Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Оценка 4.8
Конкурсы
doc
химия
9 кл
06.02.2018
Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.
Мероприятие "Экохимический марафон" проводится в рамках года экологии. Преследует воспитание чуткого, бережного отношения человека к окружающей среде, развивает интеллектуально- творческие способности школьников. Девиз марафона: сохраним сегодня, чтобы жить завтра! Узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы каждый человек постарается бережнее относиться ко всему живому, что нас окружает.
экохимический марафон.doc
Внеклассное мероприятие. ЭКОХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН Цели: Образовательная: популяризация прикладных химических знаний и навыков,  проверка умения пользоваться периодической системой химических  элементов Д. И. Менделеева Развивающая: развитие интереса к приобретению знаний, содействие развитию у обучающихся логического и образного мышления, фантазии, творчества.  Развитие интереса к дальнейшему изучению химии с экологическим  содержанием. Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, формирование  чувства коллективизма. Оборудование: карточки – задания командам, бумага, шариковые ручки,  периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, химические  стаканы, пульверизатор, фильтровальная бумага, воронки, кубики. Реактивы: раствор фенолфталеина, слабый раствор щелочи, вода, масло.                                          Участвуют две команды, состоящие из учащихся 8­11 классов.                                                                       1 ведущий: Добрый день! Я вижу, здесь собрались настоящие любители  природы, истинные защитники экологической среды, отважные химики! Я  права? 2 ведущий: Тогда позвольте мне считать сегодняшнее мероприятие  "Экохимический марафон" открытым!  Девиз нашего мероприятия: сохраним  сегодня, чтобы жить завтра! 1 ведущий: Мы обращаемся ко всем, кому не безразлична судьба нашей  планеты, кто хочет, чтобы она была чистой и зеленой. Один человек не  сможет справиться с огромнейшей проблемой человечества загрязнение  окружающей среды, а только когда мы все вместе будем заботься о будущем  нашей планеты, тогда только будет результат. Уже сейчас само  существование человека на нашей Земле зависит полностью от его  деятельности. 2 ведущий: Мы, дети всей планеты­ твоё будущее Земля! Все вместе сможем  внести свой посильный вклад в озеленение и благоустройство территории  родной планеты и её природных памятников.  1 ведущий: Чем мы можем помочь?  Во­первых­ не мусорить, соблюдать правила поведения на природе, избегать  применения аэрозолей, сажать деревья и кустарники, участвовать в уборке  парков и лесных насаждений, ну а главное: всегда входить в природу другом и не нарушать её гармонию! 2 ведущий: Заявляем наше «нет!» любым битвам с природой, всему, что  грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.  1 ведущий: Давайте не будем равнодушными. Мы заявляем «да!» миру и  спокойствию, любви и уважению к природе, осторожности и мудрости,  экологической культуре.  2 ведущий: Позвольте представить Вам наше жюри (представляет жюри). 1 ведущий: Первый конкурс "Из чего состоит человек?"  В этом конкурсе командам необходимо выяснить, из каких химических  элементов состоят различные органы человека. На бумаге нарисован человек, пользуясь периодической таблицей написать  химические элементы к органу, в котором те аккумулируются. Число очков соответствует числу правильно названных командой  химических элементов. Ведущая: Пока жюри оценивает команды, проведем следующий конкурс. Второй конкурс "Химический термин". Кто правильно и как можно быстрее напишет ответы на предложенные  вопросы. Назвать: 1) металл на букву «М»; (медь, марганец, молибден, менделеевий, магний,  мейтнерий) 2) неметалл на букву «С»; (сера, селен, сурьма) 3) предмет лабораторного оборудования. (пробирка, колба, спиртовка,  штатив, держатель для пробирок, тигельные щипцы и т. д) Число очков соответствует числу правильно названных командой  терминов. 