Внеклассное мероприятие: «Мариинка» как семья. История создания и возрождения Мариинских гимназий.
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие: «Мариинка» как семья. История создания и возрождения Мариинских гимназий.

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +2
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл +1
08.06.2017
Внеклассное мероприятие: «Мариинка» как семья. История создания и возрождения Мариинских гимназий.
Фото данного мероприятия
Мариинка как семья. История создания и возрождения Мариинских гимназий..docx

Внеклассное мероприятие: «Мариинка» как семья. История создания и возрождения Мариинских гимназий.

 (подготовил: классный воспитатель 9 «А» Рюмшина Елена Николаевна)

 

Презентация ( приложение 1)

Слайд 1.

Чтец 1:

В нашем городе есть гимназия

Где не просто учатся, а еще развивают свою фантазию
Гимназистки в ней все замечательные, 
А их жизнь и досуг увлекательные. 
В гимназию девочки спешат с утра, 
Им новые знания получать пора, 
А у учителей на устах все те же слова
“Ученье-свет, а неученье - тьма”.

Слайд 2, 3.

Выходят подготовленные гимназистки в сценических костюмах, они же ведущие.

2 вед. (Павел 1): Добрый день, дорогие девочки! Позвольте нам представиться. Я - Павел 1(Российский император, сын Петра III и Екатерины II Великой).

1 вед. (Мария Федоровна): А я -Мария Федоровна (супруга Павла 1).

2 вед.: Среди присутствующих, думается, немало гимназисток.

1 вед.: Я бы сказала, новых гимназисток, то есть учениц современной гимназии, для которых слово “гимназия” - “не пустой для сердца звук”.

2 вед.В российской истории, как мы знаем, много умного и поучительного…

1 вед.А уроки истории не стоит забывать.

2 вед.: И к тому же они так увлекательны!

1 вед.:Для наших современных гимназисток, но, разумеется, не только для них, мы предпринимаем небольшую экскурсию – путешествие в прошлое, когда в России только появились первые гимназии.

2 вед. – Итак, в путь!

1 вед: Женские гимназии имеют давнюю историю. Первое правительственное женское учебное заведение «Императорское Воспитательное общество благородных девиц» было основано Екатериной Великой в 1764 году, при котором в 1765 году открывается мещанское отделение для воспитания дочерей чиновников, купцов, мещан. Воспитательное общество размещается при Смоленском монастыре и получает название Смоленский институт.

Слайд 4, 5.

2 вед.: В 1796 году Павел 1 создал Ведомство учреждений императрицы Марии и назначил свою супругу императрицу Марию Федоровну главой Воспитательного Общества. Одним из первых детищ императрицы стал Мариинский институт, основанный в Петербурге в 1797 году. Со дня своего открытия и до 1917 года институт находился под покровительством особ императорской фамилии. В течение 31 года покровительницей была сама Мария Федоровна, а после ее смерти эту обязанность взяла на себя ее дочь великая княгиня Елена Павловна, а потом и внучка - великая княгиня Екатерина Михайловна. 

Ты родилась, Гимназия родная,

К великой радости всех наших  горожан

Под яркою звездой, которая, блистая,

Вещала, что тебе завидный жребий дан.

 

Ты родилась и, как младенец нежный,

Была воспринята Наследником Царя,

И легок был тебе твой труд прилежный

Под покровительством сего Богатыря.


1 вед.: Мариинский институт был одним из одиннадцати женских институтов закрытого типа в Петербурге, дававших среднее образование и находившихся в «Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны». В институт принимались исключительно девочки в возрасте с 10 до 12 лет:  дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам. Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время крайне не хватало. Императрица лично знала всех воспитанниц, десятерых из которых она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение. 
2 вед.: Как и в других закрытых учреждениях, распорядок дня здесь был строгим. Вставали в «мариинке» в 6 утра, после молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом. Потом два часа уроков и рукоделие, а в 12 часов обед, после которого до 2-х часов длился отдых. Затем возобновлялись занятия и продолжались до 5 часов. В 8 вечера - ужин, в 10 часов институтки отправлялись спать. Платья «мариинок» были кофейного цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные наказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамы старались воспитывать учениц прежде всего словом и внушением.

Мы все Гимназии признательны душою

За то, что стать людьми нам помогла,

За то, что такъ легко, с такою простотою

Одною с нами жизнию жила.

Слайд 6.

