Внеклассное мероприятие по географии "Православные монастыри"
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
география +2
5 кл—9 кл
04.02.2018
Мероприятие по географии и православию "Православные монастыри в жизни Русского Севера" познакомит обучающихся с историей появления и становления православных островных монастырей на Русском Севере. Обучающиеся рассмотрят географические особенности расположения монастырей. Мероприятие направлено на формирование патриотизма, чувства долга, любви к своей Родине.
Мероприятие -Православные монастыри-.docx
Подготовили и адаптировали материал
учитель географии Тонких С. Ю.
педагог дополнительного образования Акишин М.М.
январь-февраль 2018 г.
Географическое мероприятие с элементами православия
«Православные монастыри в жизни Русского Севера»
Цели и задачи: расширение кругозора обучающихся; повышение интереса
обучающихся к географии, истории, православной религии и другим
естественным наукам; повышение страноведческой грамотности,
развитие географической и исторической компетентности; рассмотреть
значение монастырей в становлении русской православной культуре и
жизни русского человека.
Форма работы с коллективом обучающихся: рассказ, диалог, беседа,
применение интерактивных технологий.
Оборудование: интерактивное оборудование, презентации, видеоролики,
православный раздаточный материал.
План мероприятия:
1. Введение. Православные монастыри Русского Севера.
2. Соловецкий монастырь.
3. СпасоКаменный монастырь.
4. СпасоПреображенский Валаамский монастырь.
5. Заключение. Роль православных монастырей в жизни народов Русского
Севера.
Ход мероприятия:
1. Святая Русь издавна славилась своими монастырями, но ни в одной из
ее земель не было такого числа обителей, как на Русском Севере. К исходу
XVII века здесь насчитывалось свыше ста семидесяти монастырей и пустынь,
то есть примерно каждый седьмой монастырь русской православной церкви
был северным. И это, конечно, не случайно. Причины этого явления кроются в
исторических особенностях развития нашего края, отличающих его от других
регионов России. О том, как и почему возникали монастыри на Русском
Севере, какой была их роль в жизни края и всей страны, и пойдет речь.
Православные монастыри были духовнонравственными и культурно
просветительскими центрами Русского Севера, они обладали огромными
административными, военнополитическими и хозяйственными полномочиями
в северном крае.
Монастыри, как сказочные богатыри, вставали на южных границах
вологодских земель, северном и западном порубежье, соседствовали с
полярными морями, а на востоке вплотную подходили к Уральским горам.
1 Православные монастыри, которые организовывались учениками Сергия
Радонежского, сыграли большую роль в заселении и освоении Русского
Севера, в развитии его культуры. К сожалению, при советской власти они
были разорены, и сейчас идет сложный процесс их восстановления.
2. Один из самых известных монастырей, внесенный в список Всемирного
культурного наследия, — Соловецкий — был основан на Соловецком
архипелаге Белого моря в XV в. Очень скоро монастырь прославился своим
образцовым хозяйством. Озера соединили каналами, были сооружены
мельницы, построены дороги. Почти все необходимое монахи производили в
своем хозяйстве. Монастырь был окружен мощными гранитными стенами.
Соловецкий монастырь достиг своего расцвета через полтора столетия
после основания – в середине XVI века, при игумене Филиппе (Колычеве;
впоследствии митрополите Московском). Обитель имела богатейшее
хозяйство по всему Беломорскому Поморью и разумно, экологически
взвешенное хозяйство на самих Соловецких островах. Исключительно важное
военностратегическое значение монастыря обеспечивало ему постоянное
государственное внимание.
После 1917 г. монастырь был закрыт, и на его месте организовали первый
советский лагерь для «врагов народа» — Соловецкий лагерь особого
назначения (СЛОН). Его первыми заключенными стали белогвардейские
офицеры. Позже сюда направляли людей по одному только подозрению в
антигосударственной деятельности. За время существования лагеря здесь
погибли тысячи заключенных. Лагерь был закрыт в 1938 г., и только в
1990 г. монастырь был передан Русской православной церкви.
