Внеклассное мероприятие "Нравственные уроки Л.Н.Толстого"

  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • docx
  • 04.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация может быть использована на этапе работы с произведениями Л.Н.Толстого

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала сценарий.docx
Квест­игра «Нравственные уроки Л.Н. Толстого­педагога» Цели:    осуществить  знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого на базе музейно­ образовательного центра им. Л.Н.Толстого (Казань, ул. Япеева, дом 15), познакомить с  особенностями биографии и мировоззрения писателя, его духовными исканиями; учить анализировать прочитанные произведения с целью выявления мотивов и причин  поступков героев, учить обобщать полученные знания по творчеству Л.Толстого;  формировать устойчивый интерес к чтению, развивать  навыки грамотной читательской  деятельности, умение   работать в группе, самостоятельно осуществлять поиск необходимой  информации по   теме;  способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности  на примере творчества  Л.Н. Толстого  для детей. . Оборудование:  мультимедийная установка; выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого для  выставки; рисунки детей к произведениям Л.Н.Толстого, рояль,  древо мудрости, раздаточный  материал (пословицы, яблоки, опорные слова) Место проведения: музей Л.Н. Толстого (МОЦ им.Л.Н.Толстого, г.Казань, ул. Япеева, дом 15)   Ход мероприятия: Мероприятие может быть проведено в рамках внеурочной деятельности или в рамках  мероприятий для организации досуга обучающихся в пришкольном лагере. Школа находится  на территории музейно­образовательного центра, поэтому дети – частые гости в музее. Встреча  участников квеста (контингент обучающихся 1­4 классов) у крыльца МОЦ.  1)­ Мы находимся в историческом месте г. Казани на территории усадьбы XIX века, где некоторое  время проживал великий русский писатель Л.Н. Толстой.  ­ Что такое квест? (ответы детей) ­ Наш квест представляет собой командную игру, в ходе которой участникам необходимо решить  различные загадки и головоломки, пройти залы нашего музея, почерпнуть нравственные уроки в  творчестве Л.Н.Толстого и создать конечный продукт «древо мудрости» ­ Сегодня вам предстоит узнать интересные факты из жизни Л.Н. Толстого, вспомнить его  произведения для детей, извлечь из них нравственные уроки. Выполняя задания, вы соберете по  фрагментам высказывание – мудрое наследие писателя.  ­  Знакомство с залами музея. В качестве экскурсоводов выступают обучающиеся 6­7 классов. Они  дают информацию о детстве Л.Н.Толстого и обстоятельствах его  переезда в Казань. 1­3 залы музея.9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и сестры переехали ко второй тёте в Казань. Хотя   Толстой   пережил   много   потерь   в   раннем   возрасте,   позже   он   идеализировал   свои   детские воспоминания в своём творчестве. Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели.          После смерти родителей опекуном детей стала их родная тетка – казанская помещица Пелагея Ильинична Юшкова. В 1841 году Лев Толстой с братьями и сестрой приехал в Казань и поселился  в доме  Горталова  на улице  Поперечно­Казанской. Горталовы  входили в  светское общество Казани, были людьми одного круга с Юшковыми и Толстыми. Часть домовладения Горталовы занимали сами, часть же предназначалась для сдачи внаем. Пелагея Ильинична сняла для себя, мужа и племянников помещение в доме второй усадьбы Горталовых, стоявшей напротив «тюремного замка» (ныне ул. Япеева, 15). Именно в этом здании находится музей Льва Николаевича Толстого.         Казань для Толстого была городом хорошо знакомым. Его прадед служил здесь воеводой, дед – Илья   Андреевич   Толстой   (1757­1820)   –   был   казанским   губернатором   в   1815­1820   годах,   он   и похоронен был здесь, на кладбище Кизического монастыря. Таким образом, для Льва Николаевича были открыты двери всех аристократических домов Казани.              В   1843   году   он   поступил   на   факультет   восточных   языков   в   Императорский   Казанский университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе — низкие оценки заставили его перейти на более легкий юридический факультет. Дальнейшие трудности в учебе привели к тому, что Толстой, в конце концов, покинул Императорский Казанский университет  в 1847 году без степени. Он вернулся в имение родителей, где собирался заняться фермерством. Однако и это его начинание закончилось неудачей   —  он  слишком  часто  отсутствовал,  уезжая  в  Тулу  и   Москву.  В  чём  он  действительно преуспел, так это в ведении своего собственного дневника — именно эта привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений.  2) 3­й зал музея  Первое задание   ребята выполняют в группах, получая маршрутный лист по залам музея  (приложение 1). Задача – ответить на вопросы, пользуясь информацией на экспозициях. (7 мин) В каждом зале инструкторы­экскурсоводы оказывают помощь участникам. По сигналу  все собираются в 3­м зале для подведения итогов. ­ Что нового узнали о жизни Л.