.
Для более углубленного обзора нового материала и пробуждения интереса, был проведён
краткий экскурс в историю, благодаря моменту театрализации. В результате чего перед
детьми была поставлена проблема, (Почему чай так называется?), которую мы вместе и
решили. Также на этом этапе ребята получили много дополнительной информации о чае.
( Как собирается чай, что обозначает, как собирают и почему.) Для расширения кругозора
был проведён краткий экскурс в историю, из которого дети узнали, когда и где появился
самовар в России. А приглашение к чаю было проведено с помощью игры « Волшебная
чашечка» (по методике Н.С.Щурковой), целью которой является сплочение детского
коллектива, где ребята учились видеть только красивые черты характера и стороны друг
друга.
Чайные посиделки
Цели проведения мероприятия:
1. Познакомить учащихся с историей появления чая в России.
2. Познакомить детей с историей возникновения русской традиции чаепития.
3. Содействовать сплочению классного коллектива через живое общение в игровой
деятельности для более глубокого знакомства друг с другом и самим с собой.
Задачи:
1. Воспитывать уважение друг к другу, формировать культуру общения.
2. Развивать потребность к самореализации творческого потенциала, заложенного в
личность каждого ребёнка.
Ход мероприятия:
I. Орг. момент. Звучит задорная музыка «Коробейники» ( Девочки в русских
народных сарафанах зазывают гостей на чайные посиделки)
« Всех, кто мимо не проходит,
В гости дружно к нам заходит,Пряниками угощаем
И поим душистым чаем».
Слайд «Чайная церемония»
Учитель: Здравствуйте мальчики и девочки, уважаемые гости! Сегодня мы
приглашаем вас на чайные посиделки.
Известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери сказал : «Самая большая
роскошь на свете это роскошь человеческого общения». И если вас приглашают на чай,
на чаепитие – значит, вас приглашают к общению. И я вас сейчас всех приглашаю
пообщаться. Вы узнаете, откуда пришёл обычай пить чай, что означает слово «чай», как
попал к нам в Россию и стал пользоваться огромной популярностью?
А также вместе заварим чайку и попьём его с пряничками да крендельками…
( Выходят дети и говорят русские народные пословицы)
Чай пить приятно жить.
Выпей чайку позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал пей чай, жарко пей чай, хочешь согреться пей чай.
Если чай не пьёшь, где силы берёшь?
Учитель: Чай в далёкие времена ценили очень высоко. Императоры дарили его своим
вельможам за высокие заслуги. Во дворце этот напиток пили во время торжественных
церемоний и даже использовали вместо денег (спрессованными лепёшками чайных
листьев расплачивались вместо денег)
А кто же открыл этот чудодейственный напиток?
II. Элемент театрализации. Историческая справка.
Звучит китайская музыка. (Выходит ученик в костюме китайца и говорит)
Давнымдавно, мои предки китайские пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать
листья вечно зелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко
взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать это средство на себе. Они заварили
листья этого растения и выпили ароматный настой, почувствовав вскоре прилив свежих
сил.
В одной из древних китайских книг описано свойство чая: « Чай усиливает дух, смягчает
сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени, освежает
тело. Сладкий покой, который ты обретёшь, употребляя этот напиток, можно ощутить, но
описать его не возможно».
III. Введение в тему:
Учитель: Ребята, а ктонибудь из вас знает, почему чай так называют? В Китае чай
называют разными словами, но наиболее часто « ча», что в переводе на русский язык
«молодой листочек». В некоторых частях Китая это произносится «цха», в других «тья».Родиной чайного растения следует считать юго–западный Китай Юньнань. Чай разводят
исключительно ради листьев, чайный куст подрезают, не давая ему расти выше 80 см.
Самые ценные в чайном кусте – верхние 2 листочка. Собирают чай только женщины, а
особенно дорогие сорта девушки, которым не исполнилось 16 лет. Считается, что у них
нежные руки, которые не испортят аромат чайных листьев.
Китайцы не только подарили название чая и научили человечество употреблять чай, как
напиток, но и открыли само чайное растение чайный куст. Произошло это почти 4.700 лет
назад.
