Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Оценка 4.6
Конкурсы
docx
химия
9 кл
06.02.2019
Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"
Внеклассное мероприятие "Химический турнир" проводится для учащихся 9, возможно 10 и 11, классов. Проводятся туры на знание химических элементов, классов соединений. Командами на время решаются задачи. Принимают в конкурсе участие и болельщики. В экспериментальном туре осуществляются химические опыты с записью соотвествующих уравнений реакций. В завершении турнира капитаны команд узнают великих химиков по описанию их открытий.
Химический турнир.docx
Муниципальное образование Щербиновский район Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6        село Екатериновка Краснодарского края Внеклассное мероприятие по химии «Химический турнир» для учащихся 9 класса                                                     Разработка учителя химии и биологии                                               МБОУ СОШ № 6 с. Екатериновка                                                              Белозеровой Татьяны Анатольевны                                               2018 г. Химический турнир для 9  класса (сценарий проведения внеклассного мероприятия по химии) Цели данного мероприятия:  Повысить интерес учащихся к химии  Расширить знания учащихся, развить их кругозор  Показать   возможности   практического   использования   химических знаний и навыков  Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, при  решении химических задач Задачи: Образовательные: расширить  и углубить  знания по химии  в игровой форме. Развивающие: развивать память, логическое мышление, коммуникативные  навыки, умение анализировать, действовать в незнакомой ситуации.  Воспитательные: повышать  мотивацию к дальнейшему изучению химии,     развивать командный дух, формировать  потребность  в самообразовании и  самовоспитании, выявлять  одаренных в естественнонаучной сфере учащихся.  Формируемые результаты Предметные:    сформированность   представлений   о   месте   химии   в   современной   научной картине   мира;   понимание   роли   химии   в   формировании   кругозора   и функциональной грамотности человека для решения практических задач;   владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и   закономерностями;   уверенное   пользование   химической   терминологией   и символикой; отработка методики решения химических задач; метапредметные:    использование   различных   видов   познавательной   деятельности   и   основных интеллектуальных   операций   (постановка   задачи,   формулирование   гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно­ следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, профессиональной сфере;   с   которыми   возникает   необходимость   сталкиваться   в личностные: чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами. Место проведения: кабинет химии, подготовленный к турниру. Форма проведения:  внеклассное игровое мероприятие по химии в рамках тематической летней площадки «Зелёные школы Кубани». Оборудование и реактивы:   штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, растворы соли, кислоты и щелочи, песочные часы или секундомер, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Подготовительный этап: 1.  Турнир   проводится   в   виде   соревнований   двух   команд   по   5  человек, остальные учащиеся класса делятся на две команды болельщиков.  2. Домашнее задание для команд:  ­ представление команды: название, девиз, эмблемы, выбор капитана, ­ подготовка   рекламы     любого   химического   вещества   (форма:   стихи, проза, презентация, инсценировка и др.), 3. Жюри формируется из учителей школы.   4. Перед началом турнира капитаны команд подходят к столу и выбирают по одной из трех пробирок с прозрачным раствором и с помощью индикатора определяют   среду   выбранного   раствора.   Если   индикаторная   бумага   стала красной, то команда будет называться «Кислоты», если синей – «Основания». Если нужно определить, какая команда начнет конкурс первой, жеребьевка проводится аналогичным способом, только пробирку выбирает болельщик. Ход мероприятия: I тур  «Домашнее задание» Представление команд и жюри.  Конкурс домашних заготовок: «Реклама химического вещества». II тур  «Разминка» Команды   должны   дать   как   можно   больше   правильных   ответов.   Право ответа у команды, первой поднявшей руку. За правильный  ответ дается 1 балл. 1. Название   какого   химического   элемента   состоит   из   названий   двух животных? (Мышьяк). 2. Из   названия   какого   химического   элемента   выбросив   первые   две   буквы, можно получить название реки? (Радон ­ Дон).  3. Получите   из   названия   пролива   между   Европой   и   Азией   химический элемент пятой группы. (Босфор – фосфор). 4. Выбросьте из названия полуводного млекопитающего семейства грызунов одну букву и получите название химического элемента третьей группы. (Бобр ­ бор). 5. Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных,   получите   название   химического   элемента   первой   группы. (Медведь – медь). 