Квестигра «Нравственные уроки Л.Н. Толстогопедагога»
Цели:
осуществить знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого на базе музейно
образовательного центра им. Л.Н.Толстого (Казань, ул. Япеева, дом 15), познакомить с
особенностями биографии и мировоззрения писателя, его духовными исканиями;
учить анализировать прочитанные произведения с целью выявления мотивов и причин
поступков героев, учить обобщать полученные знания по творчеству Л.Толстого;
формировать устойчивый интерес к чтению, развивать навыки грамотной читательской
деятельности, умение работать в группе, самостоятельно осуществлять поиск необходимой
информации по теме;
способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности на примере творчества
Л.Н. Толстого для детей.
.
Оборудование: мультимедийная установка; выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого для
выставки; рисунки детей к произведениям Л.Н.Толстого, рояль, древо мудрости, раздаточный
материал (пословицы, яблоки, опорные слова)
Место проведения: музей Л.Н. Толстого (МОЦ им.Л.Н.Толстого, г.Казань, ул. Япеева, дом 15)
Ход мероприятия:
Мероприятие может быть проведено в рамках внеурочной деятельности или в рамках
мероприятий для организации досуга обучающихся в пришкольном лагере. Школа находится
на территории музейнообразовательного центра, поэтому дети – частые гости в музее. Встреча
участников квеста (контингент обучающихся 14 классов) у крыльца МОЦ.
1) Мы находимся в историческом месте г. Казани на территории усадьбы XIX века, где некоторое
время проживал великий русский писатель Л.Н. Толстой.
Что такое квест? (ответы детей)
Наш квест представляет собой командную игру, в ходе которой участникам необходимо решить
различные загадки и головоломки, пройти залы нашего музея, почерпнуть нравственные уроки в
творчестве Л.Н.Толстого и создать конечный продукт «древо мудрости»
Сегодня вам предстоит узнать интересные факты из жизни Л.Н. Толстого, вспомнить его
произведения для детей, извлечь из них нравственные уроки. Выполняя задания, вы соберете по
фрагментам высказывание – мудрое наследие писателя.
Знакомство с залами музея. В качестве экскурсоводов выступают обучающиеся 67 классов. Они
дают информацию о детстве Л.Н.Толстого и обстоятельствах его переезда в Казань. 13 залы музея. 9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель
Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году,
когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя
уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена
опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и сестры переехали ко второй тёте в Казань.
Хотя Толстой пережил много потерь в раннем возрасте, позже он идеализировал свои детские
воспоминания в своём творчестве. Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого
было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели.
После смерти родителей опекуном детей стала их родная тетка – казанская помещица Пелагея
Ильинична Юшкова. В 1841 году Лев Толстой с братьями и сестрой приехал в Казань и поселился в
доме Горталова на улице ПоперечноКазанской. Горталовы входили в светское общество Казани,
были людьми одного круга с Юшковыми и Толстыми. Часть домовладения Горталовы занимали сами,
часть же предназначалась для сдачи внаем. Пелагея Ильинична сняла для себя, мужа и племянников
помещение в доме второй усадьбы Горталовых, стоявшей напротив «тюремного замка» (ныне ул.
Япеева, 15). Именно в этом здании находится музей Льва Николаевича Толстого.
Казань для Толстого была городом хорошо знакомым. Его прадед служил здесь воеводой, дед –
Илья Андреевич Толстой (17571820) – был казанским губернатором в 18151820 годах, он и
похоронен был здесь, на кладбище Кизического монастыря. Таким образом, для Льва Николаевича
были открыты двери всех аристократических домов Казани.
В 1843 году он поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский
университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе — низкие оценки заставили его перейти на более
легкий юридический факультет. Дальнейшие трудности в учебе привели к тому, что Толстой, в конце
концов, покинул Императорский Казанский университет в 1847 году без степени. Он вернулся в
имение родителей, где собирался заняться фермерством. Однако и это его начинание закончилось
неудачей — он слишком часто отсутствовал, уезжая в Тулу и Москву. В чём он действительно
преуспел, так это в ведении своего собственного дневника — именно эта привычка длиною во всю его
жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений.
2) 3й зал музея
Первое задание ребята выполняют в группах, получая маршрутный лист по залам музея
(приложение 1). Задача – ответить на вопросы, пользуясь информацией на экспозициях. (7 мин)
В каждом зале инструкторыэкскурсоводы оказывают помощь участникам.
