Внеклассное мероприятие. Конкурс чтецов "Живая классика"

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 25.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Классный час.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЗНАМЕНКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Классный час «Моя малая Родина» Подготовила:  Имангулова Нина Александровна,  классный руководитель МАОУ СОШ с.Знаменка Белебеевского района Республики Башкортостан . 1Задачи классного часа: Образовательная:     1. определить вместе с учащимися понятие «Малая  Родина»; 2. познакомить учащихся со знаменитыми людьми с.Знаменка Развивающая:           1. способствовать логическому мышлению учащихся; 2. возбуждать мысль и интерес к предмету Воспитательная:      1. прививать  любовь к родному краю; 2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников; 3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма Оборудование: Карта Республики Башкортостан;  текстовый раздаточный материал аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;              (Звучит песня «С чего начинается Родина?»)  Ход классного часа: А может она начинается С той песни, что пела нам мать,  С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять? С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей,  Живущих в соседнем дворе.                    С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой березки, что во поле Под ветром, склоняясь, растет…                     С чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали, Со старой отцовской буденовки, Что где­то в шкафу мы нашли…           А может, она начинается С веселой запевки скворца И с этой дороги проселочной, Которой не видно конца… А может, она начинается Со стука вагонных колес 2И с клятвы, которую в юности, Ты ей в своем сердце принес… Учитель: Именно о Родине, ребята, будет наш классный час. И перед нами  стоит проблемная   задача,  которую   мы   должны   будем   решить,  и   звучит   она   так: Является ли с.Знаменка для нас всех, живущих здесь, Малой Родиной? Учитель: Елена Форат, уроженка Калтасинского района, создала прямо­таки гимн своей родине: Башкирия! О чудный край! Тебя не раз воспел курай. Тебе не раз сказал поэт,  Что в целом свете лучше нет. Башкирия! Мой край родной! Горжусь и радуюсь тобой. Здесь люди разные земли Свой дом навек себе нашли. Башкирия! О благодать! Какая грация и стать. Здесь недра щедрые земли Богатство краю принесли. Башкирия! Любуюсь вновь. С тобой поведала любовь Я с колыбели, с детских лет. Здесь счастье, радость солнца свет. Башкирия! Моя страна! Своею дружбою сильна На все века и времена России младшая сестра. С Россией дружишь много лет. Той дружбы будет долгий век, Проверено уже не раз И в радости, и в горький час. Той дружбы крепче в мире нет. 3И как сказал один поэт,  Что познается друг в беде, То в дружбе равной нет тебе! Башкирия! О родина моя! Нет ничего дороже у меня. Простор земли, простор души родной Башкирия! Я преклоняюсь пред тобой. Здесь воздух чист и помыслы чисты. Ты вдохновенье! Край моей мечты. Как сладок день с тобою проведенный. В ежеминутном счастье упоенный Живет народ, тобою окрыленный. Живет надеждой, верой в светлый день. И скоро он наступит, только верь! Ведь здесь творит история живая, Здесь двух народов дружба вековая Уже давно в родство переросла, Здесь я в любви и радости росла. Башкирия! В тебе открыла целый мир! Красоты местные природы и добродушие башкир, Ты нам надежды светлые дала На мир без злобы, горести и зла. С тобою я впервые поняла, Что родину навеки обрела! Цвети же, мой родимый край! И хлеб расти, звени курай. Живи, расти, трудись и пой. Горжусь и радуюсь тобой!  О чем говорят нам эти слова? В чем их смысл? Ответы детей: Учитель: За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев   взяться   за   кисть,   оно   звучит   в   музыке   композиторов,   в   слове поэтов. 4С   древних   времен   тема   Родины   стала   главной   темой   отечественной литературы.   Ей   посвящали   вдохновенные   строки   Пушкин   и   Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенина, М.Карима и Ш.Бабич. Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово  (на доске написано слово «Родина»)  Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина Ответы детей:  ­ родник,  ­ природа,  ­ рождение,  ­ родня,  ­ родной,  ­ народ,  ­ урожай, ­  родить,  ­ родинка Учитель: Наше   чувство   Родины   тоже   складывается   из   разных   представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Ребята!   У   вас   на   столах   лежат   карточки   со   словами   Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем. Текст № 1. «Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших   государств и земель, но одна у человека  родная мать – одна у него и Родина». Текст № 2. «Из чего же вырастает огромная человеческая  любовь ко всему, что умещается   в   одном   слове   –   Родина?   Родина   –   это   очень   много.   Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем   доброго,  прибавляет   ему   сил.   Но   всякое   дерево   имеет   корни.   Без корней его повалил бы даже несильный ветер». Учитель: 5А что для вас, ребята, означает слово «Родина»? Как называется наша страна? Где она расположена? Ответы детей: дети читают свои сочинения Учитель: Любовь   к  Башкирии  ­  одно   из главных   чувств   Мустая  Карима. Сильное,  неувядающее,  а все  более  укрепляющееся  и  расцветающее  с годами   чувство.   Но   оно   никогда   не   было   самодовлеющим   или ослепляющим.   Только   острое   зрение   могло   помочь   поэту   в   создании образа отчего края в виде березового листка. "Береза ­ это Россия. Листве ее   нет   числа".   