Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
8 кл
30.05.2017
Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"
Внеклассное мероприятия "Байкал- жемчужина Сибири" позволяет обобщить и систематизировать имеющиеся знания учащихся, полученные в ходе подготовки к мероприятию, на уроках географии; развивать географическое мышление, устную речь; формировать умение работать в группах, учитывая мнения других, прививать интерес к предмету, воспитывать любознательность. Мероприятие проводится с использованием мультимедийной презентации. Проводится большая подготовительная работа.
Внеклассное мероприятие по географии 8 класс Байкал- жемчужина Сибири.docx
Внеклассное мероприятие по географии (8 класс)  "Байкал ­ жемчужина Сибири" Учитель географии МБОУ школа №1 с. Хороль Хорольского муниципального района Приморского края  Коробченко Людмила Николаевна Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся знания учащихся, полученные в ходе  подготовки к мероприятию, на уроках географии; развивать географическое мышление, устную  речь; формировать умение работать в группах, учитывая мнения других, прививать интерес к  предмету, воспитывать любознательность. Задачи:  Образовательные:  закрепление умения работать с информационными образовательными ресурсами.  Воспитательные:  формирование чувства любви к родной природе;  формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем  Байкала и их причин;   эстетическое воспитание учащихся при знакомстве с пейзажами озера; патриотическое воспитание школьников. Развивающие:   формирование критического мышления;  развитие навыков работы со справочными и публицистическими материалами. Оборудование: Карта России, карта ­ схема Байкала, фото ­ стенд, мультимедийный проектор. Предварительный этап  Организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.;  Осуществление поиска информации в информационной сети Интернет;  Поиск фотографии посвященных к Байкалу  Оформление буклета посвященного экологическим проблемам Байкала.  Составление мультимедийной презентации.   Оформление стенда и карты­схемы Байкала. Ход мероприятия  Байкал – жемчужина Сибири  Он уникален наш Байкал  К нему, единственному в мире,  Стремятся все:  и стар и млад  Байкал легендами овеян,  Народ предания сложил  Здесь первый русский поселенец  С семнадцатого века жил  Ученик(видео)  Море сибирское, чудотворное – Плещутся волны у мраморных скал. Чаша земная, кипучая, полная – Древний, могучий, священный Байкал! Неувядаема сила и молодость Синих, холодных, загадочных волн. Море России – Сибирская гордость Чистая совесть, лекарство от зол. 2  На свете нет его прекрасней!  Стоит хребтами обрамлен,  Родные горные вершины, как стекла,  отражает он. Как величаво, по – царски торжественно, Не уставая, поешь ты свой гимн. В рокоте волн, переливах божественных Песня твоя – многозвучие лир. Воды твои – отражение вечности Тайну вселенной от мира хранят. Катится время по ним в бесконечности, Годы, как брызги мгновений, летят”                              Т. Ангарская. Шелеховская поэтесса.  Байкал…он прекрасен во всем своем многообразии. Загадочен, как сфинкс и, непредсказуем,  как торнадо. Характер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И  неудивительно: его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале двадцать три. Его запасы пресной воды способны обеспечить все человечество. Его флора и фауна не имеют  аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе ученых всего мира.  Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он  свой. С ребенком – сказочный и беспечный, с юной девушкой – романтичный, со взрослыми –  задумчивый, со стариком – мудрый.  Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой  разный со всеми. У него, как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует  настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в  душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о  происхождении моря­озера. Вот одна из них – бурятская:  Ученик (видео) “С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила  чудесная природа этих мест. Здесь было все: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать  очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем  на земле. Да один был у него недостаток – не было воды. Встретили эти люди странника,  рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: “Не нужно счастья 3 от счастья искать” Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили,  измотались, устали, одежду износили, обувь поистерли – нет такого места, где все было бы  так, как они хотели. И тут опять им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нем злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из груди и  бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю и хлынула вода кристально чистая и  приворотная: кто выпьет ее, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда  тянуться.”  А ведь есть в этой легенде правда. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к  нему снова и снова. Первые жители этих мест – курыкане, а затем и, сменившие их, буряты,  считали, что в каждом местечке на Байкале живут духи или Боги. Поэтому вода байкальская,  да и земли вокруг нее не слышали ругательств или грубых слов от людей, живущих здесь.  Местные люди свято верили в то, что подобного поведения Байкал не простит.  Сегодня мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие  по маленькой частичке  нашей планеты Земля – Байкалу. Путешествие наше будет необычное, а именно в виде игры  "Что? Где? Когда?". У вас было опережающее задание: изучить географическое положение  озера, историю его открытия, климатические условия, флору и фауну, выяснить в чём  заключается уникальность этого замечательного объекта, подобрать литературные  произведения, посвящённые озеру Байкал.   Некоторые учащиеся подобрали для вас вопросы.   Правила игры: «Что? Где? Когда?» — интеллектуальная игра, в которой команда из шести  игроков, называемых «знатоками», ищет правильный ответ на любой заданный им вопрос при  помощи мозгового штурма в течение одной минуты. За правильный ответ очко получает  команда «знатоков», а если они дают неправильный ответ, очко начисляется их противникам.  Набираются две команды. Если команда не ответила, ход делает вторая команда.       Отборочный тур (выбор игроков и жюри)  Жюри получают листы, в которые заносят результаты игры  Игроки отбираются в результате решения кроссворда и ребуса 1 Кроссворд  «Что мы знаем о Байкале»                                                                                            4                                                  1. Организмы, обитающие только на одной территории. эндемики 2. Байкальский тюлень ­ нерпа 3. Чего нет у голомянки? чешуя 4. Ценная рыба, достигающая на Байкале до 7 кг., эндемик, местное население говорит: "Нет  Байкала без …" О ком? омуль 5. Промысловая рыба Байкала хариус 6. Единственная дочь Байкала. Ангара  2 Байкальские рыбы: 1 Оса – сестры ; (осетр) 2 3 4 5 6 7 8 9 рана – лиман ; (налим) лира – станок; (линок) хата – рис – куст; (хариус) лоб – куница ; (окуни) сарай – нарзан; (сазан) бык – очки; (бычки) рис – пуск; (рипус) сито – гон; (сиг) 5 10 кант – рак – сила; (караси) 11 тайга – меньше; (таймень) 12 песок – пекарь. (пескарь);       Вопросы:  1 Кого считают первым исследователем Байкала?  Русские землепроходцы появились на берегу Байкала в XVII веке. Первым  исследователем, который оставил для потомков "Чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам", а также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги, следует считать  казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова, который в 1643 году из  Верхоленского острога с группой казаков и промышленных людей достиг западных берегов  Байкала, побывав на острове Ольхон. 2 Что означает слово "Байкал"?  "Байкал" ­ слово тюркоязычное, происходит от Бай­Куль, что значит "богатое озеро".  Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского Байгал ­ "богатый  огонь", или Байгал­Далай ­ "большое озеро". Но эти гипотезы научно недостаточно  обоснованы и широкого признания не получили.  Народы, обитающие в Прибайкалье, вероятно, каждый по­своему именовали озеро: эвенки называли его Ламу, т.е. "море", а буряты Байгал­Нуур ­ "озеро Байкал". Но это, скорее,  переводы на свой язык уже существовавшего названия. В общем, этот вопрос окончательно  еще не решен и ждет своих исследователей. 3 Когда образовалось озеро "Байкал"?  Озеро Байкал расположено на юге Восточной Сибири. Байкал ­ одно из древнейших озер  мира, ему около 25 млн лет, но, в отличие от многих других озер, никаких признаков его  старения нет. Геофизики выдвинули предположение  о том, что Байкал ­ это зарождающийся  океан. Подтверждение этого они видят в расхождении берегов озера (со скоростью до 2 см в  год).  Начало формирования котловины: образование в конце мезозоя, возрождение в начале  кайнозоя (современные очертания ­ недавно ­ несколько млн. лет), прибрежные хребты ­ в  протерозое. Технические процессы продолжаются и сейчас. 4 Бывают ли на Байкале землетрясения?  Да, бывают, и довольно часто ­ в течение года до 2 тысяч, но они, в основном, слабые и  фиксируются только сейсмографами. Примерно один раз в 10 ­12 лет бывают землетрясения в 5 ­6 баллов, а один раз в 20 ­23 года ­ более сильные и разрушительные землетрясения ­ от 7 6 до 9 баллов и выше. К примеру, в 1959 году наблюдалось катастрофическое землетрясение в  средней котловине озера, а мае и июне 1981 года  в котловине озера произошло несколько  землетрясений, одно из них силой 9 баллов в эпицентре. 5 Каковы климатические особенности в районе Байкала?  Климат вокруг резко­континентальный, а на Байкале свой микроклимат: по берегам  температура января ­14, ­17 градусов, t июля +15, +18 градусов. t воды +3,+10 градусов, у  берегов +19 градусов. Причины: размеры озера, объем воды, рельеф. Под влиянием  климатических особенностей рельефа сформировался местный ветровой режим: ветер сарма,  верховик, баргузин, култук и др. 6  Какой ветер считается на Байкале самым свирепым?  Сарма. Ни один рыбак не станет выходить в море при таком ветре. 7 Почему на о.Ольхон выпадает мало осадков, хотя он расположен посередине Байкала?  При переваливании через Приморский и Байкальский хребет воздушные массы  скатываются с гор в котловину, значительно ускоряются и нагреваются. При этом предел  насыщения водяного пара повышается, относительная влажность падает, и осадки на  западном берегу озера и на острове не выпадают.Ледовый режим: в среднем замерзание  Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, т.е. на полное замерзание требуется  около месяца. В первую очередь, в конце октября льдом покрываются заливы. Северная  часть Байкала замерзает на месяц раньше, настолько же позднее вскрывается.  8 Был ли Байкал в ледниковый период постоянно покрыт льдом?  Постоянного ледяного покрова даже в период максимального развития ледников на  Байкале не было. Если бы Байкал в течение длительного времени был покрыт сплошным  ледяным покровом, жизнь в озере стала бы невозможной. А в настоящее время в Байкале  живут организмы, которые возникли задолго до ледникового периода и, почти не  изменившись, дожили до наших дней (например, губки, голомянки, бокоплавы и др.) 9 Чем вызывается изменение цвета воды в Байкале?  Цвет воды в озере зависит от присутствия взвешенных в нем частиц, от глубины, от  состояния неба, характера облачности, высоты стояния солнца и др. В открытом Байкале  вода обычно синего цвета, вблизи берегов ­ голубовато­серая. Зеленый цвет воде придают  зеленые и диатомовые водоросли. 10 По мнению некоторых  ученых ­ геофизиков,  Байкал ­ это зарождающийся океан.  Тогда почему в его водах нет китов, и могли бы они здесь жить? 7  Киты ­ обитатели открытых морей и океанов. Байкал с самого начала формировался как  озеро и с океанами непосредственно никогда не был связан. Поэтому китам в Байкале  неоткуда взяться. Если даже допустить, что киты каким­либо  образом могли оказаться в  Байкале, то им не хватило бы корма. Планктоноядные киты, (голубой кит, например) в  сутки съедают до 4 ­5 тонн планктонных рачков ­ криля. Аналогом криля мог бы быть рачок  макрогектопус, но его биомасса слишком мала, чтобы обеспечить прокорм даже небольшого стада из нескольких особей китов. 