«Человек есть тайна. Её надо разгадать…»
сценарий внеклассного мероприятия к 195-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского
Форма проведения: литературная гостиная
Участники: учащиеся 9-11 классов, библиотекарь, учителя русского языка и литературы
Цели:
Расширить представления учащихся о Ф. М. Достоевском – писателе чрезвычайно индивидуальном, оригинальном; обратить их внимание на ту атмосферу, в которой создавались его выдающиеся произведения.
Пробудить у учащихся интерес к отечественной литературе.
Учить учащихся работать с периодическими изданиями в процессе поиска и обработки материала.
Ход мероприятия
Учитель.
“Читайте Достоевского, любите Достоевского,
– если можете, а не можете, браните Достоевского,
но читайте… по возможности только его”.
И. Ф.Анненский
Фрагмент фильма о Достоевском.
В 2016 году литературный мир отмечает 195-летие со дня рождения великого писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского.
Проблемы, которые волновали Достоевского, это вековечные, старые как мир и новые как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. В поиске правды о человеке писатель сосредоточил все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, стоящих на пути человека
Звучит полонез. На сцену выходят двое ведущих (1 ведущий - девочка, 2 ведущий - мальчик). Речь ведущих сопровождается презентацией.
1й ведущий:
Гейне советовал рассматривать жизнь выдающихся людей, как рассматривают солнце: на восходе и на закате. Следуя этому совету мы и обращаемся к памяти Фёдора Михаиловича Достоевского.
2й ведущий:
Восход и закат Достоевского как писателя были благоприятными , к нему было приковано всеобщее внимание, но период разгара его деятельности был полон внешних и внутренних страданий, нужды,болезни и несправедливости критики .Улыбнувшись и даже вскружив ему голову блестящим успехом, судьба повела его потом тяжким и тернистым путём, сначала на Семёновский плац, заставив пережить муки ожидания смертной казни, потом в сибирскую каторгу и оренбургские линейные батальоны.
1й ведущий:
А вот что он записывает в свой дневник: человек есть тайна.Её надо разгадать, и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори,что потеряно время, я занимаюсь этой тайной,ибо хочу быть человеком.
1 ведущий. Федор Михайлович Достоевский был вторым ребенком в большой семье. Пожалованный дворянством отставной штаб-лекарь Михаил Достоевский внушал своим детям: "Со смертью моей вы останетесь нищими и должны быть готовы сами пробивать себе дорогу". Но они об этом не задумывались, рыбачили, купались, играли в дикарей, в лошадки…
Но вскоре в беззаботное детство одна за другой ворвались трагедии: смерть матери, дуэль кумира семьи Пушкина, убийство отца… Он успел лишь определить сыновей в Петербургское военно-инженерное училище. По окончании его Федор попал в инженерный департамент, и на его практическую работу Николай I наложил резолюцию: "Какой дурак это чертил?"
2 ведущий. "Скверную кличку дал мне государь, а известно, иные клички держатся до могилы…"
1 ведущий. Достоевский ушел в отставку, хлебнул полуголодной жизни обитателей чердаков и взялся за перо.
2.Первым его произведением был роман в письмах "Бедные люди". "…глубоко разорвала мне сердце их грустная история", - признавался сам автор, рассказавший о любви нищего, стареющего титулярного советника, честного и чистого, к оскорбленной и грустной девушке-сироте.
К ведущим присоединяются участники мероприятия, учащиеся 10, 11 классов
-.Душевно чуток и благороден Макар Девушкин - бедный человек, но Человек.
-. Это маленький человек в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства, - яркое тому подтверждение.
Сцена из "Бедных людей"
Чтение письма Девушкина от 11 сентября.
(Герои сидят в разных углах сцены за столами, пишут письма. На столах - свечи, письма, пяльцы.)
Каждое письмо делится на части и читается поочередно героями по частям, что воспринимается как диалог.
-. После "Бедных людей" Достоевский пишет об успехе своему брату Михаилу: "Все меня воспринимают как чудо"
-."Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие", - писал Достоевский на закате жизни.
-. Сияющая личность Христа спасала Достоевского на каторге: "…нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа… если бы мне кто сказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной".
-. Христос Достоевского - это родственная любовь всех людей к общей их матери - природе, братская любовь всех людей друг к другу.
Монолог Настеньки из сентиментального романа Достоевского "Белые ночи".
