Внеклассное мероприятие Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Мне имя - Марина
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
28.03.2017
Данное внеклассное мероприятие предназначено для старшеклассников (11 класс). В ходе мероприятия знакомим учащихся с жизнью поэтессы М. И. Цветаевой, ее творчеством, показываем сложность и трагичность ее пути. Выразительное чтение стихотворений,прослушивание и исполнение романсов на её стихи.
Задача урока - понять внутренний мир великого человека, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов.Урок внеклассного мероприятия в 11 классе
Вечер в литературной гостиной.docx
Внеклассное мероприятие
Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой
Мне имя Марина
Цели:
1. Познакомить старшеклассников с жизнью М. Цветаевой, ее творчеством, в котором «душа, не знающая
меры» раскрывается сначала щедро и ясно, а затем уходит в себя; показать сложность и трагичность ее
пути, умение работать упорно, самозабвенно.
2. Воспитывать желание понять внутренний мир великого человека, постигнуть глубину поэтической
мысли, красоту художественных образов.
Оформление: Сборники стихов М. Цветаевой на каждом столе, мультимедийная презентация «Мне имя
Марина», букеты осенних цветов на столах, портрет М. Цветаевой на доске.
Музыкальное оформление: романсы на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной”,
«Писала я на аспидной доске…», артвидео «Кто создан из камня…», «Под лаской плюшевого пледа» из
кинофильма «Жестокий романс», «Рубили рябину…»
Учитель. Включаем артвидео «Марина Цветаева», ч.3, mp 4
Добрый день! Сегодня, наверное, нет ни одного человека, кто не знал бы Марину Цветаеву. В нашей
литературной гостиной мы будем говорить о женщинепоэте, о человеке необычайно интересной и
трагической судьбы.
Свою судьбу Марина Цветаева предсказала сама и очень рано: вначале долгое забвение, а затем громкую
посмертную славу. Угадала и свою страшную смерть, ошиблась только во времени суток: "Знаю, умру на
заре...".
Пришло ее время. Марину Цветаеву любят миллионы людей, ее строчки стали крылатыми. А иные ее стихи
кажутся давними и привычными, словно существовали всегда как русский пейзаж, как рябина у дороги, как
полная луна, и как вечный женский голос, перехваченный любовью и страданием.
Памяти Марины Цветаевой посвящается...
Звучит романс “Мне нравится, что вы больны не мной “(поёт Т.Андреева)
Ведущий 1
Мне нравится, что вы больны не мной…
Вряд ли найдется тот, кто не слышал этих удивительных строк. И пусть комуто неизвестно имя их автора,
строки этой песни своей человеческой жизнью заслужили право на память в сердцах не одного поколения.
Ведущий 2
В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия,
которое стало своеобразным предсказанием:
Чтец 1. Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущий 1. Поэтическое пророчество М. Цветаевой сбылось. Мы все здесь, чтобы почтить её память,
отметить 120 лет со дня рождения.
Ведущий 2 «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через 100 лет», писала Цветаева. И она была
права: её сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны песни. А самое главное – она имеет своего
читателя, о котором так мечтала при жизни. Её имя произносят почтительно.
Ведущий 1. “Вся моя жизнь – роман с собственной душой” – это слова Цветаевой.
Следуя её совету, перелистаем страницы ее биографии, обратимся к её стихам, а читая и слушая их,
постараемся представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?!
Ведущий 2
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна
Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.
Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась» (читает под звон колоколов)
Ведущий 1
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать
сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным словом оказалось
«гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала» – и тут же принялась учить меня музыке... Могу сказать,
что я родилась не в жизнь, а в музыку». Нарекла свою дочь – Мариной, что означает «морская»»
Показ артвидео «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Ведущий 2
Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед
и филолог создатель Музея изобразительных искусств (ныне имени А. С. Пушкина). Он познакомил
Марину с историей и культурой Эллады, ее мифами и легендами, поэзией Гомера, Софокла, Сапфо.
Античный мир постепенно становился неотъемлемой частью духовного мира будущей поэтессы. Своих
дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина.
Ведущий 1
Ее мать, Мария Александровна, была талантливой пианисткой, “которая на рояле могла все“, Она привила
дочери любовь к Шуману, Бетховену, Чайковскому, Моцарту, Верди, Чайковскому, Шопену…
Ведущий 2 От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие, от матери –
любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. «После такой матери мне осталось
одно – стать поэтом” – писала Цветаева.
Ведущий 1
Цветаева жила очень напряженно, непотаенной душевной жизнью. Стихи были для нее почти единственным
средством самовыражения. Она поверяла им все. В ее ранних дневниковых стихах подспудно вызревал и
временами уже давал о себе знать великолепный цветаевский психологизм. Она точно схватывала и умела
передавать словом, интонацией, ритмикой тонкие и трудно выразимые нюансы своих переживаний, глубоко
запрятанных чувств, мечтаний, надежд.
