Цель мероприятия состоит в том, чтобы показать ребятам, как три самостоятельных жанра искусства - литература, живопись и музыка - сливаются воедино, делая произведения душевными, выразительными и интересными.
Встреча с В.А.Моцартом в рассказе К.Г.Паустовского в сочетании музыки и стихов, а затем знакомство с творчеством земляка-нижегородца, художника В.П.Полотнова, исполнение песен о Родине, заставляет обучающихся сопереживать, слышать и видеть, как музыка, литература и живопись красной нитью проходят через душу каждого человека.
Мелодии души.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Стрельская основная общеобразовательная школа»
Тема: Мелодии души
79 классы
Учитель музыки:
Силаева Марина
Владимировна 26 января 2018 года
«Мелодии души».
Цель: Научить детей понимать музыку, живопись и литературу как единое
целое, называющееся искусством.
Задачи:
Образовательные:
приобрести навыки нахождения взаимосвязи между музыкой, живописью и
литературой;
изучить и обобщить знания, умения, навыки, полученные на уроках по
творчеству В. Моцарта, В.П.Полотнова и К.Г.Паустовского(знать биографию,
анализировать жанровое разнообразие музыки и изобразительного искусства и
литературы, особенности творчества художников).
Развивающие:
научить детей, слушая музыку, создавать зрительный образ, воспринимать её
как звучащую картину;
слушая стихи, ребёнок должен научиться подбирать подходящую к ним по
смыслу музыку и живопись.
рассматривая картину, научить детей умению находить созвучные с ней
музыкальные образы и художественные произведения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству музыкантов, писателей, поэтов и
художников;
воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной
литературой.
Предварительная подготовка к мероприятию учащихся:
1. разучивание стихов и песен;
2. подготовка сообщений о В.А.Моцарте и В.П.Полотнове.
Оборудование мероприятия: проектор, 2 мультимедийных презентации,
ноутбук, колонки.
План мероприятия
1. Вступительная часть.
2. Знакомство с творчеством «самого «музыкального» советского писателя»
К.Г.Паустовского.
3. Личность великого австрийского композитора В.А.Моцарта в рассказе
К.Г.Паустовского «Старый повар».
4. Выставка живописи земляканижегородца, народного художника России
В.П.Полотнова.
5. Заключительная часть. 1. Вступительная часть.
Звучит музыка. (
A .Марчелло. Адажио)
Слайд 1. Мне свет несут чарующие звуки.
Единым взмахом опускаю руки,
Любовь и негу исторгая из души.
Объять весь мир пока ты не спеши,
Другое счастье, и другое горе я выразить смогу,
И если вдруг исчезнет дар великий,
Я в памяти и в сердце чудо сберегу.
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Что такое культура? (культура – это совокупность духовных и материальных
ценностей, выработанных определённой эпохой, определённым народом).
Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Мелодии души».
Цель мероприятия состоит в том, чтобы показать, как три самостоятельных
жанра искусства живопись, литература и музыка дополняют друг друга,
делая произведения более выразительными, красочными, интересными.
Без чего жизнь человека пуста? Что дарует человеку душевную гармонию?
Без любви, дружбы, книг… Душевную гармонию дарует искусство: музыка,
литература, живопись…
Слайд 2. Сегодня я приглашаю вас в удивительную страну гармонии и
созвучия. Звучит музыка (Моцарт. Эльвира Мадиган)
Стихотворение о литературе читает ученица.
Когда мне становится грустно,
Когда невозможно уже…
Читаю.
От лирики русской
Рассвет наступает в душе.
Как будто бы солнышко брызнет,
Надежду неся и привет.
В ней нет отчужденья от жизни
И едкого скепсиса нет. Как будто бы полем в тумане
Идешь, погрузившись до плеч,
Врачует, колдует, шаманит
Широкая русская речь.
Она превращается в чувство,
Нет выше на свете судьи,
Чем это великое чудо
Единой народной судьбы.
И горы крутые покаче, и в осени больше огня.
И нету на свете богаче и нету счастливей меня.
Слайд 3. Ученица читает стихотворение.
Стихия музыки могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы её в крови своей несём.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всём. Евгений Винокуров
2. Знакомство с творчеством «самого «музыкального» советского
писателя» К.Г.Паустовского.
Учитель: Сегодня мы с вами вспомним о замечательном писателе, которого
по праву называют самым музыкальным писателем.