От   России   идут   в   листик   живительные   соки,   от   нее   ­ высота, непокоренность бурям и грозам. Ученик: Взгляни на глобус:  Вот он – шар земной,  На нем Башкирия  С березовый листок величиной…  Пускай на глобусе ты кажешься листком,  Горячим занесенным ветерком, ­   Башкирия моя! Твой сын простой,  Я восхищен твоею широтой…(М. Карим). Учитель: Ребята,   скажите   мне,   пожалуйста,   а   как   называется   тот   небольшой клочок земли, где мы все сейчас живем? Ответы детей: Учитель:  Покажите на карте с.Знаменка Ответы детей: Кто из вас родился здесь? А откуда сюда приехали ваши родители?  Из каких мест? Как давно они здесь живут? Ответы детей Учитель: Почему эта местность так называется? 6Ответы детей 1­й   ученик:   Есть   две   версии   появления   переселенцев   в   наших   краях.   По первой из них крестьяне бежали от помещика Кутузова, а по второй, часть людей, сюда переселил сам помещик Кутузов, который, по преданию, выиграл эти   земли   в   карты   у   внука   Екатерины  II  В.А.   Бобринского.   Крестьяне поселились   вдоль   речки   от   Маришовых   (от   современного   перекрестка)   до моста и назвали свою деревню Кутузами. От   моста   начиналась   другая   деревня.   Она   была   заселена   крестьянами помещика Нечаева, который выменял своих крестьян на собак. Эта часть села стала называться Нечаевкой. 2­й ученик:  История названия села тесно связана со Знаменскими храмами. Первая   версия   связана   с   освящением   деревянной   церкви,   построенной горнозаводчиком А.Г.Осокиным, в честь иконы Божьей Матери «Знамение». В ее честь село и было переименовано из Кутузов в Знаменку.  Согласно другой версии каменный храм открыли в престольный праздник Знамения 1913 года – к трехсотлетию династии Романовых. В эти же дни село Кутузы переименовали в Знаменку. Учитель: Скажите, какие улицы нашего села носят имена знаменитых людей? Ответы детей: Учитель: А чем же знаменито наше село? Ответы детей: Учитель: Нравится ли вам наша природа? Учитель: Послушайте   стихотворение   «Ода   Знаменке»   Андреяновой   Светланы.   И подумайте, что значит для неё родное село? Ода Знаменке Край ты мой любимый, Край ты мой родной! С детства ты мне милый,  Сердцу дорогой. Село моё родное,  Скажу я не тая,­ Земля благославенная,  Знаменка моя. Меня ты воспитала, 7Как мамы колыбель, И с детства я впитала, Красу твоих земель. Я люблю родные Горы и поля… Размышлять люблю я, Сердце наполняет Чистый воздух гор. Я люблю сосновый  На горе твой бор. И с горы мне виден Знаменский завод. Я люблю деревню И её народ. Здесь расположилась Церковь у горы, И купель ­ в беседке, Где много детворы. Умиляет душу  Красота твоя… Село моё родное, Знаменка моя! Любимая деревня, Край ты мой родной, Век бы любовалась Твоею красотой. Сердце полно грусти И душа моя, Если на чужбине Вдруг останусь я. Пробегут столетья… И времени река Поможет мне вернуться  В родные мне края. Не забуду рощу, Трели соловья, Горы и равнины, Реки и поля. Ты мне очень дорог, Край любимый мой! Я б не разлучалась Никогда с тобой! Село моё родное, 8В котором я живу, Тебя я прославляю И о тебе пою. Желаю процветанья Тебе, моя земля! И лишь тобой живу я, Ты – родина моя! Учитель: Итак, возвращаемся к решению проблемной задачи:  так можешь ли ты считать с.Знаменка своей Малой Родиной? Почему? Ответы детей: Учитель: А как можно назвать человека, преданного своему народу, любящего свою Родину, совершающего ради ее интересов трудовые и героические военные подвиги? Назовите одним словом… Ответы детей: (патриот) ­ На доске  patria ­  родина, отечество, слово латинское Учитель:   я   хочу   закончить   классный   час   стихотворением   Геннадия Молодцова Башкирия, Моя земля и небо, Моя любовь, Мой соловьиный край!... Мне жаль того, Кто здесь не разу не был, Мне жаль того, Кому не пел курай… Башкирия, Мое второе сердце, Второе солнце у меня в огне! Чтоб на тебя досыта наглядеться, Не два, А двадцать глаз иметь бы мне!...(Г.Молодцов). 9Приложение 1 Текст № 1. «Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших   государств и земель, но одна у человека  родная мать – одна у него и Родина». Текст № 2. «Из чего же вырастает огромная человеческая  любовь ко всему, что умещается   в   одном   слове   –   Родина?   Родина   –   это   очень   много.   Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем   доброго,  прибавляет   ему   сил.   Но   всякое   дерево   имеет   корни.   Без корней его повалил бы даже несильный ветер». 10Приложение 2 1­й   ученик:   Есть   две   версии   появления   переселенцев   в   наших   краях.   По первой из них крестьяне бежали от помещика Кутузова, а по второй, часть людей, сюда переселил сам помещик Кутузов, который, по преданию, выиграл эти   земли   в   карты   у   внука   Екатерины  II  В.А.   Бобринского.   Крестьяне поселились   вдоль   речки   от   Маришовых   (от   современного   перекрестка)   до моста и назвали свою деревню Кутузами. От   моста   начиналась   другая   деревня.   Она   была   заселена   крестьянами помещика Нечаева, который выменял своих крестьян на собак. Эта часть села стала называться Нечаевкой. 2­й ученик:  История названия села тесно связана со Знаменскими храмами. Первая   версия   связана   с   освящением   деревянной   церкви,   построенной горнозаводчиком А.Г.Осокиным, в честь иконы Божьей Матери «Знамение». В ее честь село и было переименовано из Кутузов в Знаменку.  Согласно другой версии каменный храм открыли в престольный праздник Знамения 1913 года – к трехсотлетию династии Романовых. В эти же дни село Кутузы переименовали в Знаменку. 11