Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
обществознание
9 кл—11 кл
22.04.2017
Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"
«Невозможно говорить о судьбе России, не определив отношения России и к Западу, и к Востоку…» - с этими словами можно полностью согласиться. На занятии ученики приходят к выводу, более глубокому и важному в контексте сегодняшнего времени: «Что же касается влияния, оказываемого самой Россией как на Восток, так и на Запад, то эта проблема, почти не замечаемая и неосознанная сегодня, в будущем, несомненно, приобретет огромное значение». На занятии в процессе эвристической беседы ребята говорят и о современной ситуации в мире, и о патриотизме, и о гордости за свою страну.
внеклассное мероприятие.doc
Стенгач Людмила Николаевна,  руководитель секции «КЛИО»  УНО   МБОУ   «Лицей   «Дубна»   города   Дубны Московской области» Тема занятия: Россия: Восток  или  Запад …? Цель: Продолжить формирование и развитие  аналитических способностей при работе с  дополнительной литературой, навыки  логического и образного мышления учащихся. Задачи:  1.Помочь ученикам правильно сориентироваться  во множестве взглядов на проблему.  2.Воспитание уважительного отношения к истории  своей страны, воспитание патриотизма и толерантности. 3.Формирование навыка сравнения и синтеза при работе  с дополнительной литературой. Ход занятия: «Невозможно говорить о судьбе России, не определив отношения России и к Западу,  и к Востоку…» (В.Малявин, философ) I. Учитель: Ребята, я приветствую вас на нашем не совсем обычном занятии по теме: «Россия: Восток – Запад»  Все мы любим свою Родину и нам далеко не безразлична судьба нашей России и ее будущее.  Тема   сегодняшнего   урока   завершает   раздел   «На   пути   к   современной   цивилизации».   Вы   уже разобрали вопрос о месте России в цивилизационном процессе с точки зрения однолинейности и многолинейности исторического процесса, познакомились с мнением С.Соловьева, Н.Данилевского, П.Милюкова и проанализировали их слова о судьбе и месте России… Но вы так и не пришли к однозначному выводу о том, где же это место.  Нет единой точки зрения на этот вопрос у мыслителей.  Помните? «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить,  У ней особенная стать: В Россию можно только верить…» Так писал Ф.Тютчев. Но это он, великий русский поэт, мог позволить себе не   понять,   а   мы,   как   начинающие   исследователи, попытаемся  понять свою Россию умом, не меряя ее общим аршином. Мы попытаемся ответить на вопрос «Кто наша Родина: Восток или Запад?» А может… Ну, не будем забегать вперед. Прежде,   чем   мы   начнем   наш   коллоквиум,   давайте вспомним   основные   черты   Восточной   и   Западной цивилизаций. (Фронтальный беглый опрос учеников) Может быть мы что­то забыли? (смотрим таблицу на слайде) Восточная цивилизация  общинный   или   государственный   характер собственности колоссальная роль государства в экономике политический   режим   –   деспотический   или авторитарный внешние связи ограничены общественные связи вертикальные коллективизм   –   способ   существования человека общественное   сознание   харизматично, лидеры обожествляются общество относительно статично Западная цивилизация  многообразие   форм   собственности   при   их равной защите государство – «ночной сторож» на рынке политический режим – демократический (нормы римского права) общество открыто для взаимообмена общественные связи горизонтальные  эгоизм   и   власть   личных   интересов   –   основа существования человека общественное   сознание   «расколдовано»   от власти авторитетов общество находится в постоянном развитии  Известный современный философ Андрей Иванов говорил:  «Если мы победим в битве за Великую Россию – в мире не будет проигравших; если мы ее проиграем – в мире не будет победителей…» Правда, не простая мысль? Запомните ее, мы к ней еще сегодня вернемся, чуть позже. Возможно, тогда она станет для вас понятнее. Я просила вас познакомиться с работами некоторых российских философов по нашему вопросу «Россия: Восток или Запад…?», подумать над их мыслями, согласиться или не согласиться с ними. Сегодня мы и подведем итог этой работы, попытаемся ответить на вопросы: Кто же наша Россия? Где ее место? И так ли уж важно это место в мире определить? Итак, мы начинаем наш коллоквиум. II. Коллоквиум. «Россия: Восток или Запад…?» Давайте   послушаем   сторонников   точки   зрения   о   том,   что   Россия   относится   к   восточным цивилизациям. (А.