Поющий нерв эпохи
Оформление: занавес, в стороне стол со свечой, портрет В. Высоцкого, на середине сцены - стул, рядом гитара. Звучит песня. «Я не люблю фатального исхода».
Ведущие в черных водолазках и джинсах.
Ведущая (Зенушкина)
Владимир Высоцкий: Это имя и при жизни было легендой. А после смерти этим именем называют театры, корабли. В 1965 году астрономы Крымской обсерватории назвали открытую ими планету именем Владимира Высоцкого. Она значиться под номером 2374 в Международном каталоге планет.
Жизнь его короткая, но стремительная, пересекла небосклон человеческих судеб сияющим метеоритом. Он много раз умирал, но вновь воскресал. Не умел жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ.
"Поющий нерв эпохи", - так называл Высоцкого поэт Е.Евтушенко.
Высоцкий жил, как и пел, с таким напором, с такой отдачей, и шел навстречу своей судьбе что не надо гадать, какое у него было сердце. Он осуществлял мечту каждого человека - выразиться полностью, всем существом сразу.
Ведущий (Навоев)
Я весь в свету, доступен всем глазам,-
Я приступил к привычной процедуре:
Я к микрофону встал как к образам...
Нет-нет, сегодня - точно к амбразуре.
И микрофону я не по нутру -
Да, голос мой любому опостылит,-
Уверен, если где-то я совру -
Он ложь мою безжалостно усилит.
Ведущая:
При жизни Высоцкого было много слухов о нем, много лжи, выдумок. А каким же был Высоцкий? Владимир Высоцкий родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
«На Большом Каретном» песня. Студенческое фото. Песня с залом. (Дмитрий Сергеевич)
Ведущий:
Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.
Ведущая:
Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем.
Белый аист московский
На белое небо взлетел,
Черный аист московский
На черную землю спустился.
Ведущий:
Так сказал о Вл. Высоцком его собрат по гитаре – Булат Окуджава. Мы цитируем их в связи с одним словом – московский. Говоря об истоках таланта Высоцкого, нельзя не сказать о той среде, в которой он жил – о Москве.
Ведущая:
Итак, Москва, начала 50-х годов. Подрастает поколение, детство которых связано с войной. Войны они не видели, но она была рядом. На нее уходили отцы, братья. В таком возрасте война воспринимается как очень романтичное и героическое.
Ведущий:
Все жили вровень, скромно так,
Система коридорная,
На тридцать восемь комнаток
Всего одна уборная.
Там зуб на зуб не попадал,
Не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал,
Почем она копеечка…
О Великой Отечественной войне
Ведущая: Важное место в творчестве Высоцкого занимают песни и стихи о Великой Отечественной войне. Когда началась война, ему было всего три года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто это он сам тяжело раненый, лежал в госпитале, как будто это он сам, много повидавший и изведавший воин, шагнул в бой… С жестокостью и бессмысленностью войны как таковой Высоцкий спорил не на уровне абстрактных деклараций и лозунгов, а путем художественного исследования трагический судьбы одного отдельно взятого человека. В его песнях звучит философски обобщенное неприятие всех и всяческих войн, и в то же время вера в неистребимость жизни...
Стихотворение «Письмо перед боем»
Полчаса
до атаки,
Скоро снова под танки,
Снова слушать разрывов концерт.
А бойцу молодому
Передали из дому
Небольшой голубой треугольный конверт.
И как будто не здесь ты,
Если почерк невесты
Или пишут отец твой и мать,
Но случилось другое —
Видно, зря перед боем
Поспешили солдату письмо передать.
Там стояло сначала:
"Извини, что молчала,
Ждать не буду" — и всё, весь листок.
Только снизу приписка:
"Уезжаю не близко,
Ты ж спокойно воюй и прости, если что".
Вместе с первым разрывом
Парень крикнул тоскливо:
"Почтальон, что ты мне притащил?!
За минуту до смерти
В треугольном конверте
Пулевое ранение я получил!"
Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее,
Он разрывов беречься не стал.
И в бою под Сурою
Он обнялся с землёю,
Только — ветер обрывки письма разметал.
И в бою над Сурою
Он обнялся с землёю,
Только — ветер обрывки письма разметал.
Ведущий: Высоцкий сумел слить в соей поэтической судьбе десятки профессиональных судеб. И одной из первых таких судеб была судьба его отца, кадрового офицера, прошедшего тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Отец говорил про сына: «По-моему, главное в нем то, что рос он, окруженный людьми простыми и честными, прошедшими через войну – настоящими людьми»
Звучит песня «Он не вернулся из боя»
Ведущая: Песни Высоцкого о войне – это прежде всего песни настоящих людей. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверять и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
Цикл стихотворений «О горах»
Ведущий: С военным циклом связан другой крупный цикл – о горах. Борьба со стихией сближает людей; только в таких условиях может родится настоящая дружба. Песни Высоцкого - это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых...Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут, “значит, как на себя самого положись на него...”
Звучит "Песня о друге" В.Высоцкого.
Ведущая: Дружба - это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли:Это просто желание узнавать друг о друге, что - то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что вот мой друг здоров, и пускай себе здравствует.
Эта песня написана для кинофильма «Вертикаль Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой
Ведущий: Есть у Высоцкого и другие стихи и песни, в которых звучит острая сатира на современность. Есть у Владимира Высоцкого и песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем еще не поставленных и более того – никем не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! Он торопился, примиряя на себе одежды, характеры и судьбы людей – смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных.
