Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"
Оценка 5

Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл—11 кл
30.01.2017
Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"
Внеклассное мероприятие по лексике для учащихся 5-11 классов, проведённое в рамках недели русского языка и литературы в школе. В данном мероприятии учащиеся знакомятся с многообразием лексического состава русского языка, расширяют свой лингвистический кругозор. К данному мероприятию учащиеся проводят исследовательские работы по фразеологии, синонимам, антонимам и заимствованным словам.
Лексический калейдоскоп.docx
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Лексический калейдоскоп» для 5­11 классов Цели:  Познавательные: познакомить учащихся с многообразием лексического состава русского  языка; закрепить знания по лексике учащихся.   Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению лексики как особого раздела  русского языка; обогащать, активизировать словарный запас школьников; расширять их  лингвистический кругозор; развивать навыки связной устной речи; творческие способности  учащихся. Воспитательные: способствовать осознанию школьниками эстетической ценности  русского языка; формировать уважительное отношение к родному языку, гордость за него   (воспитание патриотизма); воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;  развивать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю,  самостоятельность в приобретении знаний. Оборудование: проектор, компьютерная презентация Ход мероприятия Учитель: Ребята! Для многих людей слова – это и есть язык. Если много слов, язык богатый и  хороший, мало – совсем наоборот.  А много ли слов в русском языке?  А это – как считать. Кому и двухсот хватит на целую жизнь, а другим нужно больше. Если  сосчитать все слова нашего языка, их окажется около миллиона.   Это большое богатство, но отчасти мы его растеряли. Слишком поздно стали записывать слова,  составлять словари. В первом печатном словаре 1596 года было всего 1061 слово. В конце XVIII века был составлен “Словарь Академии Российской” ­ в нем 42 257 слов. И лишь в 1863 году вышел в свет “Толковый словарь живого великорусского языка” в 4­х томах.  Этот словарь огромен. Он содержит более 200 тысяч слов. Даже если их просто выписать  столбиком, понадобится 450 школьных тетрадей в линейку.  Но ведь автор еще и объяснял каждое слово, подыскивал другие, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни. А заметки к словам— это же настоящие маленькие рассказы о быте народа и его труде, о ремеслах, о народных обычаях и поверьях. Они объясняют, в каких избах жили русские  люди в старину, какие печи топили, на каких телегах ездили, чем поле пахали, как рыбу удили и  как эту рыбу называли, какие щи хлебали, из чего кашу варили, чему учили детишек...   Вся жизнь  русского человека того времени отразилась в словаре, будто в волшебном зеркале. Но вот об его авторе известно куда как меньше. Вот можете поверить, что автор словаря был  моряком, был еще и умелым резчиком по дереву, а также делал миниатюрные изделия из стекла?  Известно также, что этот человек был замечательным хирургом, участвовал в двух войнах и спас  жизнь великому множеству раненых. Он был отважным солдатом. На составление словаря этот человек потратил почти 50 лет своей жизни...  Но кто он? И как ему в голову пришла эта идея – собирать слова? Учитель: Чтобы понять это, давайте мысленно перенесемся в девятнадцатый век и попробуем  выяснить все по порядку. Учитель: Морозным вечером в марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на паре  почтовых лошадей ехал молодой флотский офицер. Всего несколько дней назад он закончил  обучение в морском корпусе и получил звание мичмана. Служить его отправили на Черноморский  флот. Путь предстоял неблизкий, а только что полученная казенная шинель грела плохо. Молодой  мичман зябко жался. Ямщик в утешение продрогшему до костей моряку указал на пасмурневшее  небо — верный признак перемены к теплу. — Замолаживает, барин! И хотя сказано это было по­русски, мичман не понял, о чем идет речь. — Как это “замолаживает”? ­ Пасмурнеет, к теплу.  И тут происходит нечто странное: трясущийся от холода мичман выхватывает из кармана  записную книжку и окоченевшими от мороза руками пишет: “Замолаживать — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами,  говоря о небе, клониться к ненастью...”   Как вы, наверное, уже догадались, этим мичманом был совсем еще молодой Владимир Даль. А  несколько написанных на стылом ветру строчек в записной книжке положили начало “Толковому  словарю живого великорусского языка”. Далю было тогда всего семнадцать лет. С тех пор при  каждом удобном случае книжка пополнялась новыми заметками. Владимир Иванович записывал  туда областные слова, особенные обороты народной речи, пословицы, поговорки, прибаутки. Через  несколько лет  записная книжка выросла в несколько толстых тетрадей, исписанных мелким  красивым почерком.  