Панарин) А как считаете вы? Какие восточные черты есть в России? Значит, мы – восточная цивилизация?  Что по этому поводу могут сказать сторонники западной принадлежности России?  А что думаете вы?  Какие западные черты цивилизационного развития видим мы в России? Тогда кто же мы?  ( Ученики высказывают свою точку зрения на проблему, заявленную в названии темы, опираясь на прочитанную дома литературу и цитаты из работ различных авторов, полученные от учителя на дом). Учитель встает перед таблицей «Особенности восточной и западной цивилизаций»: «Смотрите, и здесь есть черты России, и здесь… Что делать? Как выбрать? От какой руки отказаться?»  Может   быть,   есть   другое   решение   дилеммы?   Что   говорили   об   этом   философы:   Н.Бердяев, Ф.Достоевский, И.Солоневич, В.Малявин, А.Гулыга, А.Иванов? Ученики начинают говорить о «третьем пути развития цивилизации – чисто русском. Цитаты для работы: Наряду  с западной цивилизацией принято говорить о мусульманской, индо­буддийской,   конфуцианско­буддийской   (китайской)   и   других.   И только   наше   отличие   от   Запада   подается   как   изгойский   знак отверженности   и   отсталости,   исторической   незадачливости   и культурной   несостоятельности.  Наши западники  обречены  презирать Россию,   ибо,   отказывая   ей   в   специфической  цивилизационной идентичности,   они   прилагают   к   ней   западный   эталон   и   винят   за несоответствие этому эталону.  (Александр Панарин) Таким образом, вопрос о цивилизационной идентичности России, о ее праве быть не похожей на Запад, иметь собственное призвание, судьбу и традицию, на наших глазах превращается в вопрос о нашем праве на существование вообще, о национальном бытии как таковом.  (А.Панарин)   ни   этнические, В   отличие   от   других   стран,   в   основание   выделения   и   определения русского идеального национального "Я" не могут быть положены ни территориально­географические,   ни   церковно­ религиозные,   ни   государственно­политические   признаки.   При   всей важности   их   учета   для   понимания   того,   что   есть   "Россия"   и "русскость",   ­   наше   национально­культурное   "ядро"   несводимо   ни   к одному из этих начал и из них невыводимо. Россия представляет собой уникальный   культурно­географический   МИР­МАТЕРИК,   соборно   и ненасильственно единящий различные народы и национальные традиции                                                                                           (Андрей Иванов) Россия   не   есть   некая   географическая   евроазиатская   химера,   чья цивилизационная специфика определяется эклектическим сочетанием противоположных идей, традиций, хозяйственных укладов и верований. Совсем   наоборот:   расположенная   на   перепутье   между   буржуазно­ техногенной   рационалистической   цивилизацией   Запада   и   общинно­ земледельческой интуитивно­созерцательной цивилизацией Востока и органически   впитавшая   в   себя   достижения   этих   противоположных культурно­географических   миров,   Россия   приобрела   глубоко самобытные черты цивилизационного бытия.                                        (Андрей Иванов) "Русская душа... гений народа русского, может быть, наиболее способны из   всех   народов   вместить   в   себя   идею   всечеловеческого   единения, трезвого   взгляда, братской   любви,   прощающего   враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия" (9). Это – Достоевский. Его позицию  можно сравнить с позицией Ивана Солоневича: "Русская национальная идея всегда перерастала племенные рамки   и   становилась   сверхнациональной   идеей,   как   русская государственность всегда была сверхнациональной государственностью" (10). А вот мнение Бердяева: "Русский народ не чисто европейский и не чисто   азиатский   народ.   Россия   есть   целая   часть   света,   огромный Востоко­Запад, она соединяет два мира; всегда в русской душе боролись два начала – восточное и западное" (11).  (Арсений Гулыга) Русская   нация   полиэтнична,   имеет   много   корней.   