Звучит романс "Вот опять окно" муз.В.Дашкевича
Ведущий 2
Особое отношение и особая любовь Марины Цветаевой к Пушкину. Так и должно быть, это естественно,
потому что Пушкин не просто национальное достояние, он явление России, он сама Россия со всеми ее
слезами и улыбками,
Ведущий 1
Россия талантливая, изумительная, но трагичная и неосуществимая. Одно из сильнейших детских
воспоминаний Марины то, что вечно, и под дождем, и под снегом, и в зарю или в метель стоит с вечной
шляпой в руке и называется памятник Пушкину.
«Пушкин – моё первое потрясение и первая моя любовь в литературе. Пушкин был мой первый поэт и моего
первого поэта убили…, я поделила мир на поэта и всех», писала М. Цветаева
Чтец (на фоне музыки, Г.И. Чайковский, симфония №6)
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
Те зубы царёвы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, что ближайшим друзьям
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева ручищи по швам
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На чтото, на чтото, на чтото похож
Почет сей, почетно да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно почетно почетно архи
Почетно, почетно до черту!
Кого ж это так точно воры вора
Пристреленного выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора
Умнейшего мужа России. Ведущий 2
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений "Стихи к Пушкину" и эссе "Мой Пушкин",
"Пушкин и Пугачев".
Ведущий 1
М. Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными
всех живущих в ней. Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась
стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. И посвящала им стихи. Но ее поэтическим
кумиром был Александр Блок.
Ведущий 2
Из воспоминаний Ариадны Эфрон: «Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она
чтила не как собрата «по струнному рукомеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству
поклонялась».
Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю
свою жизнь.
чтение стихотворения «Имя твое»
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одноединственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое, – ах, нельзя!–
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
Ведущий 1
В самом начале 1912 года в жизни Цветаевой произошли два важных события: она обвенчалась с Сергеем
Эфроном, и у нее вышел второй сборник стихов "Волшебный фонарь". Она гостила тогда в волошинском
крымском доме в Коктебеле.
(шум прибоя, пара по берегу)? "Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала камешки, он
стал помогать ей красивый, грустный и кроткой красоты юноша, почти мальчик с поразительными,
огромными, в поллица глазами; заглянув в них и все прочтя вперед, Марина загадала: если он найдет и
подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не
отрывал своих серых глаз от нее, зеленых , вложил ей его в ладонь, розовый, внутри освещенный, крупный
камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день..."
Звучит романс "Под лаской плюшевого пледа" из к/ф "Жестокий романс". Музыка А.Петрова.
Ведущий 2
Время после встречи, с мая 1911 года до начала мировой войны было самым счастливым в ее жизни. Именно
ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.
Чтец
Я с вызовом ношу его кольцо
Да, в Вечности жена, не на бумаге.
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза прекраснобесполезны!
Под крыльями распахнутых бровей
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие в роковые времена
Слагают стансы и идут на плаху.
Ведущий 1
Любовь к Сергею Эфрону была пылкой, романтической и патетической. "Сережу я люблю бесконечно и
навеки... Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внутренне и внешне... Он блестяще одарен, умен,
благороден. Если бы вы знали, какой он пламенный, великодушный, глубокий юноша! За три или почти три
года совместной жизни ни одной тени сомнения друг в друге.
"Наш брак до того не похож на обычный брак, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не
переменилась, люблю все то же и живу все так же, как в 17 лет. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча
чудо".
Ведущий 1
Семейная жизнь Марины и Сергея складывалась счастливо. Рождение дочери Ариадны, множество встреч,
взаимопонимание с мужем, его сестрами – все это вдохновляло Цветаеву радостью бытия. Ее стихи
стали более четкими, появилась энергия и ритмы, она с нетерпением ждала своего звездного часа.
Звучит романс «Писала я на аспидной доске»
Ведущий 2 Революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. В годы революции Цветаева вглядывалась в
открывшуюся ей новь без враждебности и раздражения. Всем высоким строем своей смятенной и
сумбурной души она была на стороне голодных и всегда любила подчеркнуть это важное для нее
обстоятельство: "Себя причисляю к рвани".
Ведущий 1
В 1917 году любимый муж Марины уходит на фронт. Стихотворением «Вчера еще в глаза глядел» поэтесса
словно предсказывала разлуку со своим мужем. Это, пожалуй, одно из самых известных и
проникновенных у Марины Цветаевой, так называемая песнь к любимому.
Звучит стихотворение «Вчера еще в глаза глядел» слайд
Ведущий 2
Сергей Эфрон сражался против революции в белой Добровольческой армии на Дону. В эти годы появился
цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Жить ей было мучительно трудно, она
вынуждена была, как и миллионы людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках
с двумя детьми.
Из дневника Марины Цветаевой: “Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было
продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замёрзнуть”.
Ведущий 1
В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер
поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи.
Публика заметно скучала. Как вдруг... словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно
притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, с военной сумкой через
плечо. Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким
то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у зрителей. Это была Марина
Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. И поэтому её появление, столь
неожиданное, воспринималось как вызов происходящему.
стихотворение «Пригвождена к позорному столбу» (читает Надя Семёнова)
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке лишь горстка пепла!
И это все, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Политехнический музей негодовал, не соглашался, молча сочувствовал... и преклонялся перед силой духа и
таланта поэтессы.
