Волшебный многогранник
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Цели:
· повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
· развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
· воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
· формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, жетоны
Правила игры:
1. Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
2. Среди секторов игрового многогранника есть:
* - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);
p - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);
SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;
¢ - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).
3. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
4. Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
~ 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
~ 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»
~ 5 синих секторов – «Морфология»
~ 5 желтых секторов – «Орфография»
~ 5 красных секторов – «Лексика»
~ 5 белых секторов – «Фразеология»
~ 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»
~ 1 черный сектор
Вопросы.
«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)
5. SOS Подберите 10 слов с редкой приставкой ВОЗ-
(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать)
8. Приставка такая же, как в слове полет,
Корень такой же, как в слове дарить,
Суффикс такой же, как в слове дружок,
Окончание такое же, как в слове лес.
(Ответ: подарок)
24. Блиц. Как называются жители:
· Архангельска,
· Брянска,
· Пенза.
(Ответ: архангельцы, архангелогородцы; брянцы, пензенцы)
27. Какая приставка омонимична личному местоимению?
(Ответ: ВЫ)
35. Почему корень слова называют корнем?
(Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении новых морфем.)
«Голубой сектор» (Фонетика и графика)
2. Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.
Мимо сада не спеша,
Шли четыре малыша.
- Поигаем, что ли в пятки?
- Луссе в мясик на плоссядке!
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!..
«В пятки?»
«В вунки?»
Что такое?!
Ничего не разобрать!
(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ] и [ л ])
15. С глухим согласным траву она срезает
Со звонким – листья объедает.
(Ответ: Коса – коза.)
18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?
(Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)
26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Ответ: азбука)
36. Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл?
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
И. Соколов-Микитов
(Ответ: На путях я вижу со´рок
Резво скачущих соро´к.
Этот вид мне очень до´рог
Средь неведомых доро´г.)
«Синий сектор» (Морфология)
9. Корень тот же, что и в слове сказка.
Суффикс тот же, что и в слове извозчик.
Приставка та же, что и в слове расход.
(Ответ: рассказчик)
13. Корень из слова приветствие,
Приставка из слова отличник,
Суффиксы взяты из слов мужество,
Откровенный, смелость.
(Ответ: ответственность)
16. Мой корень – родственник сраженья,
Приставка - в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землей.
(Ответ: забойщик)
28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.
(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)
32. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
(Ответ: я – мы)
«Желтый сектор» (Орфография)
7. Замените следующие словосочетания одним словом:
· больничный лист,
· вид городского транспорта,
· популярная игра на льду.
(Ответ: бюллетень, троллейбус, хоккей)
11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными.
(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)
20. Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфету.
(Ответ: и´рис – ири´с)
29. Делать с И спокойно нужно,
Если слушаешь урок,
Будешь с Е еще не скоро:
Не пришел еще твой срок.
(Ответ: сИдеть – сЕдеть)
31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей.
(Ответ: Иван-да-Марья, иван-чай, Ванька-мокрый)
«Красный сектор» (Лексика)
1. Блиц. Найдите омонимы:
· Во все колокола звонят!
(Ответ: можно произнести: в овсе.)
· Он же ребёнок!
(Ответ: Он жеребёнок!)
· Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?
(Ответ: хлеб с ухой.)
6. Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.
(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»
22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях:
· У девочки были коричневые глаза.
· Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.
(Ответ: У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)
33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова:
метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.
«Белый сектор» (Фразеология)
3. Есть ли ноги у газеты, книги?
(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)
6. В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?
(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)
10. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?
(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)
12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»
(Ответ: В чужие сани не садись.)
25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
· О том, кто часто меняет свои решения.
(Отве: У него семь пятниц на неделе.)
· О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.
(Ответ: Фома неверующий.)
· О болтливом человеке.
(Ответ: У него язык без костей.)
Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)
14. Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение.
(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)
17. Найдите ошибки в схемах:
[O и О]. [ ] и [ ].
[O a O]. [O, O].
(Ответ: [O и О]. [ ] ,и [ ].
[O, a O]. [O, O].
21. SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
(Ответ издателя: «!»)
30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.
(Ответ. Делу время, а потехе час.)
34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.
(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жить строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!)
Список использованной литературы и Интернет-источников
1. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с. (Серия «Учимся играя») – ISBN 5-85956-032-Х
2. Грамоте учиться всегда пригодится: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы / сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 332 с. – ISBN 978-5-7057-1416-2
3. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова,
З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил. – ISBN 5-09-002253-4
4. http://kosmakova.my-irk.ru/methodical-piggy/17-gaming-technology/58-interesting-jobs-for-russian-language-lessons.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.