Внеклассное мероприятие по теме: "Чудо земли - хлеб!" (5-6 класс)
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
5 кл
16.02.2017
Внеклассное мероприятие направлено на формирование прочных знаний о мире и ценностях в нём;
оно способствует воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, хлебу.
В ходе проведения устного журнала звучат стихи и песни о хлебе и людях труда, выступает танцевальная группа, привлечены и родители, они готовят каравай хлеба, помогают рисовать декорации, готовят чайный столВнеклассное мероприятие: «Чудо земли - хлеб»
Класс: 5-6
Учитель: Бычкова Н.М.
Цель: иметь прочные знания о мире и ценностях в нём;
- содействовать воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, хлебу.
Оборудование: видеозаписи; - презентация; - декорации: плакаты, рисунки, пословицы, хлеб разной формы.
Ход классного часа.
Зв.музыка. Хор исполняет песню «Хлеб всему голова», 1 куплет.
Девушка (в русском сарафане):
- гости дорогие, хлеб-соль вам.
Милости просим.
Устраивайтесь поудобнеей и принимайте участие в нашем разговоре «Чудо земли хлеб».
Юноша -1.
К хлебу всё имеет отношенье-
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, к правде, к счастью твоему.
Девушка -2:
Идёшь ли ты с работы жарким летом,
Морозной ли и вьюжною зимой,
Заходишь обязательно за хлебом
И бережно несёшь его домой.
Вдохни его. Он пахнет утром ранним.
В нём рук тепло, забота строгих глаз.
Он в дом пришёл сквозь годы испытаний,
Не зачерствев, как кое-кто из нас.
Священен хлеб, в себя вместивший хлебороба жизнь,
Ты сердцем чистым до него дотронься
И чистыми руками прикоснись! (В.Бондарчук)
Ведущий: У Пушкина, на мой взгляд, есть замечательное стихотворение. Послушайте его:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
- Не правда ли, как красиво сказано об осени?
Действительно, есть какое -то очарование в осени. Но я хочу говорить не о красоте, очарованье осеннего дня, а о богатстве золотой осени.
- А чем богата осень? Назовите Дары осени.
- Как исстари называли Землю? – Земля-кормилица, мать-земля.
Чтец:
И знаете, древнегреческий бог морей Посейдон имел все основания считать себя обиженным. Всё-таки, что ни говори, а 2/3 территории планеты входит в состав его владений. А люди назвали планету, на которой они живут, Земля (по имени богини земли - Зея). Именно люди стали считать источником жизни, дающим неиссякаемую силу человеку.
Чтец:
Да, мать-земля – кормилица наша. И на земле произрастает всё: цветы, деревья, кустарники, травы и самый необходимый продукт.
- Какое название ему? – Хлеб, хлеб, хлеб!
Я приглашаю вас к разговору и историков, и биологов, и агрономов, и хлеборобов, и просто людей, каждодневно употребляющих этот продукт.
Страница 1. История появления хлеба.
Ведущий:
Все говорят: Хлеб, хлеб, хлеб!
А как пришёл ты к людям, Хлеб?
История 1.
Это было давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды в поисках пищи, уже не надеясь на успех, один из группы людей остановился у дерева, т.к. увидел необыкновенную траву. Он сорвал её, а семена положил в рот. Вдруг на его понуром лице заиграла улыбка, морщинки его разгладились, и он радостно закричал: «О-о-о!» ушедшие вперёд путники быстро вернулись, попробовали зёрна и начали радостно танцевать.
Ведущий:
- Чудо, каким вкусным показались эти семена людям. А кто же посеял эти семена?
История 2.
Да, это произошло так давно, что люди никогда уже не узнают имя Первого Сеятеля. А этот человек был бы достоин памятника. Именно ему мы обязаны хлебом, без которого нет
ни завтрака, ни обеда, ни ужина. Хлеб был и остаётся главной нашей пищей. Неведомый сеятель научился у птиц собирать зерно … он приметил, этот Первый Сеятель, полянку у трёх больших деревьев, где бросил в землю семена.
И осенью был удивлён и обрадован, когда увидел на том месте налитые зерном колосья. Через год снова собрал урожай, но уже больше прежнего… Тот, кто сжал первый урожай, был теперь прочно привязан к своим посевам. Он перестал быть кочевником. Ведь надо было охранять посеянное поле.
Чтец:
- Прошло немало веков, пока земледельцы приручили диких животных, заставили их помогать на полевых работах.
Пшеницу, рожь, рис и кукурузу можно назвать самым драгоценными дарами земли.
Чтец:
Землепашец, хлебороб .. – древнейшая и очень современная профессия, самая необходимая людям! И как встарь сын сменял отца у штурвала комбайна, трактора. От того, какими будут первые шаги молодого человека на нелёгком хлеборобном пути, очень часто зависит вся его судьба.