IV. Элемент театрализации. Лечебные свойства чая.
Учитель: Но сказать об истории чая – это сказать слишком мало. Чай богатейшая
аптека. О лечебных свойствах чая вам расскажет доктор. (Выходит ученик в костюме
доктора)
(Звучит музыка из программы «Здоровье». Выходит девочка в костюме доктора, называя
витамины, она прикрепляет карточки с их названиями на доске, вокруг пачки чая.)
Здравствуйте, мальчики и девочки, уважаемые взрослые. Я расскажу вам о лечебных
свойствах чая. Чай может принести большую пользу человеку, если употреблять его
правильно. В чае имеются почти все нужные для здоровья витамины:
В1обеспечивает работу нервной системы;
В2 витамин молодости, питает и омолаживает кожу;
С в свежих листьях чая витамина С в 4раза больше, чем, в лимоне, а в зелёном в 10 раз
больше, чем в чёрном.
Р укрепляет стенки кровеносных сосудов;
А важен для зрения
К помогает правильно свёртываться крови.
1 девочка:
–« А, я поняла!
« Если хворь с кем приключится чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней: он в жару нас освежает,
2 девочка:
И в морозы согревает, и сонливость переборит,
И с усталостью поспорит, сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!»
(Доктор: « Какие у вас умные детки! Вот вам конфетки. Желаю всем приятного
чаепития!»
V. Историческая справка. Чай в России.
Давнымдавно, в 1638 году, посол русского царя Михаила Фёдоровича вернулся домой в
Москву. Он привёз подарок от хана Алтына для русского царя.
Вопрос: Что за подарок привезли русскому царю, именно он сейчас находится внутри
матрёшки. (Отгадывают чай, кто отгадал отдаю чай в подарок.)
Учитель: Но Михаил Фёдорович не стал пить непонятного зелья побоялся. И только
через 25 лет, судьбоносная рука другого человека восполнила эти утраты. Это был один
иноземный врач, имевший доступ ко двору. Заболел царь Алексей Михайлович (сын
Михаила Фёдоровича). Врач и посоветовал ему попить чайку, « тогда все болезни, какрукой снимет», пообещал он. Следом за царём потянулись к чаю бояре, а за ними и «
сошки поменьше».
VI .Элемент театрализации. Как пили чай простолюдины:
Учитель: Заморский чай в России для крестьян был не доступен. С давних времён наши
предки пили травяные чаи, знали, когда нужно было собирать необходимые травы, чтобы
от них человеку «польза была». Душица, мята, Иванчай, зверобой.…Эти травы
подвешивали в пучки и сушили, а потом заваривали и пили как чай. Позже простой люд пил
заморский чай в особых случаях, поэтому и возникло выражение « чайком побаловаться».
Многие крестьяне даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX в. Среди народа «
гуляли» такие шуточные стихи:
( Стихотворение читает мальчик в косоворотке)
« Раз прислал мне барин чаю, и велел его сварить.
А я от роду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потомто догадался, что забыл я посолить!»
VII. Церемония заваривания чая:
Учитель: А сейчас вы узнаете, как правильно заваривать чай.
Заваривают чай свежевскипяченной водой, которая не бурно кипит, а только вскипает.
Заварник ополаскивают кипятком, затем засыпают чай (1 чайная ложечка на стакан
воды), заливают горячей водой на 2/3 части заварника и закрывают.
Через 23 минуты доливают и дают настояться ещё 5 минут. Накрывают чайник
полотяной салфеткой или специальной насадкой. Отверстия на крышке чайника и носике
должны быть закрыты, чтобы не испарились ароматические вещества.
В России чай так полюбили, что стали строить чайные и трактиры, где собирались люди и
пили чай.
Но, если в Китае во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, то в
России за чаем общаются, поют чайные частушки:
VIII.Элемент театрализации. Чайные частушки. ( Девочки в русских народных
сарафанах поют частушки)
На столе у нас пирог, пышки и ватрушки,
Так пропойте ж под чаёк чайные частушки
В пляске не жалей ботинки, предлагайка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут вам!
