МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЗНАМЕНКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ «НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ» КОНКУРС ЧТЕЦОВ «ЖИВАЯ РУССКАЯ КЛАССИКА»
Подготовила:
Имангулова Нина Александровна,
классный руководитель
МАОУ СОШ с.Знаменка
Белебеевского района
Республики БашкортостанЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:
Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной прозы
Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих
жанром художественного слова;
Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей
культуры и богатство русского языка;
Повышение общественного внимания к жанру художественного слова.
Оргкомитет смотраконкурса:
Имангулова Н.А.. – учитель русского языка и литературы
Жюри конкурса:
Ботинкина Е.В. – учитель английского языка
Шафикова Г.Р. – учитель башкирского языка
Ахметова Д.Д – учитель русского языка и литературы
Участники смотра – конкурса:
В конкурсе принимают участие учащиеся 58 классов школы
Условия смотраконкурса:
Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра,
соответствующий тематике конкурса.
Критерии оценки и требования к выступлениям:
Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса;
Грамотная речь;
Артистизм исполнения;
Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
Регламент выступления:
Длительность выступления до 5 минут.
Ход конкурса
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости конкурса. Мы рады
приветствовать вас на конкурсе чтецов «Живая русская классика».Ведущий 2: Наш конкурс нам хотелось бы начать со стихотворения Аркадия
Маркова, ведь цель его повысить интерес детей к чтению книг, как современных
авторов, так и бессмертных классиков:
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.
Ведущий 1:
«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они
разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для
нас» говорил Ф. Петрарка. Недаром писал Р. Гамзатов: «Для того чтобы узнать
самих себя, нужна книга. Для того чтобы узнать других нужна книга! Народ безкниги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира. Народ
без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть свое лицо».
Ведущий 2: Сегодня мы собрались, чтобы провести конкурс чтецов «Живая русская
классика» и показать, что интерес к чтению русской классической литературы не
угас.
Ведущий 1: Жюри конкурса (представление)
Ведущий 2: Критерии оценки и требования к выступлениям:
— Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса;
— Грамотная речь;
— Артистизм исполнения;
— Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
— Время выступления не должно превышать 5 минут.
Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.
Ведущий 1: Программу конкурса стихотворение «Зимнее утро».
Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма
значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не
только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться
красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства.
Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения,
мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из
наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается
стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.
Отрывок прочтёт Давлетбаева Эвелина. (5 класс)
Ведущий 2: Сегодня мы услышим отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Бородино». Литературный критик В. Г. Белинский писал: "Это стихотворение
отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык
которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен
и полон поэзии".
Стихотворение прочтёт Антонова Евгения. (5 класс)
Ведущий 1: Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка" (1955) по
иронии судьбы следует признать наиболее востребованным из всего, что написал
поэт. Его декламируют на уроках литературы, на классных часах, на вступительных
экзаменах в театральном училище; его поют под гитару, переписывают от руки в
тетради и девичьи альбомы. Размышляя о внутренней и внешней красоте человека,Заболоцкий приходит к выводу, что важнее красота души. Именно она способна
принести счастье её обладателю и окружающим.
Стихотворение прочтёт Кузьмина Татьяна. (6 класс)
Ведущий 2: Продолжает конкурсную программу отрывок из стихотворения
Н.Некрасова «Железная дорога».
Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд,
которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное
право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой
крепостной зависимости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал
либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде
стихотворений высказывал свое негативное отношение к реформам, эти
стихотворения были проникнуты разоблачительным, обличительным пафосом.
Таково и стихотворение «Железная дорога». Железную дорогу из Петербурга в
Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями
сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестокостью. Осенью 1864 г.
Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор
отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.
Отрывок прочтёт Муллагалиева Юлиана. (7 класс)
Ведущий 1: Стиховторение «Воздушный корабль» было написано в марте 1840 года,
когда Лермонтов находился под арестом за дуэль с Барантом. Стихотворение
является свободным переложением баллады австрийского поэтаромантика Й. К.
Цедлица («Корабль призраков»). Баллада Цедлица привлекла Лермонтова, по
видимому, не только своей темой, но и возможностями, заложенными в ее фабуле.
Наполеон и его судьба в юношеских стихах поэта — великое и таинственное явление
истории.
Стихотворение прочтёт Коноплёва Виктория. (7 класс)
Ведущий 2: Стихотворение «Смерть поэта» было написано М.Ю. Лермонтовым в
1837 году, в дни смерти Пушкина. «Невольное, но сильное негодование вспыхнуло во
мне против этих людей, которые нападали на человека, уже сраженного рукою
божьей, не сделавшего им никакого зла и некогда ими восхваляемого»,— вспоминал
Лермонтов.
Это произведение сделало почти неизвестного до этого времени гусарского корнета
«героем», который смог так тонко передать суть случившейся трагедии.
Стихотворение прочтёт Вьюгова Ольга. (8 класс)Ведущий 2: Поэма «Руслан и Людмила» написана в 1818—1820, после выхода из
Лицея. Поэт ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе
известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто (критики
называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в
современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская
девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками
(такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова,
«Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша Попович» Николая Радищева).
Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818
года первых томов карамзинской «Истории государства российского», откуда
заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рагдай,
Ратмир и Фарлаф).
Отрывок прочтёт Митряшкина Александра. (7 класс)
Ведущий 1: Г. Р. Державин – старший собрат и учитель по перу А. С. Пушкина.
Литературоведы немало писали о том, какую роль сыграло творчество поэта для
развития русского искусства, какая замечательная плеяда творческих личностей
появилась благодаря ему. Одно из лучших лирических текстов автора –
стихотворение «Признание».
Стихотворение прочтёт Старостина Юлия. (7 класс)
Ведущий 2: На этом наша конкурсная программа закончена. Мы просим у вас ещё
немного внимания, и просим жюри подвести итоги конкурса.
Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек.
Одна стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду от слова к слову.
На Севере могу я побыватьИ в тропиках там, где растут бананы.
Какая радость открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когданибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.
Л. Охотницкая
Ведущий 1:. Для подведения итогов и вручения дипломов победителям конкурса
чтецов «Живая русская классика» слово предоставляется председателю жюри
Имангуловой Н.А.
Ведущий 2: Наш праздник закончен, но творчество продолжается. До новых встреч!
Список литературы
http://allforchildren.ru/poetry/index_book.php
http://aplik.ru/konspekty/nanekrasovstikhotvoreniezheleznaiadoroga/
http://www.netslova.ru/loshilov/nekrasivaya_devochka.html
http://pishistihi.ru/zimneeutropushkin.html
http://www.sbornikstihov.ru/lermontov59.html
http://schooltask.ru/obistoriisozdaniyastixotvoreniyalermontovasmertpoeta