В сочинениях ребята пишут
1.Мой дедушка, самый дорогой для меня, начал растить хлеб, когда был совсем безусым пареньком. Он садился за штурвал трактора, и из-за руля торчала лишь макушка. Бывалые хлеборобы говорили ему: «Иди, мяч погоняй!» Но дедуля отвечал: «как уберём хлеб, так погоняю!» И с таким серьёзным лицом, что все улыбались в усы.
2. А мой папа очень мечтал стать шофёром. Мечта его сбылась. Он водитель большегрузного камаза. Каждую уборочную страду он в поле на перевозке зерна. И как начнёт рассказывать, как колосится пшеница, как сыплется зерно из бункера в машину, или о том, какие огромные бурта зерна лежат на токах, что так и хочется самому всё это увидеть и хоть раз дотронуться рукой до этого золота, где в каждом зёрнышке скрылось по яркому лучику солнышка. Поэтому, когда я ем хлеб, он пахнет летом и солнышком.
Ведущий:
- Спасибо, ребята, вам за ваши письма.
Песня «Хлеб всему голова» (со слов: Ты запомни, сынок, …)
Страница 2. Целина
Ведущий:
К земле моей, готовой к возрожденью,
Пришло второе с целиной рожденье,
Чтобы колосья зёрнышком налить,
Душистым хлебом мир весь накормить
Она звала, звала, звала
И обновления ждала.
Танец «Земля просыпается»
Чтец:
Мне снится нива по ночам,
Волнуясь желтизной под небом,
Она, предавшимся мечтам,
Себя всё видит тёплым хлебом.
Вот только рук людских мне мало.
Работы – непочатый край!
О, где же те, которым право
Я дам испечь свой каравай?
Ведущий: Со всех концов Советского союза мчались на поездах, на машинах русские, башкиры, армяне, украинцы, латыши. На вагонах по-фронтовому кричали глазастые буквы «Даёшь целину!» И тут же писалось задорное, предупреждающее «Не пищать!» Звучала сразу полюбившаяся песня.
Звучит песня «Едем мы, друзья, в дальние края ..»
Театрализация:
Входит группа первоцелинников, кладут рюкзаки, рассаживаются.
Группу встречает аксакал, и все здороваются на разных языках.
Аксакал:
Мы говорим на разных языках,
Но цель у нас одна:
На этих землях получить
Добротного зерна.
Пускай испытывают нас
Морозы и ветра
Сплотит нас песня,
Соберёт у яркого костра.
Песня: «Вьётся дорога длинная..» (группа в костюмах первоцелинников)
Чтец: (задумчиво)
Интересно, что здесь будет
Через много, много лет?
Время правильно рассудит,
Что приехали, аль нет?
А не то, воздаст сполна
Эта наша целина!
Русский (поёт грустно) «Степь, да степь кругом!» (1 куплет)
Чтец:
А ну-ка, грусть, пиши-прощай!
Украйну ридну вспоминай!
Песня «Распрягайте, хлопцы, кони» (1 куплет)
Чтец: коль веселиться от души
Вам дарят танец ингуши!
Танец «Лезгинка»
Ведущий: Это была не просто встреча людей, их собирал сюда зов партии. Начало было положено февральско-мартовским Пленумом ЦК КПСС от 1954 года.
Чтец:
Мы жили в палатках,
Мы песней задорной
Будили замёрзшие сны …
Лежат золотые пшеничные зёрна
Лежат на ладони страны.
Чтец:
За трактор впервые, ты помнишь, ровесник,
Мы сели в предутренней мгле.
И стало не меньше, чем звёзд в поднебесье
Огней на целинной земле.
Ведущий: За годы освоения целины в Казахстане было распахано 25 млн. га земли. В его степях выросли такие совхозы, как Ленинградский, Севастопольский, Московский, Тихоокеанский, Киевский и многие другие. Целину поднимали всей страной!
Чтец: Целина – это степь, превращённая в хлебное поле,
Степь, распахнутая, как ладонь, материнской руки.
Целина – это сила сознанья и твёрдая воля.
Чтец:
Скажу, землемер, я от сердца всего:
- Ты должен работой своею гордиться.
Ведь в центнере каждом целинной пшеницы –
Есть доля труда твоего
Ведущий: Эти люди стали Героями Социалистического труда:
Амангельды Искаков и Михаил Довжик,
Жансултан Демеев и Василий Химик,
Лернид Картоузов и Иван Иванов,
Кмшат Доненбаева и Мария Дьяченко,
Владимир Дитюк и Антонина Плахина. (слайды)
Чтец:
Иду по золотому дню,
Кругом поют степные травы,
Хвала поднявшим целину,
Творящим хлебную державу!
Говорят первоцелинники:
1.Степные просторы,
Зелёные горы,
Крутые изгибы стремительных гор,
Орлиные стаи и дали без края –
Казахстан золотой,
Ты вошёл в моё сердце навек.