1 вед.: В рамках «Ведомства императрицы Марии Федоровны» 19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы Петербурге была открыта Мариинская гимназия, которая также содержалась за счет Ведомства, частных пожертвований и платы за обучение. Но плата была невелика и доступна многим - 25 рублей в год. До этого времени девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы, девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье.

Слайд 7.

2 вед.: В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет - дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров. Вышнеградский (составитель одной из первых отечественных программ по педагогике для подготовки учителей) пригласил работать в гимназии лучших педагогов Петербурга, и благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера.

 Слайд 8.

Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек. Гимназистки вспоминали впоследствии, что душой школы был, конечно же, сам Николай Вышнеградский, который по-настоящему умел любить и понимать детей.

Слайд 9, 10.

Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной. Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки. Важно заметить, что урокам рисования и музыки уделялось особое внимание. Так, за годы обучения в гимназии, гимназистки овладевали всеми техниками рисования на уровне художественной школы.

Сколько чистых восторгов, блаженных минут

Почерпали мы в мире искусства...

Те восторги бесследно для нас не пройдут,

Не развив в нас высокого чувства.

1 вед.: Курс обучения в гимназии длился семь лет. В Правилах внутреннего распорядка Мариинского училища было записано:

Историк: «Класс должен сколько возможно больше походить на семью. <…> Уничтожение семейного элемента в общественных училищах убивает природную живость детей, омрачает Богом дарованную им веселость, истребляет доверчивость и любовь к наставникам и наставницам, к училищу, к самому ученью…». Правила, составленные принцем Ольденбургским, местами казались новаторскими для своего времени. В частности, он писал: «Понятие о порядке в классе часто понимается совершенно превратно, а потому и требует точного изъяснения. Истинный педагогический порядок класса состоит не в мертвой тишине и не в однообразном, неподвижном физическом положении детей; как то, так и другое, будучи несвойственно живой природе детей, налагает на них вовсе ненужное стеснение, крайне утомляет их, разрушает детское доверчивое отношение между наставниками и ученицами. <…> А в благоразумных семьях никогда не требуют, чтобы дети сидели неподвижно и однообразно, чтобы они не смели смеяться или обратиться к старшим по поводу того, что кажется им непонятным…»

Слайд 11.

2 вед.: У учениц Мариинской гимназии было достаточно небольшое количество ограничений. Они не жили в стенах гимназии, а только приходили учиться. Но было бы ошибкой считать, что гимназистки в свободное время могли делать что угодно. Например, чтобы пойти в театр, нужно было получить разрешение у директора. Педагоги и наставницы старались, чтобы в жизни учащихся было меньше праздного времяпрепровождения. Всей системой воспитания подчеркивалось, что труд – основа жизни.

Мы в родимых стенах находили всегда,

Как в семье, и любовь и заботу;

В них училися мы не бояться труда

И с весельем смотреть на работу.

1 вед.: Намного интереснее проходили ученические праздники у старшеклассниц Мариинской женской гимназии. Несколько раз в год устраивали торжественные вечера, на которых декламировали прозаические отрывки, стихотворения, ставились музыкальные пьесы при участии гимназического хора, также, устраивались спектакли и концерты. Сведения о подобных вечерах мы находим в «Отчете Мариинской женской гимназии за 1916г».

Историк: Для учениц 2 и 3 классов был устроен поэтический вечер, на котором были прочитаны биография и стихотворения А.С.Пушкина. Чтение сопровождалось световыми картинками. Для учащихся 4 и 5 классов провели литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти Лермонтова. А ученицы 8 класса проводили подобные вечера для девочек из приготовительного и 1 классов. Также, изредка, организовывались экскурсии по городу для осмотра музеев, электростанции, водопровода и фабрик. Устраивались поездки и в другие города - Ростов, Кострому, Нижний Новгород в сопровождении нескольких преподавателей. Проводились балы.

Басы сверкнули вдоль стены,

Кларнеты к флейтам сели, -

И вот над мигом тишины

Вальс томно вывел трели...

Качаясь, плавные лады

Вплывают в зал лучистый,

И фей коричневых ряды

Взметнули гимназисты.

Видео «Смолянки» ( приложение 2)

2 вед.: Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, "с убеждением в видимой пользе образования". Однако находились и такие, кому не нравилось нововведение, ведь в одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца, шли и разговоры о том, что низкая плата за обучение "порождает образованных женщин-пролетариев".