Слайд 4. К.Г.Паустовский. Константин Георгиевич Паустовский в своей
жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они
оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече
с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде,
который в разговоре об искусстве сказал, что истинному Творцу удается
отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но и
видеть, не только воспринимать его краски, свет, нюансы, но и чувствовать.
Глубоко в душу запала эта истина, нашла живой отклик в сердце художника, и
с того момента Паустовский именно так и стал воспринимать все мироздание.
Перу писателя принадлежит немало повестей, рассказов, очерков. Писал он о
природе, о людях, об искусстве. В своих произведениях ему удивительно
удаётся слить воедино музыку и слово. Константин Георгиевич Паустовский –
«музыкальный» писатель. У него есть замечательные рассказы о Э.Григе,
Ф.Шопене, В.Моцарте. Ученик читает стихотворение.
Прислушайтесь:
Она звучит везде!
Слепой прозреет И глухой услышит,
Когда всей грудью музыка задышит
И вынесет бескрылого к звезде;
Когда вдруг всхлипнет и забьёт ключом,
Снег превратит в танцующее пламя,
Разбитыми заплачет хрусталями,
Созвучий острым полоснёт лучом:
По деревянным креслам пробежит
И почки вмиг проклюнутся из кресел,
А горизонт пусть весел, пусть не весел –
Заглянет в очи и заворожит. Марк Шехтер
Учитель: Что же сказал сам К.Г.Паустовский об искусстве?
Слайд 5. «Самый «музыкальный» советский писатель».
«…Писательское мастерство заключается в знании смежных областей
искусства – поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки, которые
необыкновенно обогащают внутренний мир прозаика и придают особую
выразительность его прозе. Она наполняется светом и красками живописи,
ёмкостью и свежестью слов, свойственными поэзии, соразмерностью
архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и
мелодичностью музыки…»
3. Личность великого австрийского композитора В.А.Моцарта в рассказе
К.Г.Паустовского «Старый повар».
Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Старый
повар» в музыкальном сопровождении (Моцарт. «Симфония №40»).
Слайды 611.
В рассказе «Старый повар» мы встречаемся с Вольфгангом Амадеем
Моцартом и его музыкой. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о
Моцарте.
Ответы учащихся: В.А.Моцарт – великий австрийский композитор XVIII
века, который принадлежит к числу венских классиков. Мы всегда узнаём
музыку Моцарта по её какойто особой чистоте, ясности, прозрачности. В
музыке Моцарта преобладает солнечность.
Сообщение о В.А.Моцарте (Приложение 2).
Слайд 12.
Учитель: Его личность, недолгая жизнь и загадочная смерть до сих пор
окутаны тайной. Глубина его музыки, динамизм делают его композитором
скорее ХХ века, нежели XVIII века, от которого он оторвался и ушёл в
будущее. «Счастье! Звучит нестареющий Моцарт», так мог сказать ни один
поклонник его таланта. Связь музыки и литературы в искусстве очевидна.
Паустовский настолько ярко нарисовал картину прозрения слепого повара и
передал читателю образ Моцарта как спасителя, что с полной точностью мы с вами можем сказать, что Паустовский – мастер художественного пера.
Исполнение песни «Маленький принц».
Учитель: Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для когото ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
Надо заметить, что музыка вдохновляет нас на многое: на подвиги, на добрые
дела и поступки. Музыка вдохновляет нас и возбуждает чувства. Без музыки
нет ритма жизни. Люди с песней идут в атаку. Под музыку рождаются великие
шедевры живописи.
4. Выставка живописи «Мелодии души» земляканижегородца, народного
художника России В.П.Полотнова.
И наше мероприятие было бы не полным, если бы мы не вспомнили ещё об
одном прекрасном человеке, нашем земляке Полотнове Валерии
Павловиче 1949 года рождения.
Слайд 13. ( В.П.Полотнов)
Народном художнике России (2011), секретаре ВТОО "Союз художников
России", заместителе председателя живописной комиссии Союза художников
России, Члене Правления Московского Товарищества живописцев (МСХ),
обладателе Диплома Российской Академии Художеств (1996), премии Союза
художников России им. А.К. Саврасова (1998), серебряной медали
Российской Академии Художеств (2000) и золотой медали Российской
Академии Художеств (2008).
Сообщение о В.П.Полотнове (Приложение 3).
Мастерская Валерия Павловича Полотнова находится в доме, помнящем А.