Н. Толстого? Дети рассказывают найденную информацию, получают 1 свиток (часть цитаты Л.Н.Толстого). 3)­  Конференц­зал музея Писательская деятельность Л.Н.Толстого для детей. ­ Сегодня   мы   в гостях у Л.Н. Толстого, познакомимся с его произведениями, написанными для  детей.  ­150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Школа эта была бесплатной, для всех желающих.   В толстовской школеребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. В этой школе ребята чувствовали себя   свободно и весело. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. В   то   время   книг   для   детей   было   мало,   и   вот   известный   всему   миру   писатель   пишет   для   детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой собрал для детей лучшие свои сказки, басни, былины, пословицы, поговорки. Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных жанров.  Писателя Л.Н.Толстого всю жизнь волновали вопросы о том, что нужно человеку для счастья и в чем заключается добро и любовь. Мы вспомним некоторые произведения писателя и попробуем ответить на  эти вопросы. Работа строится по произведениям (Приложение 1): Л. Н. Толстой «Два товарища»   Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на  дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал  наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе  на ухо говорил?» «А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». «Ученый сын»   Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: "Нынче покос, возьми грабли, и пойдём, пособи мне". А сыну не хотелось работать, он и говорит: "Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?" Только он пошёл по двору ­ наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: "И что за дурак тут грабли бросил!" «Отец и сыновья»       Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: ­ Сломайте! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.      Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: ­   Так­то   и   вы:   если   в  согласии   жить   будете,  никто   вас   не  одолеет;   а   если   будете ссориться да все врозь ­ вас всякий легко погубит. «Охотник и собака»Состарилась   охотничья   собака.   И   случилось   охотнику   травить   волка.   Собака   ухватила волка, да зубов уж мало у ней во рту было, она упустила волка.      Хозяин рассердился и замахнулся на нее.  — Не бей меня, — сказала собака, — если теперь я тебе не угодила, попомни прежнюю службу.   «Правда всего дороже»      Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и  спросил: — Кто разбил?  Мальчик затрясся от страха и сказал: — Я.  Отец сказал: — Спасибо, что правду сказал.  ­Беседа   по   произведениям,   определение   жанра,   обсуждение   прочитанного,   словарная   работа, выделение главной мысли – определение нравственных уроков Л.Н.Толстого. (презентация) ­Чему учит нас писатель Л.Толстой? (ответы детей) Получение свитка 2  4) Гостиный зал музея    а)   Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах, Шопен, Моцарт, Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения. Музыка любимых композиторов. Исполняют дети.    б) Инсценировка басни «Волк и белка» Белка и волк (басня) Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел  ее съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда  скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете. Белка сказала: – Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. ­Чему учит эта басня? (Человек должен дарить окружающим добро. Только так он может быть  счастливым). ­Получение свитка 3. 5) Библиотечный зал музея     Работа с пословицами Л.Н.Толстого. Задача – собрать пословицу из отдельных частей. Работа в  парах на компьютере с электронным приложением. Пословицы Л.Н. Толстого 1. Старый друг лучше новых двух. 2. Конец ­ делу венец.  3. Око видит далёко, а мысль ещё дальше. 4. Капля мала, а по капле ­ море. 5. День без книги – как обед без хлеба. Дети зачитывают пословицы, объясняют их смысл, получают следующий свиток 4. 6)Подведение итогов квеста. ­Какие нравственные уроки вы сегодня извлекли из произведений Л.Н. Толстого? Обсуждение.  ­Возьмите шаблон яблока. Что символизирует яблоко? (символ мудрости, ума) ­Запишите на яблоке «правило жизни», которое вам хотелось бы запомнить сегодня и следовать ему в  дальнейшем, и прикрепите на наше древо мудрости. ­Дети зачитывают свои правила, собирают древо. Возможные варианты ответов Жить в согласии с окружающими людьми. За добро платить добром.    В единстве наша сила.  Лад в семье лучше всякого клада.  Помнить добро.   Собака – друг человека. В дружбе важно уметь заботиться о друге.  Нельзя зазнаваться.  Не бояться любой работы.  Быть честным.  Иметь смелость признаться в своих ошибках.  Друг познается в беде и др. ­А теперь давайте посмотрим, что вы собрали из свитков. Получается высказывание Л.Н. Толстого  «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»­Как вы понимаете это высказывание? ­Желаем вам следовать урокам гениального русского писателя Л.Н.Толстого, творить добро и быть  по­настоящему счастливыми.