2.Багряные зори,
Пшеничное море,
Страды урожайной
Могучий разбег,
Друзья трудовые,
Сердца огневые,
Казахстан золотой,
Ты вошёл в моё сердце навек!
Песня: «Было такое, ребята!»
Ведущий: Испытание хлебом на своём пути встретило не одно поколение. Об этом наша следующая страница.
Страница 3. «Хлеб ВОВ»
Казалось, что конец Земли,
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё, он рядом где-то –
На Ленинград! на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под тёмным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду,
Так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Ведущий: Хлеб! Он был на вес золота, на вес человеческой жизни в блокадном Ленинграде. Небольшой кусочек хлеба пополам с опилками, отрубями. Тот кусочек, что лежит сейчас под стеклом музейной витрины. Сколько людей погибло, доставляя хлеб Дорогой жизни! (см. слайды)
Чтец: Рассказ о музее хлеба.
В государственном музее истории Ленинграда есть особый зал, блокадный. Чёрная стена, синие пол и потолок, мягкий, скрывающий даже шорохи ковёр (см. слайд)
Дневник воспоминаний Тани Савичевой (см. слайды)
Говорят дети ленинградцев.
- Моя мать пережила ленинградскую блокаду, это было такое голодное время, какого нельзя себе даже представить.
Моя мать с той поры никогда не выбрасывает хлеб, даже чёрствый. Хлеб можно высушить, но нельзя выбрасывать – этому каждая мать в Ленинграде с малолетства учит детей, которые, к счастью, не видели блокады. Когда хлеб есть, мы его не замечаем. Хлеб мы всегда недооцениваем, когда, понятно, он есть. Так же мы дышим воздухом, почти никогда не замечая его. Но попробуйте воздух у нас отобрать - тогда поневоле моментально заметим.
Вывод: Итак, хлеб – это воздух. Попробуйте воздух отнять - вам станет плохо. А не будет хлеба, не будет и жизни.
Чтец:
Хлеб!
Это будни и праздник.
Хлеб!
Это - сказка и явь
Это пшеничное море,
неодолимое вплавь.
Небо колышут комбайны,
как на волне корабли…
Хлеб – это жизни основа,
Это основа Земли.
Помню, шагали мы с поля.
Знойное время – страда!
Тот, кто не вырастил колос,
знает ли цену труда?
Спины жара нам солила…
Только уверовал я:
Хлеб – это песня и сила,
Хлеб – это совесть моя. (Андрей Дементьев, 1982г.)
Страница 4 «Хлеб и современность»
Ведущий: Хлебная эпопея продолжается и сегодня.
Песня «Хлеб всему голова». Исполняет хор. 3 куплет
Чтец: Газета «Комсомольская правда» писала о драме, разыгравшейся в селе Демидовка, Херсонской области. Загорелась пшеница. Огнь перешёл в наступление. Председатель оказался в огне. Тракторист, рискуя жизнью, въехал на тракторе, когда пламя чуть ослабло. Но было поздно. Волна огня прошла прямо над человеком. Он был ещё в сознании, но спасти Леонида Анатольевича Основнивкова уже не было никакой возможности. Так, спасая хлеб, на боевом посту погиб человек. Это были 70-е годы прошлого века. Такой же случай произошёл и в одной из рязанских деревень. Там погиб 18-летний Анатолий Мерзлов.
Ведущий: А память вновь обращает свой взор в годы войны сурового 1942 г. Как-то летом, недалеко от деревни Марково., в Подмосковье, на краю пшеничного поля остановилась группа туристов. На другом конце они увидели братскую могилу и пошли к ней. Прямо по ней, по пшенице. Ребята, это же хлеб! – укоризненно заметил проходивший мимо местный житель Ю.В.Смирнов. Туристы отделались смехом и шутками. И тогда прозвучала фраза, заставившая стать серьёзными лица. «Знаете ли вы, что здесь в войну погиб человек ради спасения человек?»
И зазвучал рассказ, воскрешая страшные дни войны.
Чтец: В деревне осталось 4 дома, остальные сожгли фашисты при отступлении. Питались впроголодь. Вся надежда была на будущий урожай. И хотя фронт отошёл, мы часто наблюдали воздушные бои. И вот однажды прямо над деревней разгорелась жаркая схватка. Два «Мессера» яростно наседали на наш «Як». Вскоре один из «Мессеров» густо задымил и начал падать, а потом раздался взрыв, а воздушный бой продолжался. Из мотора «Яка» вырвался дым. Под самолётом было ровное поле, вот это самое, и лётчик мог спокойно сесть на него. Но в последнюю минуту он заметил, что тут растёт пшеница, и мы видели, как он выровнял самолёт, стараясь перетянуть через него горящую машину. За полем самолёт сел, но места оказалось недостаточно, и от резкого торможения самолет перевернулся.