В 1862 году Мариинское училище было переименовано в Мариинскую женскую гимназию, которая к концу XIX века превратилась в одну из самых больших столичных гимназий (более 600 учащихся и около 60 преподавателей), однако в первые годы его существования ощущалась явная дискриминация – учителям женских учебных заведений платили куда меньше, чем в мужских. Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа писал: «Если училища существуют, то потому, что учителя в них преподают за крайне незначительную плату, а иногда и даром». Только в 1865 году учителя «Мариинки» были уравнены по «чинопроизводству и пенсии» с преподавателями мужских гимназий.

1 вед: С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, В их программу впервые были включены анатомия и физиология - предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание "домашней наставницы" и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.

Слайд 12, 13.

2 вед.: Открытие женской гимназии в Петербурге было событием настолько долгожданным, его необходимость назрела настолько явно, что по образцу Мариинки уже в первые годы существования гимназии начали создаваться похожие заведения по всей стране. Все новые гимназии были подчинены тому же Ведомству учреждений императрицы Марии. В 1870 году первые три класса были выделены в «прогимназии» - их прохождение считалось оконченным начальным образованием. 

За пару десятилетий гимназии распространились по всей стране.

В 1866 году в столице было уже семь таких гимназий. К 1894 году в Российской империи было 30 гимназий, в народе получивших название «мариинки», в которых обучались 9945 воспитанниц всех сословий и вероисповеданий в возрасте старше 8 лет, а в 1911 году в 35 гимназиях количество учениц достигло 16 тысяч. Устав, утвержденный в 1862 году, действовал во всех гимназиях вплоть до их закрытия в 1918 году, а с 1879 года во всех заведениях применялась единая и обязательная программа обучения. 

1 вед.: Наряду с этими общедоступными гимназиями открывались и частные заведения – в 1870 годах в Петербурге их насчитывалось семь, в Москве - четыре. Как правило, обучение там стоило дорого, и позволить себе определить туда дочерей могли только состоятельные родители. В некоторые, как в гимназию княжны Оболенской, принимали и вовсе по сословному принципу – только детей из аристократических семей.

2 вед.: После Октябрьской революции разделение на мужские и женские образовательные учреждения было упразднено, а сложившаяся система образования была ликвидирована. И лишь с середины 1990 годов они вновь стали открываться.

Слайд 14

1 вед.: Ачинская Мариинская гимназия была основана в марте 1999 года по инициативе бывшего тогда губернатором Красноярского края Александра Ивановича Лебедя. Небесной покровительницей гимназии является Святая великомученица Екатерина, День гимназии отмечается 7 декабря.

Первый набор в нашу гимназию составлял всего порядка 60 человек, три класса - с 5-го по 7-й.

Миссия гимназии состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для нравственного, интеллектуального, социального развития воспитанниц, становления самостоятельной образованной творческой личности, способной и готовой выполнять социальные роли женщины в общественной, профессиональной, семейно-бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности.

За свою пятнадцатилетнюю историю гимназия стала одним из самых авторитетных учебных заведений общего образования, учиться в котором почётно и престижно. Её выпускницы легко поступают в самые лучшие вузы России. Среди вчерашних воспитанниц ачинской гимназии много замечательных инженеров, врачей, педагогов, экономистов и просто успешных деловых женщин. А все потому, что гимназия имеет свои традиции и бережно передает их от одного поколения гимназисток к другому.

Слайд 15-26

2 вед.: Формирование традиций - один из важнейших моментов в становлении и развитии гимназии.

На сегодняшний день существуют уже сложившиеся общегимназические традиции: День знаний, Посвящение в гимназистки, День Гимназии, День открытых дверей, Женский день 8 Марта, Выпускной бал в 9, 11-х классах, презентация комнат в пансионате «Дом, в котором мы живем», работа детской демократической республики «Верея», конкурс «Гимназистка года». Традиции формируются также на уровне каждого классного коллектива.

Во второй половине дня воспитанницы гимназии получают дополнительное образование. Они заняты в спортивных секциях, хореографической, вокальной, художественной студиях, объединениях декоративно-прикладного искусства, клубах по интересам.

Внеурочная творческая и общественная деятельность являются результатом взаимодействия органов ученического самоуправления и педагогического коллектива гимназии.

1 вед.: В 2003 году была создана республика «Верея», в структуру органов самоуправления которой входят: президент – глава исполнительной власти; правительство, которое состоит из Советов дисциплины и порядка, спорта, по связям с общественностью, по делам культуры и образования, Советов старост и Совета пансионата, пресс-центра.
В гимназии есть свой гимн, герб, гимназическая форма, которая отличает гимназисток от учащихся других школ города. Взаимоотношения педагогов и воспитанниц, гимназическая атрибутика формирует особый дух гимназии, чувство гордости за принадлежность к гимназическому сообществу.