«Соловецкие острова осознаются почти всеми информантами как земля
необыкновенная», – пишет автор полевых исследований на Карельском,
Летнем и Зимнем берегах Белого моря на тему «Соловки в памяти поморов»
(конец 1990х гг.) С.Е. Никитина. Это – «божественные острова», которые «в
хорошую погоду из моря сами подымаются, и их отовсюду видно». Они –
«центр богомолия и благолепия, предмет гордости, созданный трудом всего
поморского населения», трудниками и обетниками, «мужицкая обитель». Это
особое место, где никогда не заходит солнце.
3. СпасоКаменный монастырь долгое время пользовался любовью и
особым покровительством великих князей и царей. Первоначально он был под
особым покровительством князей Белозерских, а затем, начиная с княжения
Димитрия Ивановича Донского – Московских. Имел лидирующее значение
среди вологодскобелозерских монастырей. В обители надолго утвердится
особая строгость иноческой жизни.
2 После катастрофического пожара 1774 года монастырь фактически
перестал существовать. Но по указу императора Павла он стал возрождаться и
вплоть до 1917 года сохранял весьма стабильную жизнедеятельность.
СпасоКаменный монастырь относится к числу обетных. И это не
только достаточно редкое явление для островных обителей, но и
свидетельствует о силе религиозного чувства, проявившегося в момент его
основания. Он – древнейший православный духовный миссионерский центр,
вводивший наш край в мир христианской цивилизации. Он стал первым,
основанным в глубинке, рядом с важнейшей водной трассой, по которой шло
славянское заселение Севера, а вместе с ним – христианство и
государственность. Еще не было знаменитых островных собратьев – Соловков
и Валаама, не было Московского кремля и ТроицеСергиевой обители, а здесь
уже затеплилась лампада новой веры и вставал на ноги мощный очаг
миссионерства и просвещения.
Как и многие островные монастыри, СпасоКаменный стал уникальным
культурным центром, который творили всем миром. В 1478 году на острове
начинается сооружение каменного СпасоПреображенского собора. Это был
первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от
начала миру ничтоже бывало каменного от храмов». Строили всем миром:
каменщики для его строительства были выписаны из Ростова, кирпич привезен
из Твери, а белый камень, который здесь был использован лишь в отдельных
элементах декора, доставлен был из Старицы.
На острове сложилось уникальное книжное собрание. По переписи 1670
года, здесь хранилось 364 книги, из них только 66 книг были печатные. Среди
древних письменных памятников шесть книг были «на харатье», то есть на
пергаменте. И даже это богатство являлось лишь частью сохранившейся после
пожара библиотеки. Здесь трудились переписчики древних книг, составители
новых. Творчество инока СпасоКаменного монастыря Паисия Ярославова –
известного книжника, старца, автора «Сказания о Каменном монастыре» –
известно каждому знатоку русской культуры.
В СпасКамне – первом на Вологодчине – была введена архимандрития,
что означало установление на длительное время его старейшинства среди
монастырей. Архимандриты и старцы обители участвовали в важнейших
общероссийских мероприятиях – в Соборе 1503 года, где вместе с
преподобным Нилом Сорским защитили чистоту Православия от ересей, в
Соборе об избрании на царство Бориса Годунова (1598), в процессе избрания
царем Михаила Федоровича Романова (1613).
4. Одним из самых известных монастырей Российской империи был
СпасоПреображенский Валаамский, на острове Валаам в Ладожском озере.
Христианские отшельники поселялись там еще в X—XI вв., после Крещения
Руси. Упорным трудом монахов и послушников остров был преображен: были
3 проведены дороги, разбиты сады; огородничество и рыболовство приносили
большой доход; молочное хозяйство монастыря было очень эффективным.
Монастырь посещали российские императоры; сюда совершали
паломничество многие русские писатели.
Валаам пережил несколько периодов бедствий. В конце XVI века и в
1611 году шведы до основания сжигали монастырь. В 1715 году Валаам был
возрожден с помощью братии КириллоБелозерского монастыря. В XIX веке
он переживал период яркого расцвета, славился неповторимой красотой
своего вида, многоотраслевым хозяйством, строгим уставом и массовым
паломничеством.