Я одним из первых подбежал к самолёту. Лётчик был ещё жив. Он попросил нас приподнять хвост самолёта, чтобы вылезти из кабины. Но мы не смогли этого сделать; слишком малы были. Лётчик понял, что наши усилия бесполезны. Вот-вот должен был взорваться бак...
«Бегите, ребята, скорее, прячьтесь!» - закричал он. И как сейчас помню его последние слова: «Пшеницу берегите!» Через минуту раздался взрыв.
Да, вот как случилось. Лето стояло жаркое. Если бы горящий самолёт опустился на поле, вся пшеница сгорела бы на корню. А шёл 42-ой год! И человек пожертвовал жизнью для спасения хлеба.
Ведущий: - Поэт-фронтовик К. Ваншенкин, узнав об этом случае, написал стихотворение, которое назвал «Послесловие»:
И горящий, вырвавшись из боя,
Он на вираже своём крутом
Вдруг заметил поле под собою,
Спелую пшеницу под крылом.
Трудный хлеб сорок второго года
Видел под машиною пилот, -
Весь характер нашего народа,
Что смотрел с надеждою вперёд.
Свет прошёл по дальним перелескам,
Грохотом хлестнуло по виску,
Видно, был он парнем деревенским,
Знавшим цену каждому куску.
Ведущий: - Что же это за чудо, драгоценность, за которую люди отдавали и отдают жизнь?
В своём сочинении ученица 5 класса пишет: Это не чудо1 Это кормилец, воин, строитель .. Имя ему – Хлеб!
- А какие сорта пшеницы выращивают у нас в Костанайской области?
- Какие виды хлеба выпекают у нас в городе?
Чтец:
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова»
«Хлеб не только белый, серый,
сдобный, докторский, ржаной
Он еще, сказать примеру,
Трудовой и даровой.
Легкий – тяжкий,
Горький – сладкий,
Хлеб различен меж собой.
У него свои повадки.
У него характер свой…
Ведущий:
Много былей я знаю, весёлых и грустных.
И вот одна из них подходит к концу.
Завершается оно традиционным праздником во славу осени.
По русской народной традиции осенью русские люди отмечают праздник урожая, когда выращен и собран он (выносят каравай хлеба).
Чтец:
Вы знаете, как пахнет хлеб,
Когда растёт и колосом звенит?
Вы знаете, как пахнет хлеб,
Когда его пекут, когда он на столе лежит?
В нём — рук тепло, в нём — радость жизни,
В нём — счастье мира и труда моей Отчизны.
Песня (хор): «Хлеб всему голова», 4 куплет.
Использованная литература.
http://supertosty.ru/stihi/stih_30.html
Самоанализ воспитательного мероприятия.
Кл руководитель: Бычкова Н.М.
1.Наименование воспитательного мероприятия: Устный журнал «Хлеб всему голова»
2.Дата проведения - октябрь
3.Место проведения – каб.№ 204
4.Класс, количество учащихся особенности данного контингента – 21, трое учащихся из группы «Инклюзив.
5.Классный руководитель: Бычкова Н.М.
6.Определение мероприятия в системе воспитательной работы – по плану__
7.Определение формы и жанра – устный журнал
8. Конкретные педагогические цели и воспитательные задачи:
- познакомить учащихся с историей появления хлеба, его значимостью, - иметь прочные знания о мире и ценностях в нём;
- развивать познавательный интерес;
- содействовать воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, любви к хлебу, труженику-хлебопашцу, родной земле.
9. 1 этап.
Планирование: был определён план работы над данным классным часом, проведена большая поисковая работа в подборе материала
10. 2 этап. Организация подготовки мероприятия: были распределены роли, обозначены ответственные.
11. 3 этап. Проведение мероприятия (позиции учащихся, учителя):
Учащиеся были активными участниками проведения классного часа, учитель направлял, помогал учащимся.
12. 4 этап. Оценка результатов мероприятия: - хорошо
13. Рефлексия: Острова «Остров знаний и радости».
14. Степень достижения поставленных целей, задач, эффективность данной формы: поставленные цели достигнуты
15. Положительные, наиболее удачные моменты проведения мероприятия – данное мероприятие, подготовка к нему, сблизило учащихся и учителей.
16. Неудачи, трудности в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия
не все учащиеся имеют хороший голос, поэтому был привлечён школьный хор, не все учащиеся могли прийти в назначенный час на репетицию.
17. Наметить перспективы своей деятельности:
данная форма проведения, тема классного часа интересны. Учащиеся с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении данного мероприятия. Продолжить работу в данном направлении.
Внеклассное мероприятие. Хлеб..docx
Внеклассное мероприятие: «Чудо земли хлеб»
Класс: 56
Учитель: Бычкова Н.М.
Цель: иметь прочные знания о мире и ценностях в нём;
содействовать воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, хлебу.
