Программа "Чтобы помнили"
Оценка 4.6

Программа "Чтобы помнили"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русская литература
11 кл
01.03.2018
Программа "Чтобы помнили"
Программа "Чтобы помнили "представляет собой модуль для основной образовательной программы "Литература" ,предназначенный для обучающихся 6-11 классов.Программа нацелена на развитие читательской грамотности на гражданско-патриотическую тему .Основным методическим инструментом в освоении данного модуля является диалог ученика-ученик,ученик- учитель.Формы проведения занятий:литературная студия,диспут,проект,сообщение,представление читательского дневника.особенности курса
Программа Чтобы помнили.docx
Авторская рабочая программа учителя русского языка Елецкой М. В.   «Чтобы помнили» для учащихся 6­11 классов   1. Пояснительная записка Программа   «Чтобы   помнили»   является   компонентом   предметной области «Филология» и входит в вариативную часть учебного плана гимназии. Основанием   для   разработки   данной   программы   стала  Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326­р, Концепция программы поддержки  детского и юношеского чтения в Российской   Федерации,   утвержденная   распоряжением   Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г.  № 1155­р.  Не   прекращаются   попытки   фальсифицировать   российскую   историю, подвергнуть   ее   ревизии,   в   том   числе   в   целях   пересмотра   итогов   Второй мировой войны. В этих условиях важнейшим условием успешности мягкой силы   российского   гуманитарного   влияния   за   рубежом   является осуществление   действенной   культурной   политики. А   приобщение   детей   к чтению, которое среди всех каналов коммуникации является самым значимым фактором   сохранения   ядра   национальной   культуры,   поддержания   и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры, есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности,   обеспечить   устойчивое   развитие   страны   в   ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.   С   учетом   силы   влияния   литературы   и   чтения   на   образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения  программа «Чтобы помнили» отражает идею приобщения подростка к литературе о героическом прошлом нашей страны, культуре России через общечеловеческие ценности добра, мира, милосердия, чести и достоинства. Возрождение читающей нации –   дело   государства,   общества,   школы,   семьи.   Поэтому   данная   программа отражает   главные   приоритеты   государственной   политики   –   формирование гражданского самосознания в современном поликультурном мире.  Программа   рассчитана   на   17   часов   учебных   занятий.   В   ходе   этих занятий     учащиеся   6­11   классов   должны   сформировать   «Программу самообразования»   из   литературных   произведений,   которые   вызывают вопросы, отражают современные проблемы понимания истории, побуждают интерес, порождают новые жизненные смыслы.   Программа предусматривает формат литературной студии, поскольку в ее   основе   принцип   персонификации   читательского   процесса:   программа предполагает   формирование   индивидуального   запроса   на   художественную литературу   в   рамках   перечня   книг   из   «Примерного   списка   литературы гражданско­патриотической направленности». Форма реализации программы – литературная студия – рассчитана на создание   группы   единомышленников,   способных   «заразительно»   влиять   на окружающих своим пристрастием к чтению, потенциалом интеллектуального и духовного личностного роста.     Традиционные   уроки   не   в   достаточной   мере   создают   потенциал мотивационного самостоятельного чтения, поэтому учебные занятия данного курса   строятся   на   диалоговой   основе,   в   основе   которой   эмоционально­ эстетический   ресурс   литературного   чтения   и   аналитико­оценочная мыслительная   деятельность   учащихся.  Все   произведения,  предусмотренные данной   программой,   не   входят   в   общеобразовательную   программу   по литературе для 6­11 классов.  