Самовар блестит, кипя, чай в нём пениться,
Поглядика на себя ну и отраженьице!Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
IX. Историческая справка. Русский самовар.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что на Руси немцы называли «русской чайной
машиной?»
В России так полюбили чай, что даже в 1679 году (XVIII веке) изобрели самовар.
Неизвестно, кто и где первым изобрёл самовар. Многие считают, что это случилось в
городе Туле, но есть факты, дающие повод думать, что самовар был изобретён в Сибири,
где развивалась металлургия.
В трубу, которая находилась внутри самовара, засыпали сосновые шишки или лучину
настроганные мелкие щепки, поджигали, раздували огонь сапогом и вода закипала. Сверху
у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Со временем
появились электрические самовары.
Дети читают стихи.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт – гудит
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Учитель: Сегодня самовар такой же традиционный русский сувенир, как и матрёшка.
Кстати, в России чай растёт только в Краснодарском крае. Поэтому отечественным
сортом чая является «Краснодарский». А пить чай с лимоном это истинно русское
изобретение.
Игра « Волшебная чашечка» ( по методике Н.С. Щурковой)
Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я хочу вас всех пригласить к чаю. У
меня в руках волшебная чашечка. Но чашечка одна. Поэтому, давайте пригласим к чаю
друг друга по очереди. Например: Я приглашаю к чаю Женю, потому что она красивая и
очень трудолюбивая. (Поочерёдно дети приглашают к чаю друг друга, называя только
хорошие черты другдруга).
X Викторина «Русский чай»
Учитель: Не уснём на посиделках, эй, ребята, не скучай!
Начинаем викторину, викторину « Русский чай!»
Вопросы:
1) Какая страна является родиной чая? (Китай)
2) Что обозначает слово «чай»? (молодой листочек).
3) Когда произошло открытие чайного куста? (4.700 лет назад)
4) Какие витамины есть в чае? (В1,В2,С, Р,А,К)5) Во времена какого царя и в каком веке в России появился чай? ( Михаил Федорович
– 18 век)
6) Что означает выражение « чайком побаловаться»? (Чай был очень дорогим и пили
его в особых случаях)
7) Кто придумал пить чай с лимоном? (русские)
8) Что, благодаря чаю, изобрели русские? (самовар)
Учитель: Эта викторина закрепила ту информацию, которая прозвучала на наших
чайных посиделках. Надеюсь, что вы поделитесь новыми знаниями со своими родителями,
близкими и друзьями. Вы узнали много интересного, а я получила удовольствие от общения
с вами. Но, прежде, чем мы приступим к церемонии чаепития, я бы хотела узнать,
понравилось ли вам на чайных посиделках.
Рефлексия
Перед вами на столе лежат сушки. Рядом стоят две подставки. Перед каждой написано
следущее: «Мне было интересно» . «Мне было скучно» . Пусть каждый наденет свою
сушку на ту пирамидку, которая соответствует его настроению
Я очень рада. Ребята, несмотря на то, что мы с вами поиграли, вы, наверное, чуток
засиделись. Я предлагаю вам немного размяться, отдохнуть, ну, а затем, прошу к столу
отведать чайку!
Рекомендация
Дети начальной школы очень любят играть. Если ребята старшего звена начальной школы,
то с ними можно провести ещё русскую народную игру « Гляделки»
Игра « Гляделки».
Выходят двое желающих и встают друг к другу спиной. На раздватри окружающие
хлопают в ладошки, а игроки поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону
жмут руки, а если в разные кланяются друг другу.Список литературы:
1. Научнометодический журнал «Воспитание школьников» №2,2011.
2. Энциклопедия «Я познаю мир: история», Н.В. Чудакова, А.В. Громов,
Москва ТКО «АСТ» 1995.
3. Энциклопедия «Я познаю мир: культура», Н.В. Чудакова, Москва ТКО
«АСТ» 2001.
4. Энциклопедия «Я познаю мир: растения», Л.А.Багрова, Москва ТКО
«АСТ» 1995.