МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.
ЗНАМЕНКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Классный час
«Моя малая Родина»
Подготовила:
Имангулова Нина Александровна,
классный руководитель
МАОУ СОШ с.Знаменка
Белебеевского района
Республики Башкортостан
.
1Задачи классного часа:
Образовательная:
1. определить вместе с учащимися понятие «Малая Родина»;
2. познакомить учащихся со знаменитыми людьми с.Знаменка
Развивающая:
1. способствовать логическому мышлению учащихся;
2. возбуждать мысль и интерес к предмету
Воспитательная:
1. прививать любовь к родному краю;
2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;
3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма
Оборудование:
Карта Республики Башкортостан;
текстовый раздаточный материал
аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;
(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)
Ход классного часа:
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растет…
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что гдето в шкафу мы нашли…
А может, она начинается
С веселой запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
2И с клятвы, которую в юности,
Ты ей в своем сердце принес…
Учитель:
Именно о Родине, ребята, будет наш классный час. И перед нами стоит
проблемная задача, которую мы должны будем решить, и звучит она так:
Является ли с.Знаменка для нас всех, живущих здесь, Малой Родиной?
Учитель:
Елена Форат, уроженка Калтасинского района, создала прямотаки гимн
своей родине:
Башкирия! О чудный край!
Тебя не раз воспел курай.
Тебе не раз сказал поэт,
Что в целом свете лучше нет.
Башкирия! Мой край родной!
Горжусь и радуюсь тобой.
Здесь люди разные земли
Свой дом навек себе нашли.
Башкирия! О благодать!
Какая грация и стать.
Здесь недра щедрые земли
Богатство краю принесли.
Башкирия! Любуюсь вновь.
С тобой поведала любовь
Я с колыбели, с детских лет.
Здесь счастье, радость солнца свет.
Башкирия! Моя страна!
Своею дружбою сильна
На все века и времена
России младшая сестра.
С Россией дружишь много лет.
Той дружбы будет долгий век,
Проверено уже не раз
И в радости, и в горький час.
Той дружбы крепче в мире нет.
3И как сказал один поэт,
Что познается друг в беде,
То в дружбе равной нет тебе!
Башкирия! О родина моя!
Нет ничего дороже у меня.
Простор земли, простор души родной
Башкирия! Я преклоняюсь пред тобой.
Здесь воздух чист и помыслы чисты.
Ты вдохновенье! Край моей мечты.
Как сладок день с тобою проведенный.
В ежеминутном счастье упоенный
Живет народ, тобою окрыленный.
Живет надеждой, верой в светлый день.
И скоро он наступит, только верь!
Ведь здесь творит история живая,
Здесь двух народов дружба вековая
Уже давно в родство переросла,
Здесь я в любви и радости росла.
Башкирия! В тебе открыла целый мир!
Красоты местные природы и добродушие башкир,
Ты нам надежды светлые дала
На мир без злобы, горести и зла.
С тобою я впервые поняла,
Что родину навеки обрела!
Цвети же, мой родимый край!
И хлеб расти, звени курай.
Живи, расти, трудись и пой.
Горжусь и радуюсь тобой!
О чем говорят нам эти слова?
В чем их смысл?
Ответы детей:
Учитель:
За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри
Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло
живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове
поэтов.
4С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной
литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов,
Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенина, М.Карима и Ш.Бабич.
Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на доске написано
слово «Родина»)
Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина
Ответы детей:
родник,
природа,
рождение,
родня,
родной,
народ,
урожай,
родить,
родинка
Учитель:
Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений:
больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.
Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина
Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.
Текст № 1.
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем
нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы
зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком
и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила
нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать,
защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и
земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Текст № 2.
«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что
умещается в одном слове – Родина? Родина – это очень много. Родина
подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы
делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без
корней его повалил бы даже несильный ветер».
Учитель:
5А что для вас, ребята, означает слово «Родина»?
Как называется наша страна?
Где она расположена?
Ответы детей: дети читают свои сочинения
Учитель:
Любовь к Башкирии одно из главных чувств Мустая Карима.
Сильное, неувядающее, а все более укрепляющееся и расцветающее с
годами чувство. Но оно никогда не было самодовлеющим или
ослепляющим. Только острое зрение могло помочь поэту в создании
образа отчего края в виде березового листка. "Береза это Россия. Листве
ее нет числа". От России идут в листик живительные соки, от нее
высота, непокоренность бурям и грозам.
Ученик:
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком,
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…(М. Карим).
Учитель:
Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой
клочок земли, где мы все сейчас живем?
Ответы детей:
Учитель:
Покажите на карте с.Знаменка
Ответы детей:
Кто из вас родился здесь?
А откуда сюда приехали ваши родители?
Из каких мест?
Как давно они здесь живут?
