Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда «Ласточка в блокадном Ленинграде».
Цель: расширение представления школьников о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;
· привлечение внимания к истории нашей Родины;
· воспитание патриотических качеств через изучение героизма русских людей во время войны.
Оборудование – презентация;
- предварительно дети пишут письма;
- дети рисуют жетоны с изображением ласточки;
- метроном.
Воспитатель. 871 день продолжалась блокада Ленинграда. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Многие из вас сейчас в том же возрасте, что и дети, выжившие в Ленинграде в страшном 1942 году. Мы хотим отправить весточку сквозь время тем, кто ее так ждал
Вед.1. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Ужасную участь уготовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть город с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов. Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок город был превращен в крепость.
Вед.2. Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы.
Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети.
Вед.1. 21 октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт". Делами ответили юные ленинградцы.
- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
Вед.2. - Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
Вед.1.- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
Вед.2. -В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
Вед.1. - Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Вед.2. Юта Бондаровская - ученица средней школы. С осени 1941 года была связной в 6-й Ленинградской партизанской бригаде, затем разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала важнейшие сведения о захватчиках. Юта Бондаровская погибла в одном из боёв в феврале 1944 года, посмертно была награждена Орденом Отечественной войны I степени.
Вед.1. Альберт
Купша, Маркс Кротов и Коля Рыжов до войны жили в Ленинграде. Когда фашисты
окружили город, мальчики установили связь с партизанским отрядом и выводили из
окружения бойцов Красной Армии.
Но главный свой подвиг они совершили в новогоднюю ночь 1942 года.
Мальчикам удалось незаметно
пробраться к охраняемому гитлеровцами аэродрому, находившемуся под Тосно (в
Ленинградской области), и подать нашим летчикам световой сигнал.
Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили
десятки вражеских самолетов. Гитлеровцы после допросов и пыток расстреляли
пионеров на берегу Белого озера.
Вед.2. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.
Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.
Вед.1. Голодная смерть косила людей. Весь мир знает печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.
Вед.2. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».
«Дорогой жизни» шел к нам
хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги».
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Вед.1. Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.
Часто лед трескался и машины тонули.
Вед.2. На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.
В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.
Можно было выскочить из машины! Но как, же детишки?
Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.
Вед.1 .В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома.
(звучит стук метронома).
Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.
Вед 2. Суровой выдалась зима 1941 года. Весной 1942 года у многих ленинградцев на груди появился жетон с изображением ласточки. Это означало, что люди ждут хороших вестей.
Выходят чтецы стихотворение О.Берггольц «Блокадная ласточка».
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна -
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: "Жду письма".
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
...Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!
Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень - к роднику.
Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?
Или где-нибудь доныне бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?
Или близок день, и непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны...
О, найди меня, гори со мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне...
Вед.1. До настоящего времени не сохранилось изображения этого жетона, поэтому мы попросили вас, ребята, нарисовать его таким, как вы его видите. А учащиеся нашего класса написали весточку детям блокадного Ленинграда.
Это говорит о том, что мы помним эти страшные дни, и сочувствуем людям, которые это пережили. Эти люди совершили подвиг во имя жизни и мира на Земле.
Выходят уч-ся и зачитывают свои сочинения.
Воспитатель. Мы все дальше и дальше удаляемся от событий тех дней, и поэтому я хочу обратиться к каждому школьнику с просьбой «Пожалуйста, помните!» Давайте почтим минутой молчания всех, кто не пережил этой страшной блокады, кто не дождался ласточки с вестью о победе.
На фоне звука метронома минута молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь, эта память – наша совесть.
Она, как сила нам нужна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.