Вот так появился на свет “Склад запасов ... живого русского языка”. В толковом словаре не просто собраны слова, в нем раскрыты смысл и значение каждого из многих сотен тысяч слов. Можно  подумать, что работал над словарем целый научно­исследовательский институт. Но собрал все слова, которые есть в “Словаре”, и объяснил один человек ­ Владимир Иванович  Даль.   В 1862 году вышла книга В.И.Даля “Пословицы и поговорки русского народа”, в которой собрано  30130 пословиц на 180 тем. Даль был исследователем Владимир Иванович был знаком с Пушкиным. Однажды поэт заглянул к Далю, когда тот жил в  Петербурге.  Интересовался словами с “прозрачным” смыслом. Увидел слово “выползина”. ­ Это еще что такое?­ спросил Пушкин. Пришлось объяснять: ­Выползиной называют шкурку, которую сбрасывает с себя змея. На Пушкине в тот день был новый черный сюртук. Он, смеясь, сказал своему другу: ­ Какова выползина! Ну, из этой выползины я еще не скоро выползу. В этой выползине я еще такое  напишу!.. Сценка “На деревню к дедушке”. Бабушка: Дочуш, милая... Как хорошо, что ты к нам приехала. А то вся исхудавши, молочка не  пивши, маслица не евши, по ночам не спавши, всё гулявши и гулявши... Внучка: Да ладно, бабушка, я в порядке. Дед: Ну коли в порядке, давай бери латку, покорми кота, одень дьянки, да выйди на двор, помоги  бабушке обрядиться... А я с подполу баркана достану, да схожу до ближайшего заулка, потом на  реку, посмотрю, что с лавиной, не подтопило ли... Внучка: Что­то не понимаю, тебя дедушка... Дед: Чего ж непонятно­то, одень испотки, дойди до хлева, да прибраться бабке помоги... А потом в байню пойдём, вот только шайки подготовлю. А помывши можно и спать ложиться. Что опять не  поняла? Вот стрекавой бы тебя, да ладно...  Да вот они русские родные слова наши: хлеб, соль, гости дорогие!  Русское угощение, русские наряды, русские песни!  В исконно русских словах отразилась жизнь и быт наших предков. Смотрите: это названия  предметов домашнего обихода (горшок, самовар, корзина).  А ещё названия домашних животных  (петух, утка, лошадь, щенок).  И эта красота наша русская (сарафан, лента, лапти, кушак, носок, часы). Выступление учащихся 5 класса с исследовательской работой по фразеологии Учитель: Наш русский язык, как и русские люди, отличается гостеприимством и радушием. Он с  удовольствием принимает в свой словарный состав заграничных гостей. А некоторым иностранным  словам так нравится жить среди русских слов, что мы уже их считаем своими.  Спим мы на кровати, как древние греки, сидим на диванах, как персы.   А вот тебе меню из столовой. Завтрак: чай китайский, кофе французский, какао испанский с  индийским сахаром, бутерброд немецкий.  Обед: суп и пюре с котлетой по­французски.  Картошка русская, а вот картофель немецкий.  И это не всё. Одет ты тоже во всё заграничное. Костюмчик и галстук французский, туфли  немецкие. Настоящий щёголь! А вот ещё: джинсы из Лондона, кроссовки из Парижа, бандана из Индии.  А девчонки. Они у нас настоящие француженки, видишь? Есть словарь иностранных слов, читай, удивляйся. Но за границу лучше ехать с хорошим  английским! Выступление учащихся 11 класса с исследовательской работой  о заимствованных словах. Ученик: В 1829 году начинается русско­турецкая война, и всех студентов медиков призывают в  армию. Даль досрочно защищает диссертацию, и отправляется к месту службы. Он лечит раненых,  борется с холерой и чумой и ... собирает слова. Существует такое явление   в живой речи как речевая паразитология  Наша обычная речь – это неподготовленная речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не  всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово.  Вот тут и приходят на помощь всевозможные э­э­э, мэ­э­э, ну,  это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите  ответа. В действительности, различные слова­паразиты употребляют совершенно разные люди. Например,  человеку, который злоупотребляет словечком “это”, вообще каждое слово дается с трудом – он  тугодум. Напротив, выражение “так сказать” часто встречается в речи людей, которые за словом в  карман не лезут, говорят очень быстро. Выступление учащихся 9  класса с исследовательской работой о словах­паразитах. Для выразительности речи, чтобы наш язык был всем понятен, интересен, следует употреблять  синонимы и антонимы. Это нам докажут учащиеся 7 и 8 класса. Выступление учащихся 7 класса с исследовательской работой о синонимах. Выступление учащихся 8 класса с исследовательской работой об антонимах Литература. 1.  Даль В. Толковый словарь великорусского языка. – М.: Государственное издательство  иностранных и национальных словарей, 1955. 2.  Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова.: Повесть о В.И. Дале. – М.: Детская  литература, 1969. 3. Порудоминский В. Даль. – М.: Молодая гвардия, 1971. 4.Справочник русского языка. М. Просвещение, 1996. 5.Словарь антонимов. М. Просвещение, 2002. 6.Словарь синонимов. М. Дрофа, 1999.

Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие "Лексический калейдоскоп"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017