2 ведущий: Внимание! Пока вы участвовали в конкурсе, мы получили вот что  (показывает бутылку). Что это? Может там джин? (Распечатывает бутылку).  О, нет, это какое­то послание. Но его еще нужно прочесть. На бумаге написано SOS (написано раствором фенолфталеина, чтобы  проявить надпись, нужно обрызгать бумагу из пульверизатора слабым  раствором щелочи). В Керчинском заливе затонул танкер, который перевозил сырую нефть и  нефтепродукты. Нефть образует тонкую пленку на поверхности воды, в  результате чего все организмы, находящиеся под этой пленкой, постепенно  задыхаются. У морских птиц контакт с нефтью приводит к склеиванию  оперенья; птицы утрачивают способность удерживаться на воде и быстро  гибнут от переохлаждения. Каким образом можно очистить поверхность воды и спасти обитателей  залива? Третий конкурс ­ "Спасти обитателей залива".  Командам предлагается очистить поверхность воды. В сосуды налить воду,  капнуть масло. Предложить командам очистить воду (профильтровать). Максимальное число баллов 10. 1 ведущий: Пока жюри оценивает этот конкурс, перейдем к следующему. Четвертый конкурс  "Блицтурнир". В мешочке находятся 10 кубиков с номерами вопросов. Каждая команда по  очереди вытаскивает кубик, слушает доставшийся ей вопрос и через 30  секунд коллективного обсуждения дает свой вариант ответа. Правильный  ответ оценивается в 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то у  другой команды появляется шанс получить дополнительный балл при  правильном ответе на вопрос. Если и другая команда не дала правильный  ответ, то вопрос переходит в зал. Вопросы: 1. В каком государстве и когда был принят первый в истории закон  по охране окружающей среды? Какова его суть? (это эдикт короля Англии  Эдуарда IV с запрещением использования каменного угля для отопления  домов в Лондоне во избежание загрязнения города продуктами сгорания угля; эдикт был принят в 1273 г.). 2. Общеизвестно, что регулирование дорожного движения ­ один из основных  способов уменьшения вредного воздействия автомобилей на окружающую  среду. А что появилось раньше: автомобиль или светофор? Где и когда это  произошло? (первым появился светофор, это произошло в 1868 г. в Лондоне). 3. Название ряда химических веществ переводится на русский язык как  "убивающие заразу". Что это за название? Для чего используются данные  вещества? (Это пестициды ­ химические средства защиты растений, их  применяют для борьбы с вредителями и возбудителями заболеваний  растений). 4. Выбросы какого вещества в атмосферу вызывают глобальное потепление  климата на Земле (его вклад в этот процесс наибольший) и в результате  какого явления? (Углекислый газ, в результате "парникового эффекта"). 5. Какие химические вещества образно называют смертью атмосферного  озона? (Фреоны ­ фторхлоруглеводороды, а также диоксид азота). 6. Почему этилированный бензин очень опасен для здоровья человека? (Этот  бензин содержит специальные добавки ­ органические соединения свинца, при  сгорании которых атомы свинца попадают в окружающую среду. Свинец ­  один из тяжелых металлов, вызывающих серьезные заболевания у человека,  прежде всего заболевания нервной и кроветворной систем). 7. Почему нельзя собирать грибы рядом с автострадами, железными дорогами  и промышленными предприятиями? (Грибы способны очень легко накапливать в себе вредные вещества, которых особенно много содержится в воздухе и  земле рядом с железными, автомобильными дорогами и промышленными  предприятиями. Употребление таких грибов в пищу неизбежно приведет к  сильнейшим отравлениям, возможно даже со смертельным исходом). 8. Как избавиться от повышенного содержания нитратов в различных овощах?  (У корнеплодов нужно срезать верхнюю часть, прилегающую к ботве;  картофель перед приготовлением лучше предварительно вымочить некоторое  время в холодной воде, потом эту воду слить, и варить картофель уже в  чистой воде; у капусты не стоит употреблять в пищу кочерыжку; овощи  рекомендуется подвергать тепловой обработке, а также маринованию,  солению, квашению). 9. Почему различные лечебные учреждения стремятся располагать в красивой  природной обстановке, подальше от городского шума и загрязнений? (Чистый  воздух, отсутствие сильных шумов и благоприятный природный ландшафт  оказывают дополнительное лечебно­оздоровительное воздействие на  пациентов этих учреждений, ускоряют их выздоровление). 10. Почему листья деревьев, растущих в городах, нельзя сжигать в пору  листопада? (Листья деревьев поглощают вредные вещества, появляющиеся в  атмосферном воздухе в связи с работой автомобильных двигателей и  промышленных предприятий). Ведущая: Попросим жюри дать оценку конкурсу. А вы тем временем  выбирайте капитана. Пятый конкурс – «Конкурс капитанов». Капитаны выходят, и им поочередно задают вопросы, на которые они должны  ответить ­ "правда" или "ложь".  Каждый правильный ответ оценивается в один балл: 1. Правда ли, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли  на велосипедный транспорт? (ложь) 2. Правда ли, что бывший президент России Б.Н. Ельцин 6 января 1998 г.  подписал указ о снижении использования органического топлива и о  постепенном переходе на использование энергии ветра и солнца? (ложь) 3. Правда ли, что создание крупных водохранилищ приводит к увеличению  парникового эффекта? (правда) 4. Правда ли, что в результате большой завшивленности погибли царь Иудеи  Ирод и испанский король Филипп II? (правда) 5. Правда ли, что японские ученые разработали технологию превращения  отходов сельского и лесного хозяйства, а также бытового мусора в спирт,  который используется в качестве горючего? (правда) 6. Правда ли, что авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. по своим  глобальным последствиям является крупнейшей экологической катастрофой  в истории человечества? (правда) 7. Правда ли, что медико­экологические исследования в городах Сибири и  Дальнего Востока показали, что загрязнения воздушного бассейна ведет к  увеличению частоты спонтанных абортов и рождению детей с врожденными  пороками развития? (правда) 8. Правда ли, что с 1967 г. существует международная программа "Телма" по  изучению и сохранению болот земного шара? (правда) 9. Правда ли, что растения могут усваивать атмосферный азот прямо из  воздуха? (ложь) 10. Правда ли, что "кислотный дождь" полезен для растений? (ложь) Правильные ответы: "правда": 3, 4, 5, 6, 7, 8; "ложь": 1, 2, 9, 10. Ведущая: Шестой конкурс ­ "Школа детективов".  Задания конкурса: перевести с химического языка на общепринятый  следующие фразы: 1. Не все то аурум, что блестит. (Золото) 2. Белый, как карбонат кальция. (Мел) 3. Недонатрий  (Недосолено – пересолено) 4. Феррумный характер. (Железный) 5.Слово ­ аргентум, а молчанье ­ аурум. (Серебро – золото) 6. Уходит, как аш­два­о, в оксид кремния.(Вода – песок) 7. За купрумный грош удавился. (Медный) 8. Много оксида водорода утекло с тех пор. (Воды) За каждый каждый верный ответ ­ 1 балл.     хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине.    2 Ведущий:Седьмой конкурс «Самый грамотный» Вопросы и ответы. 1. Какое холодное масло, будучи влито в холодную воду, делает ее  горячей? (Купоросное масло – серная кислота и олеум). 2. В каких змеях много ртути? (Фараоновых – роданид ртути (II)). 3. Какой химический элемент был открыт раньше на солнце, а потом уже  на Земле? (Гелий). 4. Какой элемент носит имя древнегреческого сказочного героя? (Тантал). 5. Какой элемент называют по имени одной части света? (Европий). 6. Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком  состоянии? (Бром, ртуть). 7. Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих?  (Мышьяк). 