-. Каторга не сломила Достоевского. Осторожный опыт научил его, обнаруживая противоречия характера, "полюсность души", забираться до самых потаенных глубин человеческого сердца, отыскивать и видеть свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма. Именно на каторге Достоевский узнал "народ русский и так хорошо, как, может, не многие знают его".
-.Непомерные физические и нравственные перегрузки в годы каторги не уничтожили Достоевского, благодаря неистребимому желанию "быть человеком среди людей", неистребимому желанию "разгадывать тайну человека ".
-. "Записки из мертвого дома", "Записки из подполья", романы "Униженные и оскорбленные", "Подросток" - следующие произведения Ф.М. Достоевского, в которых он прослеживает уничтоженные веры в общие правила, когда "нет ничего святого". Безудержная жажда самоутверждения поразила сознание и душу современного человека, сделала его палачом.
-. Духовный кризис человека в обществе отразился в тютчевских строчках:
О, этот Юг, о, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстрелянная птица,
Подняться хочет - и не может…
Нет ни полета, ни размаху;
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья…
1864г.
- Как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал - добра и зла - в сердце человеческом, замыслил Достоевский "Преступление и наказание". Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжег уже почти завершенную повесть и взялся за роман.
Фрагмент фильма
- О новом романе "Идиот" Достоевский писал: "Главная мысль... - изобразить положительного прекрасного человека… это задача безмерная… Прекрасное есть идеал, а идеал ни нами, ни цивилизованной Европой еще далеко не выработался". Князь Мышкин, князь Христос, ценой большой душевной работы стремится приблизиться к сияющему идеалу.
Фрагмент фильма
- В июне 1880 г. Слава писателя достигла апогея. На вечере в зале московского дворянского собрания в честь открытия народного памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре он произнес свою знаменитую "Пушкинскую речь".
Чтение отрывка из "Пушкинской речи".
- Брошенное из толпы после того, как Достоевский закончил "Пушкинскую речь", "Пророк! Пророк!" прочно вошло в сознание миллионов его читателей.
Чтение стихотворения Пушкина "Пророк".
- Символично, что Лев Толстой, менее, чем кто-либо, склонный к благоговению перед авторитетами, уходя из Ясной Поляны "в мир", оставив все и навсегда, взял с собой в свой, как оказалось, последний путь две книги: Библию и итоговый роман Достоевского "Братья Карамазовы".
- История семьи Карамазовых - это символ вселенской, всечеловеческой судьбы.
Отец братьев - развратник Федор Павлович - носитель первородного греха, "жесткого сладострастия", его постоянно тянет наплевать в святом месте.
- Вместо искупления в романе мы видим преступление. Общая атмосфера взаимной ненависти и ожесточения породила его. Каждый здесь стремится превратить окружающих в "подножие", в пьедестал для своего эгоистического "я".
Фрагмент фильма
Ведущий 1
Рано утром 28 января 1881г. Ф.М. разбудил жену со словами: "Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь осознал, что я сегодня умру", - просил прочесть Евангелие, то самое, подаренное Натальей Дмитриевной Фонвизиной в Тобольске, открылась третья глава от Матфея… И вспомнилось ему, как познакомился он с Анной Григорьевной.
Ведущий 2
Достоевский позвал детей и "говорил с ними о том, как они должны жить после него, как должны любить мать, любить честность и труд, любить бедных и помогать им". Вечером того же дня его не стало.
Ведущий 1
Достоевского похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге. Рядом с могилами Карамзина и Жуковского оказалось свободное место. На памятнике над ним высечено: «…Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Ведущий 2
Похороны вылились едва ли не во всенародное шествие. Особенно много было молодёжи. Какая-то старушка спросила, крестясь:
- Никак генерала хоронят?
- Не генерала, а писателя, учителя…
- То-то, вижу, столько молодежи-то. Значит, большой и хороший был учитель. Царство ему небесное».
(Ведущие проходят по сцене). Первым психологом мировой литературы назвал Достоевского Томас Манн. (Гаснет свет. Темно. Появляется тень Достоевского.) Тень. Талант мой называют жестоким.
Духи. ...оким, оким, оким...
Тень. А разве это – не жестоко..?
Духи. ... око, око, око...
Тень. ... когда людям идти некуда.
Духи. ...некуда, некуда, некуда...
Тень. Не вините их. Я завещал каждому грешнику: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил»
Финал: звучит 6 симфония Чайковского, "герои Достоевского" идут с зажженными свечами к портрету Достоевского, устанавливают их у портрета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.