6. Получите название химического элемента., убрав две буквы из названии корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом. (Титаник – титан). 7. В названии какого галогена нужно изменить порядок букв, чтобы получить название геометрической фигуры? (Бром – ромб). 8. В состав названия какого металла входит название дерева? (Никель). 9. Какой газ утверждает, что он – это совсем не он? (Неон). 10.Какой элемент всегда рад? (Радон). 11.Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина). 12.От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного и человека? (Серебро). 13.Я – газ мельчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду. (Водород). 14.По названью – инвалид, но крепок в деле и на вид. (Хром.) 15.Я – энергии источник. И сказать могу вам точно: если буквы переставить и в углу меня поставить, Буду стойко там стоять, Молча мусор собирать. (Уран ­ урна.) 16.Какой   химический   элемент   третьей   группы   периодической   системы химических элементов Д.И. Менделеева носит название соснового леса? (Бор). 17.Название какого химического  элемента напоминает о веселом зрелище? (цирконий) 18.Иду на мелкую монету, в колоколах люблю звенеть, мне ставят памятник за это и называют меня — ... (медь). 19.Прославлен всеми письменами, Металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил в мечтах о нем. Но как кумир он свержен нами, И блеск его не всех манит, Ведь хорошо мы знаем с вами, Не все то ценно, что блестит! 20.В составе багровых рубинов, В сапфировой сини огней, В серой обыденной глине, В виде наждачных камней. (3 балла) Для легкости в сплавы дается, Мощь самолета создал. Тягуч и пластичен, отлично куется Серебряный этот металл. (2 балла) Он яркой звездой загорится, Белый и легкий металл В тринадцатой клетке таблицы Почетное место занял. (1 балл) (Алюминий.) III тур  «Третий ­ лишний» На   листе   пишем   несколько   строчек   химических   формул   веществ.   В каждой строчке по три формулы. Например: Ва(ОH)2 НNO3 Na2SO4 Са(ОН)2 Р2O5 H2S NaCl HCl H2SO4 Al(OH)3 SO2 H2O K2SO4 Н2О BaCl2 Al(NO3)3 MgO CaO Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего   не   к   тому   классу,   к   которому   относятся   два   других. Команда   работает   по   принципу   эстафеты.   За   каждый   правильный   ответ команда получает 1 балл. IV тур  «Расчетный»  Командам выдаются калькуляторы, капитаны выбирают перевёрнутые  билеты с задачками. Если команда не может решить выбранную задачу, то  может заменить билет, но при этом теряет половину очков. Время на решение  задач ограничено 10 минутами. За это время можно решить несколько задач и  набрать соответствующее количество очков. Варианты задач: 1. Мельчайшая   капелька   воды   имеет   1  .  10­5  г.   Сколько   молекул   воды содержится в одной капельке воды?  2. В состав человеческого организма входит в среднем по массе 65%  кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и 0,15% хлора.  Расположите вышеназванные химические элементы в порядке  возрастания числа их атомов, содержащихся в организме человека. 3. Содержание угарного газа в смеси оксидов углерода составляет 33,3 объемных %. Сколько электронов находится в 16,8 л (н.у.) этой смеси? 4. Вычислите какую часть лимона необходимо съедать, для того чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять,  что   масса  лимона   100  г,  содержание   витамина   С  в  лимоне составляет 0,5 %. Суточная потребность взрослого человека в витамине С ­ 100мг. 5. Какой объем (н.у.) углекислого газа заполнит помещение кухни, если Петя в отсутствие родителей решил прокалить на газе 700 г толченого мела, в котором 2% примесей? (Так он решил проверить правдивость утверждения   своего   учителя   химии   о   необходимости   постоянного проветривания   помещения,   где   проводится   такой   опыт.)   Что произойдет, если Петя не откроет форточку? 6. Какой объем (н.у.) углекислого газа попадет в вытяжной шкаф, если при прокаливании 20 г малахита Никита наденет противопыльную маску? Примесей в малахите содержится 5%. 7. Завхоз   школы   обратился   за   помощью   в   химический   кружок   школы. Выдав   кружковцам   500   г   25%­го   раствора   технического   аммиака (нашатырный   спирт),   он   поставил   перед   ними   задачу:   обеспечить каждый   из   30   кабинетов   школы   флакончиком   для   аптечки,   где содержалось   бы   20   г   раствора   аммиака   с   его   массовой   долей 10%.Справятся ли с поставленной задачей кружковцы? 8. Со   шкафа   техничка   уронила   сосуд,  где   содержалось   700  г   раствора гидроксида натрия с массовой долей NaОН 10%. Cколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого же раствора? V тур  «Подарки для друзей» Конкурс для болельщиков, в результате правильного ответа команда получает по одному очку. Возможные варианты вопросов:               Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (философский). Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк) Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (много соли). Что называют «черным золотом»? (нефть). Какой галоген добывают из морских водорослей? (йод). Какой   металл,   по   древней   мифологии,   обречен   на   «вечные   муки»? 