Дейнеку, певцов С. Лемешева, И. Козловского, других выдающихся деятелей
отечественной культуры. … Из окна открывается чудесный вид на центр
Москвы, а из приемника тихо льется классическая музыка. Свою выставку
живописи, проходившую в Вологде в 2008 году, он так и назвал: «Мелодии
души». Валерий Полотнов в кругу выдающихся мастеров современного российского
пейзажа занимает совершенно особое место. Главными мотивами его пейзажей
становятся виды сел, деревень, провинциальных городов России, старинных
улочек Москвы. Проезжая по центральной России, ее старинным городам,
богатым историей и культурой, и сравнивая ее с мотивами произведений
живописца, понимаешь, как тонко и точно он сумел уловить сокровенную ее
суть. Слайды 14
21. Такие
пейзажи, как «Тишина», «В снегах Россия», «Сентябрь в деревне», «Яблони
цветут», «Осенняя благодать» передают в образном выражении раздумья
художника о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Когда
смотришь его пейзажи, то вспоминаешь это удивительное состояние, когда о
сиянии солнца хочется говорить, что в нем заключен божественный свет.
Чудесность этого состояния вселяет особые чувства. Кажется, что они
напрямую связаны с религиозным благоговением. Поэтому пейзажи Валерия
Полотнова пронизаны глубоко религиозными, высоконравственными
чувствами. Отклик своим работам живописец находит в классической
русской поэзии и музыке, в народном хоровом пении. Работается художнику
легко и радостно, потому что его цель давать людям своей живописью свет и
надежду.
Звучит музыка. («Вальс цветов» П.И.Чайковского)
Арзамас, Белозерск, Боголюбово, Великий Устюг, Владимир, Вологда,
Вышний Волочек, Горячий Ключ, Зарайск, Калуга, Касимов, Коломна,
Кострома, Москва, Нижний Новгород, ПереславльЗалесский, Плес, Санкт
Петербург, Серпухов, ПереславльЗалесский, Ярославль – вся Россия
предстает во всей красе перед зрителем на выставке художникаромантика. В
каждой картине зритель узнает свой родной край, и зазвучит Мелодия души,
наполненная светом и нежностью живописи Валерия Полотнова.
Стихотворение читает ученик.
Ты даёшь мне ключ от рая?
Дар твой, Ангел, не приму,
Мне дороже Русь Святая,
Ближе сердцу моему,
И поверь мне, здесь пейзажи,
Уж не хуже райских кущ,
Хоть не видел рая даже,
Слов своих я не стыжусь.
Ангел мой взлетел счастливый:
Прав, однако, ты поэт.
Там, в раю, у нас красиво,
Но таких красот там нет. Виктор Шамонин (Версенев) 5. Заключительная часть.
Исполнение песни «Как красива ты, Россия».
Учитель: Ребята, как же искусство помогает человеку?
Ответы учащихся: успокаивает, вдохновляет, радует, исцеляет, заставляет
задуматься, очищает сердце, показывает все движения нашей души, говорит
на языке ангелов. Пробуждает в нас ясность духа, и всё в мире нам
представляется естественным, истинным и добрым. Подобно волшебным
семенам, искусство пускает в нас свои корни.
Учитель: Как описать то могущество, которое, словно зажигательное стекло,
соединяет всю силу многочисленных лучей в одной точке? Искусство
пробуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру. Оно внушает
терпимость и к нашим злейшим врагам.
Мы говорили сегодня о мелодиях души великих людей: писателя,
композитора, художника. Каждый передал нам эти мелодии словом, музыкой,
живописными творениями. Мы
хотим, чтобы эти мелодии остались звучать и вашей душе, сделали вас добрее,
нежнее, терпимее.
Ребята, какое у вас настроение?
Если вам понравилось наше сегодняшнее мероприятие, давайте друг другу
поаплодируем!!!
Учитель: А закончить мне хотелось бы словами Бориса Пастернака:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте,
философствуйте – живите!!!
Внеклассное мероприятие "Мелодии души"
Внеклассное мероприятие "Мелодии души"
Внеклассное мероприятие "Мелодии души"
Внеклассное мероприятие "Мелодии души"
Внеклассное мероприятие "Мелодии души"
Внеклассное мероприятие "Мелодии души"
Внеклассное мероприятие "Мелодии души"
Внеклассное мероприятие "Мелодии души"
Внеклассное мероприятие "Мелодии души"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.