Задачи программы:   повысить статус чтения, читательской активности и улучшение качества чтения;  развивать   культурную   и   читательскую   компетентности   детей   и юношества, а также формировать у подрастающего поколения высоких гражданских  и духовно­нравственных ориентиров;  обогатить   внутренний   мир   подростка   посредством   чтения художественных произведений;    формировать осмысленное понимание личностных и социальных явлений на основе произведений литературы, истории, культуры;   расширить   круг   произведений   для   удовлетворения   потребностей   в   эмоциональном общении, переживании, эстетическом восприятии окружающего мира;    критическом   осмыслении   событий,  повысить   интерес   к   художественному   слову,   к   литературным   нормам   формировать умение подбирать книги для чтения на основе личностных   внутреннего   анализа   своего   вопросов,   проблем, речевой деятельности;  интересов, мироощущения;   расширить   ресурс   базового   чтения   учащихся   на   основе   контрастных позиций, альтернативных художественных явлений в литературе;   подготовить к написанию итогового  сочинения в 11 классе, успешному написанию заданий 15,16,17 (сочинений на литературном материале) в ЕГЭ по литературе, а также выполнению задания 26 (в форме сочинения с привлечением  аргументов  из художественной  литературы) в ЕГЭ по русскому языку. Программа   является   откликом   на   Письмо   Департамента государственной политики  в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. № 08­709. «О списках рекомендуемых произведений». Рабочая программа курса разработана на основе:   образовательной   программы   основного   общего   и   среднего   общего образования МБОУ гимназии г. Зернограда;  учебного плана, календарного учебного графика;   Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов.  Программа имеет следующую структуру:  1. пояснительная записка; 2. общая характеристика программы;  3. описание места учебного курса в учебном плане;  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;  5. содержание учебного курса;  6. тематическое планирование с определением основных видов  деятельности учащихся;  7. описание учебно­методического и материально­технического  обеспечения программы.  Программа   рассмотрена   на   методическом   объединении   учителей русского   языка   и   литературы,   на   педагогическом   совете   гимназии   и утверждена приказом директора.  Программа является не только компонентом содержательного раздела   основной   образовательной   программы   основного   общего   и среднего   общего   образования   МБОУ   гимназии   г.   Зернограда,   но   и представляет   собой   технологию,   методический   инструмент развития читательских умений школьника. 2. Общая характеристика программы                  Содержание данной программы сформировано с учётом возрастных, социокультурных   особенностей   и   потребностей   учащихся   6­11   классов. Программа   предусматривает     организацию   самостоятельного   домашнего чтения   и   элементы   уроков   внеклассного   чтения,   главное   отличие   которых состоит в том, что на этих уроках дети работают с источником ­ книгой.                      Главная особенность содержания программы заключается в том, что каждый   ученик   в   классе   в   течение   каждой   учебной   четверти,   работая индивидуально   или   в   группе   (2­3   человека),   выбирает   литературное произведение,   прочитывает   самостоятельно   и   презентует   перед одноклассниками. Содержание произведения каждый пропускает через себя, через свои  личные  особенности, характер и собственную систему ценностей. Ученик   имеет   полное   право,   сжато   пересказав   сюжет   произведения, остановиться на одном эпизоде, особенно запомнившемся ему нравственным смыслом,   художественными   образами,   богатыми   языковыми   средствами. Основные формы работы: чтение эпизодов, эссе, аннотация, резюме, реферат, дискуссия.   Отбор   художественных   произведений   –   результат   совместной деятельности ученика с учителем в рамках технологии продуктивного чтения, которая   призвана   обеспечить   правильное   формирование   читательской компетенции  школьников. Программа создает условия для продуктивной подготовки учащихся к написанию сочинения в 11 классе и выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку, где требуется предъявление аргументации   на основе читательского опыта.    