1. 2. 3. 4. 5. 6. ( тантал ­ «танталовы муки»). 7. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (лакмусовую, кислотой). 8. Какой благородный металл состоит из  болотных водорослей? (платина) 9. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (золото) 10. Какие химические элементы состоят из  различных рек?  (индий, полоний, нильсборий). 11. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы?  (бром, хром). 12. Какой химический элемент имеет прямое  отношение к табуну лошадей? (цирконий). 13. Какой химический элемент пригоден для   непрерывного нагревания или кипячения воды? (титан). 14.   Название   какого   химического   элемента   начинается   портовым сооружением для защиты судов от морских волн? (молибден). 15. От  какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (серебро). 16. Название какого металла несет в себе волшебника? (магний). 17. Какие химические элементы состоят из троек? (натрий, иттрий). VI тур  «Кто быстрее?» Приглашаются   по   одному   участнику   из   команды.   Пользуясь Периодической   системой   химических   элементов   Д.И.   Менделеева,   один называет элемент, а другой – как можно быстрее должен назвать порядковый номер названного элемента. Затем игроки меняются местами. Побеждает тот участник, который за минуту нашел больше порядковых номеров элементов, названных соперником. Победа – 2 балла. VII тур  «Экспериментальный»        Капитаны команд выбирают номер лотка и получают задания для  экспериментального решения. К каждому заданию предложен лоток с  соответствующими для этого эксперимента реактивами и оборудованием.  Учащиеся практически осуществляют химические реакции, записывают  уравнения этих реакций. Лоток   №   1.  В   четырех   пробирках   вам   выданы   кристаллические   вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое  вещество   находится  в  каждой   пробирке.  Выданы   растворы:  соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария. Лоток № 2.  В четырех пробирках находятся   растворы: хлорида аммония, карбоната   натрия,   силиката   натрия,   сульфата   натрия.   Определите,   какое вещество находится в каждой пробирке. Выданы растворы: соляной кислоты, хлорида бария, гидроксида натрия. VIII тур  «Гениальные химики» Капитаны команд выбирают номера портретов учёных. Ведущий:   В   каждой   науке   есть   свои   герои­учёные,   чей   гений   сделал   возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!  1. Выдающийся   русский   учёный,   педагог   и   общественный   деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению   проблем   химии.   В   35   лет   совершил   он   своё   величайшее открытие,   которое   позволило   навести   строгий   порядок   в   мире химических   элементов   и   впервые   осуществить   научный   прогноз   в химии. (Д.И. Менделеев) 2. Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (А. Авогадро) 3. Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ. (А.М. Бутлеров) 4. Английский   химик,   который   в   1766   г   первым   описал   физические   и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш) 5. Этот ученый выяснил роль кислорода в процессах горения, окисления, дыхания.   Во   время   Великой   французской   революции   по   суду революционного трибунала был гильотирован.   О каком ученом идет еа речь? (Анту н Лор н Лавуазь ) аа аа 6. А.С.   Пушкин   писал   о   нём:   “Историк,   ритор,   химик,   минеролог, художник   и   стихотворец;   он   всё   испытал   и   всё   постиг”. (М.В. Ломоносов) 7. Учёный,   сформулировавший   принцип   химического   равновесия. (Ла Шетелье) 8. Замечательная   женщина   и   общественный   деятель,   дважды   лауреат Нобелевской премии, основатель института радия. В 1898 г совместно с коллегами открыла полоний и радий. (М. Склодовская­Кюри). Подведение итогов Побеждает   команда,   набравшая   за   игру   большее   количество   баллов. Болельщики выбирают лучшего игрока. ЛИТЕРАТУРА 1. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. ­ Волгоград: Учитель, 2003 2. Мастер­класс   учителя   химии.   Методическое   пособие.   ­     М.: Планета, 2010 3. Мойе   С.У.   Занимательная   химия:   замечательные   опыты   с простыми веществами. ­ М.: АСТ: Астрель, 2007 4. Сгибнева   Е.П.,   Скачков   А.В.   Современные   уроки   химии   8­9 классы. ­ Ростов н/Д: изд­во «Феникс», 2002 5. Сомин   Л.Е.   Увлекательная   химия.   Пособие   для   учителей.   М.: Просвещение, 1978  X,  VIII, 6. Химия.  XI:   Нестандартные   уроки/Авт.­сост.   Л.М. Брейгер.­ Волгоград: Учитель, 2004 7. Химия.   Предметная   неделя   в   школе:   планы   и   конспекты мероприятий/авт.­сост. Л.Г.Волынова и др. ­ Волгоград: Учитель, 2005 8. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры в процессе изучения темы: «Периодический закон и периодическая система химических   элементов   Д.И.   Менделеева»:   Учебное   пособие.   ­ Изд­во Саратовского педагогического института, 2000.

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие по химии для 9 класса "Химический турнир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.