Ведущая: Апрель 1964 г. Владимир пришёл работать в Театр драмы и комедии на Таганке. Театр был его призванием, а Высоцкий – неповторимым актёром. Он абсолютно владел залом, был хозяином сцены, обладал удивительной энергией, которая, как луч сильного прожектора, била в зал. Драгунский офицер, Янг Сун, Галилей, Хлопуша, Свидригайлов, Лопахин… И заветная вершина творчества – Гамлет!
Ведущий: Высоцкий не только играл в театре, но и снимался в кино. Известны его актерские работы в картинах “Хозяин тайги”, “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”, “Вертикаль”, “Опасные гастроли”, “Служили два товарища”, “Интервенция”, “Короткие встречи”. Особую популярность Высоцкому - киноактеру принесли две роли в телевизионных фильмах - Жеглова (“Место встречи изменить нельзя”) и Дона Гуана (“Маленькие трагедии”). А за лучшее исполнение мужской роли в фильме “Плохой хороший человек” ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Италии. Ведь Высоцкий не просто играл, он еще и пел.
Ведущая: Есть у Высоцкого и ряд сатирических песен, юмористических песен-сказок.
А юмор Владимира Высоцкого бесподобный, то по-юношески бесшабашный, то сказовый
и очень смешной, то – юмор непоправимой ошибки.
Юмор Высоцкого неотделим от стихии игры, он
разыгрывает свои песни. Он создал в своих песнях целый театр людей.
Исценировка «Диалог перед телевизором».
Ведущий: Владимир Семенович сам всегда был в хорошей спортивной форме и призывал всех к движению. Давайте вместе с ним займемся утренней гимнастикой.
Танец под песню «Утренняя гимнастика».
О любови
Ведущая: Высоцкий - лирик... Высоцкий и любовь...
Ведущий:
Я
поля влюбленным постелю
-Пусть поют во сне и наяву!...
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!
Ведущая: В 1967 году в жизнь Высоцкого вошла Марина Влади, известная французская актриса русского происхождения, покорившая всех зрителей своей красотой и талантом. Любовь, вспыхнувшая не сразу, но крепнущая день ото дня, обогатила обоих. Когда Марины нет в Москве - телефонный роман с Парижем: “Стала телефонистка мадонной...”
Песня «Ноль семь» . На фоне слайды с Мариной Влади.
Ведущий: Париж — город-сказка, город-мечта... Город любви. А для него мука, тоска и грусть от разлук и ожиданий... И лишь слабая надежда на встречу.
Ведущая: Это была красивая, длившаяся много лет, духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп - вдвоем трудно так быстро нестись по жизни. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: “Я жив 12 лет тобою...”
Выходит Марина Влади (Вязникова), с платком в руках. (Девушка, перебирая в руках платок, идет к стулу): «… Ты читал мне эти стихи всего один раз, и они отпечатались у меня в памяти…»
(Кутаясь в платок, произносит, как будто вспоминая):
«…В ночной тишине я закрываю глаза и словно прокручиваю фильм об этих проклятых месяцах. Наши тяжелые телефонные разговоры, твои многодневные отсутствия и преступный отказ в визе. Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер». Тебя придавил этот лед…»
(Садится на стул, берет в руки гитару, словно обнимая. В зале приглушают свет).
(Звучит голос Высоцкого):
И снизу лед и сверху – маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там за дело, в ожидании виз.
Лед надо мною – надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой храним.
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед Ним.
Ведущая: 25 июля 1980 года поэта не стало.
Ведущий: Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения
о смерти не было – в это время проходила московская Олимпиада. Только над
окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер
Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет – каждый хранит его у
себя как реликвию…
Ведущая: Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и
питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями,
киноролями, песнями…
Читают уч-ся:
Спасибо, друг, что
посетил последний мой приют!
Постой один среди могил — послушай бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил!
Как расширялась грудь!
Теперь ни голоса, ни сил, чтоб губы разомкнуть!
И воскресают,
словно сон, былые времена.
И в хриплый мой магнитофон влюбляется страна!
Я пел и грезил, и творил, я многое сумел!
Какую женщину любил! Каких друзей имел!
Прощай, Таганка и
кино, и весь зеленый мир!
В могиле страшно и темно, вода течет из дыр...
Спасибо, друг, что посетил приют последний мой!
Мы все здесь узники могил, а ты пока живой!
За все, чем дышишь и живешь — зубами, брат, держись!
Когда умрешь, тогда поймешь, какая штука жизнь!
Прощай! Себя я пережил в кассете “Маяка”,
А песни, что для всех сложил, переживут века.
Ведущая: При жизни Высоцкому явно недодали – и официального признания, и заслуженных почестей, и просто общественного внимания. Но феноменальность судьбы и творческого результата Высоцкого в том и состоит, что, испытав на себе всю мощную силу механизма торможения, поэт сумел выстоять, сказать свое слово, спеть свою песню, не поддаться ни нажиму ни страху, назло!
Ведущий: Два десятилетия на границе между песней и театром. Ровно сорок два с половиной года вместили в себя сотни стихотворений, почти тысячу песен, десятки ролей в театре и кино, бесчисленные концерты и выступления.
В. Высоцкий. Поэт. Актер. Певец. Талантливая ЛИЧНОСТЬ, талантлив во всем. Поющий нерв эпохи!
Все участники выходят на сцену. Звучит песня «Я, конечно, вернусь»
Музыка затихает. На фоне музыки идут слова (Вязникова):
Существует такое понятие — судьба. Оно не вполне совпадает с представлениями о реальной жизни человека. Жизнь Высоцкого кончилась. Но судьба, которая шире и больше его жизни, только еще разворачивается. Размышляя о ней, мы оглядываемся не назад, но вокруг, смотрим не на одного человека, а на многих и на самих себя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.