Ответы детей
Учитель:
Почему эта местность так называется?
6Ответы детей
1й ученик: Есть две версии появления переселенцев в наших краях. По
первой из них крестьяне бежали от помещика Кутузова, а по второй, часть
людей, сюда переселил сам помещик Кутузов, который, по преданию, выиграл
эти земли в карты у внука Екатерины II В.А. Бобринского. Крестьяне
поселились вдоль речки от Маришовых (от современного перекрестка) до
моста и назвали свою деревню Кутузами.
От моста начиналась другая деревня. Она была заселена крестьянами
помещика Нечаева, который выменял своих крестьян на собак. Эта часть села
стала называться Нечаевкой.
2й ученик: История названия села тесно связана со Знаменскими храмами.
Первая версия связана с освящением деревянной церкви, построенной
горнозаводчиком А.Г.Осокиным, в честь иконы Божьей Матери «Знамение». В
ее честь село и было переименовано из Кутузов в Знаменку.
Согласно другой версии каменный храм открыли в престольный праздник
Знамения 1913 года – к трехсотлетию династии Романовых. В эти же дни село
Кутузы переименовали в Знаменку.
Учитель:
Скажите, какие улицы нашего села носят имена знаменитых людей?
Ответы детей:
Учитель:
А чем же знаменито наше село?
Ответы детей:
Учитель:
Нравится ли вам наша природа?
Учитель:
Послушайте стихотворение «Ода Знаменке» Андреяновой Светланы. И
подумайте, что значит для неё родное село?
Ода Знаменке
Край ты мой любимый,
Край ты мой родной!
С детства ты мне милый,
Сердцу дорогой.
Село моё родное,
Скажу я не тая,
Земля благославенная,
Знаменка моя.
Меня ты воспитала,
7Как мамы колыбель,
И с детства я впитала,
Красу твоих земель.
Я люблю родные
Горы и поля…
Размышлять люблю я,
Сердце наполняет
Чистый воздух гор.
Я люблю сосновый
На горе твой бор.
И с горы мне виден
Знаменский завод.
Я люблю деревню
И её народ.
Здесь расположилась
Церковь у горы,
И купель в беседке,
Где много детворы.
Умиляет душу
Красота твоя…
Село моё родное,
Знаменка моя!
Любимая деревня,
Край ты мой родной,
Век бы любовалась
Твоею красотой.
Сердце полно грусти
И душа моя,
Если на чужбине
Вдруг останусь я.
Пробегут столетья…
И времени река
Поможет мне вернуться
В родные мне края.
Не забуду рощу,
Трели соловья,
Горы и равнины,
Реки и поля.
Ты мне очень дорог,
Край любимый мой!
Я б не разлучалась
Никогда с тобой!
Село моё родное,
8В котором я живу,
Тебя я прославляю
И о тебе пою.
Желаю процветанья
Тебе, моя земля!
И лишь тобой живу я,
Ты – родина моя!
Учитель:
Итак, возвращаемся к решению проблемной задачи: так можешь ли ты
считать с.Знаменка своей Малой Родиной? Почему?
Ответы детей:
Учитель:
А как можно назвать человека, преданного своему народу, любящего свою
Родину, совершающего ради ее интересов трудовые и героические военные
подвиги? Назовите одним словом…
Ответы детей:
(патриот)
На доске patria родина, отечество, слово латинское
Учитель: я хочу закончить классный час стихотворением Геннадия
Молодцова
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!...
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне!...(Г.Молодцов).
9Приложение 1
Текст № 1.
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем
нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы
зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком
и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила
нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать,
защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и
земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Текст № 2.
«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что
умещается в одном слове – Родина? Родина – это очень много. Родина
подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы
делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без
корней его повалил бы даже несильный ветер».
10Приложение 2
1й ученик: Есть две версии появления переселенцев в наших краях. По
первой из них крестьяне бежали от помещика Кутузова, а по второй, часть
людей, сюда переселил сам помещик Кутузов, который, по преданию, выиграл
эти земли в карты у внука Екатерины II В.А. Бобринского. Крестьяне
поселились вдоль речки от Маришовых (от современного перекрестка) до
моста и назвали свою деревню Кутузами.
От моста начиналась другая деревня. Она была заселена крестьянами
помещика Нечаева, который выменял своих крестьян на собак. Эта часть села
стала называться Нечаевкой.
2й ученик: История названия села тесно связана со Знаменскими храмами.
Первая версия связана с освящением деревянной церкви, построенной
горнозаводчиком А.Г.Осокиным, в честь иконы Божьей Матери «Знамение». В
ее честь село и было переименовано из Кутузов в Знаменку.
Согласно другой версии каменный храм открыли в престольный праздник
Знамения 1913 года – к трехсотлетию династии Романовых. В эти же дни село
Кутузы переименовали в Знаменку.
11