Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа №23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект
внеклассного мероприятия
на тему «Масленица»
Подготовила:
Максимова Н.К.. учитель
г. Старый Оскол
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«МАСЛЕНИЦА ПРИШЛА»
1 «Б» класс
Максимова Н.К.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
Развивающие:
Способствовать реализации индивидуальных творческих способностей каждого ученика через его собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.
Воспитывающие:
Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица, как одного из явлений праздничной культуры.
Ход занятия:
Учитель:
Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица!
Мы блинков себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!
Если есть сковорода, не страшны нам холода,
Потому что блин горячий – это лучшая еда!
То не мышь пищит, не мороз трещит,
В сковородке блин за блином шкворчит ...
Да со сметанкою, да с икорочкою,
Да по краю с золотистою корочкою!
Вот так Масленица дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это солнце-блин, и рядом блин-луна.
Мир крещёный нынче радуется,
Потому что нынче Масленица.
Приходи, народ, и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна!
Ну-ка, съешь блина, чтоб пришла весна!
Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки “не все коту масленица”, “не житье, а масленица”. И вот почему: сама по себе масленичная неделя не однородна. Если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок – узкой и широкой масленицы, а каждому дню масленичной недели было дано своё имя.
Самое главное на масленицу – это
блины! Блины - это символ масленицы. Древние люди
верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают
частичку его тепла и могущества и приближают весну.
Блин – это символ
солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С
маслом, со сметаной, с икрой, грибами, осетриной – выбирай на любой вкус. А,
наевшись досыта – гуляй и развлекайся!
А Масленица – это проводы зимы, т.е. встреча весны. Отмечается масленица в конце февраля или начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Народ отмечает Масленицу шутками, играми, плясками, сытными застольями, обязательно с блинами. Давайте посмотрим видео ролик про масленицу (мультфильм).
Празднуется Масленица целую неделю. Каждому дню
масленицы народ дал особое название. Ребята, а какой первый день недели? (Дети
отвечают с помощью учителя).
Учитель:
Понедельник – встреча.
Едет Масленица дорогая!
Наша гостюшка годовая!
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица 7 деньков,
Оставайся на много годков!
Понедельник – первый денёк,
“Встречей” его народ нарёк.
В воскресенье – “прощеный день” устраивали проводы Масленицы.
В этот день наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково. А теперь я предлагаю вам за 5 минут нарисовать чучело масленицы. Пока дети рисуют, для них звучит детская песня про Масленицу.
С утра ребятишки собирали дрова для костра – жечь Масленицу.
В последний день масленицы все друг у друга просили прощения.
Итак:
С Масленицей ласковой поздравляем Вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
(Угощаем всех гостей блинами и горячим чаем)
А сейчас давайте поиграем.
Сегодня к Вам в гости пришла матрёшка по имени Маша и приглашает Вас поиграть с ней немного, чтобы встретить Масленицу широко, весело, шумно, как это принято на Руси.
Есть такая пословица: «Делу время- потехе час»,
Попробуйте из данных слов сложить её.
К сожалению, матрёшка Маша не может сама сложить слова по порядку, чтобы получилась пословица, поэтому просит у вас помощи.
А сейчас Машенька предлагает игру для мальчиков. Наступил год Петуха и эта игра «Петушки» как раз будет кстати.
1 Игра “Петушки”.
Чертится круг (можно встать в обруч), в который входят 2 мальчика (Дима и Витя). Убрав руки за спину и подогнув одну ногу в колене, противники стараются вытолкнуть друг друга, только плечами, своего противника за пределы круга.
А следующая 2 игра называется «Стилисты».
Необходимо будет 2 мальчикам заплести Дарине косички.
Вите справа, а Диме слева кто быстрее.
Маша предлагает следующую 3 игру: «Три ноги»
Итак: Все дети становятся в круг. Если Маша говорит: «Раз, значит надо прыгать на одной ножке, если «Два», значит прыгаем на 2 ногах, а если «Три», значит надо прыгать на 2 ногах и хлопать в ладоши одновременно.
4. Играем в «Повторялки»
Дети делятся на пары. И ребята учатся играть друг с другом.
Задача: Выучить «Повторялку» за учителем и повторить её своему противнику по игре.
Например:
Димка, Димка не гуляй, а на балалайке маме поиграй!
Дарина, Дарина, не кричи, лучше буквы маме покажи!
Витя, Витя не ленись, а читать скорей учись!
5 игра в «Дразнилки»
Дети делятся на пары. Выучить «Дразнилку» за учителем и повторить её своему противнику по игре.
Например:
Коля, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй, со мной в шашки поиграй!
Андрей- воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из- под палочек.
А сейчас давайте вместе с Машенькой отправимся на поезде в село «Ромашково», где поиграем на полянке в «Загадочную игру»
(Включаем песенку ……)
Дети становятся друг за другом и мы отправляемся в маленькое загадочное путешествие.
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к… (тёще на блины)!
Масленица
– объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!
И с
икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –… (блины)
В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … (“Бог простит!”)
(Эти загадки отгадывают родители)
А это загадки для детей:
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный …(снег)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице… (мороз)
Рыхлый снег на солнце
тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла … (весна)
Жёлтый, круглый,
ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг, и прямо в рот! (Блин)
Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем. (Масленица)
И последняя игра (коллективная и дружная)
А называется: «Съедобное и не съедобное».
Итак, если это съедобно, вкусно и особенно на Масленицу,
отвечаем: «Да, да, да», если это есть нельзя, отвечаем: «нет, нет, нет».
Начинаем:
Булочки домашние, блинчики масленые, ручки шариковые, пирожки мясные, жирные салфетки, шоколадные конфетки, яблочки наливные, шишки еловые, пирожные слоёные, пряники медовые, сумочки кожаные, чай горячий, хворост хрустящий.
Учитель: В воскресенье “прощеный день” или “прощеное воскресенье” – устраивали проводы масленицы. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла, а вечером всем миром шли на пригорок за селом. Где сжигали чучело масленицы – символ зимы, которая закончилась. А пеплом посыпали землю к новому богатому урожаю.
А в воскресенье догуляй,
да и Масленицу провожай. А потом уж не взыщи – Хлебай
пустые щи! После масленки – пост – Грызи редьки хвост!
В 19 веке, когда жил известный композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков тоже провожали масленицу. И Николай Андреевич сочинил музыкальное произведение «Снегурочка», сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма, который называется «Проводы масленицы».
Ребята я благодарю Вас за активное участие и внимание на проведённом мероприятии, надеюсь, что оно Вам понравилось.
Всем большое спасибо. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.