Оборудование: видеозаписи; презентация; декорации: плакаты, рисунки, пословицы, хлеб разной формы.
Ход классного часа.
Зв.музыка. Хор исполняет песню «Хлеб всему голова», 1 куплет.
Девушка (в русском сарафане):
гости дорогие, хлебсоль вам.
Милости просим.
Устраивайтесь поудобнеей и принимайте участие в нашем разговоре «Чудо земли хлеб».
Юноша 1.
К хлебу всё имеет отношенье
Русский хлеб причастен ко всему:
Девушка 2:
Идёшь ли ты с работы жарким летом,
Морозной ли и вьюжною зимой,
Заходишь обязательно за хлебом
И бережно несёшь его домой.
Вдохни его. Он пахнет утром ранним.
В нём рук тепло, забота строгих глаз.
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, к правде, к счастью твоему.
Он в дом пришёл сквозь годы испытаний,
Не зачерствев, как коекто из нас.
Священен хлеб, в себя вместивший хлебороба
жизнь,
Ты сердцем чистым до него дотронься
И чистыми руками прикоснись! (В.Бондарчук)
Ведущий: У Пушкина, на мой взгляд, есть замечательное стихотворение. Послушайте его:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Не правда ли, как красиво сказано об осени?
Действительно, есть какое то очарование в осени. Но я хочу говорить не о красоте, очарованье осеннего
дня, а о богатстве золотой осени.
А чем богата осень? Назовите Дары осени.
Как исстари называли Землю? – Землякормилица, матьземля.
Чтец:
И знаете, древнегреческий бог морей Посейдон имел все основания считать себя обиженным. Всётаки, что
ни говори, а 2/3 территории планеты входит в состав его владений. А люди назвали планету, на которой они
живут, Земля (по имени богини земли Зея). Именно люди стали считать источником жизни, дающим
неиссякаемую силу человеку.
Чтец:
Да, матьземля – кормилица наша. И на земле произрастает всё: цветы, деревья, кустарники, травы и самый
необходимый продукт.
Какое название ему? – Хлеб, хлеб, хлеб!
Я приглашаю вас к разговору и историков, и биологов, и агрономов, и хлеборобов, и просто людей,
каждодневно употребляющих этот продукт.
Страница 1. История появления хлеба.
Ведущий:
Все говорят: Хлеб, хлеб, хлеб!
А как пришёл ты к людям, Хлеб? История 1.
Это было давнымдавно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек
наших бабушек. Людям жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения,
делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных
трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот
однажды в поисках пищи, уже не надеясь на успех, один из группы людей остановился у дерева, т.к. увидел
необыкновенную траву. Он сорвал её, а семена положил в рот. Вдруг на его понуром лице заиграла улыбка,
морщинки его разгладились, и он радостно закричал: «Ооо!» ушедшие вперёд путники быстро вернулись,
попробовали зёрна и начали радостно танцевать.
Ведущий:
Чудо, каким вкусным показались эти семена людям. А кто же посеял эти семена?
История 2.
Да, это произошло так давно, что люди никогда уже не узнают имя Первого Сеятеля. А этот человек был бы
достоин памятника. Именно ему мы обязаны хлебом, без которого нет
ни завтрака, ни обеда, ни ужина. Хлеб был и остаётся главной нашей пищей. Неведомый сеятель научился у
птиц собирать зерно … он приметил, этот Первый Сеятель, полянку у трёх больших деревьев, где бросил в
землю семена.
И осенью был удивлён и обрадован, когда увидел на том месте налитые зерном колосья. Через год снова
собрал урожай, но уже больше прежнего… Тот, кто сжал первый урожай, был теперь прочно привязан к
своим посевам. Он перестал быть кочевником. Ведь надо было охранять посеянное поле.
Чтец:
Прошло немало веков, пока земледельцы приручили диких животных, заставили их помогать на полевых
работах.
Пшеницу, рожь, рис и кукурузу можно назвать самым драгоценными дарами земли.
Чтец:
Землепашец, хлебороб .. – древнейшая и очень современная профессия, самая необходимая людям! И как
встарь сын сменял отца у штурвала комбайна, трактора. От того, какими будут первые шаги молодого
человека на нелёгком хлеборобном пути, очень часто зависит вся его судьба.
В сочинениях ребята пишут
1.Мой дедушка, самый дорогой для меня, начал растить хлеб, когда был совсем безусым пареньком. Он
садился за штурвал трактора, и изза руля торчала лишь макушка. Бывалые хлеборобы говорили ему: «Иди,
мяч погоняй!» Но дедуля отвечал: «как уберём хлеб, так погоняю!» И с таким серьёзным лицом, что все
улыбались в усы.