8. Твердое водородное соединение в огне не горит и в воде не тонет, не  окисляется ни концентрированной серной, ни азотной кислотами. При соединении его с бесцветным соединением меди (II) образуется  окрашенное вещество. О каком водородном соединении идет речь? (Лед – вода). 9. Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой концентрированной). 10.Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный  цвет? (Лакмусовую бумагу – кислотой). 11.Как, при каких условиях можно сжечь спичкой стальную иглу или перо? (В атмосфере кислорода). 12.Как получить воду из огня? (При горении водорода). 13.Какая вода мутится от дыхания? (Известковая вода). 14.В какой воде лучше растворяется поваренная соль – в холодной или  горячей? (Одинаково, так как её растворимость незначительно  возрастает при нагревании). 15.Как разрезать стальную плиту, не дотрагиваясь до нее твердым  предметом? (Газовая резка металлов с помощью смеси кислорода с  горючим газом: ацетиленом или водородом). 16.Какую жидкость можно заставить моментально застыть, причем она не  только не охладится, но даже нагреется? (Пересыщенный раствор,  например гипосульфита). 17.Как зажечь свечу или спиртовку без огня? (С помощью сильного  окислителя – белого фосфора или смеси перманганата калия и  концентрированной серной кислоты). 18.Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (А.П. Бородин,  1833­1887). 19.Какой русский химик и когда организовал первую в России химическую лабораторию? (М.В. Ломоносов в 1748 г.). 20.Проявите надпись и объясните, с помощью какого вещества она  сделана. (Разбавленной серной кислотой). 21.Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустив в раствор  разбавленной кислоты). 22.Какие элементы наиболее распространены в космосе? (Водород и  гелий). 23.Какой химик впервые открыл закон сохранения массы вещества? Как он его сформулировал? (М.В. Ломоносов: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько у одного тела  отнимается, столько присовокупляется к другому. Так, ежели где  убудет несколько материй, то умножится в другом месте»). 24.В каком платье можно загорать? (Ацетатном, так как ацетатный шелк  пропускает ультрафиолетовые лучи, или из стекловолокна). За каждый  верный ответ ­ 1 балл. Ответы на вопросы 9, 10, 11, 12, 20, 21 можно подтверждать  практически. Для экспериментальных пауз можно предложить следующие опыты:  безртутные «фараоновы змеи», «светящаяся пробирка», «вулкан»,  бенгальские огни, зажигание костра водой, «тушение горящего магния водой», взрыв гремучей смеси, проявление тайнописи, «огнедышащий дракон». 1 ведущий: Седьмой конкурс ­ "Послание из космоса". Чтобы разгадать это послание, необходимо очень быстро и оперативно  работать с таблицей химических элементов Д.И.Менделеева. Первая цифра в  шифровке соответствует порядковому номеру элемента, а вторая ­ букве,  которую нужно взять из названия этого элемента и вставить ее в  соответствующую ячейку шифровки. Максимальное количество баллов ­ 8. Шифровка: 8­8, 37­1, 7­2, 74­4, 33­5 5­1, 14­3, 80­1, 28­4, 64­1, 82­3, 78­4, 54­3 84­1, 40­3, 22­2, 86­1, 24­3, 46­6, 92­1 Расшифровка: Друзья! Берегите природу! Ведущая: На этом наша игра заканчивается, а для подведения итогов и  награждения команд слово предоставляется жюри. (подведение итогов). Литература. 1. Андросова В.Г., Лазыкина Л.Г. Викторина «Жизнь и деятельность Н.Н.  Зинина» //Химия в школе. – 1989. № 2 – С.93. 2. Байкова В.М. Химия после уроков. – Петрозаводск: Карелия 1984. 3. Лазаренко А.А. Учителю о внеклассной работе по химии. – М.  Просвещение, 1981. 4. Популярная библиотека химических элементов. – М.: Наука, 1983.      5.Рич В. Охота за элементами. – М.: Химия, 1982      6.Сорокин В.В., Золотников Э.Г. Как ты знаешь химию? – Л.: Химия,       1987.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.

Внеклассное мероприятие. Экохимический марафон.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2018