«Чайные посиделки».
Внеклассное мероприятие для учеников 34 классов
в форме КТД На мысль о проведении данного мероприятия натолкнули меня сами ребята. При
изучении раздела « Мы и наше здоровье» по окружающему миру выяснилось, что у многих
детей класса любимые напитки – «Кола», «Спрайт», «Буратино». И только несколько
человек из класса отдают предпочтение чаю или соку. Поэтому, в целях пропаганды питья
полезного напитка, профилактики здорового образа жизни и сплочения классного
коллектива я решила провести данное внеклассное мероприятие. Кроме того, это
прекрасный повод пообщаться друг с другом в неформальной обстановке и обсудить дела
как класса, так и друг друга.
Ребята вместе с родителями приняли посильное участие в данном мероприятии:
готовили костюмы, реквизиты, мальчики помогали записывать музыку, все вместе
украшали класс.
Во время данного мероприятия дети получили много новой и полезной информации.
Для более углубленного обзора нового материала и пробуждения интереса, был проведён
краткий экскурс в историю, благодаря моменту театрализации. В результате чего перед
детьми была поставлена проблема, (Почему чай так называется?), которую мы вместе и
решили. Также на этом этапе ребята получили много дополнительной информации о чае.
( Как собирается чай, что обозначает, как собирают и почему.) Для расширения кругозора
был проведён краткий экскурс в историю, из которого дети узнали, когда и где появился
самовар в России. А приглашение к чаю было проведено с помощью игры « Волшебная
чашечка» (по методике Н.С.Щурковой), целью которой является сплочение детского
коллектива, где ребята учились видеть только красивые черты характера и стороны друг
друга.
Чайные посиделки
Цели проведения мероприятия:
1. Познакомить учащихся с историей появления чая в России.
2. Познакомить детей с историей возникновения русской традиции чаепития.
3. Содействовать сплочению классного коллектива через живое общение в игровой
деятельности для более глубокого знакомства друг с другом и самим с собой.
Задачи:
1. Воспитывать уважение друг к другу, формировать культуру общения.
2. Развивать потребность к самореализации творческого потенциала, заложенного в
личность каждого ребёнка.
Ход мероприятия:
I. Орг. момент. Звучит задорная музыка «Коробейники» ( Девочки в русских
народных сарафанах зазывают гостей на чайные посиделки)
« Всех, кто мимо не проходит,
В гости дружно к нам заходит, Пряниками угощаем
И поим душистым чаем».
Слайд «Чайная церемония»
Учитель: Здравствуйте мальчики и девочки, уважаемые гости! Сегодня мы
приглашаем вас на чайные посиделки.
Известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери сказал : «Самая большая
роскошь на свете это роскошь человеческого общения». И если вас приглашают на чай,
на чаепитие – значит, вас приглашают к общению. И я вас сейчас всех приглашаю
пообщаться. Вы узнаете, откуда пришёл обычай пить чай, что означает слово «чай», как
попал к нам в Россию и стал пользоваться огромной популярностью?
А также вместе заварим чайку и попьём его с пряничками да крендельками…
( Выходят дети и говорят русские народные пословицы)
Чай пить приятно жить.
Выпей чайку позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал пей чай, жарко пей чай, хочешь согреться пей чай.
Если чай не пьёшь, где силы берёшь?
Учитель: Чай в далёкие времена ценили очень высоко. Императоры дарили его своим
вельможам за высокие заслуги. Во дворце этот напиток пили во время торжественных
церемоний и даже использовали вместо денег (спрессованными лепёшками чайных
листьев расплачивались вместо денег)
А кто же открыл этот чудодейственный напиток?
II. Элемент театрализации. Историческая справка.
Звучит китайская музыка. (Выходит ученик в костюме китайца и говорит)
Давнымдавно, мои предки китайские пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать
листья вечно зелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко
взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать это средство на себе. Они заварили
листья этого растения и выпили ароматный настой, почувствовав вскоре прилив свежих
сил.
В одной из древних китайских книг описано свойство чая: « Чай усиливает дух, смягчает
сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени, освежает
тело. Сладкий покой, который ты обретёшь, употребляя этот напиток, можно ощутить, но
описать его не возможно».