2. А мой папа очень мечтал стать шофёром. Мечта его сбылась. Он водитель большегрузного камаза. Каждую
уборочную страду он в поле на перевозке зерна. И как начнёт рассказывать, как колосится пшеница, как
сыплется зерно из бункера в машину, или о том, какие огромные бурта зерна лежат на токах, что так и
хочется самому всё это увидеть и хоть раз дотронуться рукой до этого золота, где в каждом зёрнышке
скрылось по яркому лучику солнышка. Поэтому, когда я ем хлеб, он пахнет летом и солнышком.
Ведущий:
Спасибо, ребята, вам за ваши письма.
Песня «Хлеб всему голова» (со слов: Ты запомни, сынок, …)
Страница 2. Целина
Ведущий:
К земле моей, готовой к возрожденью,
Пришло второе с целиной рожденье,
Чтобы колосья зёрнышком налить,
Танец «Земля просыпается»
Чтец:
Мне снится нива по ночам,
Волнуясь желтизной под небом,
Душистым хлебом мир весь накормить
Она звала, звала, звала
И обновления ждала.
Она, предавшимся мечтам,
Себя всё видит тёплым хлебом. Вот только рук людских мне мало.
Работы – непочатый край!
О, где же те, которым право
Я дам испечь свой каравай?
Ведущий: Со всех концов Советского союза мчались на поездах, на машинах русские, башкиры, армяне,
украинцы, латыши. На вагонах пофронтовому кричали глазастые буквы «Даёшь целину!» И тут же писалось
задорное, предупреждающее «Не пищать!» Звучала сразу полюбившаяся песня.
Звучит песня «Едем мы, друзья, в дальние края ..»
Театрализация:
Входит группа первоцелинников, кладут рюкзаки, рассаживаются.
Группу встречает аксакал, и все здороваются на разных языках.
Аксакал:
Мы говорим на разных языках,
Но цель у нас одна:
На этих землях получить
Добротного зерна.
Пускай испытывают нас
Морозы и ветра
Сплотит нас песня,
Соберёт у яркого костра.
Песня: «Вьётся дорога длинная..» (группа в костюмах первоцелинников)
Чтец: (задумчиво)
Интересно, что здесь будет
Через много, много лет?
Время правильно рассудит,
Что приехали, аль нет?
А не то, воздаст сполна
Эта наша целина!
Русский (поёт грустно) «Степь, да степь кругом!» (1 куплет)
Чтец:
А нука, грусть, пишипрощай!
Украйну ридну вспоминай!
Песня «Распрягайте, хлопцы, кони» (1 куплет)
Чтец: коль веселиться от души
Вам дарят танец ингуши!
Танец «Лезгинка»
Ведущий: Это была не просто встреча людей, их собирал сюда зов партии. Начало было положено
февральскомартовским Пленумом ЦК КПСС от 1954 года.
Чтец:
Мы жили в палатках,
Мы песней задорной
Будили замёрзшие сны …
Лежат золотые пшеничные зёрна
Лежат на ладони страны.
Чтец:
За трактор впервые, ты помнишь, ровесник,
Мы сели в предутренней мгле.
И стало не меньше, чем звёзд в поднебесье
Огней на целинной земле.
Ведущий: За годы освоения целины в Казахстане было распахано 25 млн. га земли. В его степях выросли
такие совхозы, как Ленинградский, Севастопольский, Московский, Тихоокеанский, Киевский и многие
другие. Целину поднимали всей страной! Чтец: Целина – это степь, превращённая в хлебное поле,
Степь, распахнутая, как ладонь, материнской руки.
Целина – это сила сознанья и твёрдая воля.
Чтец:
Скажу, землемер, я от сердца всего:
Ты должен работой своею гордиться.
Ведь в центнере каждом целинной пшеницы –
Есть доля труда твоего
Ведущий: Эти люди стали Героями Социалистического труда:
Амангельды Искаков и Михаил Довжик,
Жансултан Демеев и Василий Химик,
Лернид Картоузов и Иван Иванов,
Кмшат Доненбаева и Мария Дьяченко,
Владимир Дитюк и Антонина Плахина. (слайды)
Чтец:
Иду по золотому дню,
Кругом поют степные травы,
Говорят первоцелинники:
1.Степные просторы,
Зелёные горы,
Крутые изгибы стремительных гор,
2.Багряные зори,
Пшеничное море,
Страды урожайной
Могучий разбег,
Песня: «Было такое, ребята!»
Хвала поднявшим целину,
Творящим хлебную державу!
Орлиные стаи и дали без края –
Казахстан золотой,
Ты вошёл в моё сердце навек.
Друзья трудовые,
Сердца огневые,
Казахстан золотой,
Ты вошёл в моё сердце навек!
Ведущий: Испытание хлебом на своём пути встретило не одно поколение. Об этом наша следующая
страница.