11 Благодаря кому  байкальская вода очень чиста, прозрачна и насыщена кислородом.  Это ­ эпишура. Эпишуру с полным основанием можно назвать  "дворником" Байкала.  Длина ее примерно 15 мм. Но под каждым квадратным метром поверхности воды до  глубины 50 м его насчитывают до 3 млн. Ими охотно питаются рыбы, не понимая, что  каждая эпишура в год очищает 15 кубических метров воды, и чем их больше, тем чище вода. Днем и ночью, летом и зимой пропускают через себя многие литры воды, оставляя из нее  себе для пропитания пылеватые частицы и растворенные элементы. Но стоит попасть  какому­либо металлу другому из тех 97 веществ, что сбрасывается в воду человеком,  эпишуры тут же погибают! Она появилась в Байкале примерно 20млн лет назад, и все ее  поколения питались только естественными соединениями. Гибель эпишуры ­ нарушение  чистоты Байкала. 12 Какая рыба, состоящая на 30­40% из жира, обитает только в озере Байкал?  Из рыб в Байкале обитают уникальные виды: голомянка большая и голомянка малая, Они  сохранились потому, что не плавают косяками, как другие, а поодиночке. Голомянка на 1/3  состоит из чистого рыбьего жира. Во время Великой Отечественной войны вылавливали ее  для раненых, чтобы восстановить силы, она не имеет чешуи, плавательного пузыря. Хорошо  амортизирующий жир позволяет без напряжения подниматься и опускаться на глубину 1,5  км. 13 Бывает ли на Байкале “артилелельская канонада”? Если да то что это такое?   Да, ежегодно, зимой, после замерзания всей акватории озера. Ледяной покров при резком  и значительном повышению температуры воздуха охлаждается и сокращается – появляются  усадочные трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом, грохотом, который  напоминает артилелельскую канонаду. 14 Какой организацией и когда Байкал был признан участком Всемирного наследия?   (ЮНЕСКО,1996 г.  15 Когда празднуют День рождения Байкала?  Последнее воскресенье августа  8 16 «Бьется о выступы скал … нашей Сибири – Байкал». Какое слово пропущено в  отрывке стихотворения А. Полежаева?   сердце  17                 Вопросы – Блиц – 30 баллов 1 Сколько мировых запасов пресной воды содержится в озере Байкал?   20 % 2 Что такое покатуха?   Ветер на Байкале 3 Из озера Байкал вытекает лишь одна река. Назовите её.   Ангара 18                 Вопрос – ZERO – баллы удваиваются  Где родился автор стихотворения, ставшего основой песни «Славное море –  священный Байкал»?         Две музыкальные паузы Д. Давыдов родился в городе Ачинске .  Озеро Байкал всегда привлекало людей живописной природой, чистотой и прозрачностью воды,  богатством рыбы, разнообразием животного и растительного мира. Именно поэтому с каждым  годом отдыхающих на Байкале становится все больше. Люди приезжают на машинах, ставят  палатки, строятся гостиницы, туристические базы. Только Иркутскую область посещает около  300 тысяч туристов в год, и практически каждый из них бывает на Байкале. Они уезжают с  прекрасными впечатлениями от дикой, первозданной красоты Байкала. Но природа Байкала от  посещения людей страдает. Нарушение растительного покрова, недозволенная рубка деревьев,  уничтожение цветов, загрязнение берегов и воды озера, а ведь еще есть и промышленные  источники загрязнения вод Байкала.  Чтец:  Быть или не быть…(исповедь Байкала)  Я спросил недавно у Байкала,  Иль свои смирить не в силах воды,  Глядя на его державный лик:  Что же ты вздыхаешь так устало,  Отчего волнуешься, старик?  Может быть, устал ты от народа,  Ветрами лихими обуян?  Может быть, ты слишком стар,  владыка,  И тебе уж властвовать невмочь?  Что спешит к тебе из разных стран?  Или ты кидаешь волны дико, 9 Так свою оплакивая дочь?  А еще вопрос я задал морю,  Заведя о мутных водах речь:  ­Твоему помочь возможно ль горю,  Святость и красу твою сберечь?  