Поэтому   она   так многочисленна. Русская нация вообще – не родство "по крови", важно здесь – не происхождение, а поведение, тип культуры. Русским можно не   родиться,   важно   стать.   Но   вовсе   не   обязательно   становиться.   В России множество народов, но русских всегда отличала национальная терпимость,   именно   она   превратила   Россию   в   мощное   государство, каким   была   наша   страна   в   течение   веков.   Хватит   болтать   об отсталости   России!   Наша   родина   была   цветущей   страной,   опорой европейской   культуры.   Кто   кормил   Европу   хлебом?   Кто   дал  Европе лучшую   литературу?   Кто   спас   Европу   от   нашествий   Наполеона   и Гитлера? Русских славили – в начале прошлого века немцы, французы – в середине нынешнего. Так проникнемся же гордостью за нашу родину, возлюбим ее, сделаем все для ее возрождения.   (Арсений Гулыга) Россия как "субъект" должна быть рассматриваема, таким образом, в двух плоскостях: во­первых, в плане современной критики цивилизации и критики современной цивилизации и, во­вторых, в плане взаимодействия цивилизаций   Востока   и   Запада.   Без   учета   двух   этих   факторов   всякая характеристика российской действительности будет заведомо неполной и неадекватной. Невозможно говорить о судьбе России, о "русской идее", не определив отношения России и к Западу, и к Востоку. Что же касается влияния, оказываемого самой Россией как на Восток, так и на Запад, то эта проблема, почти незамечаемая и не осознанная сегодня, в будущем, несомненно, приобретет огромное значение. Но прежде чем обратиться к России, попробуем определить, о каких, собственно, типах культуры идет речь, когда мы сопоставляем Запад и Восток?   чтобы   научиться   жить   в   неоднородном   и, Главная   задача   русских   людей  в  ближайшем   будущем   будет   состоять   в том,   более   того, иерархизированном обществе, где все внешнее будет служить лишь защитой и   опорой   внутреннего,   где   дерзания   духа   не   будут   подавлять   чувство  (В.Малявин) причастности к телу Одного Человека. В конце концов, только свобода от внешнего   даст   нам   свободу   жить   во   внешнем   мире.   В   России   не   нужно ничего   менять.   Нужно   только   помочь   русскому   сердцу   осознать   свою ТАЙНУЮ СВОБОДУ... Русская "косность" должна когда­нибудь сойтись с русской "удалью".  (В.Малявин)  III. Какой вывод можем мы сделать из всего услышанного? Давайте вернемся к цитате А.Иванова… Теперь   она   стала   вам   понятнее?   Так   чего   же лишиться мир, потеряв Великую Россию? В чем ее уникальность и величие? Ответ: Третий путь.   Уникальность   России   не   в   богатстве,   не   в деловитости,   не   в   традиционности   и   не   в сакральности… Только Россия смогла соединить в себе   и   гармонизировать   две   цивилизации, одновременно   обогатив   и   ту   и   другую.   В   этом особое   предназначение   России,   которое   мы   не можем утерять. Так надо ли нам стремиться быть Востоком или Западом? Может быть лучше всего оставаться просто Россией?  Что говорил об этом А.Иванов? «Расположенная   на   перепутье   между   буржуазно­техногенной   рационалистической   цивилизацией Запада   и   интуитивно­созерцательной   цивилизацией   Востока   и   органически   впитавшая   в   себя достижения этих противоположных культурно­географических миров, Россия приобрела глубоко самобытные черты цивилизационного бытия». IV. Я предложила вам выбрать еще одну форму домашнего задания: выложить ваши размышления по теме «Россия: Восток или Запад? » в художественной форме, в форме философского рисунка. Кто решился на это? Давайте посмотрим, что получилось у ребят. Защита философских рисунков. V. Учитель: Помните,  в начале урока у нас появился эпиграф:   «Невозможно говорить о судьбе России, не определив отношения России и к Западу, и к Востоку…»  ­   автор продолжил его словами, с которыми мы сейчас уже можем полностью согласиться:  «Что же касается влияния, оказываемого самой Россией как на Восток, так и на Запад, то эта проблема, почти не замечаемая и неосознанная сегодня, в будущем, несомненно, приобретет огромное значение». Спасибо!

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"

Внеклассное мероприятие "Россия: Восток или Запад?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017