3. Описание места учебного курса в учебном плане Учебная   нагрузка   и   режим   занятий   учащихся   6­11   классов определяются   учебным   планом   и   расписанием   занятий   в   соответствии   с действующими санитарными нормами. Данный курс является продолжением учебного предмета «Литература» и реализуется в вариативном компоненте учебного   плана   в   объеме   17   часов   в   год.     Он   призван   расширить   ресурс художественных произведений для самостоятельного чтения. Курс направлен на   изучение   художественных   произведений   вне   списка   произведений, изучаемых   по   школьной   программе,   а   цель   его   ­   восприятие   и   освоение учениками­читателями   эстетических,   культурных,   нравственных   ценностей, содержащихся в художественном тексте.   Учебный предмет Литератур а 6 3 класс 7 Инвариантная часть 8 2 2 9 3 10 3 11 3 Вариативная часть (интегрирована в инвариантную часть) Чтобы помнили 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения курса Личностные результаты  осознавать   свою   сопричастность   к   историческим   событиям, историческим фактам, к демократическим и нравственным ценностям общества;   оценивать   поступки   людей   с   точки   зрения   общепринятых   норм   и ценностей;  учиться   «вживаться»  в  мир   художественного   произведения,  понимать эмоции героев, сопереживать, выражать свои эмоции;  давать   оценку   поведению   героев   произведений,   сопоставлять   образы героев с образами героев других ранее прочитанных произведений;  ощущать   эстетический   вкус   художественного   произведения   и убедительно   передавать   смыслы   и   чувства   окружающим   посредством устной и письменной речи;  Метапредметные результаты  знать историческую эпоху, описанную в произведении;   делать выводы, обобщения, строить гипотезы, предположения в ходе  самостоятельного чтения;   рекомендовать одноклассникам прочтение отдельных эпизодов,  обосновать свой выбор эпизода;   оформлять свои мысли в устной и письменной форме;   уметь анализировать произведение с точки зрения не только  литературоведческой, но и исторической;  уметь интерпретировать содержание произведений в рамках  литературных вечеров с элементами театрализации;    размышлять о закономерностях в поступках героя, о причинно­ следственных связях событий,  явлений;  соотносить художественные образы с историческими и культурными  явлениями. Предметные результаты  подробно и выборочно пересказывать текст;   высказывать свое мнение  о характере и поступках героя, сопоставлять  героев;  готовить аннотации к произведениям, буктрейлеры, отзывы, эссе;   публично презентовать прочитанное произведение, готовить доклад,  участвовать в дискуссиях на основе прочитанных произведений;   использовать читательский опыт при подготовке и сдачи ОГЭ по  русскому языку (задание 15.3) в 9 классе, ЕГЭ по русскому языку  (задание № 26) в 11 классе, ЕГЭ по литературе (сочинение­рассуждение,  задания 8,9,15,16,17.1­17.4) в 11 классе;   на основе накопленного читательского опыта создавать творческие  проекты  по литературе.  4. Содержание учебного курса Содержание   модуля   «Чтобы   помнили»   для   6­11   классов   отражает основные направления работы и включает следующие разделы:  1.Ознакомление   со   списком   произведений   гражданско­патриотической направленности   художественных   произведений,   включенных   в   Письмо Департамента   государственной   политики     в   сфере   общего   образования Минобрнауки   России   от   14   апреля   2016   г.   №   08­709 «О   списках рекомендуемых произведений» (приложение №4). 2.Техника вдумчивого самостоятельного чтения. 3.  Виды  читательской  деятельности.  Приёмы   понимания   прочитанного   при чтении и слушании.  4.Эмоциональное   и   эстетическое   переживание   читателя.   Элементы   анализа текста.  5. Литературоведческий анализ текста.  6.Творческая   деятельность   учащихся:   ведение   читательского   дневника, собственные   сочинения,   отзывы   на   прочитанные   произведения,   дискуссии, статьи, презентации, чтение наизусть отрывков из прочитанных книг.  5. Тематическое планирование Тема Кол­во часов Виды деятельности №  п/ п 1. Введение. Ознакомление с  курсом «Чтобы помнили»,  постановка задач, организация  этапов работы над  индивидуальной программой  «Самостоятельное чтение» 2. Анкета «Мои читательские  предпочтения». 