Страница 3. «Хлеб ВОВ»
Казалось, что конец Земли,
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё, он рядом гдето –
На Ленинград! на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под тёмным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду,
Так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Ведущий: Хлеб! Он был на вес золота, на вес человеческой жизни в блокадном Ленинграде. Небольшой
кусочек хлеба пополам с опилками, отрубями. Тот кусочек, что лежит сейчас под стеклом музейной
витрины. Сколько людей погибло, доставляя хлеб Дорогой жизни! (см. слайды)
Чтец: Рассказ о музее хлеба.
В государственном музее истории Ленинграда есть особый зал, блокадный. Чёрная стена, синие пол и
потолок, мягкий, скрывающий даже шорохи ковёр (см. слайд)
Дневник воспоминаний Тани Савичевой (см. слайды)
Говорят дети ленинградцев.
Моя мать пережила ленинградскую блокаду, это было такое голодное время, какого нельзя себе даже
представить.
Моя мать с той поры никогда не выбрасывает хлеб, даже чёрствый. Хлеб можно высушить, но нельзя
выбрасывать – этому каждая мать в Ленинграде с малолетства учит детей, которые, к счастью, не видели
блокады. Когда хлеб есть, мы его не замечаем. Хлеб мы всегда недооцениваем, когда, понятно, он есть. Так
же мы дышим воздухом, почти никогда не замечая его. Но попробуйте воздух у нас отобрать тогда
поневоле моментально заметим.
Вывод: Итак, хлеб – это воздух. Попробуйте воздух отнять вам станет плохо. А не будет хлеба, не будет и
жизни.
Чтец:
Хлеб!
Это будни и праздник.
Хлеб!
Это сказка и явь
Это пшеничное море,
неодолимое вплавь.
Небо колышут комбайны,
как на волне корабли…
Хлеб – это жизни основа,
Это основа Земли.
Страница 4 «Хлеб и современность»
Ведущий: Хлебная эпопея продолжается и сегодня.
Песня «Хлеб всему голова». Исполняет хор. 3 куплет
Помню, шагали мы с поля.
Знойное время – страда!
Тот, кто не вырастил колос,
знает ли цену труда?
Спины жара нам солила…
Только уверовал я:
Хлеб – это песня и сила,
Хлеб – это совесть моя. (Андрей Дементьев,
1982г.)
Чтец: Газета «Комсомольская правда» писала о драме, разыгравшейся в селе Демидовка, Херсонской
области. Загорелась пшеница. Огнь перешёл в наступление. Председатель оказался в огне. Тракторист,
рискуя жизнью, въехал на тракторе, когда пламя чуть ослабло. Но было поздно. Волна огня прошла прямо
над человеком. Он был ещё в сознании, но спасти Леонида Анатольевича Основнивкова уже не было никакой
возможности. Так, спасая хлеб, на боевом посту погиб человек. Это были 70е годы прошлого века. Такой же
случай произошёл и в одной из рязанских деревень. Там погиб 18летний Анатолий Мерзлов.
Ведущий: А память вновь обращает свой взор в годы войны сурового 1942 г. Както летом, недалеко от
деревни Марково., в Подмосковье, на краю пшеничного поля остановилась группа туристов. На другом конце
они увидели братскую могилу и пошли к ней. Прямо по ней, по пшенице. Ребята, это же хлеб! – укоризненно
заметил проходивший мимо местный житель Ю.В.Смирнов. Туристы отделались смехом и шутками. И тогда
прозвучала фраза, заставившая стать серьёзными лица. «Знаете ли вы, что здесь в войну погиб человек ради
спасения человек?»
И зазвучал рассказ, воскрешая страшные дни войны. Чтец: В деревне осталось 4 дома, остальные сожгли фашисты при отступлении. Питались впроголодь. Вся
надежда была на будущий урожай. И хотя фронт отошёл, мы часто наблюдали воздушные бои. И вот
однажды прямо над деревней разгорелась жаркая схватка. Два «Мессера» яростно наседали на наш «Як».
Вскоре один из «Мессеров» густо задымил и начал падать, а потом раздался взрыв, а воздушный бой
продолжался. Из мотора «Яка» вырвался дым. Под самолётом было ровное поле, вот это самое, и лётчик мог
спокойно сесть на него. Но в последнюю минуту он заметил, что тут растёт пшеница, и мы видели, как он
выровнял самолёт, стараясь перетянуть через него горящую машину. За полем самолёт сел, но места
оказалось недостаточно, и от резкого торможения самолет перевернулся.
Я одним из первых подбежал к самолёту. Лётчик был ещё жив. Он попросил нас приподнять хвост самолёта,
чтобы вылезти из кабины. Но мы не смогли этого сделать; слишком малы были. Лётчик понял, что наши
усилия бесполезны. Вотвот должен был взорваться бак...
«Бегите, ребята, скорее, прячьтесь!» закричал он. И как сейчас помню его последние слова: «Пшеницу
берегите!» Через минуту раздался взрыв.
