Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"
Оценка 4.7
Мероприятия
doc
обществознание
9 кл—11 кл
22.04.2017
«Невозможно говорить о судьбе России, не определив отношения России и к Западу, и к Востоку…» - с этими словами можно полностью
согласиться.
На занятии ученики приходят к выводу, более глубокому и важному в контексте сегодняшнего времени: «Что же касается влияния, оказываемого самой Россией как на Восток, так и на Запад, то эта проблема, почти не замечаемая и неосознанная сегодня, в будущем, несомненно, приобретет огромное значение». На занятии в процессе эвристической беседы ребята говорят и о современной ситуации в мире, и о патриотизме, и о гордости за свою страну.
внеклассное мероприятие.doc
Стенгач Людмила Николаевна,
руководитель секции «КЛИО»
УНО МБОУ «Лицей «Дубна» города Дубны
Московской области»
Тема занятия: Россия: Восток или Запад …?
Цель: Продолжить формирование и развитие
аналитических способностей при работе с
дополнительной литературой, навыки
логического и образного мышления учащихся.
Задачи:
1.Помочь ученикам правильно сориентироваться
во множестве взглядов на проблему.
2.Воспитание уважительного отношения к истории
своей страны, воспитание патриотизма и толерантности.
3.Формирование навыка сравнения и синтеза при работе
с дополнительной литературой.
Ход занятия:
«Невозможно говорить о судьбе России, не
определив отношения России и к Западу,
и к Востоку…» (В.Малявин, философ)
I. Учитель:
Ребята, я приветствую вас на нашем не совсем обычном занятии по теме: «Россия: Восток – Запад»
Все мы любим свою Родину и нам далеко не безразлична судьба нашей России и ее будущее.
Тема сегодняшнего урока завершает раздел «На пути к современной цивилизации». Вы уже
разобрали вопрос о месте России в цивилизационном процессе с точки зрения однолинейности и
многолинейности исторического процесса, познакомились с мнением С.Соловьева, Н.Данилевского,
П.Милюкова и проанализировали их слова о судьбе и месте России…
Но вы так и не пришли к однозначному выводу о том, где же это место.
Нет единой точки зрения на этот вопрос у мыслителей.
Помните?
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить…»
Так писал Ф.Тютчев.
Но это он, великий русский поэт, мог позволить себе
не понять, а мы, как начинающие исследователи,
попытаемся понять свою Россию умом, не меряя ее
общим аршином. Мы попытаемся ответить на вопрос
«Кто наша Родина: Восток или Запад?» А может… Ну,
не будем забегать вперед.
Прежде, чем мы начнем наш коллоквиум, давайте
вспомним основные черты Восточной и Западной
цивилизаций. (Фронтальный беглый опрос учеников)
Может быть мы чтото забыли? (смотрим таблицу на
слайде) Восточная цивилизация
общинный или государственный характер
собственности
колоссальная роль государства в экономике
политический режим – деспотический или
авторитарный
внешние связи ограничены
общественные связи вертикальные
коллективизм – способ существования
человека
общественное сознание харизматично,
лидеры обожествляются
общество относительно статично
Западная цивилизация
многообразие форм собственности при их
равной защите
государство – «ночной сторож» на рынке
политический режим – демократический (нормы
римского права)
общество открыто для взаимообмена
общественные связи горизонтальные
эгоизм и власть личных интересов – основа
существования человека
общественное сознание «расколдовано» от
власти авторитетов
общество находится в постоянном развитии
Известный современный философ Андрей Иванов говорил:
«Если мы победим в битве за Великую Россию – в мире не будет проигравших; если мы ее
проиграем – в мире не будет победителей…»
Правда, не простая мысль? Запомните ее, мы к ней еще сегодня вернемся, чуть позже. Возможно,
тогда она станет для вас понятнее.
Я просила вас познакомиться с работами некоторых российских философов по нашему вопросу
«Россия: Восток или Запад…?», подумать над их мыслями, согласиться или не согласиться с ними.