3. Самостоятельное чтение.  Проект программы «Мои  прочитанные  книги». Этапы  домашнего чтения.  4. Я – читатель. (Техника отбора и чтения. Приемы анализа  произведения. Фиксация  впечатлений, переживаний,  осмыслений). 1 час Просмотр списка книг  гражданско­ патриотической  направленности. 1 час Составление своего  проекта­перечня  произведений (подготовка  наброска).  1 час Коллективное обсуждение  проектов. Презентация  своего личного проекта.   Составление маршрута  читателя. 1 час Практическая работа по  отбору произведений на  основе исторических  процессов. Алгоритм  анализа произведения.  Образцы форм фиксации  мыслей, выводов,  впечатлений. 5. Мир моих прочитанных книг.  9 часов Чтение эпизодов, анализ,  (Чтение вслух важных для  ведение читательских понимания идеи произведения  или  понравившихся отрывков,  рассказы  и эмоциональные  отзывы о прочитанном,   художественные зарисовки  эпизодов, анализ произведений.) дневников, написание  отзыва, эссе, сочинения­ рассуждения, статьи для  публикации. Отчет по  проекту «Мои прочитанные книги». Работа в  библиотеке, дискуссии,  публичные выступления в  разных классах, на  читательской конференции, на родительском собрании,  6. История создания. 1 час Подготовка  хронологической таблицы  выбранных произведений.  «Историческая справка» ­  разработка с подключением разных источников  информации об истории  создания  прочитанных  произведений. 7. История публикации. 1 час Подготовка  хронологической таблицы  выбранных произведений.  «Историческая справка» ­  разработка с подключением разных источников  информации об истории  публикации прочитанных  произведениях. 8. Словесное искусство.  2 часа Собственное творчество  учащихся. Подготовка  сборника «Я начинающий  писатель ...» 6. Учебно­методические ресурсы                             Программа предусматривает   организацию самостоятельного домашнего   чтения   и   студийные   занятия   разного   формата:   семинар, презентация, библиотечный час, дискуссия, инсценировка.   Главное отличие занятий – работа с книгой.  Главный результат заключается в том, что каждый ребенок   в   течение   учебного   года   устраивает   публичную   презентацию книг     прочитанных гражданско­патриотической самостоятельно направленности.                                   Ведущей   является   технология   формирования   правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Технология включает в себя три этапа работы с текстом:  I этап. Работа с текстом до чтения.  1.Антиципация   (предвосхищение,   предугадывание   предстоящего   чтения). Определение   смысловой,   тематической,   эмоциональной   направленности текста с опорой на читательский опыт.  2.Постановка   целей   урока   с   учетом   общей   (учебной,   мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.  II этап. Работа с текстом во время чтения.  1.   Первичное   самостоятельное   чтение   текста.   Чтение­слушание   эпизодов текста по выбору учащегося, презентующего книгу, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными   возможностями   учащихся.   Первичное   восприятие   (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).  2.Перечитывание   текста.   «Вдумчивое»   повторное   чтение   отдельных фрагментов текста. Анализ эпизодов текста (приёмы: диалог с автором через текст,   комментированное   чтение,   беседа   по   прочитанному   и   проч.). Выделение   аргументов   для   использования   в   сочинениях   ЕГЭ   по   русскому языку и литературе.   3.Беседа   по   содержанию   в   целом.   Обобщение   прочитанного.   Постановка проблем исходного текста. Обращение к отдельным фрагментам текста.  III этап. Работа с текстом после чтения.  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,   Соотнесение   читательских   интерпретаций (истолкований,   оценок)   произведения   с   авторской   позицией.   Выявление   и формулирование   основной   идеи   текста   или   совокупности   его   главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с дополнительными источниками.  3. Работа с заглавием и его смыслом.   4.Творческие   задания,   опирающиеся   на   какую­либо   сферу   читательской деятельности   учащихся   (эмоции,   воображение,   осмысление   содержания, художественной формы).              