2 вед.: А теперь, дорогие гимназистки, давайте проверим насколько вы сегодня были внимательны, ответив на вопросы викторины:

1. Назовите основателей первой Мариинской женской гимназии.

2. Какой выдающийся педагог составил первую программу обучения гимназисток?

3. На какие средства существовала первая Мариинская гимназия?

4. Дети каких сословий принимались в гимназию и с какого возраста?

5. В каком году произошло возрождение Мариинских гимназий?Чья это была инициатива.

6. Назовите имя небесной покровительницы Ачинской Мариинской гимназии?

7. Когда отмечают день рождения в Ачинской Мариинской гимназии?

Пятиклассница: Сколько нового и интересного я узнала о родной гимназии! Как жаль, что подходит к концу наше путешествие.

2 вед.:  Это путешествие заканчивается, а славная история самой замечательной гимназии продолжается!

Слайд 27

В заключение звучит гимн Мариинской гимназии (приложение 3). Гимназистки поют.

Почти через сто лет мы возрадились вновь,

И в этом помогла нам Лебедя любовь.

Гимназии  открыть задумал на века,

Ведь мы недаром центр материка.

 

Живём одной семьей в гимназии родной,

Нам заменяет мам, забота классных дам.

И после выпуска хотим друзьями быть,

И эту дружбу обязуемся хранить.

 

Мы педагогов чтим, и уроки их учим,

Не сетуйте, когда примерны не всегда.

Мы педагогов труд оценим не теперь,

А лишь когда откроют ВУЗы дверь.

 

Живём одной семьей в гимназии родной,

Нам заменяет мам, забота классных дам.

И после выпуска хотим друзьями быть,

И дружбу эту обязуемся хранить.

 

Готовимся уже мы к будущей судьбе,

Готовы устоять мы в жизненной борьбе.

Не важно  станешь кем в стремительный наш век.

А главное, чтоб был ты-Человек!

 

Живем одной семьей в гимназии родной,

Нам заменяет мам, забота классных дам.

И после выпуска хотим друзьями быть,

И дружбу эту обязуемся хранить.

Используемые интернет ресурсы:

 

 

 

1. http://www.spb.aif.ru/society/education/1477377

2. http://opeterburge.ru/history/otkrytie-pervoj-zhenskoj-gimnazii.html

3. https://www.youtube.com/watch?v=-GMqarEkTpQ

4. http://ist-konkurs.ru/raboty/2011/1373-chemu-i-kak-uchili-baryshen-100-let-nazad

5. http://rupoem.ru/chernyj/pehotnyj-vologodskij-polk.aspx

6. http://my.krskstate.ru/docs/kadets/achinskaya-mariinskaya-zhenskaya-gimnaziya-internat/

7. http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik_Gimn/NG_poetry.htm

8. http://iknigi.net/avtor-elena-pervushina/75534-peterburgskie-zhenschiny-xix-veka-elena-pervushina/read/page-37.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное мероприятие: «Мариинка» как семья

Внеклассное мероприятие: «Мариинка» как семья

Женские гимназии имеют давнюю историю

Женские гимназии имеют давнюю историю

Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, а в случае…

Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, а в случае…

Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье

Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье

Историк : «Класс должен сколько возможно больше походить на семью

Историк : «Класс должен сколько возможно больше походить на семью

Сведения о подобных вечерах мы находим в «Отчете

Сведения о подобных вечерах мы находим в «Отчете

Только в 1865 году учителя «Мариинки» были уравнены по «чинопроизводству и пенсии» с преподавателями мужских гимназий

Только в 1865 году учителя «Мариинки» были уравнены по «чинопроизводству и пенсии» с преподавателями мужских гимназий

После Октябрьской революции разделение на мужские и женские образовательные учреждения было упразднено, а сложившаяся система образования была ликвидирована

После Октябрьской революции разделение на мужские и женские образовательные учреждения было упразднено, а сложившаяся система образования была ликвидирована

Во второй половине дня воспитанницы гимназии получают дополнительное образование

Во второй половине дня воспитанницы гимназии получают дополнительное образование

В заключение звучит гимн Мариинской гимназии (приложение 3)

В заключение звучит гимн Мариинской гимназии (приложение 3)

Используемые интернет ресурсы: 1

Используемые интернет ресурсы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.