Сегодня мы и подведем итог этой работы, попытаемся ответить на вопросы:
Кто же наша Россия? Где ее место? И так ли уж важно это место в мире определить?
Итак, мы начинаем наш коллоквиум.
II. Коллоквиум.
«Россия: Восток или Запад…?»
Давайте послушаем сторонников точки зрения о том, что Россия относится к восточным
цивилизациям. (А.Панарин) А как считаете вы? Какие восточные черты есть в России?
Значит, мы – восточная цивилизация?
Что по этому поводу могут сказать сторонники западной принадлежности России?
А что думаете вы?
Какие западные черты цивилизационного развития видим мы в России?
Тогда кто же мы?
( Ученики высказывают свою точку зрения на проблему, заявленную в названии темы, опираясь на
прочитанную дома литературу и цитаты из работ различных авторов, полученные от учителя на
дом).
Учитель встает перед таблицей «Особенности восточной и западной цивилизаций»: «Смотрите, и
здесь есть черты России, и здесь… Что делать? Как выбрать? От какой руки отказаться?»
Может быть, есть другое решение дилеммы? Что говорили об этом философы: Н.Бердяев,
Ф.Достоевский, И.Солоневич, В.Малявин, А.Гулыга, А.Иванов?
Ученики начинают говорить о «третьем пути развития цивилизации – чисто русском.
Цитаты для работы:
Наряду с западной цивилизацией принято говорить о мусульманской,
индобуддийской, конфуцианскобуддийской (китайской) и других. И
только наше отличие от Запада подается как изгойский знак отверженности и отсталости, исторической незадачливости и
культурной несостоятельности. Наши западники обречены презирать
Россию, ибо, отказывая ей в специфической цивилизационной
идентичности, они прилагают к ней западный эталон и винят за
несоответствие этому эталону.
(Александр Панарин)
Таким образом, вопрос о цивилизационной идентичности России, о ее
праве быть не похожей на Запад, иметь собственное призвание, судьбу и
традицию, на наших глазах превращается в вопрос о нашем праве на
существование вообще, о национальном бытии как таковом.
(А.Панарин)
ни этнические,
В отличие от других стран, в основание выделения и определения
русского идеального национального "Я" не могут быть положены ни
территориальногеографические,
ни церковно
религиозные, ни государственнополитические признаки. При всей
важности их учета для понимания того, что есть "Россия" и
"русскость", наше национальнокультурное "ядро" несводимо ни к
одному из этих начал и из них невыводимо. Россия представляет собой
уникальный культурногеографический МИРМАТЕРИК, соборно и
ненасильственно единящий различные народы и национальные традиции
(Андрей Иванов)
Россия не есть некая географическая евроазиатская химера, чья
цивилизационная специфика определяется эклектическим сочетанием
противоположных идей, традиций, хозяйственных укладов и верований.
Совсем наоборот: расположенная на перепутье между буржуазно
техногенной рационалистической цивилизацией Запада и общинно
земледельческой интуитивносозерцательной цивилизацией Востока и
органически впитавшая в себя достижения этих противоположных
культурногеографических миров,
Россия приобрела глубоко
самобытные черты цивилизационного бытия.
(Андрей Иванов)
"Русская душа... гений народа русского, может быть, наиболее способны
из всех народов вместить в себя идею всечеловеческого единения, трезвого взгляда,
братской любви,
прощающего враждебное,
различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия" (9).
Это – Достоевский. Его позицию можно сравнить с позицией Ивана
Солоневича: "Русская национальная идея всегда перерастала племенные
рамки и становилась сверхнациональной идеей,
как русская
государственность всегда была сверхнациональной государственностью"
(10). А вот мнение Бердяева: "Русский народ не чисто европейский и не
чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный
ВостокоЗапад, она соединяет два мира; всегда в русской душе боролись
два начала – восточное и западное" (11).
