Форма проведения мероприятия -дискуссия, которой предшествует предварительная подготовка на уроке при изучении темы "Социализация личности", самостоятельная подготовка по поиску информации (аргументы и факты). Отправной точкой дискуссии является задание №3 стр.76 учебника Л.Н.Боголюбова «Обществознание», 10класс, М., «Просвещение», 2009г. Участники дискуссии самостоятельно разбиваются на группы единомышленников, отстаивают свою точку зрения.файл doc 48 КБ
Сценарий внеклассного мероприятия по
обществознанию в 1011классах
Дискуссия на тему: «Социализация как часть
формирования личности»
Подготовила: учитель истории и
обществознания МБОУ «СОШ №3» станицы
Советской Литвинова В.М.Форма проведения: дискуссия
1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о
понятии “личность”, о факторах ее формирования.
2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов,
систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и
явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения,
применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.
3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости
самопознания и самообразования.
4. Побуждать подростков думать, аргументировано отстаивать свои взгляды, сравнивать
различные подходы к одному и тому же вопросу.
Оборудование: ПК, проектор.
Предворительная подготовка:
1. Учащиеся на уроке обществознания знакомятся с темой «Человек в системе
социальных связей».( параграф 7, Обществознание., 10класс., Л.Н.Боголюбов)
2. Определяются со своей личной позицией по заданию №3 стр.76 учебника
Л.Н.Боголюбова «Обществознание», 10класс, М., «Просвещение», 2009г.
3. Разбиваются на творческие группы по совпадению точек зрения на проблему.
4. Готовят аргументы и факты в подтверждение выбранной т.з
Оформление кабинета: плакаты с изречениями выдающихся мыслителей по теме.
(приложение №2), правила ведения дискуссии.( приложение №1)
Ход дискуссии:
1.Приветственное слово учителя всем присутствующим участникам и гостям .Учитель
обращает внимание на важность проблемы для :
учениковподростков( процесс социализации проходит у человека непрерывно,но
именно в 1517 лет заканчивается период несовершеннолетия и наступает время не
только моральной, но и юридической ответственности за поступки. И к этому времени
личность должна быть готова)
учителей(Ключевые направления и тенденции трансформации системы
общего среднего образования в РФ в рамках ФГОС:
построение гуманистической, личностноориентированной
системы, учитывающей многообразие человеческой индивидуальности
образовательной
Ключевые компетенции, формируемые в образовательном процессе (Совет
Европы):
политические и социальные компетенции
компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе;компетенции в области коммуникаций;
компетенции, связанные с информацией;
компетенции, связанные со способностью к самообразованию)
2. Слово участникам дискуссии( каждая группа по очереди представляет свою
позицию, аргументы и факты –подтверждения, в конце выступления предлагают
проблемный вопрос)
3.После выступления всех 4х групп участникам предлагается выссказать свои
сомнения в отношении оппонентов( аргументированно доказывать).
4. Дисскусия может занять от 30 до 60 мин . Ведущему стоит контролировать время
выступления участников и тактично подвести к единому мнению( если это возможно).
Приложение №1
Правила проведения дискуссии
1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение. 3. Говори
просто и ясно, логично и последовательно
4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай
того, в чем сам не уверен.
5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
6. Не повторяйся и не повторяй слов других.
7. Помни, что лучшие доказательства точные факты.
8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не
только сильный оппонент, но и воспитанный человек.
Приложение №2
1. «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» Эрнест Леизве
2. «Человек арисократ среди животных». Генрих Гейне.
3. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть”. Гельвеций
4. “Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию
“Личность”, но еще вовсе не сам шедевр”. В Гаврилов.
5.“Человек – раб, потому что свобода трудна, быть рабом легче”. Н.А. Бердяев
6.“Личности присуща неукротимая страсть, которая полыхает в ней, как божественный
огонь. Она восстает и идет наперекор всякий раз, как почует угрозу порабощения, вступая
в борьбу не столько за собственную жизнь, сколько за свое достоинство”. Эммануель
Мунье
7. «В диспутах спокойное состояние духа,соединенное с благожелательностью, является
признаком наличия известной силы, вследствии которой рассудок уверен в своей победе»
Им. Кант.Документы:
1.О Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273.
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html
2.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011 2015 годы" Утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 октября 2010 г. № 795
http://www.government.ru/gov/results/12530/
3.Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 12
декабря 2012 года. http://xnd1abbgf6aiiy.xnp1ai/news/17118
4.Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 5
ноября 2008 года.
http://archive.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381type8263
4_208749.shtml
5.Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025
года). http://www.ug.ru/old/00.43/t27.htm
Список использованной литературы
1.Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений:
базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.
Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
2.Дидактические материалы по курсу “Человек и общество” 1011 кл.: Пособие для
учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н.
Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001
3.Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации: пособие для
учителя / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.
Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006
4.Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н.
Боголюбова: в 2 ч. – Ч.1/авт.сост С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008
5Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Школа
Пресс, 1999
6.ЕГЭ 2008. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов /
Составители Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, О.А. Котова, Т.Е.
Лискова. – М.: Эксмо, 2008
1.
Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 1011: / Под ред.
Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. М.: Просвещение, 2005