Приписные скиты Валаама также становились местом коллективных
воспоминаний о событиях в истории монастыря, его святых и святынях.
В СССР в 19201930 гг. абсолютно все монастыри были закрыты, а
монахи репрессированы. Церкви использовались как склады, магазины;
каменные строения разбирали на кирпичи, деревянные — на дрова.
Стремительно и беспощадно было разрушено то, что создавалось веками.
Только в 1989 г. Валаамский монастырь был возвращен церкви, началось его
восстановление. Валаам снова стал местом паломничества.
5. Значение монастырей, монастырской культуры для Руси чрезвычайно
велико. Как отмечал еще А.С. Пушкин, мы обязаны монахам нашей историей.
Именно в монастырях во многом совершалось дело государственного
строительства, формирование духовного единства и историкокультурной
целостности населяющих Россию народов, закладывались основы
богословсконаучной мысли.
Особое внимание уделяли монастыри воспитанию юношей и подростков.
В северных губерниях у крестьян, мещан и купцов издавна существовал
обычай посылать своих сыновей на год в Соловецкую обитель "потрудиться
угодникам Зосиме и Савватию". Молодые трудники обучались в училище
чтению, письму (в младщем классе), Закону Божьему, отечественной истории,
географии и арифметике (в старшем классе), а также живониси, столярному и
сапожному делу. Такие училища и школы создавались и в других северных
монастырях. Наличие книжных собраний во всех монастырях, существование
частных библиотек, открытие школ и училищ позволяют судить о6 уровне
грамотности населения Русского Севера.
Во многих монастырях имелись свои ювелиры, резчик по дереву,
искусные швеи и вышивальщицы, в том числе и мастерицы шитья золотом,
серебром, жемчугом. Они украшали им изготавливавшуюся в монастырских
мастерских церковную одежду и утварь.
Подытоживая сказанное, подчеркнем, что значение северных монастырей
трудно переоценить. В течение нескольких веков они были важными
4 духовными, политическими, административными, военными центрами края,
внесли неоценимый вклад во все сферы материальной и духовной культуры
Русского Севера.
Значение этих островных монастырей, казалось бы затерянных в водах и
лесах нашего Севера, чрезвычайно велико – как для Русской Церкви, так и
для Российского государства. И уж от нас зависит, будут ли эти монастыри
затеряны только в водах и лесах или и в нашей памяти.
5 Литературные источники и ресурсы,
используемые при подготовке мероприятия:
1. «География России: учебник 9 кл.», «Полярная звезда», изд
«Просвещение», 2003 г.
2. Камкин А.В. Островные монастыри в культурном ландшафте
Русского Севера. // Русская культура на рубеже веков: Русское
поселение как социокультурный феномен. Сборник статей. Вологда,
2002.
3. Теребихин Н.М. Лукоморье: Очерки религиозной географии и
маринистики Северной России. Архангельск, Издательство
Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова,
1999.
4. http://www.lekshmozero.narod.ru/library/monastyri.html, по материалам
сайта Православного прихода села Лёкшмозеро Каргопольского
района Архангельской области.
5. http://pravoslavie.ru/64292.html, П.Давыдов «СПАСОКАМЕННЫЙ
МОНАСТЫРЬ В ОЖЕРЕЛЬЕ ОСТРОВНЫХ ОБИТЕЛЕЙ
РУССКОГО СЕВЕРА»
6. http://kenozerjelive.ru/bulatovmons.html, из книги В.Булатова "Русский
Север", книга первая "Заволочье. IXXVI вв.". Архангельск, издво
ПГУ. 1997 г.
6
Внеклассное мероприятие по географии "Православные монастыри"
Внеклассное мероприятие по географии "Православные монастыри"
Внеклассное мероприятие по географии "Православные монастыри"
Внеклассное мероприятие по географии "Православные монастыри"
Внеклассное мероприятие по географии "Православные монастыри"
Внеклассное мероприятие по географии "Православные монастыри"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.