(Арсений Гулыга)
Русская нация полиэтнична, имеет много корней. Поэтому она так
многочисленна. Русская нация вообще – не родство "по крови", важно
здесь – не происхождение, а поведение, тип культуры. Русским можно
не родиться, важно стать. Но вовсе не обязательно становиться. В
России множество народов, но русских всегда отличала национальная
терпимость, именно она превратила Россию в мощное государство,
каким была наша страна в течение веков. Хватит болтать об
отсталости России! Наша родина была цветущей страной, опорой
европейской культуры. Кто кормил Европу хлебом? Кто дал Европе
лучшую литературу? Кто спас Европу от нашествий Наполеона и
Гитлера? Русских славили – в начале прошлого века немцы, французы –
в середине нынешнего. Так проникнемся же гордостью за нашу родину,
возлюбим ее, сделаем все для ее возрождения.
(Арсений Гулыга)
Россия как "субъект" должна быть рассматриваема, таким образом, в
двух плоскостях: вопервых, в плане современной критики цивилизации и
критики современной цивилизации и, вовторых, в плане взаимодействия
цивилизаций Востока и Запада. Без учета двух этих факторов всякая
характеристика российской действительности будет заведомо неполной и
неадекватной. Невозможно говорить о судьбе России, о "русской идее", не
определив отношения России и к Западу, и к Востоку. Что же касается
влияния, оказываемого самой Россией как на Восток, так и на Запад, то
эта проблема, почти незамечаемая и не осознанная сегодня, в будущем,
несомненно, приобретет огромное значение. Но прежде чем обратиться к
России, попробуем определить, о каких, собственно, типах культуры идет
речь, когда мы сопоставляем Запад и Восток?
чтобы научиться жить в неоднородном и,
Главная задача русских людей в ближайшем будущем будет состоять в
том,
более того,
иерархизированном обществе, где все внешнее будет служить лишь защитой
и опорой внутреннего, где дерзания духа не будут подавлять чувство
(В.Малявин) причастности к телу Одного Человека. В конце концов, только свобода от
внешнего даст нам свободу жить во внешнем мире. В России не нужно
ничего менять. Нужно только помочь русскому сердцу осознать свою
ТАЙНУЮ СВОБОДУ... Русская "косность" должна когданибудь сойтись с
русской "удалью".
(В.Малявин)
III. Какой вывод можем мы сделать из всего услышанного?
Давайте вернемся к цитате А.Иванова…
Теперь она стала вам понятнее? Так чего же
лишиться мир, потеряв Великую Россию? В чем ее
уникальность и величие?
Ответ:
Третий путь.
Уникальность России не в богатстве, не в
деловитости, не в традиционности и не в
сакральности… Только Россия смогла соединить в
себе и гармонизировать две цивилизации,
одновременно обогатив и ту и другую. В этом
особое предназначение России, которое мы не
можем утерять. Так надо ли нам стремиться быть
Востоком или Западом? Может быть лучше всего
оставаться просто Россией?
Что говорил об этом А.Иванов?
«Расположенная на перепутье между буржуазнотехногенной рационалистической цивилизацией
Запада и интуитивносозерцательной цивилизацией Востока и органически впитавшая в себя
достижения этих противоположных культурногеографических миров, Россия приобрела глубоко
самобытные черты цивилизационного бытия».
IV. Я предложила вам выбрать еще одну форму домашнего задания: выложить ваши размышления
по теме «Россия: Восток или Запад? » в художественной форме, в форме философского рисунка.
Кто решился на это? Давайте посмотрим, что получилось у ребят.
Защита философских рисунков.
V. Учитель:
Помните, в начале урока у нас появился эпиграф:
«Невозможно говорить о судьбе России, не определив отношения России и к Западу, и к
Востоку…»
автор продолжил его словами, с которыми мы сейчас уже можем полностью согласиться:
«Что же касается влияния, оказываемого самой Россией как на Восток, так и на Запад,
то эта проблема, почти не замечаемая и неосознанная сегодня, в будущем, несомненно,
приобретет огромное значение».
Спасибо!
Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"
Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"
Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"
Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"
Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.