Ведущий 2 Три года прожив в Москве, потеряв ребёнка, ничего не зная о муже, Цветаева находила мужество писать,
ежедневно шла к письменному столу, как рабочий идет к станку. Но о публикации ее стихов не могло
быть и речи. В красной Москве она, жена белого офицера Эфрона, все эти долгие три года чувствовала
себя отщепенкой.
Ведущий 1
Лирика Марины Цветаевой лет революции и гражданской войны, когда она вся была поглощена ожиданием
вестей от мужа, проникнута печалью её страстной, почти отчаявшейся надеждой. «Я вся закутана в
печаль, – писала она. – Я живу печалью». «Если вы живы…, если Бог сделает чудо – оставит вас в
живых, я буду ходить за вами, как собака».
И в мае 1922 года, получив письмо изза границы от мужа, вместе с дочерью покидает Россию, взваливая на
свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась ее семнадцатилетняя Одиссея за
рубежом.
Ведущий 2
Эмиграция – один из тяжелых моментов в жизни поэта. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом в
Праге; в ноябре 1925 года перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.
Немыслимо трудно работать поэту, когда он остается в таком безвоздушном пространстве, какова эмиграция,
без родной почвы под ногами, без родного неба над головой. «Моя неудача в эмиграции, писала в этот
период Марина Цветаева, в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху, там,
оттуда, туда… Здесь преуспеет только погашенное и, странно бы ждать иного!»
Ведущий 1
В таких лишениях, в такой изоляции Цветаева героически работала, не покладая рук. В 1931 году она
записывает в дневнике: «Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когданибудь еще в
России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов – не дам».
Письма ее знакомым и близким полны сетований на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и
стихи. Главным адресатом ее стихов в России, в Москве, был Пастернак. Его мнением она дорожила.
"Когда пишу, я ни о чем не думаю, кроме вещи, потом когда напишу, о тебе...". Пастернаку Цветаева
посвятила много стихов.
Чтение отрывка из стихотворения «Расстояние: версты, мили»
Расстояния: вёрсты, мили
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Расстояния: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли
В две руки развели, распяв
Ведущий 2
Перед самым возвращением на Родину поэтессе снится страшный сон. Сон об умирании; она поняла это и так
сказала в своих записях: дорога на тот свет. «Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и
окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно – и безнадежно! – за него
держусь, зная, что очередной круг будет – Вселенная, та полная пустота, которой так боялась в жизни: на
качелях, в лифте, на море, внутри себя. Было одно утешение: что не остановить, не изменить; роковое…».
Ведущий 1
Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном 18 июня 1939 года. Наконец семья воссоединилась. Все
вместе они жили в подмосковном поселке. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Это
последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре мужа. Семья Цветаевой Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал изза рубежа, или тех, кто побывал в
командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами. Цветаева так и не дождалась вестей о
муже… Сергей Яковлевич Эфрон был расстрелян в 1941 году, Ариадна после 15 лет репрессий в 1955
году была реабилитирована. Ее не арестовали, но казнили медленно и жестоко – незамечанием, нищетой,
непечатанием. В дневнике она писала: “Живу, никому не показываюсь… Не за кого держаться“.
Ведущий 2
Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. Чтобы хоть както
зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Она не понимала, как можно
переводить с языков, которых не знаешь (грузинский, татарский и др.)
Жаловалась Борису Пастернаку, что делает только 20 строк в день, а потом их еще четыре дня переделывает.
Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.
Своей знакомой она однажды сказала: "Человек, признавший эти стихи как формализм, просто
бессовестный. Я это говорю вам из будущего".
Ведущий 1
Грянула война. 8 августа Марина уезжала из Москвы пароходом, и провожал её Борис Пастернак. Он принес
веревку, чтобы перевязать чемодан. Хвалил ее прочность, шутил, что “она все выдержит, хоть вешайся“. Ему
впоследствии передали, что Марина Ивановна повесилась именно на этой веревке, и он не мог простить себе
эту роковую шутку.
Ведущий 2
Найти своё место в этом мире, обрести счастье, ей уже было не суждено. В состоянии одиночества,
покинутости всеми близкими, в том числе и сыном, с которым произошёл духовный разрыв, в состоянии
душевной депрессии она покончила жизнь самоубийством. В одной из предсмертных записок – строки:
«А меня простите – не вынесла». Это произошло 31 августа 1941 года, в любимую рябиновую пору,
накануне листопада.
Звучит романс «Рубили рябину»
Включаем артвидео «Марина Цветаева. Не женщина – ветер»
Учитель. Поэт умирает – его поэзия остается. Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам “настанет
свой черед”.
Список литературы
1. Анастасия Цветаева «Неисчерпаемое», Москва «Отечество»
2. Каган Ю.М. «Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели».
3. Артвидео «Марина Цветаева. Не женщина – ветер»
4. Артвидео «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
5. Артвидео «Марина Цветаева», ч.3, mp 4
6. Сборник стихотворений Марины Цветаевой
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Мне имя - Марина
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Мне имя - Марина
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Мне имя - Марина
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Мне имя - Марина
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Мне имя - Марина
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Мне имя - Марина
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Мне имя - Марина
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой Мне имя - Марина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.