III. Введение в тему:
Учитель: Ребята, а ктонибудь из вас знает, почему чай так называют? В Китае чай
называют разными словами, но наиболее часто « ча», что в переводе на русский язык
«молодой листочек». В некоторых частях Китая это произносится «цха», в других «тья». Родиной чайного растения следует считать юго–западный Китай Юньнань. Чай разводят
исключительно ради листьев, чайный куст подрезают, не давая ему расти выше 80 см.
Самые ценные в чайном кусте – верхние 2 листочка. Собирают чай только женщины, а
особенно дорогие сорта девушки, которым не исполнилось 16 лет. Считается, что у них
нежные руки, которые не испортят аромат чайных листьев.
Китайцы не только подарили название чая и научили человечество употреблять чай, как
напиток, но и открыли само чайное растение чайный куст. Произошло это почти 4.700 лет
назад.
IV. Элемент театрализации. Лечебные свойства чая.
Учитель: Но сказать об истории чая – это сказать слишком мало. Чай богатейшая
аптека. О лечебных свойствах чая вам расскажет доктор. (Выходит ученик в костюме
доктора)
(Звучит музыка из программы «Здоровье». Выходит девочка в костюме доктора, называя
витамины, она прикрепляет карточки с их названиями на доске, вокруг пачки чая.)
Здравствуйте, мальчики и девочки, уважаемые взрослые. Я расскажу вам о лечебных
свойствах чая. Чай может принести большую пользу человеку, если употреблять его
правильно. В чае имеются почти все нужные для здоровья витамины:
В1обеспечивает работу нервной системы;
В2 витамин молодости, питает и омолаживает кожу;
С в свежих листьях чая витамина С в 4раза больше, чем, в лимоне, а в зелёном в 10 раз
больше, чем в чёрном.
Р укрепляет стенки кровеносных сосудов;
А важен для зрения
К помогает правильно свёртываться крови.
1 девочка:
–« А, я поняла!
« Если хворь с кем приключится чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней: он в жару нас освежает,
2 девочка:
И в морозы согревает, и сонливость переборит,
И с усталостью поспорит, сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!»
(Доктор: « Какие у вас умные детки! Вот вам конфетки. Желаю всем приятного
чаепития!»
V. Историческая справка. Чай в России.
Давнымдавно, в 1638 году, посол русского царя Михаила Фёдоровича вернулся домой в
Москву. Он привёз подарок от хана Алтына для русского царя.
Вопрос: Что за подарок привезли русскому царю, именно он сейчас находится внутри
матрёшки. (Отгадывают чай, кто отгадал отдаю чай в подарок.)
Учитель: Но Михаил Фёдорович не стал пить непонятного зелья побоялся. И только
через 25 лет, судьбоносная рука другого человека восполнила эти утраты. Это был один
иноземный врач, имевший доступ ко двору. Заболел царь Алексей Михайлович (сын
Михаила Фёдоровича). Врач и посоветовал ему попить чайку, « тогда все болезни, как рукой снимет», пообещал он. Следом за царём потянулись к чаю бояре, а за ними и «
сошки поменьше».
VI .Элемент театрализации. Как пили чай простолюдины:
Учитель: Заморский чай в России для крестьян был не доступен. С давних времён наши
предки пили травяные чаи, знали, когда нужно было собирать необходимые травы, чтобы
от них человеку «польза была». Душица, мята, Иванчай, зверобой.…Эти травы
подвешивали в пучки и сушили, а потом заваривали и пили как чай. Позже простой люд пил
заморский чай в особых случаях, поэтому и возникло выражение « чайком побаловаться».
Многие крестьяне даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX в. Среди народа «
гуляли» такие шуточные стихи:
( Стихотворение читает мальчик в косоворотке)
« Раз прислал мне барин чаю, и велел его сварить.
А я от роду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потомто догадался, что забыл я посолить!»
VII. Церемония заваривания чая:
Учитель: А сейчас вы узнаете, как правильно заваривать чай.
Заваривают чай свежевскипяченной водой, которая не бурно кипит, а только вскипает.
Заварник ополаскивают кипятком, затем засыпают чай (1 чайная ложечка на стакан
воды), заливают горячей водой на 2/3 части заварника и закрывают.
Через 23 минуты доливают и дают настояться ещё 5 минут. Накрывают чайник
полотяной салфеткой или специальной насадкой. Отверстия на крышке чайника и носике
должны быть закрыты, чтобы не испарились ароматические вещества.
В России чай так полюбили, что стали строить чайные и трактиры, где собирались люди и
пили чай.