Система оценки предусматривает самооценку, взаимооценку, внешнюю экспертизу ­ эти виды являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы развития читательских умений школьников.                           В   ходе   разработки   авторской   программы   была   использована литература и информационные сайты:   дискуссия. 1.  Богданова   О.Ю.,   Леонов   С.А.,   Чертов   В.Ф.   Методика   преподавания литературы. М.: Академия, 1999 2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., 2005.  3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М. ,1991.  4. Газета «Педсовет»  №3; №6 2005.  5. http://knig 100.spbu.ru/ books/  6. ria.ru/societ/20130130  7. chitai6class.blogpot.ru  Примерный список литературы гражданско­патриотической направленности (из письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 14 апреля 2016 года № 08­709 «О списках рекомендуемых произведений»). № Автор 1 Алексеев С. 2 Астафьев В. 3 Гайдар А. 4 Ильина Е. 5 Катаев В.  6 Михалков С. 7 Михалков С. 8 Тополь Э. 9 Поротников В. 10 Ян В. 11 Сульянов А. 12 Никулин Н. 13 Нерсесов Я. 14 Шишов А. 16 Федотов Л. Произведение Сто рассказов о войне Лучшие рассказы для детей Тимур и его команда Четвертая высота Сын полка Дядя Степа Стихи о войне «Стрижи» на льду 1612. Минин и Пожарский Батый Взлет и трагедия Юрия Гагарина Воспоминания о войне Гений войны Кутузов. «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву» Герои   1812   года.   От   Багратиона   и   Барклая   до Раевского и Милорадовича Дневник детской памяти. Это и моя война Дневник   советского   школьника.   Мемуары   пророка из 9А Дорогой мой человек Избранники времени. Обреченные на подвиг 17 Герман Ю. 18 Решетников В. 19 Перевезенцев С. Истоки русской души. Обретение веры 20 Фоменко Н. 21 Генрик С.  23 Полевой Б. 24 Цвейг С. Корона   российской   империи.   Слава,   честь   и доблесть династии Романовых Крестоносцы Первая мировая война. Неизвестные страницы Повесть о настоящем человеке Подвиг Магеллана.  Человек и его деяние. Америго: Повесть об одной исторической ошибке 25 Константинов К. Рокоссовский. Командующий Парадом Победы Спаситель   Отечества.   Духовный   подвиг   Сергия Класс 1­4 класс 1­4 класс 1­4 класс 1­4 класс 1­4 класс 1­4 класс 1­4 класс 1­4 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 27 Дюма А. 28 Монвиж­ 29 Герман Ю. Монтвид А.  30 Можейко И. 31 Уртулль Ф.­Г. 32 Уртулль Ф.­Г. 33 Исаев А.,  Драбкин А. 34 Бахревский В. 35 Чаплыгин А. 36 Пикуль В. 37 Булгаков М. 38 Булгаков М. 39 Радзинский Э. 40 Петрухин А.,  Шеменев В. 41 Некрасов В. 42 Васильев Б. 43 Вяземский Ю. 44 Вяземский Ю. 45 Балашов Д. 46 Иванов А. 47 Иванов А. 48 Васильев Б. 49 Васильев Б. 50 Хилари М. 51 Васильев Б.,  Быков В.,  Шолохов М. и др. 52 Толстой Л. 53 Дышев А. 54 Язвицкий В. 55 Рунов В. 56 Лермонтов М. 57 Артур К. 58 Фейхтвангер Л. 59 Ладинский А. 60 Беляков С.  62 Кассиль Л. 63 Гумилев Л. 64 Асадов Э. Радонежского Учитель фехтования Юрий Гагарин Я отвечаю за все 1185 год. Восток — Запад. Русь. Запад. Запад против Востока 1812 Березина. Победа в разгар катастрофы 1812. Бородино. Битва за Москву 22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война Аввакум «Армата». «Царь­Танк» на страже Родины Барбаросса Бег Белая гвардия Берегитесь, боги жаждут! «Варяг» не сдаётся В окопах Сталинграда. Рассказы В списках не значился Великий   Любовник.   Юность   Понтия   Пилата. Трудный вторник Великий понедельник Вечер столетия Вечный зов. Т. 1 Вечный зов. Т. 2 Вещий Олег Владимир Красное Солнышко Внесите тела Война 1941 ­ 1945. Повести и рассказы Война и мир. Том I­II Война красива и нежна Вольное   царство.   Государь   всея   Руси.   Книга   4­5 романа "Иван III — государь всея Руси" Гений войны Скобелев. «Белый генерал» Герой нашего времени Гладиаторы Гойя, или Тяжкий путь познания Голубь над Понтом Гумилев, сын Гумилева «Детская книга войны. Дневники 1941­1945» Дорогие мои мальчишки Древняя Русь и Великая степь Дума о Севастополе 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс Шарковский Д. История России: иллюстрированный путеводитель Княжич. Соправитель. Великий князь Московский Княжна Тараканова Князь Святослав Кристалл в прозрачной оправе Куликово поле Жених и невеста Живые   и   мёртвые.   