Вскинув гребни волн своих сердито,  Отвечал мне древний водоём:  ­Боль, тревога, жгучий гнев  сокрыты  В тягостном волнении моём...  Нет, не на гостей я зло имею –  Гость в моей беде не виноват,  И не ветры надо мною, вея,  Мне систематически вредят.  Время не наносит мне урона,  Возраст мой ­ не повод для обид.  Ангара, пленённая бетоном,  От меня уже не убежит.  Тяжко мне ­ мои мутнеют воды,  Потому как уж не первый год –  Многие тебе служу я годы  Как резервуар для нечистот.  И тобою же священным назван –  Светлою водицей был я свят!  Ныне же «береговая язва»  Льёт в мою утробу смертный яд.  Испоганил люд меня до края,  Вырубил и выжег весь мой лес,  Чистоту глубин моих, спасая  Высотой да пафосом словес.  Жизни нет мне от людского  братства!  У людишек нынче цель одна:  Рыбу омуль ­ всё моё богатство –  Неводами вычерпать до дна.  Гневаться мне нынче есть причина:  Приютил тебя я и вскормил,  Ты ж, разумный, вод моих пучину  В сущую помойку превратил!  Мне людская лишь во вред опека.  Боже, есть ли ты на небеси?  Защити меня от человека!  От его безумия спаси!..  И нахмурив облик свой нетленный,  Зная, что не взять мне это в толк,  Он швырнул в меня волною пенной,  Сонно закачался и умолк.  А вдали гнал тучи ветер бодрый  И, как сотни тысяч лет назад,  Разгорался, предвещая ведро,  Красоты невиданной закат  М. Ефимов  Со временем люди  стали понимать, что щедрая байкальская природа не успевает  восстанавливаться, если ее нещадно эксплуатировать. Поэтому в 20 веке вокруг озера Байкал, были созданы заповедники и национальные парки, на территории которых ограничивалась  хозяйственная деятельность человека, введен запрет на вылов омуля и осетра. В декабре 1996 года произошло великое событие! Байкал был включен в Список объектов всемирного  природного наследия. Это означает, что теперь о его сохранности и чистоте вод заботятся не 10 только граждане России, но и всей Земли. Охраняется законом не только озеро Байкал, но и  территория вокруг Байкала, водоохранная зона шириной до 200 км на запад и северо­восток  от него.  Чтец: Беречь Байкал – святое дело!  О чем грустишь, Байкал  любимый,  О чем вздыхает твой прибой?  Иль кто­то злой, неумолимый  Порой глумится над тобой?  И мне Байкал вздыхал в ответ:  «Я жил на свете тыщи лет…  Никто меня не обижал,  Напротив, всякий уважал…  Мы все твои, Байкал мой, дети,  И жить с тобой нам суждено!  Не обижайте, люди, море!  Байкал ведь тоже хочет жить:  Играть волной, с ветрами споря  И людям преданно служить!  Беречь Байкал – святое дело:  Его судьба – у нас в руках!  Сама Природа нам велела,   Но за последние полвека…  Чтоб жил Байкал родной в веках!  Не узнаю я человека!  Как будто чистая водица  Ему вовек не пригодится…»  Байкал один на всей планете,  Другого – просто не дано…  И верю я: Байкалом будет  России слава прирастать!  И нам потомки не забудут  За это должное воздать.  М. Митюков 11  В. Распутин писал: « Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных  потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его  богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда  не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота  непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь в нем и вокруг него – неиспорченной. Это, прежде  всего, необходимо нам. … Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими  красотами, царственный и не открытый, не покоренный – как хорошо, что он у нас есть!»  Наше мероприятие я хочу закончить словами А. Яблокова: « БАЙКАЛ ­ это всероссийская  гордость и всероссийская экологическая боль и тревога. Ни души пращуров, ни грядущие  поколения не простят нас, если мы не сохраним чистоту Байкала, если позволим победить  близорукой жадности , а не расчетливой мудрости».         Подведение итогов. Вручение буклетов.

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие по географии 8 класс "Байкал- жемчужина Сибири"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017