Но, если в Китае во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, то в
России за чаем общаются, поют чайные частушки:
VIII.Элемент театрализации. Чайные частушки. ( Девочки в русских народных
сарафанах поют частушки)
На столе у нас пирог, пышки и ватрушки,
Так пропойте ж под чаёк чайные частушки
В пляске не жалей ботинки, предлагайка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут вам!
Самовар блестит, кипя, чай в нём пениться,
Поглядика на себя ну и отраженьице! Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
IX. Историческая справка. Русский самовар.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что на Руси немцы называли «русской чайной
машиной?»
В России так полюбили чай, что даже в 1679 году (XVIII веке) изобрели самовар.
Неизвестно, кто и где первым изобрёл самовар. Многие считают, что это случилось в
городе Туле, но есть факты, дающие повод думать, что самовар был изобретён в Сибири,
где развивалась металлургия.
В трубу, которая находилась внутри самовара, засыпали сосновые шишки или лучину
настроганные мелкие щепки, поджигали, раздували огонь сапогом и вода закипала. Сверху
у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Со временем
появились электрические самовары.
Дети читают стихи.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт – гудит
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Учитель: Сегодня самовар такой же традиционный русский сувенир, как и матрёшка.
Кстати, в России чай растёт только в Краснодарском крае. Поэтому отечественным
сортом чая является «Краснодарский». А пить чай с лимоном это истинно русское
изобретение.
Игра « Волшебная чашечка» ( по методике Н.С. Щурковой)
Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я хочу вас всех пригласить к чаю. У
меня в руках волшебная чашечка. Но чашечка одна. Поэтому, давайте пригласим к чаю
друг друга по очереди. Например: Я приглашаю к чаю Женю, потому что она красивая и
очень трудолюбивая. (Поочерёдно дети приглашают к чаю друг друга, называя только
хорошие черты другдруга).
X Викторина «Русский чай»
Учитель: Не уснём на посиделках, эй, ребята, не скучай!
Начинаем викторину, викторину « Русский чай!»
Вопросы:
1) Какая страна является родиной чая? (Китай)
2) Что обозначает слово «чай»? (молодой листочек).
3) Когда произошло открытие чайного куста? (4.700 лет назад)
4) Какие витамины есть в чае? (В1,В2,С, Р,А,К) 5) Во времена какого царя и в каком веке в России появился чай? ( Михаил Федорович
– 18 век)
6) Что означает выражение « чайком побаловаться»? (Чай был очень дорогим и пили
его в особых случаях)
7) Кто придумал пить чай с лимоном? (русские)
8) Что, благодаря чаю, изобрели русские? (самовар)
Учитель: Эта викторина закрепила ту информацию, которая прозвучала на наших
чайных посиделках. Надеюсь, что вы поделитесь новыми знаниями со своими родителями,
близкими и друзьями. Вы узнали много интересного, а я получила удовольствие от общения
с вами. Но, прежде, чем мы приступим к церемонии чаепития, я бы хотела узнать,
понравилось ли вам на чайных посиделках.
Рефлексия
Перед вами на столе лежат сушки. Рядом стоят две подставки. Перед каждой написано
следущее: «Мне было интересно» . «Мне было скучно» . Пусть каждый наденет свою
сушку на ту пирамидку, которая соответствует его настроению
Я очень рада. Ребята, несмотря на то, что мы с вами поиграли, вы, наверное, чуток
засиделись. Я предлагаю вам немного размяться, отдохнуть, ну, а затем, прошу к столу
отведать чайку!
Рекомендация
Дети начальной школы очень любят играть. Если ребята старшего звена начальной школы,
то с ними можно провести ещё русскую народную игру « Гляделки»
Игра « Гляделки».
Выходят двое желающих и встают друг к другу спиной. На раздватри окружающие
хлопают в ладошки, а игроки поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону
жмут руки, а если в разные кланяются друг другу. Список литературы:
1. Научнометодический журнал «Воспитание школьников» №2,2011.
2. Энциклопедия «Я познаю мир: история», Н.В. Чудакова, А.В. Громов,
Москва ТКО «АСТ» 1995.
3. Энциклопедия «Я познаю мир: культура», Н.В. Чудакова, Москва ТКО
«АСТ» 2001.
4. Энциклопедия «Я познаю мир: растения», Л.А.Багрова, Москва ТКО
«АСТ» 1995.
Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки"
Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки"
Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки"
Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки"
Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки"
Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки"
Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки"
Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.