Да, вот как случилось. Лето стояло жаркое. Если бы горящий самолёт опустился на поле, вся пшеница
сгорела бы на корню. А шёл 42ой год! И человек пожертвовал жизнью для спасения хлеба.
Ведущий: Поэтфронтовик К. Ваншенкин, узнав об этом случае, написал стихотворение, которое назвал
«Послесловие»:
И горящий, вырвавшись из боя,
Он на вираже своём крутом
Вдруг заметил поле под собою,
Спелую пшеницу под крылом.
Трудный хлеб сорок второго года
Видел под машиною пилот,
Весь характер нашего народа,
Что смотрел с надеждою вперёд.
Свет прошёл по дальним перелескам,
Грохотом хлестнуло по виску,
Видно, был он парнем деревенским,
Знавшим цену каждому куску.
Ведущий: Что же это за чудо, драгоценность, за которую люди отдавали и отдают жизнь?
В своём сочинении ученица 5 класса пишет: Это не чудо1 Это кормилец, воин, строитель .. Имя ему – Хлеб!
А какие сорта пшеницы выращивают у нас в Костанайской области?
Какие виды хлеба выпекают у нас в городе?
Чтец:
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова»
«Хлеб не только белый, серый,
сдобный, докторский, ржаной
Он еще, сказать примеру,
Трудовой и даровой.
Легкий – тяжкий,
Горький – сладкий,
Хлеб различен меж собой.
У него свои повадки.
У него характер свой…
Ведущий:
Много былей я знаю, весёлых и грустных.
И вот одна из них подходит к концу.
Завершается оно традиционным праздником во славу осени.
По русской народной традиции осенью русские люди отмечают праздник урожая, когда выращен и собран он
(выносят каравай хлеба).
Чтец:
Вы знаете, как пахнет хлеб,
Когда растёт и колосом звенит?
Вы знаете, как пахнет хлеб,
Когда его пекут, когда он на столе лежит?
В нём — рук тепло, в нём — радость жизни,
В нём — счастье мира и труда моей Отчизны. Песня (хор): «Хлеб всему голова», 4 куплет.
Использованная литература.
http://supertosty.ru/stihi/stih_30.html
Самоанализ воспитательного мероприятия.
Кл руководитель: Бычкова Н.М.
1.Наименование воспитательного мероприятия: Устный журнал «Хлеб всему голова»
2.Дата проведения октябрь
3.Место проведения – каб.№ 204
4.Класс, количество учащихся особенности данного контингента – 21, трое учащихся из группы
«Инклюзив.
5.Классный руководитель: Бычкова Н.М.
6.Определение мероприятия в системе воспитательной работы – по плану__
7.Определение формы и жанра – устный журнал
8. Конкретные педагогические цели и воспитательные задачи:
познакомить учащихся с историей появления хлеба, его значимостью, иметь прочные знания о мире и
ценностях в нём;
развивать познавательный интерес;
содействовать воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, любви к хлебу, труженику
хлебопашцу, родной земле.
9. 1 этап.
Планирование: был определён план работы над данным классным часом, проведена большая поисковая
работа в подборе материала
10. 2 этап. Организация подготовки мероприятия: были распределены роли, обозначены ответственные.
11. 3 этап. Проведение мероприятия (позиции учащихся, учителя):
Учащиеся были активными участниками проведения классного часа, учитель направлял, помогал учащимся. 12. 4 этап. Оценка результатов мероприятия: хорошо
13.
Рефлексия: Острова «Остров знаний и радости».
Степень достижения поставленных целей, задач, эффективность данной формы: поставленные
14.
цели достигнуты
15. Положительные, наиболее удачные моменты проведения мероприятия – данное мероприятие,
подготовка к нему, сблизило учащихся и учителей.
16. Неудачи, трудности в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия
не все учащиеся имеют хороший голос, поэтому был привлечён школьный хор, не все учащиеся могли прийти
в назначенный час на репетицию.
17. Наметить перспективы своей деятельности:
данная форма проведения, тема классного часа интересны. Учащиеся с удовольствием принимали участие в
подготовке и проведении данного мероприятия. Продолжить работу в данном направлении.
Внеклассное мероприятие по теме: "Чудо земли - хлеб!" (5-6 класс)
Внеклассное мероприятие по теме: "Чудо земли - хлеб!" (5-6 класс)
Внеклассное мероприятие по теме: "Чудо земли - хлеб!" (5-6 класс)
Внеклассное мероприятие по теме: "Чудо земли - хлеб!" (5-6 класс)
Внеклассное мероприятие по теме: "Чудо земли - хлеб!" (5-6 класс)
Внеклассное мероприятие по теме: "Чудо земли - хлеб!" (5-6 класс)
Внеклассное мероприятие по теме: "Чудо земли - хлеб!" (5-6 класс)
Внеклассное мероприятие по теме: "Чудо земли - хлеб!" (5-6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.