Книга   вторая   (Солдатами   не рождаются) Живые и мёртвые. Книга третья (Последнее лето) Жизнь и судьба Журавли и карлики Зимняя дорога Золото бунта Зулейха открывает глаза Иосиф и его братья История государства Российского История России с древнейших времен 67 Симонов К. 68 Гроссман В. 69 Юзефович С. 70 Юзефович С. 71 Иванов  А. 72 Яхина  Г. 73 Томас М. 74 Карамзин Н. 75 Соловьев С. 76 Вилков М.,  77 Язвицкий В. 78 Гримберг Ф. 79 Васильев Б. 80 Авченко 81 Балашов Д. 82 Водолазкин  Е.   Лавр 83 Басинский 84 Берггольц О. 85 Цвейг С. 86 Цвейг С. 87 Быков В. 88 Кен Ф. 89 Балашов Д. 90 Фадеев А. 91 Вострышев М. Москва   военная   день   за   днем.   Дневники   жизни   и смерти. 22 июня 1941— 9 мая 1945 Мы дрались на бомбардировщиках. Три бестселлера одним томом Мы дрались против «Тигров». «Главное – выбить у них танки!» Мы   сгорали   заживо. Отечественной Мысленный волк На войне как на войне. «Я помню» Начертание русской истории Наш Патриарх Кирилл. Вся жизнь и один год Неизвестный солдат «Непотопляемый авианосец» Крым 1945­2014 Никон; Разбойник Кудеяр Ночевала тучка золотая О   любви   к   Отечеству.   История   государства Российского Обитель Лев Толстой: бегство из рая Ленинградский дневник Мария Антуанетта Мария Стюарт Мёртвым не больно Мир без конца Младший сын. Великий стол. Бремя власти Молодая гвардия 94 Драбкин А. 95 Варламов 96 Драбкин А. 97 Вернадский Г. 98 Никитин В. 99 Рыбаков А. 100 Широкорад А. 101 Бахревский В. 102 Приставкин А. 92 Драбкин А. 93 Драбкин А. 65 Ганиева А. 66 Симонов К. 103 Карамзин Н. 104 Прилепин З. 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс   Смертники   Великой Огнём и мечом От Руси до России Отречение Пастернак в жизни 105 Генрик С. 106 Гумилев Л. 107 Балашов Д. 108 Сергеева­Клятис 109 Песков И. А. 110 Дубровин Н. Первая Мировая война. Самая полная энциклопедия Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» Пётр I Поднятая целина Поехали!» Мы – первые в космосе Потоп 111 Толстой А. 112 Шолохов М. 113 Железняков А. 114 Генрик С. 115 Бессарабова Н. Путешествия   Екатерины   Великой   по   России:   от 116 Югов А. 117 Пикуль В. 118 Сергиевская А. 119 Парфенов Л. 120 Парфенов Л. 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11 класс 10­11класс 10­11класс 10­11класс Ярославля до Крыма Ратоборцы Реквием каравану PQ­17 Романовы. Государь Император Николай III Российская империя: Александр I, Николай I Российская империя: Екатерина II, Павел I Российская   империя:   Петр   I,   Анна   Иоанновна, Елизавета Петровна Россия против Запада. 1000­летняя война Русская история Русская   история   в   жизнеописаниях   ее   главнейших деятелей Русский вопрос на рубеже веков Русь великая Севастополь. Город русской славы «Севастополь   останется   русским!»   Оборона   и освобождение Крыма 1941­1944 Сердце Пармы Сказание об Ольге. (Сказание о Феодосии. Феодорец Белый Клобучок. Кто умирает) Смута 10­11класс События в Севастополе 10­11класс Современный патерик. Чтение для впавших в уныние 10­11 класс 10­11класс Солнце мертвых Степной закат 10­11класс 10­11класс Степной пролог 10­11класс Тихий Дон. Том I Тихий Дон. Том II 10­11класс 10­11класс Тутанхамон. Книга теней 10­11 класс Фронтовые разведчики. «Я ходил за линию фронта» Чтения и рассказы по истории России 10­11класс 10­11класс Юрий 10­11 класс Я дрался на Т­34. Обе книги одним томом Я дрался на Т­34. Третья книга 10­11 класс 10­11 класс 10­11класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11 класс 10­11класс 121 Парфенов Л. 122 Вершинин Л. 123 Платонов С. 124 Костомаров Н. 125 Солженицын А. 126 Иванов В. 127 Шигин В. 128 Шагланов А. 129 Иванов  А. 130 Панова В. 131 Бахревский В. 132 Куприн А. 133 Кучерская М. 134 Шмелев И. 135 Шляхов А. 136 Балашов Д. 137 Шолохов М. 138 Шолохов М. 139 Ник Д. 140 Драбкин А. 141 Соловьев С. 142 Балашов Д. 143 Драбкин А. 144 Драбкин А. 145 Драбкин А. 146 Драбкин А. 147 Платонов А. Я дрался на танке. Фронтовая правда Победителей Я дрался на штурмовике. Обе книги одним томом … я прожил жизнь. Письма 1920­1950­х 10­11 класс 10­11 класс 10­11 класс

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"

Программа "Чтобы помнили"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018