По сигналу все собираются в 3м зале для подведения итогов.
Что нового узнали о жизни Л.Н. Толстого?
Дети рассказывают найденную информацию, получают 1 свиток (часть цитаты Л.Н.Толстого).
3) Конференцзал музея
Писательская деятельность Л.Н.Толстого для детей.
Сегодня мы в гостях у Л.Н. Толстого, познакомимся с его произведениями, написанными для
детей.
150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были
неграмотны. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в своем имении Ясная Поляна школу
для крестьянских детей. Школа эта была бесплатной, для всех желающих. В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по
рисованию и пению. В этой школе ребята чувствовали себя свободно и весело. Каждый спрашивал
учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в
тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.
В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей
«Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой собрал для детей лучшие свои сказки, басни,
былины, пословицы, поговорки. Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений
различных жанров.
Писателя Л.Н.Толстого всю жизнь волновали вопросы о том, что нужно человеку для счастья и в чем
заключается добро и любовь. Мы вспомним некоторые произведения писателя и попробуем ответить
на эти вопросы.
Работа строится по произведениям (Приложение 1):
Л. Н. Толстой
«Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на
дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал
наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе
на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
«Ученый сын»
Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: "Нынче покос, возьми грабли,
и пойдём, пособи мне". А сыну не хотелось работать, он и говорит: "Я учился наукам, а
все мужицкие слова забыл; что такое грабли?" Только он пошёл по двору наступил на
грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб
и говорит: "И что за дурак тут грабли бросил!"
«Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел
принесть веник и говорит:
Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по
одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
Такто и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете
ссориться да все врозь вас всякий легко погубит.
«Охотник и собака» Состарилась охотничья собака. И случилось охотнику травить волка. Собака
ухватила волка, да зубов уж мало у ней во рту было, она упустила волка.
Хозяин рассердился и замахнулся на нее.
— Не бей меня, — сказала собака, — если теперь я тебе не угодила, попомни прежнюю
службу.
«Правда всего дороже»
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и
спросил: — Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал: — Я.
Отец сказал: — Спасибо, что правду сказал.
Беседа по произведениям, определение жанра, обсуждение прочитанного, словарная работа,
выделение главной мысли – определение нравственных уроков Л.Н.Толстого. (презентация)
Чему учит нас писатель Л.Толстой? (ответы детей) Получение свитка 2
4) Гостиный зал музея
а) Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах, Шопен, Моцарт,
Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения.
Музыка любимых композиторов. Исполняют дети.
б) Инсценировка басни «Волк и белка»
Белка и волк (басня)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел
ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда
скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: – Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы
добры и никому зла не делаем.
Чему учит эта басня? (Человек должен дарить окружающим добро. Только так он может быть
счастливым).
Получение свитка 3.
5) Библиотечный зал музея
Работа с пословицами Л.Н.Толстого. Задача – собрать пословицу из отдельных частей. Работа в
парах на компьютере с электронным приложением.
Пословицы Л.Н. Толстого
1. Старый друг лучше новых двух.
2. Конец делу венец.
3. Око видит далёко, а мысль ещё дальше.
4. Капля мала, а по капле море.
5. День без книги – как обед без хлеба.
Дети зачитывают пословицы, объясняют их смысл, получают следующий свиток 4.
6)Подведение итогов квеста.
Какие нравственные уроки вы сегодня извлекли из произведений Л.Н. Толстого?
Обсуждение.
Возьмите шаблон яблока. Что символизирует яблоко? (символ мудрости, ума)
Запишите на яблоке «правило жизни», которое вам хотелось бы запомнить сегодня и следовать ему в
дальнейшем, и прикрепите на наше древо мудрости.
Дети зачитывают свои правила, собирают древо.
Возможные варианты ответов
Жить в согласии с окружающими людьми.
За добро платить добром.
В единстве наша сила.
Лад в семье лучше всякого клада.
Помнить добро.
Собака – друг человека. В дружбе важно уметь заботиться о друге.
Нельзя зазнаваться.
Не бояться любой работы.
Быть честным.
Иметь смелость признаться в своих ошибках.
Друг познается в беде и др.
А теперь давайте посмотрим, что вы собрали из свитков.
Получается высказывание Л.Н. Толстого
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» Как вы понимаете это высказывание?
Желаем вам следовать урокам гениального русского писателя Л.Н.Толстого, творить добро и быть
понастоящему счастливыми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.